Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие во 2 классе на тему: Весна

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы. Лёгким шагом шла Весна"
Автор: Завалишина Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов «МКОУ СШ №1 имени А. М. Горького городского округа город Фролово»

Описание: данная разработка внеклассного мероприятия будет полезна воспитателям детских садов, учителям начальных классов, воспитателям ГПД для проведения праздника, посвящённому встрече Весны, прилёту первых птиц.

Цели: систематизировать знания об изменениях в природе с приходом весны, воспитывать у детей чувство ответственности за судьбу птиц, вызывать желание заботиться о них.

Задачи:
- развивать внимание, память, мышление;
- расширить кругозор учащихся;
- воспитывать чувство уважения и бережное отношение к родной природе;
- интересно и с пользой провести время.

Оборудование и материалы:
празднично оформлена сцена: дерево Дуб – желтые листья из бумаги, бревнышко, на детях шапочки с изображением героев, которых они представляют, конверт с письмом на дереве.
Ход мероприятия
1. Солнце, словно янтарь, засияло,
Вновь укутало землю теплом.
И из снежного одеяла
Ручейки побежали кругом.

2. Легким шагом, пройдя по тропинкам,
К лесу мрачному вышла Весна
И своею зелёной косынкой
Все деревья покрыла она.

3. На ветвях, где снежинки лежали,
Изумрудом блеснула листва,
А внизу на земле прорастала
Молодая трава-мурава.

4. Всё вокруг было весело, звонко,
Ветерок не смолкал допоздна.
А в тени сосною тихонько
Облегченно вздохнула Весна.

Весна: Вы обо мне, а вот и я!
Я – Весна - красна, бужу землю ото сна, наполняю соком почки, на полях ращу цветочки, прогоняю с речки лёд, светлым делая восход. Всюду в поле и в лесу – людям радость я несу…
- Разгадайте, ребятки, мои загадки:
1. Зимой на земле лежал, весной в речку убежал (снег).
2.Похож я с виду на горох, где я пройду – переполох (град).
3. Голубой шатер всю землю покрыл (небосвод).
4.Неизвестно, где живет, налетит – деревья гнет,
засвистит – по речке дрожь, озорник, а не уймешь (ветер).
5. Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет (мороз).
- Молодцы, правильно ответили вы на мои вопросы.

Лесовичок: - Здравствуй, девица-Весна! Здравствуйте, детишки. Я – Лесовичок, недавно прошёлся по весеннему лесу, и вот какие разговоры услышал.

Верба: - Послушай, Дубочек… Я проснулась и не понимаю - сейчас весна или осень?!
Дуб: - Конечно, Вербочка, весна. Ранняя, но весна.
Верба: - А почему же ты стоишь в желтых листьях, как осенью?
Дуб: - Ты ещё махонькая, оттого и не знаешь. Я не простой Дуб, а зимний. На зиму листья не сбрасываю, в золотой шубе красуюсь. А листопад у меня весной. Скину я прошлогоднюю шубу и свежей зеленью оденусь.


Крапивница: - Пусти, Муха, пусти негодная. Тут на бревнышке мое место, я сама хочу на бревнышке греться.
Муха: - Кто ты такая, чтоб тебя пустить?
Крапивница: - Бабочка я, Крапивница. Не тебе, Мухе, чета.
Муха: - Ну и лети себе в крапиву.
Крапивница: - Где крапива, когда еще снег есть?!
Муха: - А мне какое дело? Это мой дом, моя стенка, мое теплое бревнышко. Я еще осенью сюда забралась. Всю зиму проспала в щелочке под окошком.
Крапивница: - И я спала в щелочке под окошком. Ты, с какой стороны?
Муха: - С левой.
Крапивница: - А я с правой, я тоже здешняя.

Муха: - Ну, тогда садись рядышком, вместе зиму коротали, вместе на весеннем припеке погреемся.

Филин: - Сиди, не бойся… Я тебя, Зяблик, не трону. Я тебя спросить хочу.
Зяблик: - О чем, Филин?!
Филин: - Обида меня берет. Понимаешь, весна пришла радостно, все птицы петь взялись. И всем эти песни по душе. И синиц хвалят за пение, и овсянок, и тебя.
Зяблик:- А что – у меня песенка хорошая.
Филин: - Пусть хорошая, но я тоже запел, я также стараюсь. А меня слушать не хотят, бегут, понимаешь, кто куда.
Зяблик: - А у тебя какая песенка?!
Филин: - Замечательная, вот послушай: пу-гу, пу-гу, пу-гу. Стой, куда же ты? И этот удрал… И чем моя песенка не нравится?!


Весна: - А знаете ли вы, ребята, что у природы и у людей разные календари. Для метеорологов весна начинается с 1 марта, у астрономов свой отчет времени, для них весна начинается со дня весеннего равноденствия -21-22 марта. Ботаники считают, что весна начинается с сокодвижением у деревьев, а зоологи - со дня прилета грачей. Но есть примета, которая указывает на начало весны – это появление на пригорках первых проталин. Появились проталинки – жди прилета птиц.

Лесовичок: - Да, весна – время тающего снега, говорливой воды, птичьих запевок, время новых прилетов птиц, их хлопот и песен. А что это у нас? Письмо (берет конверт, читает): «Ищем на лето одноэтажный особняк. Желательно с оконцем на солнечную сторону. Ванная, центральное отопление, мусоропровод не обязательны. Главное – не протекала бы крыша. Срочно требуются строительный материал: солома, конский волос, пух и перья. Звоните…
Нет, лучше помогите. Галкины, Воробьевы, Скворцовы, Соловьевы».
- Ребята, как вы думаете, от кого письмо и о чем они просят?
(ответы детей)
Весна: Зима пронеслась, и весна началась,
И птицы, на дереве каждом звеня,
Поют о весне…

5.Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны – игрушки,
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно.
(А.А. Блок)

6. Мы сегодня рано встали, ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана, гонит кошек со двора.
Наконец-то из-за леса мчится по небу отряд.
Наконец-то из-за леса птицы быстрые летят.
(А. Л. Барто)

7. Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране:
Встречать с любовью стаи птичьи,
Всем сердцем, радуясь весне.
( А.Гарнакерьян)

8. Весною щедро солнце светит,
сбегая с гор, ручей звенит.
И на рассвете за скворечник,
Скворец ребят благодарит.
Сидит скворец и полон счастья,
Что вновь на родине живет.
Поет о крае нашем вольном, о мире, о весне поёт.

Ученик 1:(в шапочке скворца) Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали?! А тем, кто не узнал, разрешите представиться.
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями,
Ну, а зовут меня… скворец.
- Верно, вы угадали.
Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться.
Из года в год, из века в век, живу там, где живет человек.
Селюсь с колхозником рядом, слежу за его полем и садом-
Очищаю от вредных букашек, поедаю бабочек и жучков.
И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец!

О скворцах говорят: «на крыльях весну принесли». И действительно, нет скворца, и весны как будто нет - повсюду снег, даже проталин почти не видно. Но вот в конце марта – начале апреля появляются скворцы. И сморишь: ручьи побежали, зацвела мать – и - мачеха, вылетели первые бабочки…
Зимуют наши скворцы в основном в Западной и Южной Европе, на Северном Кавказе. Весной самцы прилетают первыми. В выборе места для гнезда скворцы непривередливы. Это может быть дупло в дереве, нора береговых ласточек, ниша под крышей дома. Найдя подходящие скворечники, начинают петь. Песня их имеет двойное значение: предупредить самцов – соперников, что территория занята, привлечь самок. Когда самки прилетают, хозяева скворечников распевают особенно вдохновенно. Смотришь: головка вздернута, опущенные крылышки трепещут, тельце все вздрагивает. Лишь перед вылуплением птенцов концерты возле скворечников начинают стихать. Яйца скворцов голубые, в кладке их бывает 5 или 6. Птенцы имеют огромные рты желтого цвета, дожидаясь корма, птенцы держат рты раскрытыми, и они, как звезды, желтеют в темном гнезде. Питают скворцы насекомыми, червями, слизнями, которых собирают в основном на земле. Родители прилетают до 35 раз в час к гнезду. Всего за день могут уничтожить полторы тысячи гусениц. За кормом скворцы способны летать на большие расстояния. Кроме гусениц, они собирают личинок майских жуков, жуков – щелкунчиков. До 92 % беспозвоночных вредителей уничтожают скворцы. Люди давно заметили, какую помощь оказывают скворцы, уничтожая насекомых. Уже в 18 веке на Руси развешивали скворечники, изготовленные в виде деревянных куколок или расписных теремов. Птицы не отказываются и от вишни, черешни, винограда, ягод.

Весна: - Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки

Ученик 2: шапочка жаворонка.
Только скворцы летят молча, а жаворонки прямо на лету весело поют. Обычно нашего жаворонка называют полевым. Поля, а также пастбища и луга – вот его дом. С первых дней весны и до середины лета слышны его песни. Они доносятся сверху, из небесной голубизны. В них – и журчание ручейка, перезвон колокольчиков (запись – пластинка). Этими песнями заслушивались и восхищались И.С. Соколов – Микитов, С.Т. Аксаков. Слушать эти песни надо самому, тогда узнаешь, как могут петь счастливая земля, счастливый воздух, счастливое небо…Жаворонок – одна из немногих птиц, которые поют на лету. С песней он кругами поднимается все выше и выше, с песней быстро опускается вниз, замолкая лишь недалеко у земли. По 2-3 минуты, а то и по 10-12 минут без перерыва выводит жаворонок свои звонкие нотки. При сильном ветре или в холодную погоду жаворонок может петь и на земле. Внешне жаворонки неприметны: серые с темными пестринами. В поле или на луга такая окраска хорошо скрывает. Особенно неприметна самка – ни песней, ни резвым полетом не привлекает к себе внимания. Пока самец поет, она кормится среди травы или просто сидит затаившись. До конца апреля они не приступают к строительству гнезда, живут вольной жизнью, так как трава еще невысокая.
Вот, наконец, в какой-нибудь небольшой ямке под прикрытием подросшей травы появилось гнездо. В нем 4-5 серых, похожих на комочки земли яиц. Можно пройти и не заметить, и только самка, насиживающая яйца, с беспокойным криком отлетит в сторону. Птенцы вылупляются через 2 недели, родители их кормят усердно, в основном насекомыми. Через 10 дней птенцы покидают родительское гнездо, но далеко не уходят, так как они пока летать не умеют, то бегают по земле на крепких ножках, родители их подкармливают еще почти неделю. За лето они успевают поставить на крыло 2 , а иногда и 3 выводка. Жаворонки не только певцы-виртуозы, но и отличные помощники. Они поедают множество насекомых-вредителей, семян сорняков. Едят жаворонки и зерна хлебных злаков, чем больше они съедят, тем меньше достанется зерна мышам, грызунам.

Лесовичок: - Кто примостился на сучке в нарядном красном колпачке.
Как долотом долбит сучок.
- Тук-тук! А где же червячок?!

Ученик 3: (шапочка дятла)
Среди лесных птиц есть такие, которые совсем не поют. Действуют они иначе. Когда при первых проблесках весны начинают петь воробьиные птицы, в воздухе раздается звучная барабанная дробь. Это стучит большой пестрый дятел. Стук дятла имеет определенное значение, и все население леса прекрасно это понимает. С непостижимой быстротой ударяет дятел клювом по стволу дерева. Короткая трель состоит из 12-18 ударов. Чем ярче разгорается весна, тем чаще раздаются короткие залпы дятлиных стуков. Подсчитали, что одна птица стучит в день 500-600 раз, стучат у дятлов самцы и самки. Дятел посылает в мир привычные сигналы. Привлеченный этими звуками, к нему приближается второй дятел и тоже начинает стучать. На первых порах они настроены враждебно друг к другу, барабанят в крайнем возбуждении. .Потом они повернутся друг к другу так, чтобы было видно перья на затылке: если у обоих окажутся красные затылки, это будет означать, что оба они самцы. И тогда хозяин территории будет продолжать угрожать, а другой через некоторое время улетит. Место для гнездования выбирает самка. В конфликтах, которые вспыхивают при выборе дерева для постройки дупла, играет самец. Постепенно дятлы привыкают друг к другу и мирно приступают к гнездостроению. Дятлы чрезвычайно осторожны, не возможно подкрасться к дереву, где строится дупло. Самка, которая находится неподалеку, при виде человека издает звук «кек», что означает – тревога, дятел прекращает свою работу. 2-3 недели требуется дятлу, чтобы выдолбить глубокое колбообразное гнездо (около 30 см). Дятлы откладывают ежегодно по 1 белому яйцу, но бывает и до 7, насиживают оба родителя до 12 дней. Я работаю с утра до вечера: надо для этого прочно упереться в ствол упругим хвостом, зацепиться сильными ногами и долбить крепким клювом, как долотом. Потом я запускаю в выдолбленное отверстие длинный, клейкий, с зазубринами язык, на который налипают и накалываются насекомые, и отправляю их в рот. Старые дятлы летают далеко за кормом, вернувшись, он опускается в дупло вниз головой, опираясь на противоположные стенки широко расставленными лапками. Когда птенцы подрастают, то они карабкаются по стенкам дупла навстречу родителям, принесшим им корм. Вскоре голоса птенцов становятся мало отличимые от голосов взрослых птиц. Они выглядывают из дупла и вылетают по одному. Когда последний птенец покидает гнездо, семейство собирается вместе и кочует еще долго по лесу, перелетая с дерева на дерево.

9. С юга ласточки явились, прилетели к нам весной.
Хлопотливо закружились над беседкой вырезной.
Твить- ви-вить, снуют проворно: день – другой, еще денек-
И под крышею узорной вырос ласточник домок.
Слышен писк и щебет птичий. Кто там смотрит из гнезда?
Мчатся ласточки с добычей - малышам нужна еда.


Ученик: - Эти птицы прилетают к нам в мае. Чаще называют эту птицу
касаткой. Так выразили люди любовь к этой птичке. Считалось, если ласточка поселилась под крышей дома, это к счастью. Трудно себе представить, что кому-то придет в голову разрушить гнездо маленькой птицы. Следует отметить, что ласточки находятся под защитой человека.
Деревенская ласточка строит свое гнездо под крышей деревянных строений. Гнездо слеплено из грязи, которую ласточка собирает по краям луж, скрепляет слюной, конским волосом, соломинками. Городская ласточка гнездится под крышами каменных строений в довольно массивных гнездах с небольшим летком. Ласточка- птица воздуха. Она редко, неохотно пускается на землю, а для отдыха садится на тонкие ветки или провода. Даже воду пьет и купается ласточка на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. Глядя на ласточек, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух, комаров, которые летают в воздухе. Если погода ясная и теплая, ласточки летают высоко, чем больше на небе туч, тем ниже спускаются птицы, потому что во влажную погоду крылья мошек намокают, и они опускаются к земле. Особенно плохо и голодно ласточкам в дождливую погоду, когда насекомые прячутся. Тогда ласточки летают, почти касаясь травы: выпугивают притаившихся сонных мошек и тут же их ловят.

Весна: - Ребята, а какие приметы связанные с весной вы знаете?
(Длинные сосульки – к долгой весне. Из березы течет много сока – к дождливому лету. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету. Вода на лугу – сено в стогу. Была бы водица, а зелень зародится. В марте и курица из лужицы напьется. Грач на горе- весна на дворе. Если грачи сели на гнезда – через 3 недели можно сеять. Когда черемуха цветет - всегда холод живет. Соловей запел – вода на убыль пошла. Дуб одевается, скотина наедается.)

Лесовичок: - Много мы с Весной можем рассказать вам о своих пернатых друзьях, помощниках, но время торопит нас. Поэтому предлагаем вам, ребята, посетить школьную библиотеку, где вы сможете найти интересные книги о птицах. Там оформлена выставка

«Птицы - наши друзья» (показ переносной выставки книг о птицах).
Анашкина « 300 вопросов и ответов о птицах»,
Н. Сладков « Рассказы о природе. Лесные тайнички»,
В. Бианки « Лесная газета»,
« От неба до земли» (атлас- определитель),
« Родничок» ( книга для чтения 1 класс),
В. Плешков « Зеленые странички»,
Р. Велек « Что должен знать и уметь юный защитник природы»
Т. Малышева « Медведь Дымур и другие зверьки»,
С. Сергеев-Ценский « Аракуш»,
Н. Грахов « Пернатые друзья»,
М. Пришвин « Лисичкин хлеб»,
Набор открыток « Птицы России. Забайкалье». ( Возможны и другие книги)

10. Есть одна планета – сад в этом космосе,
Только здесь леса шумят, птиц скликая, перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно.
Лесовичок: - Дерево, трава и птица не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
Весна: - Нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам хорошо живется с нами рядом.
Хором: - Спасибо, ребята, за внимание и участие в нашем празднике.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие для учащихся 2-3 классов на тему: Весна Внеклассное мероприятие на тему: Весна, 1-2 класс Внеклассное мероприятие «Весна идёт», 1-2 класс Конспект классного часа для 3-4 класса на тему: Праздники Весны

Похожие статьи:

Классный час на тему: «Весна пришла», 1 класс

Внеклассное мероприятие на весенних каникулах. Начальная школа

Классный час в начальной школе «Пернатые друзья»

Участник №27 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 февраля по 25 мая 2016 года
Праздник к Дню влюблённых в начальной школе. Сценарий | Интеллектуальная игра для детей в летнем пришкольном лагере
Опубликовано: 226 дней назад (22 апреля 2016)
Просмотров: 506
+6
Голосов: 6
Елена Владимировна Бородина # 23 апреля 2016 в 10:04 +2
Добрый день! Замечательная работа! Я работаю в детском саду, думаю моим ребятам она тоже подойдет. в ней много картинок, а для детей дошкольного возраста это важно. спасибо за работу!
Наталья Геннадьевна Завалишина # 23 апреля 2016 в 16:16 +2
Елена Владимировна, спасибо за добрые слова. Мне приятно, что работа заслуживает внимание и отклик воспитателей.
Удачи и Вам.
Татьяна Александровна Толстикова # 23 апреля 2016 в 23:43 +3
Наталья Геннадьевна, здравствуйте! Заглянула к Вам в гости и с интересом познакомилась со сценарием мероприятия о весне. Понравилось и содержание, и форма проведения. Заинтересовал момент с лесными разговорами. Доброе, насыщенное мероприятие. Публикация прекрасно оформлена. С удовольствием посылаю свой голос. Успехов Вам!
Наталья Геннадьевна Завалишина # 24 апреля 2016 в 06:32 +1
Татьяна Александровна, спасибо за подробный комментарий. Удачи и Вам в конкурсах.
Ирина Ивановна Гончарова # 24 апреля 2016 в 19:09 +1
Здравствуйте, Наталья Геннадьевна! Спасибо за приглашение на познавательное и увлекательное мероприятие. Поставленные Вами задачи реализованы в полной мере. Яркие фото, необычные факты, стихи, загадки - всё это будет способствовать воспитанию у детей бережного и созидательного отношения к природе. С Вашего разрешения возьму в закладки. Примите голос.
Алла Ивановна Ефимова # 24 апреля 2016 в 21:07 0
Очень интересное занятие.
Уверена, что получилась прекрасная инсценировка.
Задачи выполнены в полном объеме.
Творческих успехов.
Наталья Геннадьевна Завалишина # 11 мая 2016 в 21:26 0
Спасибо Вам за комментарии, поддержку.
Марина Михайловна Карасёва # 25 мая 2016 в 13:59 0
Наталья Геннадьевна!!! Материал замечательный. Я думаю Вам удалось воспитать чувство уважения и бережное отношение к родной природе, а также узнать очень много интересного!!!