Конкурсы для педагогов и детей

Интеллектуальная игра о природе для учащейся начальной школы

"Мир подводный, мир лесной" интеллектуальная игра для младших школьников
Конспект интеллектуальной игры "Мир подводный, мир лесной".
Данную игру можно использовать в работе воспитателям группы продлённого дня, учителям начальных классов, среднего звена при проведении классных часов, внеклассных мероприятий, совместных праздников с родителями, посвященных изучению природы и на уроках окружающего мира .
Цель: сформировать и систематизировать знания о животном и растительном мире.
Задачи:
- развивать внимание, память, мышление;
- воспитывать положительные нравственные качества личности;
- воспитывать чувство уважения и бережное отношение к природе;
- расширить кругозор учащихся;
- интересно и с пользой провести время.
Оборудование и материалы: жетоны, книга Плешков"Зелёные страницы", листы с табличками для записи слов, призы.
Интеллектуальная игра «Мир подводный, мир лесной»
Ведущий:
Мир подводный, мир лесной…
Хорошо ли мы знаем его с тобой?!
Цель нашего занятия: расширить свой кругозор, увидеть необычное в обычном, быть для окружающих нас животных друзьями. Наша интеллектуальная игра посвящена двум разделам: миру леса и подводному миру. За каждый правильный ответ вы получаете жетон-символ, в конце игры подсчитаем, чья команда является победителем. Вам сейчас между собой необходимо обсудить название команды и представить её. Итак: команда …., команда… А судить вас будет компетентное жюри: в составе…(представить).
Ведущий:
Хотелось бы напомнить слова С. Смирнова:
Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Мы начинаем нашу игру.
Раздел: мир лесной.
Первое задание. Отгадайте загадку:
Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,
Чтобы новые леса поднимались в небеса.
Их под звон и гомон птичий охраняет друг - ….. лесничий.
Вам необходимо дать ответ на вопрос: как раньше в 1789 году назывался специалист по лесу, и вписать в данные клетки (лист, разделён на 11 клеток или на доске можно расчертить). Так как слово это мы сейчас не употребляем, то попытаемся разгадать его, как в игре «Поле чудес», правила этой игры вам знакомы.
ФОРСМЕЙСТЕР

В России указом Петра I в 1722 году была введена лесная стража, выполнявшая в казённых и корабельных лесах функции, аналогичные функциям современных лесников. Её состав был, в основном, сформирован из «служилых людей» упразднённой засечной стражи, в обязанности которых входила и охрана засечных лесов, ставших позже заповедными. Для руководства лесной стражей были организованы должности вальдмейстера (лесничего) и унтер- вальдмейстера (подлесничего). В конце XVIII века в губернских лесных управлениях существовали должности обер- форстмейстеров, форстмейстеров, форстмейстерских учеников, форстеров иунтер-форстеров. В 1826 году вышло положение «О новом устройстве лесной части», согласно которому эти должности были переименованы, соответственно, в губернских лесничих, учёных и окружных лесничих, помощников окружных лесничих, младших лесничих и подлесничих. Лесничий возглавляет и обеспечивает охрану лесов от пожаров и охрану от лесонарушений, организует пожарно-химические станции, руководит тушением лесных пожаров, проводит разъяснительные мероприятия по охране лесов среди местных жителей. В соответствии с планом ведения лесного хозяйства, лесничий производит контроль за рубками главного пользования и лесовосстановительные работы, контролирует другие работы по лесопользованию, проводит ревизию обходов и мастерских участков лесничества. Также лесничий обеспечивает обучение и повышение квалификации находящихся в его подчинении помощника, техников-лесоводов, лесников. По поручению лесхоза лесничий может выступать в качестве представителя в административных и судебных органах при рассмотрении дел о лесонарушениях и лесных пожарах.
Ведущий:
Молодцы, сейчас второе задание.
Есть у каждого в природе
Свой родной, любимый дом.
Мы при солнечной погоде
На прогулку в лес идём.
(Наталья Анишина)
- Что ж мы видим?!
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу,
В них забьется до весны
И всю зиму смотрит сны.
Из ветвей, камней, коры
Хатки делают бобры-
Строят домик у пруда
Вход туда – из-подо льда.
К дому своему стремится
Издалека аист-птица.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
(Виолетта Пальчинскайте)



Как называется гнездо, которое строит белка?
(Гайно)
Убежища обыкновенная белка устраивает только на деревьях. В лиственных лесах обычно живёт в дуплах, натаскивая туда мягкую подстилку из травы, древесных лишайников, сухих листьев. В хвойных лесах строит шарообразные гнёзда из сухих веток (гайно), которые изнутри выстилает мхом, листьями, травой, шерстью. Диаметр гнезда — 25—30 см; оно располагается в развилке веток или среди густых сучьев на высоте от 7—15 м. Белка также охотно занимает скворечники. Самцы обычно гнёзд не строят, а занимают пустующие гнёзда самок или дроздов, сорок, ворон. Как правило, у каждого зверька несколько гнёзд (до 15), и каждые 2—3 дня белка меняет убежище, очевидно, спасаясь от паразитов. Детёнышей самка переносит в зубах. Зимой в одном гнезде могут зимовать 3—6 белок, хотя обычно это одиночные зверьки.

Об этом вы можете прочитать в книге (показ). Плешаков А. А. Зелёные страницы: Кн. для учащихся нач. кл. – 3-е изд.-М.: Просвещение 1996.- 223 с.
Ведущий:
Продолжаем путешествие по лесу.
О ком пойдет речь, догадайтесь, выслушав эти загадки:
- Кто зимой, холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
Я – хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге.
И всю зиму напролёт
Снится мне душистый мед.
Страшно я могу реветь,
Кто же я, скажи…
(Медведь)


- А теперь главный вопрос: как называют зверей-нянек у медведя и волка?

Пестун - это годовалый медвежонок, оставшийся с матерью и помогающий заботиться о новом потомстве. Почти всегда пестун один и преимущественно самочка, исключения могут быть в случае, когда у медведицы родилось два самца. Роль пестуна ходить за медведицей и присматривать за молодыми медвежатами, по сути быть их нянькой. Пестуна по третьему году можно встретить крайне редко, бывает это только, если медведица по каким - либо причинам не принесла молодых. После рождения новых медвежат, третьяк прогоняется медведицей. Прогоняется и один прошлогодний медвежонок, так как рождается обычно двое детенышей, предпочтение отдается самке. На картине Шишкина "Утро в сосновом лесу" изображено трое медвежат, один из них чуть крупнее и находится немного в стороне, словно присматривает за ними. Это и есть пестун.
У волка его называют переярок, пока он не достиг полового созревания.
Ведущий:
А теперь переходим к разделу:
мир подводный.
В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится…
-Ку-ку! Ку-ку,-
Не спит опушка.
А птицу эту звать…. (кукушка)
С. Маршак
- Мы с вами привыкли, что в лесу среди птиц живет кукушка. А есть ли в речном мире рыбы - кукушки. Кто же это?
(ГОРЧАК)
Если будет сложно ответить на вопрос, можно использовать табличку и разгадывать слово по правилам игры «Поле чудес».

Видимо, горчак (ещё называют синявкой), но название рыба-кукушка не русское, более того идиотское (скорей всего дословный перевод с английского от аквариумных рыботорговцев). Рыбка маленькая не больше 10см, формой похожа на леща, плавники и глаза красные, передняя половина тела с синеватым отливом, во время нереста у самца интенсивность синевы увеличивается. Основное название дано из-за горьковатого вкуса. Водится в водоёмах с несильным течением, или в стоячих с чистой водой, где водятся двустворчатые моллюски беззубки и перловицы, распространена очень широко, просто на удочку редко попадается. Уникален нерест: во время нереста у самки образуется нитевидный длинный (до 10см) яйцеклад, который она забрасывает внутрь раковины моллюска и выпускает туда икринки, самец выбрасывает молоки у входного сифона моллюска и икра оплодотворяется уже в раковине. Сформировавшиеся мальки выплывают из раковины в потоке выбрасываемой воды. Рыбки легко приспосабливаются к аквариуму и прекрасно живут и даже размножаются, если к ним подселить беззубку или перловицу и создать для моллюска условия. Есть упоминания, что уже в XIX веке крестьяне в некоторых деревнях держали горчаков в стеклянных банках.

Ведущий:
Следующий вопрос звучит так:
Рыбами он занимается справно,
Строение, развитие их знает исправно.
Места обитания рыб подскажет вам,
Нужно профессию назвать лишь нам.
(ихтиолог)
Ихтиолог — ученый, специалист по ихтиологии[1], изучающий строение, эволюционное развитие, формы жизнедеятельности и особенности размножения рыб и разрабатывающий на основе этих исследований методы рационального рыболовства, рыбоводства и рыбоохранной деятельности. Важной функцией ихтиологов является обеспечение прохода рыбы через рыбопропускные сооружения в составе гидроузлов. Кроме того, ихтиологами разрабатываются технологические процессы переработки и осуществляется ветеринарно-санитарная оценка рыбных продуктов. Родственные профессии: рыбовод, техник - рыбовод, зооинженер по рыбоводству, техник -технолог по рыбным продуктам, инженер-технолог по продуктам.

Ведущий:
Следующий вопрос. Какое название носит «рыба-еврей», самый крупный представитель семейства каменных окуней, достигающий длины 3 м, массы 50 кг. Рыба добычу не жует, а заглатывает её целиком. Известно, что эти рыбы заглатывали животных почти такого же размера, что и сами. При своей массе в несколько сот килограммов они безболезненно могут проглотить и выплюнуть человека. При встрече с аквалангистами они не проявляет ни любопытства, ни дружелюбия, при преследовании может возмутиться, задрожать всем телом, подобно студню, и рявкнуть «Бум!», гулко, подобно подводному взрыву.
Гигантский мероу (групер)

Ведущий:
Вот и подошла к завершению наша игра.
Хочет знать итоги её детвора.
Слово предоставляется жюри.
Жюри:
Вы показали себя, ребята, знатоками природы, смогли ответить на сложные вопросы. Команда…. получила - … жетонов…. Награждение.
Ведущий:
Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательное царство животных. Зверей на земле много. Но самое главное помните о том, что птицы, звери и рыбы – наши меньшие братья.
Хотелось бы закончить наше мероприятие словами русского ученого, поэта, историка Ломоносова Михаила Васильевича (1711–1765): "Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги".
До новых встреч.

Рекомендуем посмотреть:

Викторина на тему Природа с ответами, 7-9 класс Интеллектуальная игра с презентацией для 3-5 классов Познавательная игра «Поле чудес» для младших школьников о животных Словесные головоломки с презентацией для школьников 2-3 класса

Похожие статьи:

Интеллектуальная игра для школьников 7-10 лет «В мире флоры и фауны»

Интеллектуальная игра для школьников 1 - 5 классов

Интеллектуальная игра для младших школьников «Эти забавные животные»

Интеллектуальная игра для младших школьников «Юный эрудит»

Сценарий литературной интеллектуальной игры для 2-3 класса

Участник №23 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 августа по 5 ноября 2015 года
Хобби - оригами
Опубликовано: 483 дня назад (9 августа 2015)
Просмотров: 1370
+9
Голосов: 9
Любовь Сергеевна Новоселова # 11 августа 2015 в 06:07 +1
Доброе утро, Наталья Геннадьевна. Спасибо за приглашение на игру. Очень познавательное мероприятие, много интересного материала, нестандартные задания. Безусловно, голосую (№2) и желаю успеха в конкурсе.
Наталья Геннадьевна Завалишина # 11 августа 2015 в 17:28 0
Любовь Сергеевна, благодарю за внимание и комментарий. Спасибо.
Алла Ивановна Ефимова # 14 августа 2015 в 10:09 0
Здравствуйте, Наталья Геннадьевна! Интересная и полезная разработка,вами проделана огромная работа. Единственное замечание, фото нужно подбирать одинакового размера.Цели и задачи выполнены. Голос.
Наталья Геннадьевна Завалишина # 15 августа 2015 в 05:33 0
Алла Ивановна, спасибо за совет. Вам желаю удачи и новых идей.
Ольга Васильевна Яковлева # 14 августа 2015 в 18:21 +1
Здравствуйте, Наталья Геннадьевна. Спасибо за приглашение. Мне, разработанная Вами, интеллектуальная игра очень понравилась. Вами подобраны познавательные, оригинальные вопросы, дано много интересной информации, фактов. Дальнейших творческих успехов! голос
Наталья Геннадьевна Завалишина # 15 августа 2015 в 05:36 0
Ольга Васильевна, благодарю за содержательный комментарий.Успехов и Вам в конкурсах.
Ирина Ивановна Гончарова # 14 августа 2015 в 20:11 0
Здравствуйте! Спасибо за приглашение. С интересом ознакомилась с Вашим конспектом. Считаю, что сведения, которые Вы преподносите детям достаточно интересные,неординарные, т.е. не совсем на слуху. Информация полезна даже для взрослых. Примите мой голос.
Наталья Геннадьевна Завалишина # 15 августа 2015 в 05:38 0
Ирина Ивановна, мне приятно было получить Вашу оценку работы. Спасибо.
Розалия Винокурова # 17 августа 2015 в 07:40 0
Наталья Геннадьевна, спасибо за приглашение. Мне очень понравился ваш Конспект интеллектуальной игры "Мир подводный, мир лесной". С удовольствием отдаю свой голос и желаю новых открытий.
Наталья Геннадьевна Завалишина # 17 августа 2015 в 13:32 0
Розалия, спасибо за комментарий.Желаю и Вам новых идей.
Ирина Николаевна Ступченко # 25 августа 2015 в 16:48 0
Такая игра будет очень интересна ребятам. И мне, как педагогу начальных классов, Ваша работа пригодится. Беру её в закладки. А Вам голос!
Наталья Геннадьевна Завалишина # 25 августа 2015 в 17:17 0
Ирина Николаевна, спасибо за оценку моей работы. Удачи Вам в новом учебном году.
Наталья Константиновна Клочкова # 3 сентября 2015 в 20:26 0
Здравствуйте Наталья Геннадьевна! Присоединяюсь ко всему вышесказанному. Мой голос №7.
Наталья Геннадьевна Завалишина # 3 сентября 2015 в 21:40 0
Наталья Константиновна, благодарю за поддержку.
Сидорова Зоя Григорьевна # 8 сентября 2015 в 00:19 0
Наталья Геннадьевна!
Конспект интеллектуальной игры "Мир подводный, мир лесной"очень познавательный и интересный. Всё продумано, вопросы, стихи, фото - готовый материал для проведения беседы, занятия и т.д. Игра позволит сформировать и систематизировать знания о животном и растительном мире, расширить кругозор детей, развивать внимание, память, мышление, воспитывать положительные нравственные качества личности, чувство уважения и бережное отношение к природе. Хороший фотоматериал позволяет более живо воспринимать материал игры. Многим педагогам публикация окажется полезной.
Спасибо огромное, всего доброго!
Голос!
Зоя.
Наталья Геннадьевна Завалишина # 8 сентября 2015 в 05:27 0
Зоя Григорьевна,благодарю Вас за содержательный комментарий. Желаю и Вам творческого вдохновения, новых идей.
Татьяна Григорьевна Борисова # 3 октября 2015 в 01:48 0
Наталья Геннадьевна! Спасибо за содержательный конспект. Насыщенный материал, изложенный в игровой форме, ненавязчиво расширяет кругозор обучающихся, систематизирует полученные знания. Фотоматериал - на "отлично". Важно, что данный материал формирует у обучающихся положительные нравственные качества, учит добру, которого порой так не хватает. С удовольствием отдаю свой голос и желаю новых открытий.
Наталья Геннадьевна Завалишина # 19 октября 2015 в 19:02 0
Татьяна Григорьевна, благодарю за комментарий.Надеюсь на сотрудничество с Вами.
Жанна Григорьевна Труш # 16 ноября 2015 в 20:48 0
Наталья Геннадьевна! Спасибо.
Интеллектуальная игра может помочь детям в приобретении и закреплений знаний о природе.
Воспитание экологической культуры учащихся, обеспечивающей устойчивое развитие общества в гармонии с природой.
Углублять и систематизировать знания об окружающей среде, подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе.
Развивать активный интерес учащихся к природе.
Наталья Геннадьевна Завалишина # 17 ноября 2015 в 17:17 0
Жанна Григорьевна, большое спасибо за комментарий.