Конкурсы для педагогов и детей

Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей группе с презентацией

Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию на тему: Путешествие в мир растений"
Назначение материла: Данный материал представляет собой конспект интегрированной НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с миром растений. Материал позволяет систематизировать знания детей о строении и формах растений, познакомить с многообразием представителей мира растений. Материал будет полезен воспитателям детских садов, а также учителям начальных классов.
Тема занятия: "Путешествие в мир растений"

Цель занятия: формирование представлений об особенностях строения различных форм растений;
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания детей об общих и отличительных особенностях строения растений;
- закрепить знания детей о различных формах растений (дерево, куст, травянистое растение);
- познакомить детей с многообразием представителей мира растений;
Развивающие:
- развиваем логическое мышление- умение сравнивать объекты;
- развиваем связную речь - умение давать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос;
Воспитывающие:
-продолжаем воспитывать у детей навыки соблюдения правил поведения в природе:
- воспитываем бережное отношение к растениям;
Интеграция образовательных областей: " Познавательное развитие", " Социально - коммуникативное развитие", " Речевое развитие", " Художественно - эстетическое развитие";
Материалы и оборудование:
Для педагога:
- презентация и мультимедийное оборудование;
- игрушка Буратино;
- демонстрационные карточки - схемы с неправильным изображением дерева, куста, травянистого растения
( см. Приложение № 1);
Для детей:
- кружочки красного и зеленого цвета;
- раздаточные карточки - модели по теме - " Формы растений" (см. Приложение № 2);
- листы бумаги, восковые мелки, цветные карандаши;

ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Вводная часть. Дидактическое упражнение " Что лишнее?"
Дети сидят на ковре. В гости к ребятам приходит Буратино. Он обращается к ним с просьбой: научить его играть в игру " Что лишнее?", потому что, когда они играют с Мальвиной, он всегда проигрывает и Мальвина над ним смеется!
Воспитатель предлагает детям показать Буратино, как нужно рассуждать в этой игре, чтобы дать правильный ответ. Примерные задания для упражнения:
- сосна, ворон, береза, одуванчик;
- заяц, елка, подснежник, дуб;
- колокольчик, пчела, рябина, роза;
Буратино отвечает на вопросы задания, намеренно путаясь, дети исправляют его ошибки. Воспитатель обобщает ошибки Буратино, сообщает ему о том, что он дает неправильные ответы, потому что мало знает о растениях. Предлагает детям помочь Буратино и рассказать ему все, что они знают о растениях.
2. Основная часть. "Путешествие в мир растений"
А. Беседа с детьми на тему " Что вы знаете о растениях"
Воспитатель проводит с детьми беседу о том, кто такие растения, как они живут, почему человек не может прожить без растений. Вопросы к беседе:
- Как вы думаете, почему растения так называются - растения?
- Какие вы знаете растения?
- Может ли растение прожить без солнца, без воды?
- Как появляются новые растения?
- Почему человек так часто сажает растения?
- Почему дерево не падает?
- Что у всех растений общего?
В ходе беседы воспитатель побуждает использовать в речи сложные предложения, добиваясь полного ответа на вопрос. При ответе на последний вопрос в диалог вступает Буратино, сообщает, что не очень понял про корень , стебель.... Воспитатель предлагает детям отправиться в виртуальное путешествие в мир растений, которое поможет найти ответы на интересующие Буратино вопросы. Предлагает занять места в "зрительном зале"
Б. Работа со слайдами презентации " Путешествие в мир растений"
Дети садятся на стульчики перед экраном. Воспитатель сообщает им , что прежде, чем отправиться в путешествие, необходимо вспомнить правила поведения в природе.
(на экран проецируется слайд №2 - " Правила поведения в природе", на котором изображены запрещающие знаки на тему - чего нельзя делать в природе)
Воспитатель вместе с детьми вспоминают эти правила:
- нельзя разводить костер в лесу:
- нельзя ловить и приносить домой насекомых;
- нельзя топтать грибы;
- нельзя рвать цветы;
- нельзя рубить деревья в лесу;
- нельзя мусорить в природе;
Воспитатель просит Буратино и детей запомнить эти правила и не нарушать их! Предлагает отправится в путешествие
( на экране - слайд №3, на котором изображена ель)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот и наша первая встреча. Вы узнали это растение?( ответы детей). А ель - это какое по форме растение?(если дети затрудняются ответить на этот вопрос, воспитатель задает наводящие вопросы)Приходят к выводу, что это дерево. Буратино не понимает, почему они так решили. Воспитатель предлагает отправиться дальше в гости к яблоньке и познакомиться со строением деревьев.

( на экране слайд № 4 - " Строение дерева", на котором изображено - цветная картинка яблони и рядом схема строения дерева, где с помощью цветных стрелок указываются основные части строения дерева)
Воспитатель вместе с детьми выясняет, что у дерева есть корень (красная стрелка), ствол (коричневая стрелка), ветки (оранжевая стрелка), листья (зеленая стрелка) и цветы (розовая стрелка). Просит Буратино повторить. А чтобы он и ребята не путались , предлагает еще раз сыграть в игру " Что лишнее?"
(на экране слайд № 5 - д/у " Что лишнее?" , на котором изображены картинки сосны, каштана, пирамидального тополя и одуванчика).
Дети вместе с Буратино определяют, что лишней является картинка с одуванчиком под цифрой 4, так это растение не является деревом.
Воспитатель предлагает отправиться дальше.

( на экране слайд № 6 - " Кустарники", на котором изображен куст сирени)
Воспитатель: Вот еще одно растение встречает нас. Вы его узнали? ( сирень) Скажи, Буратино, как ты думаешь, сирень - это тоже дерево?
Буратино: Конечно, дерево! Вон и ствол у него есть, и листья, и цветы!
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете? Прав Буратино? Давайте разберемся, познакомимся еще с одним растением - розой, которая растет в саду.
(на экране слайд № 7 - "Строение кустарников", на котором - картинка с цветным изображением куста розы и схема строения кустарников)
Воспитатель вместе с детьми рассматривают схему, определяют, что у таких растений тоже есть корень
(красная стрелочка), листья(зеленая стрелочка), цветы (розовая стрелочка), ветки (оранжевая стрелка). Обращает внимание детей, что коричневых стрелок на схеме много - значит стволов у этих растений много. Сообщает, что такие растения называются кустарники.
Делают вывод: у деревьев ствол - один, а у кустарников - много!
Предлагает посмотреть следующий слайд и определить, какое из растений на данном слайде лишнее.
(на экране слайд №8 - д/у " Что лишнее?", на котором в рамочках разного цвета изображены картинки -облепихи, шиповника, калины и ромашки)
Буратино вместе с ребятами определяют, что лишней картинкой является картинка в желтой рамке - ромашка. Буратино высказывает сомнение, что никак не может понять, что же это за растения - ромашка, одуванчик.... И не дерево, и не куст!? Воспитатель обещает помочь разобраться во всем, если они отправятся дальше. Показывает следующий кадр
( на экране слайд № 9 - поляна с ветреницей)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какая красивая полянка! Но, прежде, чем мы отправимся дальше, давайте вспомним правила поведения в природе. Немного поиграем. Возьмите кружочки красного и зеленого цвета, что лежат у вас на столе и вставайте друг за другом.
В. Подвижная игра " Стоп! Не навреди!"
Правила игры: Дети и Буратино начинают движение по воображаемому лесу. По сигналу воспитателя -
"Стоп!", останавливаются и оценивают предлагаемую воспитателем ситуацию. Если ситуация не вредит природе, показывают зеленый кружочек и продолжают движение. Если ситуация наносит вред природе, показывают красный кружочек, останавливаются и находят правильное решение.
Примеры ситуаций:
- перед нами тропинка в лесу, можем ли мы идти по ней;
- перед нами целая поляна колокольчиков, можем ли мы идти прямо по ней;
- перед нами надломленная ветка дерева, можем ли мы пройти мимо;
- перед нами поваленное дерево, можем ли мы присесть отдохнуть;
- перед нами горит костер под деревом, как мы должны поступить;
- нам встретилась девочка с большим букетом ландышей, можем ли мы идти дальше;
По окончании игры воспитатель хвалит детей, предлагает вернуться в " зрительный "зал и продолжить виртуальное путешествие
( на экран слайд № 10 - на котором изображена поляна с фиалкой трехцветной)
Буратино: Ну вот, опять не понятно! То ли дерево, то ли куст!
Воспитатель: Не спеши, Буратино! Сейчас разберемся!
( на экране слайд №11 - " Строение травянистых растений", на котором изображение цветной картинки фиалки и схема строения травянистых растений)
Воспитатель обращает внимание на схему, просит найти знакомые по цвету стрелочки, вспомнить какую часть растения они обозначают. Выясняют, что у этих растений тоже есть корень, листья, цветы и ствол, только ствол не похож на те, которые были у дерева и у кустарника. Он очень тоненький, похожий на травинку. У этих растений ствол называется стебель, а растения с такими стебельками называются - травянистыми растениями. Предлагает Буратино самостоятельно сыграть в игру " Что лишнее?"
( на экране слайд №12 - Д/у " Что лишнее?" , на котором представлены картинки - роза, колокольчик, клевер, васильки. Картинки пронумерованы.)
Буратино дает правильный ответ: лишнее - растение под номером 1 - роза. Воспитатель просит детей оценить ответ Буратино и еще раз обосновать его выбор.
Воспитатель подводит итог: растения бывают разные.
1. Есть деревья, кустарники, травянистые растения.
2. У всех растений есть корень, ствол или стебель, ветки, листья, цветы

Воспитатель: Ребята, чтобы вам было легче запомнить, какие по форме бывают растения, я придумала для вас карточки - " напоминалки". Они лежат у вас на столе. Карточки такие же, как у меня на экране
(на экране слайд № 13 - "формы растений")
Воспитатель: Возьмите карточки, и покажите, какая карточка будет изображать дерево, какая - кустарник, какая - травянистое растение? А теперь поиграем с карточками.
Г. Дидактическое упражнение " Дерево, куст, травянистое растение"
( дети стоят свободно в группе)
Воспитатель называет разные растения, дети должны определить форму растения и показать соответствующую карточку. Например: береза, одуванчик, шиповник, колокольчик, сосна и т.д.
Воспитатель: Мы познакомились с разными растениями и определили что есть у них общего, а чем они отличаются. Но есть растения, которые очень необычны и часто не похожи на них! Хотите на них посмотреть. Занимайте места в "зрительном зале"
( на экран слайд № 14 - Необычные растения", на котором изображена картинка с растением - раффлезия)

Воспитатель: Это необычное растение называется раффлезия. У него нет зеленых листьев и корней. Живет раффлезия за счет других растений. Присасывается к их корням. У раффлезии очень крупный цветок. Его диаметр почти 1 метр, а цветет он всего 3 -4 дня. Запах у этого цветка отвратительный, он пахнет гнилым мясом. Таким образом раффлезия привлекает к себе мух, которые переносят ее семена.
А вот еще одно необычное растение.

( на экране слайд № 15 - " Венерин башмачок")
Воспитатель: Это растение называется Венерин башмачок. Посмотрите, какой необычный цветок. Он по форме напоминает башмачок. А его яркая окраска и форма лепестков напоминает бабочку. Есть такая легенда: бабочки сели на цветок растения и так насытились его нектаром, что отяжели и не смогли взлететь, а превратились в такой красивый цветок!

( на экране слайд № 16 - " Кактус")
Воспитатель: А это растение вы , наверное , узнали. Он называется кактус. У нас они растут в горшках, а в природе кактусы растут в каменистых пустынях. У кактусов нет листьев, они превратились в колючки. Так растение спасается от сильной жары, а в стволах кактусов скапливается вода. Это помогает растению пережить засуху.
Есть еще много других интересных растений, но об это мы поговорим в следующий раз.
А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили, какие части есть у растений. Я предлагаю вам нарисовать любое растение, но чтобы оно было нарисовано правильно. Давайте, вспомним, что есть у растений. Дети вместе с Буратино вспоминают части растений - корень, стебель или ствол, ветки, листья, цветы.
Д. Рисование " Нарисуй без ошибок"
Дети самостоятельно выбирают, что они будут рисовать и какие материалы им для этого нужны.
После выполнения работы детьми, Буратино говорит, что он тоже рисовал и показывает свои рисунки.
3. Заключительная часть. Д/у " Исправь ошибки Буратино"
Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки Буратино( см. Приложение № 1), определяют ошибки: не нарисован корень, не нарисован ствол, листья и т.д.
В конце занятия воспитатель спрашивает Буратино понравилось ли ему на занятии. Хвалит детей и их работы. Показывает последний слайд презентации, на котором растения просят детей- не обижать их!
Приложение №1 -" Исправь ошибки Буратино" (см. слайд № 17)
Приложение № 2 - " Формы растений" ( см. слайд № 13)
Презентация на тему: Путешествие в мир растений

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку» Конспект занятия по математике для детей старшей ортопедической группы Конспект учебно-игровой деятельности в старшей группе по разделу программы «Детство» Конспект НОД по восприятию музыки в старшей группе детского сада

Похожие статьи:

Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы

Участник №117 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 августа по 5 ноября 2015 года
Конспект НОД по экспериментированию с детьми старшей группы ДОУ
Опубликовано: 402 дня назад (3 ноября 2015)
Просмотров: 1668
Рубрика: Без рубрики
+8
Голосов: 8
Ирина Викторовна Копаш # 3 ноября 2015 в 17:26 0
Наталья Григорьевна!Ваше занятие позволяет расширить кругозор детей, даёт им основу знаний о растениях! Сказочный персонаж помогает детям легко и непринужденно путешествовать по миру растений, а также мотивировать детей на получение знаний!Примите голос!
Флёра Рафаэлевна Садыкова # 3 ноября 2015 в 18:57 0
Спасибо. Пока прочитывала Ваш конспект сама как будто побыла в сказочном мире. а детям уж каково.
Лиля Вебиевна Вейсова # 3 ноября 2015 в 22:44 0
Занятие действительно интересное. Очень много развивающих игр. Конечно, самое большое впечатление на ребенка окажет сказочный персонаж. Отдельное спасибо за вашу презентацию
Ирина Федотова # 4 ноября 2015 в 00:40 0
Познавательное какое занятие и главное все логически построено как хорошо. Предварительная работа была огромной, чувствуется. Наглядности много, может если дети уж так устали и еще у вас физкультминутка была. Но видно что вы своих деток хорошо понимаете. В конце закрепление, опять же с выбором для каждого ребенка. Спасибо.
Елена Константиновна Максименко # 4 ноября 2015 в 18:05 0
Замечательное занятие! Красочная презентация!Очень интересно и познавательно для детей!
Алла Ивановна Ефимова # 4 ноября 2015 в 21:28 0
Очень интересное занятие, презентация интересная. Уверена, детям очень понравилось.
Примите голос и удачи.
Оксана Геннадьевна Дмитриева # 5 ноября 2015 в 04:49 +1
Спасибо за погружение в мир Природы. Занятие подготовлено грамотно, содержательно; материал подобран заранее; проведена предварительная работа. Цели занятия, его план были открыты детьми, конкретны и побудительны для них; содержат изобразительно выразительные средства создания художественного образа. Содержание занятия оптимально, познавательно, доступно , со сменой видов деятельности. Впечатления у детей, безусловно, позитивные. Примите мой голос.
Наталия Тюрина # 5 ноября 2015 в 09:06 +1
Материал интересный и познавательный.Возьму себе на заметку.Голос!
Ольга Васильевна Яковлева # 5 ноября 2015 в 20:26 +1
Здравствуйте, Наталья Григорьевна. Интересное, нужное, полезное занятие. Цель и задачи выполнены в полном объеме. Интересен сюрпризный момент: приход сказочного героя - это всегда активизирует и увлекает детей. Отличная презентация! Возьму Ваш материал себе на заметку. Дальнейших творческих успехов! голос
Ильмира Шавкатовна Файзуллина # 6 ноября 2015 в 11:32 0
Спасибо за материал!занятие интересное, увлекательное, логически правильно построенное.Презентация хорошая!Голос!Успехов Вам!