Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группы на тему "Кто спрятался от нас?"

Описание и назначение материала: Данный материал представляет собой конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию экологических знаний. В конспекте представлены методы и приемы формирования понятия -звери с использованием опорных сигналов. Данное занятие является одним из общего цикла познавательных занятий по теме: " Кто это?", которые знакомят детей с характерными особенностями строения и образа жизни основных классов животных и растений. Материал предназначен воспитателям детского сада.
Цель занятия: формирование обобщающего понятия - звери;
Задачи:
Образовательные:
- с помощью опорных сигналов познакомить детей с характерными особенностями строения и образа жизни зверей, как класса животных;
- учим детей расшифровывать закодированную в опорных сигналах информацию о животных;
Развивающие:
- развитие логического мышления - умения выделять общие и отличительные признаки зверей как класса животных;
- развитие связной речи - умения давать обоснованные ответы на поставленные в ходе занятия вопросы;
Воспитательные:
- воспитываем бережное отношение к природе;
- воспитываем усидчивость, умение слушать товарищей;
Материалы и оборудование:
- карточки с опорными сигналами, отображающими характерные особенности строения и образа жизни зверей( "имеют четыре конечности"," покрыты шерстью", " имеют пасть с зубами", " вскармливают своих детенышей молоком", " чем питаются"," среда обитания");
- карточки - "закрывашки" со знаком вопроса;
- карточка - загадка ( иллюстрация белого медведя);
- картинки - наклейки зверей ( лиса, волк, медведь) по 5 -6 штук каждого вида;
- раздаточные карточки с опорными сигналами по теме -звери на каждого ребенка;
Предварительная работа:рассматривание иллюстраций и альбомов по теме чтение глав из серии книг о животных- " Медведи ", "Волки", "Лисицы", " Белки"," Слоны", " Жирафы"
Ход занятия:
1. Вводная часть - " Знак вопроса"
( дети сидят полукругом на ковре перед ними карточки с картинкой - загадкой и опорными сигналами. Все карточки закрыты карточками - " закрывашками")

Воспитатель читает стихотворение
- " Знак вопроса?", " Знак вопроса?"
Нас о чем сегодня спросит?
Кто там спрятался от нас?
Не показывает глаз?
Мы, конечно же, узнаем
И загадку отгадаем!
Надо только не зевать!
На вопросы отвечать!
Предлагает отгадать, кто из животных спрятался под самой большой карточкой. Напоминает: чтобы правильно отгадать, необходимо воспользоваться подсказками.
2. Основная часть - " Кто спрятался?"
Воспитатель открывает первую карточку( чтобы не запутаться, на карточках - " закрывашках" ставятся в уголке номера) Первая карточка - опорный сигнал, обозначающий четыре конечности.
- Посмотрите внимательно. Как вы думаете, о чем нам говорит эта подсказка?( выслушиваются предположения детей)
- Какое отношение это имеет к животному? ( У спрятавшегося животного - четыре лапы, ноги)
- У каких животных есть четыре лапы, ноги?
- Назовите их одним словом? ( Четыре лапы есть у зверей, у пресмыкающихся)
- Значит тот, кто спрятался здесь, может быть зверем или пресмыкающимся. Нам нужна еще подсказка!
(воспитатель открывает вторую карточку - опорный сигнал - "есть пасть с зубами")
- Как вы думаете, что здесь изображено?( Пасть с зубами, зубы). У каких животных есть зубастая пасть?
Выслушиваются ответы детей. Приходим к выводу: зубастая пасть есть и у зверей, и у пресмыкающихся. Мы пока не можем отгадать загадку. Необходима еще подсказка!
( воспитатель открывает третью карточку с опорным сигналом - " покрыты шерстью")
- Как вы думаете, чем говорит нам эта подсказка? Что, по - вашему мнению, здесь нарисовано? Какое отношение это имеет к нашей загадке?
Выслушав ответы детей, делаем выводы: на карточке нарисована шерсть. Шерстью покрыты звери. Значит, тот, кто от нас спрятался, - зверь.
Он покрыт шерстью, у него четыре лапы, есть зубастая пасть.

- Мы еще не можем с вами назвать, какой именно зверь спрятался от нас. Давайте и дальше воспользуемся подсказками.
( воспитатель открывает четвертую карточку с опорным сигналом - "вскармливает своих детенышей молоком")
- Ой, какая интересная подсказка! Что это за бутылочка? Для чего она нужна? ( кормить маленьких молоком). Ребята, а кто еще, кроме человека, кормит своих малышей молоком? Правильно, звери кормят своих детенышей молоком. Мы с вами на правильном пути! Только нужно узнать, что ж это за зверь, что прячется от нас? Давайте откроем следующую карточку.
( воспитатель открывает пятую карточку с опорным сигналом - " питается рыбой")
- На карточке нарисованы маленькие рыбки. Какое отношение они имеют к нашему незнакомцу? Не понимаю. А вы, ребята, как думаете? ( выслушивает ответы детей). Да, вы, наверное, правы - это зверь питается рыбой! Кто же из зверей питается рыбой?( выдры, ондатры, медведи, лисы...)Многие хищники питаются рыбой! Как же нам узнать, кто из них спрятался сегодня у нас? Остается одна подсказка!
( воспитатель открывает последнюю карточку- подсказку с опорным сигналом - " среда обитания")

- Посмотрите, что нарисовано на карточке: снежинки, льдины... О чем говорит нам эта подсказка?
При чем тут звери? Вы, как думаете?( выслушивает ответы - предположения детей, сообща делаем вывод: льдины - это место, где живет наш зверь!)
- Ребята, мы открыли с вами все карточки - подсказки. Давайте, все вместе вспомним, что мы узнали о нашем незнакомце? ( апеллируя к опорным сигналам подводит итог)
- Тот, кто спрятался здесь покрыт шерстью, у него четыре лапы. Есть пасть с зубами, а своих детенышей он кормит молоком. Сам он питается рыбой, живет на холодных льдинах.

- Кто же это, ребята? Белый медведь! Давайте откроем карточку - " закрывашку" узнаем, правы ли мы?

Вот и справились мы с загадкой! А теперь немного отдохнем!
Подвижная игра " Птица, рыба, зверь..."
Вместе с детьми выясняем, как передвигаются птицы, рыбы, звери. Птицы - летают, звери -ходят на четвереньках, рыбы - плавают. Правила игры: воспитатель называет представителей классов животных, дети двигаясь по группе, показывают способы передвижения животных( "плывут", " летят", " идут на четвереньках")
- Отдохнули? А теперь вспомним, что же мы узнали о жизни зверей?
Работа с раздаточным материалом. Дидактическое упражнение " У кого что?"
- Садитесь за столы. Перед вами в конверте такие же карточки - подсказки про зверей, как те, которые помогли нам отгадать загадку про белого медведя. Рассмотрите их. Покажите: чем покрыты звери, сколько конечностей у зверей, как звери питаются, как кормят своих детенышей? А теперь условия игры: я буду называть особенности какого- либо животного, а вы продолжите - покажите карточку как это бывает у зверей. Например: - птицы покрыты перьями, а звери ... покажите.( Дети показывают карточку - " шерсть")
Дается несколько заданий:
- у всех рыб есть плавники, а у зверей...
- птицы откладывают яйца, а звери...
- рыбы покрыты чешуей, звери...
- у всех птиц две лапы или ноги, а у зверей...
Молодцы, ребята! Все справились с заданиями.
3. Заключительная часть. Д/У " Расскажи, кто ты?"
А теперь подойдите ко мне, мы закончим занятие моим волшебством! Закройте глаза и получите волшебную картинку. ( раздает в руки детей картинки - наклейки)
- ШУ! Шу! Не шучу! Сделаю, как захочу! Превращаю всех ребят в зверят! Открывайте глаза. Посмотрите, в кого вы превратились. Лисички, выходите! О себе нам расскажите! А помогут вам в этом наши карточки- подсказки про зверей. ( размещает опорные сигналы на доске).Каждая "лисичка" говорит что - нибудь про себя. Образец: "Я - лисичка, у меня четыре лапы." или " Я - лисичка, у меня пушистая шерсть" и т. д.
Таким образом рассказывают о себе " медведи", " волки".
Вот и стали мы умнее, все узнали про зверей а помогли нам в этом карточки - " подсказки". Сейчас я поставлю их на книжную полочку, и вы сможете друг другу загадывать с их помощью свои загадки.
( Карточки находятся в книжном уголке в течение всей тематической недели. А, вообще, у меня есть такое дидактическое пособие - Большая Книга вопросов и ответов, где каждому классу животных отведена своя страница. Но об в следующий раз)

Рекомендуем посмотреть:

НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели Модель программы ознакомления старших дошкольников а с творчеством Конашевича
Конспект НОД по экспериментированию с детьми старшей группы ДОУ
Опубликовано: 445 дней назад (17 сентября 2015)
Просмотров: 661
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5
Галина Васильевна Егорова # 17 сентября 2015 в 16:30 +1
С интересом посмотрела ваш материал. Он познавательный, развивающий и воспитательный. Работа с опорными сигналами развивает внимание, воображение, логическое мышление, любознательность, речь. Но хочу вам подсказать про оформление. Нельзя весь текст выделять жирным. Уберите ненужные значки шрифтов. Фотографии с детьми не рекомендуется ставить - для этого нужно разрешение. Само содержание материала будет полезно многим воспитателям. Примите первый голос.
Елена Горбунова # 17 сентября 2015 в 18:42 0
Наталья Григорьевна, здравствуйте! С большим интересом познакомилась с Вашей разработкой по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему " Кто спрятался от нас?" Все продумано, подобран интересный материал, игровая форма преподнесения материала, с поставленными задачами дети успешно справились и научились выражать свои мысли, используя картинки с опорными сигналами. Голос №2! С уважением, Елена.
Алла Ивановна Ефимова # 17 сентября 2015 в 21:05 0
Интересный, познавательный и увлекательный материал. Интересные, разнообразные задания.
Примите голос, и поздравляю с первой публикацией на сайте.
Анна Леонидовна Грибанова # 19 сентября 2015 в 05:41 0
С удовольствуем познакомилась с вашим материалом. Познавательно, интересно, доступно, решает целый ряд задач. Очень понравилась ваша работа с опорными картинками, как в познании так и над эмоциональной сферой. Голосую.
Лариса Владимировна Петрухина # 20 сентября 2015 в 19:02 0
Наталья Григорьевна, здравствуйте! Замечательное занятие, интересный игровой материал, думаю, никого не оставил равнодушными. Спасибо. Мой голос Вам!!!