Конкурсы для педагогов и детей

Сценарий весеннего речевого досуга в старшей логопедической группе

Сценарий речевого досуга «Любование черёмухой» в старшей логопедической группе
Автор: Мурашова Наталья Ивановна, учитель-логопед МДОУ № 136 г. Комсомольск-на-Амуре
Описание материала. Предлагаю актуальный вид работы для дошкольных логопедических групп. Речевой досуг предполагает использование большого количества игровых заданий, что помогает воспитывать интерес к окружающему, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мыслительной и речевой деятельности, снимает у детей напряжение. Данный материал будет интересен и для дошкольных массовых групп.
Цель. Получение удовольствия от созерцания черёмухи, высказывание восхищения её красотой
Задачи:
1. Расширить, уточнить знания о цветущей черёмухе, вызвать интерес к ней
2. Воспитывать наблюдательность, навыки любования красотой, эмоциональную отзывчивость
3. Развивать выразительность речи при высказывании слов восхищения, при подборе образных сравнений
Словарная работа: активизация прилагательных-синонимов, называющих размер (малюсенькие, миниатюрные, мелкие, крохотные, крошечные); запах (пахнущая, душистая, ароматная, благоухающая); красоту (красивая, прекрасная, великолепная, восхитительная, чудесная, очаровательная, замечательная, симпатичная)
Оснащение: ветка черёмухи в вазе, символ восклицательного знака, музыкальная пьеса П. Чайковского «Вальс цветов», любая весёлая музыка, проектор, экран, ноутбук, презентация (изображения черёмухи, Паровозика, Бабы Яги, цветочного ковра, невесты), две аудиозаписи (цитата из книги Ю. Д. Дмитриева «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт»; слова Бабы Яги), флакон духов, черёмуховый пирог
Предварительная работа: знакомство с лексической темой «Цветущие растения», разучивание стихов о цветах, чтение сказки Г. Цыферова «Паровозик из Ромашково»
Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие. Формирование представлений о черёмухе (цвет, размер, запах, красота, части, польза, образы), активизация знаний в речи.
Социально-коммуникативное развитие. Воспитание эмоциональной отзывчивости, умения выражать восхищение при любовании объектом.
Физическое развитие. Охрана и укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия при проведении физкультминутки, психогимнастики.
Речевое развитие. Лексико-грамматические упражнения на обогащение и активизацию словаря, усвоение навыков словообразования, отработку построения фразы; работа над выразительностью речи, слуховым вниманием.
Художественно-эстетическое развитие. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, потребности любоваться красотой, подражая персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой музыкальной и речевой деятельности.

ХОД
I. Организационный момент
На экране ветка черёмухи (1 слайд)
Звучит музыка. Дети свободно двигаются, танцуют под музыку.

Логопед: Почему у нас так красиво и звучит музыка? (праздник черёмухи)
- Хотите, принесу настоящую черёмуху?
- Тогда садитесь и подождите.
(величественно, торжественно, под музыку, заношу букет черёмухи в вазе)
Первичное восприятие черёмухи
(дети смотрят на букет, восхищаются, выражают неподдельный восторг: «ААА!»)

Упр. «Эстафета восхищения»
Логопед: Кому нравится черёмуха, скажите восхищённо: «Какая КРАСИВАЯ Черёмуха!»
(дети говорят фразу, передавая символ восклицательного знака)

Логопед: Кто хочет ВОСТОРЖЕННО прочесть стихи о черёмухе?
Ребёнок: Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые
Что кудри завила.
Ребёнок: Черёмуха душистая
Развесившись стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ребёнок: Белая черёмуха
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(дети читают выученные ранее отрывки стихотворения С. Есенина «Черёмуха" и др.)

II. Основная часть
Логопед: Кто помнит сказку про «Паровозик из Ромашково»? (2 слайд)
Мотивация
Логопед: Какой он был и что он делал?
Дети: Паровозик был очень любознательный, наблюдательный, внимательный.
- Когда Паровозик видел красоту, он всегда останавливался.
- Он нюхал ландыши.
- Он слушал соловья.
- Он любовался закатом.
- Кто хочет быть таким же внимательными?
- Тогда нам нужно хорошо - хорошо рассмотреть черёмуху! Согласны?

Упр. «Подбери к звуку слово»
Логопед: Паровозик всегда говорил, что Черёмуха ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ!!!
- Слова красоты мы тоже знаем, к звуку нужное слово подбираем!
- К? - Какое слово подходит?
- Дети: Красивая
- Ч? (Чудесная)
- П? (Прекрасная)
- О? (Очаровательная)
- В? (Восхитительная)
- Вь? (Великолепная)
- З? (Замечательная)
- Сь? (Симпатичная)

Упр. «Назови ласково»
Логопед: Паровозик про черёмуху говорил только ласково. Это не кисти, а что? (кисточки). Не ветки, а…? (веточки). А это что? (листочки, листики, цветочки, лепесточки).

Упр. «Скажи иначе»
Логопед: Вот лупа. Зачем она нужна? (рассматривать мелкие предметы, цветочки)
- Без лупы они такие маленькие, а иначе: малюСенькие, миниаТюрные, меЛкие, кроХотные, кроШечные.
(выделяю звуки Сь, Ть, Л, Х, Ш для лучшего запоминания похожих слов)
Дети смотрят на цветочки и говорят запомнившееся, понравившееся им слово.

Упр. «Образуй слова»
Логопед: Ой, ребята, кажется, я разлила духи (выражаю испуг, принюхиваюсь, нюхаю).
- Нет, флакон закрыт, духи целые…
(достаю духи, всматриваюсь, выражаю мимикой удивление)
Проблема
Логопед: Тогда почему у нас в группе такой вкусный запах?! (Это пахнет черёмуха)
- Если она ПАХнет, какая она?
Дети: ПАХнущая
- Если пахнет как ДУхи, она какая? (ДУшистая)
- Если БЛАГОУХАет, то…? (БЛАГОУХАющая)
- Если идёт АРОМАТ, то …? (АРОМАТная)

Упр. «Понюхаем»
Логопед: Хотите насладиться этим запахом? Давайте вместе его вдыхать!
- Глубоко - глубоко вдохнули, широко развели руки, втянули в себя этот чудесный запах.
- Задержите его чуть-чуть в себе, напитайтесь этим ароматом.
- А теперь медленно выдыхайте. Нежно обнимайте себя руками.
- С наслаждением говорите: «Душистая Черёмуха!»
(4 раза, меняя признаки: ароматная, пахнущая, благоухающая)

Сюрпризный момент (изображение Бабы Яги - 3 слайд)

Аудиозапись: "Фу, как воняет эта мерзкая, отвратительная, страшная, безобразная черёмуха. Как она злит меня! Как я её ненавижу. Я её всегда рву, ломаю, бросаю, топчу. Я хочу, чтобы она исчезла!"
Проблема
Логопед: Можно делать так, как делает Баба Яга? (нет, нельзя, нельзя рвать, нельзя ломать, ...)
Ребёнок: Если я сорву цветок.
Если ты сорвёшь цветок.
Если мы сорвём цветы,
То окажутся, пусты все деревья и кусты.
- Почему нельзя рвать черёмуху? (черёмуха полезная)
- Хотите послушать научные сведения о пользе черёмухи?
Аудиозапись: «Весной зацветает черёмуха. Стоит она, как белое пышное облако, спустившееся на землю. Но вот ветку черёмухи поместили под стеклянный колпак, а рядом поставили грязную воду. Через несколько минут учёные, которые проделывали опыт, сняли колпак и исследовали воду. Оказалось, что все микробы в воде умерли. Черёмуха их убила. Но как? Ведь она даже и не прикасалась к воде? В том-то и дело, что растения могут убивать микробов на расстоянии выделяемыми фитонцидами. Вот у черёмухи много таких полезных веществ - фитонцидов. Её цветущие ветки обламывать нельзя».
Проблема
Логопед: А что же нам теперь делать с нашей срезанной веткой черёмухи?
(мы подержим ветки в воде, дождёмся корешков, посадим в землю на участке, вырастим дерево - черёмуху)

Физкультминутка
1. Игра «1-2-3-руками дерево покажи»
Логопед: Покажем корни. Ствол. Ветки. Листики. Цветочки. Лепесточки.

2. Игра «Цветы»
Дети выполняют движения, согласовывая их со словами:
После зимней пустоты распускаются цветы (наклоняемся, тянемся вверх).
Как давно не видел ты (повороты головой в стороны).
Этой чУдной красотЫ (вскидываем руки от груди 3 раза).

3. Музыкальное упражнение «Вальс цветов» (цветочный ковёр - 4 слайд)
Логопед: Все цветы танцуют вальс, и дети плавно закружились под музыку.


III. Заключительная часть
Логопед: Вы заметили, на ковре среди цветов нет черёмухи. Мне кажется, она загрустила. Столько злых слов ей сказала Баба Яга.
Проблема
- Что делать? (нужно с любовью сказать о ней добрые, красивые, интересные слова)

Игра «Сравни»

Логопед: Я бы цветущую черёмуху сравнила с невестой. Почему? (белая)
- Цветущая черёмуха белая, как невеста.
- И вы сравните. Цветущая черёмуха белая, как … кто? Цветущая черёмуха белая, как … что?
Дети предлагают свои варианты образных сравнений.
Например: Цветущая черёмуха белая, как врач в белом халате.
...как белое пушистое облако.
...как белые кудри у красавицы.
...как белые серёжки у девушки.
...как белое ажурное украшение.
...как чистая белая рубашка.
...как белая Снежная Королева и любые другие варианты

Итог. Благодарность. Оценка. Поощрение
Логопед:
Спасибо. Вы такие же добрые дети, как сказочный Паровозик.
Любите цветы! Умеете любоваться ими! Так здорово восхищаетесь их красотой!
Вот вам пирог с черёмухой, угощайтесь!
(звучит любая весёлая музыка, дети пьют чай с пирогом, танцуют)

Рекомендуем посмотреть:

Занятие активизирующего общения для детей с тяжелой умственной отсталостью Сценарий речевого досуга в старшей логопедической группе Логопедический досуг в старшей группе по лексической теме: Цветы
Участник №62 профессионального конкурса педагогического мастерства и творчества «Вальс цветов» с 15 апреля по 15 августа 2016 года
Оздоровительный тренажёр для дошкольных логопедических групп ДОУ
Опубликовано: 139 дней назад (23 июля 2016)
Просмотров: 520
+14
Голосов: 14
Наталья Викторовна Боголапова # 23 июля 2016 в 13:20 +5
Наталья Ивановна, здравствуйте,поздравляю Вас с первой и удачной публикацией! Мне очень понравились моменты любования и сравнения! Здорово, что дети не только учатся произносить буквы и звуки, но и приобщаются к прекрасному, учатся ценить, понимать и беречь красоту! Оформление публикации чудесное! Так, что сдали экзамен на отлично, голосую с удовольствием!
Наталья Ивановна Мурашова # 24 июля 2016 в 01:47 +3
Здравствуйте, дорогая тёзка, Наталья Викторовна! Спасибо Вам за поздравление! За то, что увидели важное в этой работе - приобщение детей к прекрасному! Умение видеть красоту, останавливать перед ней, вбирать в себя красоту делает человека добрее. А это - самое главное для формирования личности. Если опираться на подходы ФГОС.
Светлана Михайловна Киселёва # 23 июля 2016 в 14:01 +5
Здравствуйте Наталья Ивановна! В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую монотонной, длительной тренировки ребёнка – этапы закрепления приобретённых произносительных умений (автоматизация звуков). Цель логопеда заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук.Зачастую многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка и у дошкольника теряется интерес к занятиям. Вам удается заинтересовать детей так, что монотонный процесс закрепления материала превращается в "любование" и думаю дети Ваши с большим удовольствием участвовали.А сколько поставленных речевых задач! И все занятие Вам удалось превратить в интересную игру! С первой публикацией! Моя дорогая землячка! Голосую с удовольствием!
Наталья Ивановна Мурашова # 24 июля 2016 в 01:41 +3
Дорограя Светлана Михайловна! Спасибо огромное Вам за такой добрый, грамотный комментарий. Ваше мнение для очень важно. Я уже, наверное, такая старая, что стараюсь работать себе в удовольствие. Это занятие мне самой очень нравится. Дети тоже прыгали от радости.
Ирина Николаевна Ступченко # 24 июля 2016 в 13:28 +5
Очень понравилась Ваша публикация. Грамотная, правильная, познавательная. Поставленная Вами цель "Получение удовольствия от созерцания черёмухи, высказывание восхищения её красотой" полностью выполнена. Да и как можно не любоваться подобным...
Работа заслуживает внимания и высокой отметки.
Голос!
Наталья Ивановна Мурашова # 24 июля 2016 в 17:33 +1
Спасибо, Ирина Николаевна, за высокую оценку.
Юлия Константиновна Сергеева # 24 июля 2016 в 15:05 +3
Очень интересная разработка. Такая структурированность и последовательность, все упражнения взаимосвязаны и вытекают одно от другого, что развивает в детях мотивацию и целенаправленность поведения.Надо обратить внимание еще на перерыв - физкультминутку, которая дает детям немного отдохнуть,снять напряжение и стимул дальше работать. Отдаю голос Вам!
Наталья Ивановна Мурашова # 24 июля 2016 в 17:41 +1
Юлия Константиновна, спасибо за полезный комментарий, за оценку, за голос.
Сидорова Зоя Григорьевна # 25 июля 2016 в 09:07 +4
Наталья Ивановна!
С интересом прочитала сценарий речевого досуга «Любование черёмухой» в старшей логопедической группе. Такое огромное количество интересного материала, полезного для умственного, эстетического, развития. Просто молодец! Рада, что пригласили прокомментировать свою публикацию. С удовольствием полюбовалась чудесными иллюстрациями.
Спасибо!
Удачи!
Зоя.
Наталья Ивановна Мурашова # 25 июля 2016 в 12:40 +1
Здравствуйте, Зоя Григорьевна!
Спасибо Вам за комментарий. Я рада, что вы увидели много полезного. При всей своей простоте, занятие действительно насыщенное. В нём есть задания и для ума, и отдушина для сердца.
Ольга Ивановна Кабанова # 25 июля 2016 в 14:37 +4
Здравствуйте, Наталья Ивановна! С интересом посмотрела Ваш сценарий речевого досуга «Любование черёмухой» в старшей логопедической группе. Вы представили разнообразные развивающие игры, яркие фотографии и картинки. Материал познавателен, интересен и правильно оформлен. Вы провели большую предварительную работу, разные виды деятельности плавно переходят из одной в другую. Желаю успеха в конкурсе! Примите мой голос.
Наталья Ивановна Мурашова # 25 июля 2016 в 14:56 +2
Спасибо Вам, Ольга Ивановна, за комментарий. Замечательно, что Вы отметили большую предварительную работу. Чтобы наши детки могли говорить, говорить красиво, правильно, без такой работы не обойтись. Зато потом всё возвращается сторицей. Когда они интересно рассказывают, чувствуем радость.
Наталья Николаевна Сегенюк # 25 июля 2016 в 16:04 +4
Наталья Ивановна, здравствуйте! Спасибо за приглашение на интересный сценарий речевого досуга! С большим удовольствием познакомилась с таким познавательным материалом. Интересные и полезные задания, хорошие игры, нужный речевой материал. Сценарий написан грамотно. Творческих успехов Вам! +1
Наталья Ивановна Мурашова # 27 июля 2016 в 04:38 0
Наталья Николаевна! Здравствуйте. Спасибо за комментарий. Рада, что чтение моего сценария доставило Вам удовольствие.
Елена Николаевна Залужная # 25 июля 2016 в 18:40 +3
Здравствуйте, Наталья Ивановна! Замечательный сценарий речевого досуга «Любование черёмухой» для детей старшего дошкольного возраста.Очень понравился прием с флаконом духов (Тогда почему у нас в группе такой вкусный запах?), упражнения "Образуй слова" и "Подбери к звуку слово".Интересные физминутки. Спасибо Вам за разработку.Примите голос! Удачи!
Наталья Ивановна Мурашова # 27 июля 2016 в 04:43 +2
Здравствуйте, Елена Николаевна. Правда. Этот приём с духами был очень неожиданным. Дети от неожиданности стали так активно принюхиваться. Я кое-как сдержалась, мне хотелось хохотать. Спасибо Вам за проявленный интерес.
Елена Александровна Шашенко # 26 июля 2016 в 13:40 +4
Добрый день !!!Наталья Ивановна, здравствуйте . Поздравляю Вас с первой и удачной публикацией! Мне очень понравились моменты любования и сравнения! Здорово, что дети не только учатся произносить буквы и звуки .Большое Спасибо за приглашение .Желаю ВАМ,творческих успехов .Примите ГОЛОС!!!
Наталья Ивановна Мурашова # 27 июля 2016 в 04:45 +2
Добрый день, Елена Александровна. Спасибо за поздравление, за пожелание, за комментарий, за любование!!!
Ольга Васильевна Яковлева # 26 июля 2016 в 21:13 +3
Здравствуйте, Наталья Ивановна. Спасибо за приглашение. Поздравляю Вас с первой Публикацией! Мне конспект занятия очень понравился. Грамотно составлен, все части взаимосвязаны и подчинены теме занятия. Много заданий, игр, сюрпризный момент, проблемные ситуации. Цель и задачи выполнены в полном объеме. Спасибо за интересный материал! Дальнейших творческих успехов! голос
Наталья Ивановна Мурашова # 27 июля 2016 в 04:49 +2
Здравствуйте, Ольга Васильевна. Спасибо за такой грамотный анализ. Вы заметили много важных моментов в занятии. Вы обратили внимание на достижение цели, решение задач. А это главное, ради чего мероприятие проводится.
Наталья Николаевна Косарева # 27 июля 2016 в 08:19 +4
Доброе утро, Наталья Ивановна! Какую чудесную работу вы написали!
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые
Что кудри завила.
Как вы все продумали, все части занятия взаимосвязаны, интерес поддерживался на протяжении всего занятия. А изображение Бабы Яги просто шокировало. Успехов! Голос!
Наталья Ивановна Мурашова # 29 июля 2016 в 15:22 +1
Спасибо Вам, Наталья Николаевна, за слова восторга! Говорят: "Восторг воспроизводят лишь возвышенные души". Я Вам очень-очень благодарна.
Оксана Анатольевна Данильченко # 27 июля 2016 в 22:01 +5
Здравствуйте! Поздравляю с публикацией! Занятие очень понравилось! Составленно граммотно. Экологически верно подобран материал, эмоциональное, с игровыми моментами. Я думаю малыши действительно на празднике побывали. С Вашего разрешения беру на заметку. Голос
Наталья Ивановна Мурашова # 29 июля 2016 в 15:25 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Спасибо Вам за комментарий, за голос. Я рада, что сценарий понравился. А вот то, что Вы берёте его на заметку, это, вообще, вызывает гордость.
Любовь Николаевна Лонкина # 28 июля 2016 в 15:48 +5
Здравствуйте! Ваш сценарии помогает воспитывать интерес к окружающему, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мыслительной и речевой деятельности, снимает у детей напряжение. Грамотно составлен, все части взаимосвязаны и подчинены теме занятия. Голосую!
Наталья Ивановна Мурашова # 29 июля 2016 в 15:27 +1
Здравствуйте, Любовь Николаевна. Спасибо Вам за комментарий. Успехов и удач!
Ирина Юрьевна Ручина # 28 июля 2016 в 19:01 +6
Здравствуйте, Наталья Ивановна! Спасибо за приглашение. С большим удовольствием познакомилась с вашей публикацией. Сценарий весеннего речевого досуга "Любование черёмухой" очень интересный, познавательный, развивающий, мне понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Наталья Ивановна Мурашова # 29 июля 2016 в 15:29 +1
Ирина Юрьевна, здравствуйте. Спасибо Вам за всё: и за комментарий, и за голос, и за интерес, и за пожелания. Вам тоже успехов.
Римма Ахатовна Афанасьева # 31 августа 2016 в 15:42 +2
Наталья Ивановна, спасибо за приглашение на чудесное занятие про черёмуху. Мой голос оказался в оценке Вашей работы под №13! Ощущаю себя той бабой Ягой со слайда))) Шучу, конечно. После прочтения Вашего занятия, вновь весна вернулась ко мне с ароматом черёмухи душистой. Очень грамотное занятие Вы разработали и провели. Активизации умственной деятельности детей способствовал выбранный Вами удачный игровой приём, который пронизывает все моменты занятия и делает его единым целым, захватывает чувства детей, порождает желание справиться с препятствиями. Вы постоянно заставляете детей мыслить, сравнивать, помогая при этом картинкой, вопросами. Столько различных приёмов использовано: "Подбери к звуку слово", "Назови ласково",(тут бы можно было ещё черёмуху саму назвать -черёмушка),«Скажи иначе», "Образуй слова" и др. Всё очень замечательно! И физкультминутка в тему, и танец, и сравнение с невестой черёмухи. Постоянная работа со звуками. Мой голос №13!!!
Наталья Ивановна Мурашова # 31 августа 2016 в 15:49 +1
Спасибо Вам большое, уважаемая Римма Ахатовна. Вы хорошо подмечаете использование разных приёмов. Пусть число 13 приносит Вам удачу. Мне кажется, всё зависит от мыслей, которые мы вкладываем в восприятие любого момента. Творческих Вам успехов!
Ушакова Любовь Александровна # 15 сентября 2016 в 03:34 +1
Большое спасибо! Очень интересная подача материала. Думаю, занятие по данному конспекту будет также эффективно и для массовых групп дошкольных учреждений!
Наталья Ивановна Мурашова # 16 сентября 2016 в 10:44 0
Здравствуйте, Любовь Александровна. Очень благодарна Вам за комментарий. Рада, что предложенный материал пригодится для массовых групп. Успехов Вам в работе!
Зинаида Аркадьевна Старцева # 15 сентября 2016 в 17:39 +1
Здравствуйте, Наталья Ивановна! Благодарю Вас за приглашение на такое чарующее мероприятие. Сколько любви и нежности пробудили Вы в сердечках детей таким изумительно душевным праздником. Досуг - слишком прозаично для такого сценария! Очень люблю черёмуху, поэтому прочла вашу публикацию на одном дыхании. Вам удалось совместить развитие речевой деятельности детей с развитием таких качеств, как любовь к природе, умение восхищаться её красотой и беречь. Чувствуется, что Вы очень любите и детей, и свою работу, и природу. Желаю Вам Удачи во всех начинаниях! Примите голос № 14.
Наталья Ивановна Мурашова # 16 сентября 2016 в 10:41 0
Здравствуйте, Зинаида Аркадьевна. ОГРОМНОЕ СПАСИБО за Ваш такой душевный комментарий. Только очень добрые люди умеют увидеть столько хорошего и так от души похвалить. Вы заметили в работе очень важную вещь: воспитание хороших качеств в детях. А именно воспитательную задачу так трудно бывает подобрать и реально решить в ходе деятельности. Я желаю, чтобы профессия, работа приносила Вам удовольствие!!!