Конкурсы для педагогов и детей

Лепка из солёного теста для детей от 7 лет. Методические рекомендации

Методическая разработка по лепке из солёного теста для педагогов
Рыжевская Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.
Методическая разработка раздела программы творческого объединения "Город мастеров" "Художественная лепка из солёного теста". Материал рассчитан на четыре года обучения для детей старше 7 лет, для педагогов дополнительного образования и педагогов школ.
Пояснительная записка
Человек издавна научился готовить из муки и воды - лепить лепёшки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине, сами печём пироги. Украшаем их немыслимыми завитками, а на праздники своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок. А вот произведения прикладного искусства из этого материала - совсем другое дело. Более того – высокохудожественное.
Лепка из солёного теста в последнее время стала очень популярна. Данное искусство становится более распространённым и плодотворно развивается. Изделия из солёного теста – это самый лучший способ украсить свой дом, привнести в него индивидуальность, а также порадовать своих родных и друзей.
Современная педагогическая наука рекомендует детям с самого раннего возраста, в целях развития моторики пальчиков рук и речи как явлений взаимосвязанных друг с другом, заниматься лепкой из теста, пластилина. Они развивают воображение, оба вида мышления – логическое и абстрактное, а также художественные способности ребенка.
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, при этом доступна очень маленьким детям.
Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно – пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой маленький, сделанный из соленого теста мир, но зато, как похожий на настоящий!
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и берет в руки и по мере необходимости изменяет. А если материала достаточно и рядом есть взрослый, который вовремя поможет и поддержит малыша, то лепка станет любимым занятием на долгие годы.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:
• повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
• развивают воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику;
• синхронизируют работу обеих рук;
Самое важное и ценное в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
2. Цель и задачи раздела
Цель: «Раскрыть и развить потенциальные способности в ребёнке»
Задачи:
1 год обучения
• научить детей лепить из солёного теста яблочки, листочки, фигурки животных, раскатывать колбаски;
• формировать умение правильно использовать различные технические приемы при лепке из соленого теста;
• развивать аккуратность при окрашивании готовых изделий.
2 год обучения
• учить детей самостоятельно замешивать тесто и лепить более сложные формы;
• осваивать навыки организации и планирования работы;
• воспитывать культуру общения и поведения в коллективе.
3год обучения
• научить новым приёмам лепки из солёного теста;
• развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
• учить самостоятельно смешивать краски, развивать чувство меры.
4 год обучения
• продолжать закреплять навыки творчества в работе с солёным тестом, добавляя дополнительные материалы: бисер, шёлковые ленты, перья, цветные шнуры;
• развивать творческие способности ребенка, его познавательную активность;
• формировать художественный и эстетический вкус, гармонию между формой и содержанием художественного образа.
3. Психолого-педагогические аспекты
Программа творческого объединения «Умелые руки» разработана с учетом возрастных особенностей детей. В настоящее время в условиях нашей страны младший школьный возраст охватывает диапазон от 6-7 до 10-11 лет.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Развитие личности ребенка, его интеллекта предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, обучения. Для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе, научить их учиться, быть внимательными, усидчивыми. В этом возрасте закрепляются и развиваются далее основные человеческие характеристики познавательных процессов как внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь.
В этот период работы с детьми следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них наиболее развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных. Внимание детей к этому моменту должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Память у детей является довольно хорошей, но чем старше становится ребенок, тем больше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста: учение, общение, игра и труд. Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном развитии играет труд и занятия творческой деятельностью, они должны быть достаточно разнообразными и интересными для детей.
Расширение сферы и содержания общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для детей выступают в роли педагогов, служат образцами для подражания и основным источником знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в этом возрасте. Общение взрослых и детей улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей.
Игра в этом возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности (как ведущей) и существенно влияет на развитие детей. Участие детей в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые могут детям понадобиться в их взрослой жизни.
В младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми.
Подростковый период развития охватывает возраст примерно с 10 – 11 до 15 лет. Развитие всех сторон личности, интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, обучения. Главное внимание в воспитании подростка следует сосредотачивать на развитии мотивационной сферы личности: определении им своего места в жизни, формировании его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание человеком самого себя, своих возможностей, способностей, тяга к общению со сверстниками, формируется общие взгляды на жизнь.
У подростка 10-12 лет резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на общественное мнение.
У подростков 13-15 лет складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками.
Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.
Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.
4. Ожидаемые результаты
1 год обучения
Должны знать:
• основной рецепт замешивания теста.
Должны уметь:
• самостоятельно лепить листочки, кружочки, фигуры животных (морж, крокодил, птичка), раскатывать колбаски и изготавливать из них простые веночки.
2 год обучения
Должны уметь:
• лепить и раскрашивать готовые изделия (веночки, корзиночки, яблоньку, животных)
3 год обучения
Должны уметь:
• лепить фигуры сказочных персонажей (ведьму, клоуна, мальчика с пальчик, принца Ахмеда)
• самостоятельно подбирать краски, раскрашивать и покрывать лаком изделия.
4 год обучения
Должны уметь:
• самостоятельно замешивать тесто, лепить более сложные фигуры, раскрашивать их, покрывать лаком и украшать дополнительными материалами (бисером, перьями, тесьмой, шёлковыми лентами, цветными шнурами)
• окрашивать готовое вымешанное солёное тесто.
5. Обоснование используемых в образовательно-воспитательном процессе по разделу программы технологий, методов, форм организации деятельности детей
Беседа – используется на занятиях, когда ребятам надо дать информацию, и узнать, что они знают по данной теме. Такая форма располагает к общению между взрослыми и детьми внутри коллектива.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний воспитанников в трудовой деятельности. Такие упражнения соответствуют трудовому воспитанию.
Сюжетно-ролевая игра – творческое воспроизведение детьми, самостоятельно или с помощью взрослых, социальных отношений или материальных объектов на основе жизненных или художественных впечатлений ребенка. Такая игра способствует нравственному воспитанию, развитию фантазии, воображения, общей культуры ребенка.
Игра-труд – деятельность, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием, в которой закрепляются представления об окружающем мире, осваиваются самые общие приемы коллективных действий в процессе труда. Её назначение многократное раскрытие личностных качеств и способностей, организация работы малых групп на основе общих интересов.
Дидактические игры – формы, специально создаваемые педагогикой, в том числе и народной, семейной, в учебно-воспитательных целях. По характеру используемого материала делятся на предметные (дидактические игрушки и материалы); настольно- печатные и логические, словесные (игры- загадки, задачи, предложения, игры- путешествия). Используются для интеллектуального развития познавательных способностей
6. Система знаний
Сначала была лепёшка.
Когда то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигурки людей и животных и затем приносили их в жертву богам. В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных материалов. Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать. В это же время появились и деревянные формы для выпечки фигурного хлеба. По сей день, такими формами пользуются для приготовления выпечки к Рождеству. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
В Китае, начиная с XVII века, делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки. Эти фигуры из теста заменяли людей и животных, которых приносили в жертву в прежние времена.
Один из народных художественных промыслов Эквадора - поделки из ярко-окрашенного теста. И если раньше фигурки из теста имели символический или мистический смысл, то теперь для туристов умельцы пекут всё что угодно.
В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышным орнаментом. В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста.
Хотя поделки из солёного теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто в последние годы стало популярным материалом для лепки: оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие.
Мука:
-это природный продукт, и её качество может меняться и от степени размола, и даже от погодных условий, при которых зерно созревало. Поэтому на практике универсальный рецепт солёного теста приходится слегка корректировать, но это не вызовет затруднений в работе. Для солёного теста лучше всего подходят недорогие сорта муки, не подвергнутой специальной обработке и без добавок эмульгаторов и рыхлителей. Ведь для лепки не важно наличие в муке витаминов и микроэлементов.
Пшеничная мука больше всего подходит для приготовления солёного теста. А в тесте из ржаной муки образуется много пор, его труднее сушить, и в лепке оно более твёрдое. Различные сорта муки можно смешивать, например пшеничную и ржаную муку.
Если вы хотите поэкспериментировать с другими сортами муки, купите ее для начала немного и обязательно смешивайте с пшеничной или ржаной мукой.
Соль:
-добавляют в тесто исключительно как защиту от мышей и вредных насекомых. Поэтому большого её количества, в сущности, не требуется. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведёт к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую, даже самую дешёвую. Соль грубого помола лучше размельчить в кофемолке.
Рабочее место:
-желательно, чтобы помещение, в котором вы готовите тесто, было прохладным, а ваши руки - холодными. Если температура воздуха выше 20 С, тесто станет слишком мягким и его трудно будет обрабатывать.
Если с тестом будут работать дети, замесите его покруче, потому что в теплых детских ручках тесто размягчится.
Что потребуется для работы:
-кисть, стаканчик для воды, валик для раскатывания теста, зубочистка, деревянные палочки , наборы стек, маленькие ножички для обработки краёв, ситечко, чесноковыжималка, специальное колёсико для резки теста, пуговицы для оттиска и другой подручный материал.
Приготовление солёного теста:
-тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если же оно прилипает к рукам, нужно добавить муки.
Учтите, что один и тот же объём различных продуктов весит по разному:
• 1 чашка муки весит около 100 грамм;
• 1 чашка соли весит около 200 грамм.
Основной рецепт солёного теста из пшеничной муки:
2 чашки (около 200г.) муки
1 чашка (около 200г.) соли
¾ чашки (около 125 мл.) воды
Чтобы тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымесить и размять, пока оно не станет эластичным. Эластичность теста и прочность изделий из него можно повысить, добавив при замешивании 1-2 чайные ложки сухого обойного клея, перемешав его с мукой и солью.
Обработка солёного теста.
Старайтесь лепить или вырезать изделия сразу на противне, при этом сторона изделия остаётся ровной и не возникает повреждений при переносе его к месту сушки и обжига.
Перед началом работы смочите противень водой с помощью кисти, для того чтобы между тестом и противнем не образовались воздушные пузырьки. Чем лучше тесто прилегает к противню, тем ровнее получится обратная сторона изделия после сушки или обжига.
Сушка и обжиг.
Сушка – очень важный этап в изготовлении изделий из солёного теста. Положим, вы задумали и сотворили нечто замечательное. И вдруг – в результате поспешного или неправильного обжига - изделие треснуло и все пошло насмарку! Вот действительно большое разочарование.
При сушке в духовом шкафу сначала включите верхний огонь и просушите изделие на нём до тех пор, пока его поверхность не начнёт подрумяниваться. После этого изделие уже не деформируется.
Затем установите противень на среднем уровне духовки. Если вы хотите придать изделию бежевый цвет, используйте верхний огонь чуть дольше. Если на изделии появляется лёгкая выпуклость или изделие слегка вздувается, значит, температура слишком высокая, и если вы её не убавите, то на обратной стороне могут образоваться трещины.
Как определить полностью ли высохло изделие? Постучите указательным пальцем по изделию. Если звук приглушённый, значит, внутри модель сыровата и её нужно ещё на некоторое время оставить в печи. Если же звук звонкий, значит изделие высушено.
Существует несколько способов сушки:
• Воздушная сушка – занимает много времени; на обратной стороне изделия образуется углубление;
• Сушка в духовом шкафу – 1 час на каждые ½ см. толщины теста;
• Комбинированная сушка – сначала изделие сушат на воздухе несколько дней, а затем досушивают в духовом шкафу. Более подходит для больших объёмных изделий;
• Сушка горячим воздухом в гриле.
Микроволновая печь не применима для сушки изделий из солёного теста.
Раскрашивание.
Чтобы краски были сочными и ложились ровно, изделия перед раскрашиванием грунтуют. Для этого можно использовать белую водорастворимую краску, которую наносят кистью. Далее использовать любую краску-акварель, масляную, гуашь. Предпочтение гуашевым краскам, так как изделия получаются ровно окрашенными и яркими.
Окрашивание.
Чтобы окрасить готовое вымешанное тесто, нужно по капельке добавить в него пищевые красители. Если изделие будет однотонным, краску можно добавить при замешивании теста, а если изделие должно быть разноцветным, то готовое вымешанное тесто делят на части по количеству цветов. Затем лепят шарики, в середине которых продавливают углубления. Далее в эти углубления капают краску, после чего тесто тщательно разминают до тех пор, пока оно не будет равномерно окрашено. Обычно достаточно 2-3 капель красителя на 100 гр. теста, чтобы получить нужный оттенок.

Вырезание по шаблону.
Шаблоны лучше делать из тонкого картона с водонепроницаемым покрытием. Обычный картон может прилипнуть к тесту.
Раскатайте тесто до толщины ½ см. на рабочей доске или противне. Наложите подготовленный шаблон на тесто и тонкой острой стекой вырежьте фигурку по краю шаблона. Затем осторожно отделите шаблон, а края фигурки смочите водой при помощи кисточки и подровняйте деревянной палочкой.
Склеивание.
Чтобы соединить части изделия в одно целое, заранее смочите их мокрой кисточкой, и они склеятся, благодаря клейким свойствам муки. Если вам нужно наложить детали друг на друга, смажьте водой обратную сторону накладываемой части, иначе при сушке растёкшиеся водяные пятна изменят цвет. А чтобы вы не сомневались в хорошем результате, смажьте смоченной в воде кистью всё изделие целиком, прежде чем оно попадёт в духовой шкаф.
Обработка подручными средствами.
Обработка теста предметами домашнего обихода часто даёт впечатляющий эффект. Например, расческой можно нанести на тесто ажурный узор, а при помощи пуговиц поверхность изделия можно сделать рельефной. Тестом, пропущенным через чайное ситечко можно украсить веночки, ёлочку, а через чесноковыжималку, сделать кудряшки для барашка. Можно сделать специальный валик, на котором вы заранее вырежете декоративный узор, а потом напечатаете его на тесто. Для оттиска можно использовать засушенные травы.
Лакировка.
Лаковое покрытие защищает изделие от влаги. Прозрачные лаки могут быть жидкими и густыми. Жидкие лаки плохо защищают изделия из солёного теста, поскольку они проникают внутрь, и поэтому изделие приходится лакировать много раз. И всё же используйте именно жидкий лак, если хотите, чтобы изделие выглядело более румяным и менее блестящим.
Густые лаки, напротив, надёжно защищают изделия от влаги, и ими тщательно покрывают изделия со всех сторон. Получается красивый ровный блеск.
Процесс лепки
1. Цилиндрическая форма (колбаска, валик), получается при движении ладошками рук вверх- вниз, можно раскатать кусочек теста по твердой поверхности прямыми движениями. Можно раскатать длинные и короткие валики, толстые и тонкие. Преобразовывая их получить бублик, баранку, улитку, змею, цветок, листок, морковку, косу, стебелек растения, сплющить в ленту.
2. Шарообразная форма (шар, колобок) получается, если раскатать кусочек теста круговыми движениями между ладошек или одной ладонью на твердой поверхности. При преобразовании можно получить яичко, воздушный шарик, грушу, матрешку, банан, огурец, колесо, лепешку, пирамидку, мороженое, шляпка гриба и т.д.
3.Вспомогательный способ:
• вытягивание от основной формы мелких деталей (клювик, ушки, хвостик и т.д.) и придание им необходимой формы и положения (заостряя или сплющивая);
• загибание края формы заготовки – горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, - усиливающие сходство образов с реальными предметами и передающие их функциональность;
• использование стеки и других приспособлений: колпачков фломастеров, крышек, палочек, пластмассовых вилок и т.д.
Можно дополнять вылепленный образ различными элементами из других материалов (бисер, ракушки, бижутерия, пуговицы, перышки и стружки и т.д.)
1 год обучения.
Веночки и сердечки.
Для веночка или сердечка раскатываем колбаски и вьём или заплетаем в косы изделие. Украсить можно засушенными цветами, гвоздикой.
Медальоны.
Раскатываем тесто, различными формами для печенья вырезаем нужный медальончик. Для узора используйте перчинки, зёрнышки, трубочки для оттиска, пуговицы. Украшаем тестом, блёстками. Шнур для подвески должен сочетаться с самим изделием по цвету и фактуре.
Розы.
Делаем колбаску длиной 2 – 2,5 см, сплющиваем ее в лепешку большим и указательным пальцами, чтобы серединка была толстая, а края тонкие. Накручиваем лепешку на спичку или на палочку. Это сердцевина розочки. Сердцевину обкрутить лепешками разных размеров – лепестками – до получения цветка нужной величины.
Гусеница.
Приготовить тесто по классическому рецепту. Слепить колбаску – туловище, изогнув его волной. Нанести на туловище гусеницы рисунки: с помощью ножичка – на задней части, иголки на средней, зубочистки – на передней. Придать мохнатость, выдавив из ситечка тесто и прилепив его к туловищу перед головкой. Прикрепить головку – шарик, на котором обозначить с помощью ножичка глаза, носик, ротик. Тоненькой поперечной колбаской отделить хвостовую часть. Приклеить маленькие шарики для украшения и прикрепить маленький бантик из теста. Приклеить лепешечки щечки, сделать челку из тонких полосок. Сделать ножки. Готовую гусеницу просушить и наклеить в рамку на светлый фон. После высыхания раскрасить разными цветами.
Зайка с морковкой.
Чтобы слепить туловище, голову и лапки зайчика, разомните тесто и скатайте шарики, разного размера, затем слегка сплющите их ладонями. Влажной кисточкой смочите места стыков и соедините части изделия друг с другом. Затем слепите или вырежьте уши и прикрепите их к голове. Нанесите стекой рисунок чтобы отметить части лица. К лапке приклейте морковку, вылепленную из комочка теста
2 год обучения.
Яблонька
Приготовить по рецепту тесто, раскатать при помощи скалки пласт теста толщиной 7 мм, по шаблону вырезать ствол дерева, нанести стекой полоски – кору. Из небольшого кусочка теста сделать колбаску, нарезать из колбаски кружочки. Скатать их в шарики, расплющить в лепешку, сдавить тесто большим и указательным пальцами, чтобы получилась острая верхушка, нанести стекой прожилки и у нас получились листочки. Листочки с нижней стороны намочить слегка водой и приклеить на ствол дерева. Чтобы получить яблоки нужно: скатать колбаску, отрезать от нее маленькие кусочки, скатать их в шарики, из семян гвоздики сделать плодоножку. Когда яблоки готовы с нижней стороны смочить их и наложить на листья яблони. После высыхания раскрашиваем гуашью.
Ёжик
Слепить из теста шар, вытянуть его с одного конца и приподнять, чтобы получилась мордочка, придать тельцу нужную форму, слепить ушки из лепешки и прикрепит их к тельцу, с помощью ножика сделать углубления – глаза, а с помощью ножниц иголки. Высушить, можно поместить его на зеленую лужайку, после высыхания раскрасить

Птичка.
Раскатать тесто толщиной 1 см. фигурку вырезать по шаблону. Для глаз взять перчинку. Из теста скатать шарики величиной с лесной орех, из них составить первый ряд узора хвоста. В этих шариках соломинкой или палочкой проколоть маленькие дырочки. Второй ряд – шарики поменьше. Дальше можно пофантазировать - выложить узор из зёрнышек.
Корзиночка малая.
Ручку делаем из колбасок, переплетая их. Короб корзины – круг из теста толщиной 1 см. Чтобы сделать узор корзиночного плетения, на коробе корзины линейкой проведём вертикальные линии. По этим линиям тесто с двух сторон сплющиваем двумя вилками. Украшаем розами, яблоками, листочками.
Морж, крокодил делаются самостоятельно детьми, по одной форме, из колбасок, шариков, овалов.

3 год обучения.

Принц Ахмед.
По принципу лепки принца лепятся все фигуры человека. Туловище: берут форму конуса, нижнюю часть его разрезают пополам, чтобы сделать ножки. Там, где туловище будет соединяться с головой, воткните зубочистку и по половине зубочистки - в места стыков ножек и ступней. Руки: лепить с расширением от плеча к запястью, чтобы получились рукава одежды. Шаровары: из тонко раскатанного теста сделать пышные шаровары, заложив складки сверху, и у ступней, закрыв места стыка полосками теста на ногах и отворотом жакета сверху. Ступни: слепить из двух одинаковых шариков. В нижней трети ступни сделайте засечку, затем переднюю часть слегка загните к верху, а заднюю насадите на зубочистку. Ладошки: слепить из маленьких шариков, придав им форму рукавички. В утолщение нижний части руки острой палочкой или стекой проткните дырочку и вставьте в нее ладошку. Голова и тюрбан: делается шар в соответствии с размером туловища и прикрепляется. Чтобы получить тюрбан, отдельные колбаски из теста наматывают вокруг головы, верх украсить небольшим наконечником. Пояс: делается колбаска, затем раскатывается скалкой, вырезаем полоску и приклеиваем к талии, завязываем узел. Украшаем после обжига бисером, перьями, лентами. Раскрашиваем, лакируем.
Корзина «Рог изобилия»
Лепится как и малая корзиночка, только украшается большим количеством цветов и фруктов. Можно раскрашивать, а можно оставить натуральный цвет теста, только покрыть лаком.
Панно «Золотые талеры».
Фон тёмно-синий бархат. Девушка в одежде украшенной настоящими кружевами, стоит на полянке из засушенного мха. Вокруг разбросаны талеры покрашенные в золотой цвет.

4 год обучения.

Более сложные работы. Лепка сказочных персонаже по той же технологии, как и принц «Ахмед». Украшения из бисера, перьев, бусин, тесьмы.

Кулон «Рыбка»
Окрашиваем готовое тесто в любой понравившийся цвет. Лепим форму сами или вырезаем по шаблону. Глаза бусинки. Делаем оттиск чешуи из подручного материала. Шнур цветной. Сушим, лакируем.

Кулон «Змейка с камнем»
Окрашенное тесто раскатываем в виде змейки. Глаз – бусинка. Берём любой декоративный камень, обвиваем змейкой вокруг камня, предварительно смочив его водой для прочности приклеивания. Делаем насечки на змейке. Сушим, лакируем.
Шкатулка для драгоценностей.
Можно использовать любую баночку из под крема. Обмазываем её тестом. Украшаем по желанию. На крышке лепим красивые цветы: розы, лилии, ромашки. Сушим на воздухе несколько дней. Раскрашиваем. Лакируем.
Список литературы
1. Бельтюкова Н., Петров С., Кард Р. Учимся лепить: - М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; СПб.: Валерии СПД, 2001.- 224с., ил.
2. Изольда Кискальт. Солёное тесто. Изд-во «АСТ-ПРЕСС» Москва 1998.-145с., ил.
3. Малышева Н. Сказочные поделки для малышей. Учебное пособие.-М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.-136с., ил.
4. Скребцова Т.О. Мини картины, панно, фоторамки из солёного теста/ - Ростов н/Д: Феникс, 2008.-220, (1)с.: ил.- (Рукодельница)
5. Фирсова Анна. Чудеса из солёного теста. – М.: Айрис-пресс, 2008.-32с.: цв.ил.- (Чудесные фантазии)
Приложение.
Работы детей творческого объединения "Город мастеров" выполненные по методической разработке "Художественная лепка из солёного теста"














Считаю, что моя методическая разработка и наглядный материал поможет педагогам в организации досуга детей.

Рекомендуем посмотреть:

Кольца для салфеток своими руками. Мастер-класс Лошадь из соленого теста своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Сувенир ко Дню святого Валентина из соленого теста Подарок бабушке на 8 марта своими руками
Аппликация из бумаги к сказке «Репка» своими руками | Весенние веночки из солёного теста. Мастер-класс для детей 7-8 лет.
Опубликовано: 622 дня назад (26 марта 2015)
Просмотров: 3335
+2
Голосов: 2
Мария Александровна Сорокина # 26 марта 2015 в 17:52 0
Доброго времени)) очень нравится лепить с детьми из теста, так как пластилин надоел, а аппликаций итак много) спасибо за работу) учтем)
Валентина Викторовна Ансимова # 26 марта 2015 в 19:06 0
Мне тоже нравиться лепить из теста. Самое главное безопасно для детей!
Ольга # 27 марта 2015 в 18:35 0
Здравствуйте, какая красота, радует глаз и поднимает настроение, воспользуюсь Вашей методикой, и ждем еще много всего интересного. спасибо.
Вероника Дмитриевна Кузнецова # 28 марта 2015 в 09:10 0
Хорошая методическая разработка по лепке из соленого теста. Темы разбиты по годам обучения и усложняются из года в год. Описаны тонкости работы с тестом, лепкой и сушкой изделий, что очень поможет в дальнейшей работе. На основе этой методической разработки можно составить программу дополнительного образования. Вам мой голос!
НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА РЫЖЕВСКАЯ # 6 апреля 2015 в 17:28 0
Спасибо за комментарий.
Зульфия Алиевна Хамидулина # 29 марта 2015 в 13:13 0
Очень хорошая разработка.Надо дополнить и составить авторскую программу.
НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА РЫЖЕВСКАЯ # 6 апреля 2015 в 17:30 0
Программа существует, она называется "Город мастеров", а это методическая разработка раздела программы.