Конкурсы для педагогов и детей

Исследовательская работа для детей старшей группы в детском саду

Исследовательская работа в старшей группе ДОУ
Тема исследовательской работы «КАК КОЛОСОК ХЛЕБОМ СТАЛ»
Исполнители: Дорин Богдан, Ивашина Алёна, Сарасом Вика, Литвиненко Лена.
Дошкольная старшая разновозрастная группа
Возраст: 6 лет
Руководитель: Ляпина Наталья Леонидовна- Воспитатель дошкольной группы.

Цели: В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания о хлебе.
Задачи:
• развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
• познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;
• воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями и получать
радость от процесса получения новой информации, познакомиться с профессиями людей, связанных с получением хлеба.
Предварительная работа: чтение стихов, пословиц, рассказов о хлебе”, А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел”, С. Шуртакова “Зерно упало в землю”, Я. Аким “Хлеб”, Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко”, С. Дрожжина “Каравай”. Чтение рассказов М. Глинской "Хлеб", М. Пришвина "Лисичкин хлеб".
Проведение цикла занятий: «Где берут зерна?», «Как превратить зерно в муку ?», «От чего зависит вкус изделия?», «Сравнение вкуса изделий, приготовленных из разных злаков», «Как хлеб на стол пришел?», «Как мы можем беречь хлеб?» Утром перед занятием замешивание дрожжевого теста.

Словарная работа: рожь, пшеница, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, сухари.
Прилагательные – свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
Глаголы – выращивать, пахать, боронить, сеять, косить, убирать, молотить, молоть, выпекать, печь, есть, беречь.
Подготовка к исследованию, материалы:
• колоски пшеницы, ржи, ячменя.
• зерна пшеницы, ржи; ячменя;
• плоские камни для размельчения зерна; кофемолка ручная;
• мука ржаная и пшеничная;
• видеоролик “На хлебозаводе”;
• картинки “от зерна до хлеба”, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий;
• карточки последовательности исследования.

Гипотеза: если мы узнаем, почему взрослые так ценят хлеб, то ещё больше будем дорожить им.
ПЛАН РАБОТЫ
1. Определиться с темой.
2. Найти в литературе и в сайтах Интернета информацию и иллюстрации по данной тем
3. Провести эксперименты: рассмотреть колоски, смолоть муку, вырастить пшеницу и рожь, замесить тесто , испечь хлеб.
4. Создать слайдовую презентацию.
5. Сделать схему «Как колосок хлебом стал».
6. Создать мини музей хлеба.
7. Выступить на районной конференции.

Как колосок хлебом стал?
Мы никогда раньше не задумывались над этим вопросом. Нам говорили, что нужно беречь хлеб. И мы выполняли это правило. В нашей группе все бережно относятся к этому продукту.
Наши воспитатели нам много рассказывали о бережном отношении к хлебу. Казалось, уже нет вопросов, на которые мы не можем ответить. Но когда прозвучал вопрос: «А как хлеб появился на нашем столе?», мы все задумались. Как оказалось: мы ничего ещё не знаем о хлебе, мало его ценим. Вот и решили провести своё маленькое исследование.
Ведь это только в сказках булки и пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень длинный.
Начали искать информацию. Воспитатели нам прочитали стихи и сказки о хлебе, Затем в Интернете, нашли мультфильм «Хлеб», который рассказывает о том, как выращивали хлеб раньше.
А вот, чтобы узнать, как выращивают хлеб в наше время, мы рассматривали много картинок, листали детскую энциклопедию. В результате мы узнали очень много интересных и не известных нам фактов.
Чтобы испечь вкусный хлеб необходимо вырастить зерно! Для этого нужна мягкая рыхлая земля, теплое солнце, ласковый ветер и добрый дождь. Но прежде всего землю необходимо подготовить. И готовят ее осенью. Эту работу выполняет трактор. К нему прикрепляют большой плуг, который поднимает и переворачивает верхний слой почвы – готовит для семян мягкую постельку.
Потом землю боронят. К трактору прикрепляют борону. Она прочёсывает землю зубьями как расчёской.
И это ещё не всё. Потом к трактору прикрепляют культиватор, который своими лапами рыхлят землю и убирают сорняки, чтобы они не мешали расти зернам. Затем на поле выходит трактор с сеялкой, а за сеялкой тянутся по земле бороны. В ящики сеялки насыпают семена. Семена для посадки выбирают самого высокого качества. Чем качественнее зерно, тем выше урожай. Семена по трубам-сошникам попадают в землю, а бороны присыпают их землей.
Человека, который управляет трактором называют трактористом
Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы будущего хлеба. Вскоре наступит зима, и хлебное поле накроет пушистым снегом. Всходы не боятся снега, они перезимуют зиму под теплым одеялом, а весной будут расти дальше. Ранней весной по мерзлой почве на поля распылят минеральные удобрения, чтобы богаче был урожай. Растает снег, напоит почву влагой, и потянутся молодые всходы к солнышку. На каждом стебельке появится колосок наполненный зернами.
Ну, вот и созрел урожай. Начинается жатва. Выходят на поля комбайны. Комбайны - это такие машины, которые косят растение, молотят зерно, а еще и солому укладывают в копны. Управляют этими машинами комбайнеры.
Зерно, намолоченное комбайнами, грузовые машины везут на механический ток. Там зерно очищают, сушат и сортируют. После этого зерно везут на элеватор. Элеватор - это место для хранения зерна. По транспортерной ленте зерно отправляется на мельницу.
Там его перерабатывают в муку. На мельнице работают мукомолы. С мельницы мука отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия. На хлебозаводах работают пекари.
Ну а дальше вся выпечка попадает на полки наших магазинов. Там работают продавцы.
Свое исследование мы начали с рассматривания и обследования колосков пшеницы и ржи.

Мы потёрли его в руках и вышелушили зерна. Нам удалось выяснить что в одном колоске более 20 зернышек. Зерна пшеницы - округлые, а зерна ржи - длинные. Колос пшеницы потолще, а ржи — потоньше. А потом мы попробовали зёрнышки. Они были твердые, но вкусные и во рту превратились в тесто. Следующее исследование мы провели с зерном. Мы пробовали сделать муку самостоятельно .Первым делом мы растирали зерна между камнями, ох и трудно же было!

Затем делали муку на кофемолке, тоже было трудно! Настоящей муки у нас не получилось. Для этого нужны специальные машины. Но мы не отчаялись и взяли муку из магазина.
На следующем этапе нашего исследования мы выяснили, что мука бывает пшеничная из пшеницы и ржаная из ржи, пшеничная –белая, а ржаная- -серая. Мука мягкая, воздушная ,легкая, нежная. Все исследования мы проводили используя лупы.

Следующим этапом было –испечь хлеб . Мы решили испечь белый хлеб и ржаной. Приготовили муку, просеяли её через сито и положили в миску, добавили подогретую воду, дрожжи, сахар ,соль, и замесили жидкое тесто- опару. Поставили ее в тёплое место, чтобы она подошла.

Когда опара задышала, подошла мы замесили тесто и снова поставили его в теплое место для созревания. Из созревшего теста мы сделали колобков и отнесли в столовую, где повар поставил их в духовку для выпечки.

После сна мы снова отправились в столовую уже за готовым хлебом. Хлеб у нас получился вкусный, мягкий, ароматный, горячий, свежий. А как хвалили наш хлеб все кого мы угощали! Оказывается это целое искусство испечь хлеб. Хотим сказать, нужно большое мастерство, чтобы испечь хлеб.
На этом мы решили не останавливаться и сделали схему«Как колосок хлебом стал» и мини музей хлеба ,чтобы всем друзьям рассказывать о ценности и важности хлеба.

А еще мы посеяли семена ячменя и пшеницы.

Итог исследования:
Проведенное исследование открыло нам много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали о труде хлеборобов. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб.
Таким образом, мы сумели достичь цели своего исследования и смогли узнать о трудном пути колоска к столу. Выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы буду еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей.

Рекомендуем посмотреть:

Проектно – экспериментальная деятельность в старшей группе на тему: Молоко Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ
Развлечение к 23 февраля для родителей и детей старшей группы в детском саду. Сценарий | Развлечение "Праздник осени" для старших дошкольников в детском саду
Опубликовано: 157 дней назад (3 июля 2016)
Просмотров: 759
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Валентина Николаевна Разумова # 3 июля 2016 в 08:46 0
Наталья Леонидовна, очень интересный материал вы представили на сайте. Важная работа проведена с детьми. Различные виды деятельности использованы, дети исследовали, узнавали новое, сами пекли хлеб. Знаю по опыту, что это всё ребятам нравится. (Мы с детьми в рамках проекта "Пчёлкин огород" тоже сами всё делали и даже готовили). Мне понравилось рассматривать фотографии ваших юных исследователей.
Советы по оформлению: всё же нужно небольшое описание работы в начале.
Думаю, что не совсем правильно заявлять в качестве авторов детей. Коллективные работы не принимают на конкурсы. Можно было прописать автором педагога, а детей участниками проекта. Но это только моё мнение.
Работа у вас отличная, практический результат налицо. Так что примите первый голос и пожелания удачи.
Наталья Леонидовна Ляпина # 3 июля 2016 в 18:35 +1
Спасибо!!!
Оксана Михайловна Жидикина # 6 июля 2016 в 00:06 0
Здравствуйте, Наталья Леонидовна. Заглянула к Вам в гости. Радует, что в дошкольной группе дети занимаются исследовательской работой. Тема для исследования выбрана интересная и плодотворная. Проведена огромная работа. Работа интересна познавательной направленностью. Расширяете кругозор, словарный запас детей; развиваете речь, мышление; воспитываете уважение к труду, бережное отношение к хлебу. После такого занятия дети получат массу впечатлений от информации, эксперимента, практической деятельности. Мне только не хватило в разработке беседы с детьми. Спасибо за публикацию. С удовольствием отдаю свой голос! +1
Наталья Леонидовна Ляпина # 6 июля 2016 в 22:11 0
Здравствуйте Оксана Михайловна! Спасибо за голос .Наша работа которую я представила это цикл занятий с сентября по январь .Я представила обобщение опыта.