Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей и педагогов.
Автор: Наталья Михайловна Дашкина, воспитатель, МБДОУ детский сад "Звёздочка" комбинированного вида СП детский сад № 138 компенсирующего вида.
Описание: предлагаю Вашему вниманию материал, который может быть полезен педагогам в детских садах (например взять за тему собрания, или консультацию для родителей), так и студентам обучающимся в педагогических колледжах, вузах.
Цель: дать теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами лепки.

Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
О том, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, было известно уже во II в. до н. э. в Древнем Китае. Японская акупунктура - еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему.
Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.

Изобразительная деятельность детей - лепка, рисование, как прообраз взрослой деятельности, заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Создавая изображение, он приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка.

Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, у него формируется конструктивное мышление, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее - нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг так же, как и мускулы, развивается, когда его тренируют.

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен обеспечивать эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Важно помнить, что для дошкольника важнее процесс, чем результат. Поэтому следует сделать этот процесс как можно более комфортным для него.
Основываясь на исследованиях по развитию мелкой моторики у детей, мы разработали систему занятий по лепке для детей дошкольного возраста (4-5 лет), на которых будут совершенствоваться мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, повлияет на развитие речи и мышления, на нервную систему в целом.
Занятия разбиты по блокам:
1. Лепка предметная с элементами конструирования;
2. Лепка предметная по представлению.
Задачи, которые будут решаться на занятиях по лепке:
- развивать мелкую моторику рук;
- поддерживать интерес детей к народному искусству;
- поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления;
- заинтересовать детей лепкой объемных фигурок и простых композиций из пластилина;
- показать способы соединения частей;
- поощрять стремление к более точному изображению (моделировать форму кончиками пальчиков, сглаживать места соединения частей фигуры);
- проводить коллективные работы, учить согласовывать свои действия с действиями других детей;
- развивать у детей способность передавать одну и ту же форму в разных техниках;
- создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
На занятии по лепке решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические - по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение занятия по лепке имеют для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью наглядных опор составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Лепку можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.
Таким образом, занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка:
• повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
• развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
• синхронизировать работу обеих рук;
• формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

В завершении консультации, родителям можно предоставить на внимание детские работы из разных техник лепки, а так же привлекать их к деятельности вместе с детьми, пригласить на мастер-класс в детский сад.
СПАСИБО!

Рекомендуем посмотреть:

Игры с бумагой для детей дошкольников Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Сенсомоторное развитие дошкольников Развитие мелкой моторики с предметами домашнего обихода

Похожие статьи:

Конспект совместной деятельности в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук

Игры с пальчиками для старших дошкольников

Опубликовано: 3462 дня назад (5 октября 2014)
Просмотров: 52078
+12
Голосов: 12
Светлана Анатольевна Савостьянова # 5 октября 2014 в 21:32 +4
Наталья Михайловна, Ваша работа «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» актуальна и интересна. Педагогам и родителям важно следить за уровнем развития мелкой моторики рук детей в любом возрасте, но лучше начинать это делать уже в раннем возрасте. Лепка - один из проверенных способов развития мелкой моторики. Осваивая новые приемы развития мелкой моторики с помощью пластилина или глины, ребенок развивает фантазию и логическое мышление. В своей работе Вы объясняете, для чего важно развивать мелкую моторику рук и знакомите коллег со своей системой занятий по лепке для детей дошкольного возраста. Статья оформлена фотографиями работ с использованием пластилина в разных техниках. Мой голос +1!
Наталья Михайловна Дашкина # 5 октября 2014 в 21:45 +2
СПАСИБО БОЛЬШОЕ, Светлана Анатольевна за Ваше понимание данной проблемы! У наших деток с недоразвитием речи, такие занятия просто необходимы. БЛАГОДАРЮ! smile
Юлия Викторовна Бутова # 5 октября 2014 в 22:06 +3
Замечательная разработка и очень красивые работы! Консультация важна и для воспитателей и родителей! Дети любят работать с пластилином, а здесь возможность скатать маленький шарик, потом еще один, а мама или воспитатель выполнят сбор шариков в потрясающей красоты работу! Ощущение ребенком полезности, и того, что он принял участие - не преувеличенно важно! Голос! Удачи Вам!
Елена Васильевна Гигирева # 5 октября 2014 в 22:13 +2
Наталья Михайловна, замечательная работа у Вас получилась! Я полностью с Вами согласна , что развивать руку ребенка лучше в таком виде деятельности , как лепка. Она стимулирует мелкие мышцы, развивает тактильные ощущения пространственную ориентацию, а уж о том, что совместная работа педагога или родителя очень стимулирует ребенка и говорить не приходится.
Елена Викторовна Шестакова # 5 октября 2014 в 22:16 +2
Спасибо за хорошую консультацию!Дети любят лепить, иногда не ожидаешь - такого напридумывают!
Надежда Деткова # 5 октября 2014 в 22:23 +3
Наталья,добрый вечер!Ваш материал необходим и актуален,ведь сейчас очень много детей с нарушением речи.В своей статье Вы даёте хорошее обоснование почему необходимо развивать мелкую моторику рук. Лепка - это одно из самых интересных занятий дошкольников, вызывает бурю положительных эмоций.А пластилин это прекрасный материал для развития пальчиков детей.Ведь лепка - это не только занимательное занятие, но и массаж, и развитие пальчиков, что напрямую связано с развитием речи детей и их творческих способностей."Рука - это вышедший наружу мозг человека" говорил И.Кант.И чем раньше мы дадим ребёнку возможность лепить, тем лучше будут развиваться навыки владения собственными руками. Желаю творческих успехов!!!
Светлана Николаевна Ефименко # 5 октября 2014 в 22:31 +5
Здравствуйте, Наталья Михайловна. Внимательно почитала Вашу консультацию для родителей и педагогов "Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста". Согласна с каждым словом из Вашей публикации.
Лепить можно как из пластилина, так и из теста или глины, песка или снега. Посредством этого нехитрого занятия, кроха, сам того не понимая, переносит свои чувства и эмоции на объект своего творения, что немаловажно.
"Мама Свете подарила
Разноцветный пластилин.
Света из него слепила
Волка, зайца рядом с ним.
А потом ещё лисицу
И колючего ежа,
Слоника, медведя, птицу -
То ль синицу, то ль чижа.
Их на столик посадила,
Папу с мамой позвала.
Ну и звери, что за диво,
Чудеса. Ну и дела!
Хвост зелёный у лисицы,
Жёлтый носик у ежа,
Клюв оранжевый у птицы -
То ль синицы, то ль чижа.
Синий мишка с красным зайцем,
Рыжий слон среди зверей.
Ну, чему ж тут удивляться
Так, конечно, красивей!

Примите мой голос!
Галья Хайретдиновна Бондарева # 6 октября 2014 в 06:48 +3
Здравствуйте, Наталья Михайловна. прочитала Вашу консультацию все очень изложено грамотно и четко. Верно сказано, что рука развивает мозг, и я полностью согласна с Вами. что значение лепки в данном случае трудно переоценить для развития ребенка И ещё хотелось бы чтобы мамы и папы позволяли детям творить дома: лепить, рисовать, резать,клеить.
Инна Викторовна Шишина # 6 октября 2014 в 13:50 +2
Здравствуйте Наталья Михайловна.Очень нужная и полезная информация!Ведь многие родители считают,что лепка,рисование не так важно для развития ребенка.Мы воспитатели должны рассказать и показать,что эти навыки напрямую связаны с тем,как в дальнейшем он будет писать.
Татьяна Волкова # 6 октября 2014 в 14:43 +2
Доброго времени суток, очень хороший материал о значении лепки в развитии ребенка, все доступно разъяснено и приведены все задачи, которые решает этот вид продуктивной деятельности. Но лепка именно в своем классическом виде со своими разнообразными приемами приносит хороший результат, а не выкладывание пластилиновых шариков и отщипывание кусочков, что подразумевает под собой пластилинография. Ребенок должен катать и раскатывать кусочки пластилина между ладонями, оттягивать и пришипывать, тогда при лепке у него будет развиваться мелкая моторика. Голос.
Алёна Александровна Шитко # 6 октября 2014 в 14:51 +3
Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора — играют, скажем мы. На самом деле тренировка пальчиков — это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.
Пластилин-это универсальный материал для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пластилин предоставляет ребенку возможность фантазировать, представлять, воображать. Слепив из пластилина образ, объект, форму, ребенок может включить его в игру, сделав летающим объектом, живым существом, другом, врагом и т.д. Более того, пластилин дает возможность ребенку трансформировать форму, изменять, добавлять, ломать по мере развития фантазии и использования в игре.
Работа с пластилином не только развивает мелкую моторику, но и удовлетворяет любознательность в творческом поиске. Знакомясь с новым материалом и закрепляя его запоминание через лепку скульптурных форм дети ненавязчиво обогащают свой интеллектуальный и практический опыт.
Спасибо за хорошую консультацию!!!
Наталья Михайловна Дашкина # 6 октября 2014 в 19:50 +2
УВАЖАЕМЫЕ ЖЕНЩИНЫ, КОЛЛЕГИ, СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ПОНИМАНИЕ, ЗА ДОБРЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ! ВСЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!!! smile
Ирина Леонидовна Третьякова # 6 октября 2014 в 19:51 +2
совершенно с Вами согласна, что такой материал, как пластилин - интересный выбор для проявления творческой фантазии не только для детей 4-5 лет, но и ребят старшего возраста. я считаю, что чем активнее будут "работать"руки, глаза, тем полнее , интенсивнее будет восприниматься предметный мир, форма. техника лепки самый доступный, понятный материал художественного творчества не только для работы с педагогом, но и для самостоятельного освоения.
Наталья Михайловна Дашкина # 6 октября 2014 в 20:50 0
Спасибо большое, Ирина Леонидовна!
Наталия Олеговна Семишкур # 7 октября 2014 в 19:09 +2
Очень важно вовремя рассказать родителям о важности развития мелкой моторики для деток. Работая на группе для детей с нарушениями речи этой теме мы отводим большую роль. Многие родители и не подозревают, насколько важно иметь крепкие пальчики и уметь совершать ими точные движения.Я считаю, что Ваша консультация доступна для родителей. Владея такой информацией они смогут сделать не только продуктивным развитие своих малышей, но и организовать с ними досуг.Успехов Вам!
Марина Александровна Пухова # 9 октября 2014 в 18:31 +1
Спасибо большое, Светлана Анатольевна! Моим детям, с ЗРР, такие занятия просто необходимы.Спасибо за хорошую консультацию!!!
Инна Зуева, Школа керамической флористики "Первоцвет" # 29 апреля 2020 в 13:51 0
Благодарю за актуальную полезную статью,рекомендую ее к прочтению родителям деток, посещающих наши занятия по лепке из полимерной самозастывающей глины. Всё понятно и четко написано без лишних слов. Ещё раз - юольшое спасибо!