Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока информатики в 8 классе с презентацией. Преобразование единиц измерения объёма информации

Урок информатики по решению задач в 8 классе
Конспект урока по теме «Преобразование единиц измерения объёма информации»
Автор: Мазунина Наталья Михайловна.
Должность: учитель информатики и ИКТ, МБОУ «Гайнская СОШ» п. Гайны Пермского края.
Описание материала: Урок проводится в 8 классе. Занятие будет интересно учителям информатики среднего звена. Во время проведения урока учащиеся повторяют единицы измерения объёма информации, учатся их преобразовывать, переводить из одной единицы измерения в другую.
Оборудование: компьютер, проектор, демонстрационный экран, чистые листочки для самостоятельной работы для каждого ученика.
Цель урока: формирование умений преобразования единиц измерения объёма информации.
Задачи:
Образовательные: научиться использовать соотношение единиц измерения объёма информации, переводить количество информации в более крупные единицы измерения объёма и наоборот, повторить понятие цифрового носителя информации, совершенствовать выполнение арифметических действий с числами, в том числе умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями.
Развивающие: развивать память, внимание, речь, умственные способности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, культуру общения, интерес к информатике и информационным технологиям.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Форма проведения: практикум.
Структура урока:
1) Организационный этап;
2) Постановка цели урока (целеполагание);
3) Актуализация знаний;
4) Оперирование знаниями, умениями и навыками при решении задач;
5) Проверка усвоения материала;
6) Постановка домашнего задания;
7) Подведение итогов урока (рефлексия).
Ход урока:
1. Здравствуйте. Все ли готовы к уроку? Настроились на изучение информатики? Замечательно, приступаем.
2. Работаем с презентацией. Посмотрите на слайд.

Каким понятием можно объединить все эти записи? (ответ учеников)
Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт и терабайт – это единицы измерения объёма информации. Для чего они нужны? (ответ учеников)
Тема нашего урока – Преобразование единиц измерения объёма информации.

3. Но, прежде чем приступить к решению задач, давайте вспомним материал предыдущего урока, выполним задания со слайдов.
Задание: упорядочить по убыванию единицы измерения объёма информации: гигабайт, байт, терабайт, килобайт, бит, мегабайт, килобит.
Кто попробует отсортировать? Что значит упорядочить по убыванию? (ответы учеников)
Терабайт, гигабайт, мегабайт, килобайт, килобит, байт, бит.
Чтобы доказать, что это верный порядок, перед вами второе задание:

Отвечаем по цепочке, начиная с первой строчки. (ответы учеников)
1 байт = 8 бит,
1 килобит = 1024 бит,
1 килобайт = 8 килобит = 1024 байт,
1 мегабайт = 1024 килобайт = 1024*8 килобит,
1 гигабайт = 1024 мегабайт = 1024*8 мегабит,
1 терабайт = 1024 гигабайт.
Молодцы! Справились. Число 1024 является множителем при переходе к более высокой единице измерения. Но не всегда удобно работать с большими числами. Там, где это возможно, будем заменять величины на степени числа с основанием два. Например, 8=23, 1024=210. Постройте ряд чисел, начиная с числа два в первой степени, заканчивая двумя в десятой степени. (ответы учеников)
Давайте сверим получившийся ряд со слайдом.

Как можно заменить выражение 1024*8? (ответ учеников)
На произведение числа с основанием два в десятой степени и числа с основанием два в третьей степени. Что надо помнить при умножении степеней с одинаковыми основаниями? (ответ учеников)
При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остаётся без изменений, а показатели степеней складываются.
1024*8=210*23=210+3=213 В таком виде ответ можно оставить.
Ну, давайте вспомним, что происходит и при делении степеней с одинаковыми основаниями? (ответ учеников)
При делении степеней с одинаковыми основаниями основание остаётся без изменений, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя. Это нам на уроке тоже пригодится.
4. Переходим к решению задач. Внимание на слайд.
Задача 1. На носителе информации записан текст размером 32 бита. Чему равен информационный объём текста в байтах?
Сначала давайте определим, что такое носитель информации? (ответы учеников)
Электронный носитель информации – это запоминающее устройство, способное хранить записанную на него информацию. Приведите примеры известных вам электронных носителей информации. (ответы учеников)
Самым наглядным примером современных носителей является компакт-диск и флеш-накопитель. Также следует отметить жесткий диск и дискету.
Вернемся к задаче. Что нужно сделать для её решения? Как перевести биты в байты? (решение учеников)
Решение: 32 бита:8=4 байта
Ответ: информационный объём текста равен 4 байтам.
Задача 2. Выразить в килобайтах и мегабайтах объём информационного сообщения, равного 4 194 304 бит.
С чего начнем решать? (решение учеников)
Решение: 4194304 бит:8=524288 байт
524288 байт:1024=512 килобайта
512 килобайт:1024=0,5 мегабайт или мегабайта.
Ответ: объём сообщения равен 512 килобайт или 0,5 мегабайта.
Задача 3. Во сколько раз графический файл превышает текстовый, если размер картинки составляет 2 Мб, объём текста – 64 Кб?
Какие будут идеи? Можно ли представить числа в виде степени с основанием, равным двум? (решение учеников)
Решение: Нужно выразить каждый объём в одной и той же единице измерения, т.е. мегабайты выразить в килобайтах или килобайты – в мегабайтах. Например, переведем мегабайты в килобайты.
2 мегабайта=2*1024 килобайта
Находим отношение величин:
Ответ: графический файл превышает текстовый в 32 раза.
Задача 4. Лазерный диск может содержать 640 Мб информации. Определить, сколько потребуется дискет для копирования информации с одного диска, если ёмкость дискеты составляет 1,44 Мб?
Как называются дискеты и компакт-диски одним понятием? (ответ учеников)
Правильно, носители информации. Кто будет вычислять? (решение учеников)
Решение: 640:1,44=444,4 дискет
А может ли число дискет выражаться дробным числом? (ответы учеников)
Конечно, нет. Округлим получившееся число.
Ответ: для копирования с диска потребуется 445 дискет.
Задача 5. Персональный компьютер имеет оперативную память 512 Мб. Выразить её объём в Кбитах.
Кто попробует решить эту задачу? (решение учеников)
Решение: Переводим мегабайты в килобиты.
512 мегабайт=512*1024 килобайт=512*1024*8 килобит=29*210*23=29+10+3=222 килобит.
Ответ: память компьютера равна 222 килобит.
Задача 6. Сколько Гб информации содержит сообщение объёмом 233 бит?
Кто попробует решить? (решение учеников)
Решение: переводим биты в гигабайты, работаем со степенями двойки
233:8:1024:1024:1024=233:23:210: 210:210=233-3-10-10-10=20=1 гигабайт
Ответ: 1 гигабайт
Задача 7. Сколько бит информации содержится в сообщении объёмом 0,25 Кб?
Ваши предложения по решению? (решение учеников)
Решение: 0,25 заменим на и переведем в биты.
бит.
Ответ: в сообщении содержится 2048 бит информации.
Молодцы. Остались вопросы по преобразованию единиц измерения объёма информации? Тогда попробуйте решить задания самостоятельно. (учащимся раздаются листочки для выполнения самостоятельной работы)
5. На слайде вы видите задания для выполнения. Прочитайте их и выберите тот уровень, с которым можете справиться.

Приступаем к выполнению работы. (учащиеся самостоятельно решают задачи)
Справились? Сдаем листочки с решением. Не забудьте подписать своё имя. Спасибо.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задачи. На слайде вы видите верные ответы.

Всё ли понятно по решению задач? (вопросы учеников)
6. Дома, пожалуйста, придумайте задачи на преобразование единиц измерения объёма информации и оформите их в виде карточек с заданиями. Мы будем использовать ваши карточки на следующих уроках для повторения материала.
7. Занятие подходит к концу. Кто может подвести итоги урока? Что мы сегодня научились делать? (ответы учеников)
Перечислите единицы измерения объёма информации в порядке возрастания. (ответы учеников)
Кто назовет, чему равна каждая единица измерения объёма информации? (ответы учеников)
Раскройте понятие цифрового носителя информации. (ответы учеников)
Кто может привести примеры носителей информации? (ответы учеников)
Очень хорошо. Молодцы!
И последний вопрос. Мы знаем, что информацию можно передать не только словами. Вспомните и назовите, пожалуйста, какие формы представления информации существуют. (ответы учеников)
Информацию можно представить в трёх формах: знаковой письменной, устной словесной и в виде мимики, жестов, сигналов.
Попробуйте передать мне информацию о том, понравился ли вам сегодняшний урок, в виде мимики. Ну, как это можно сделать? Молодцы! По вашим широким улыбкам вижу, что вы довольны уроком.
За продуктивную работу на сегодняшнем уроке хочется отметить… Очень понравилось, как отвечали … Им я поставила оценки…
Спасибо за урок. Всего доброго! До свидания.
Презентация на тему: Преобразование единиц измерения объёма информации
Конспект урока по теме «Преобразование единиц измерения объёма информации»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока информатики для 8 класса. Информация и ее виды Конспект урока информатики, 8 класс. Работа со стандартными приложениями Конспект урока информатики в 8 классе с презентацией. Информация и знания Внеклассное мероприятие по информатике, 8 класс

Похожие статьи:

Самостоятельная работа по информатике для 8 класса. Работа с текстом и текстовым процессором

Участник №210 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Внеклассное мероприятие по информатике, 8 класс | Практическая работа в графическом редакторе Paint по информатике в 8 классе
Опубликовано: 3336 дней назад (8 марта 2015)
Просмотров: 11663
Рубрика: Уроки
+21
Голосов: 21
Сидорова Зоя Григорьевна # 8 марта 2015 в 17:30 +4
Наталья Михайловна! Тема серьёзная, но раскрыли вы её интересно, понятно, используя наглядные методы обучения. Дети имеют возможность оперировать понятиями, правильно формулировать их определения, выражать суждения, строить умозаключения. Спасибо за интересный материал, уверена, что он пригодится многим педагогам. Голос.
Зоя.
Наталья Михайловна Мазунина # 8 марта 2015 в 21:24 +3
Спасибо за положительный отзыв.
Галина Васильевна Егорова # 8 марта 2015 в 18:09 +4
Посмотрела ваш урок. Он познавательный и интересный. Постарались подать материал в доступной форме. Все задачи были направлены на развитие памяти, вычислительных навыков, мышления, сообразительности. На воспитание интереса к самому предмету. Я не заметила физминутки, хотя и 8 класс, но ее желательно проводить. Мне понравилось, что вы предложили задания разного уровня. Каждый сам определил, с чем он справится, от этого и ситуация успеха зависит. Сама публикация аккуратная и грамотно построенная. Примите голос.
Наталья Михайловна Мазунина # 8 марта 2015 в 21:27 +3
Спасибо Вам большое за поддержку!
Антонина Михайловна Юмашева # 8 марта 2015 в 23:17 +2
Добрый вечер Наталья Михайловна, спасибо за приглашение! С большим удовольствием познакомилась с Вашим материалом! Ваши материал содержит информацию, которая очень полезна всем, знание преобразования единиц измерения объёма информации - вопросы, которые есть во всех тестах. Вы изложили материал в понятной доступной форме, урок познавательный, интересный, очень важно, что предложены задания разного уровня. Предложенные задания направленны на развитие памяти, внимания, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Цель и задачи выполнены на отлично! Фотоматериал чёткий, понятный, содержит только нужную информацию. Интересное применение рефлексии - улыбки Ваших учеников, достойная награда за Ваш замечательный урок!
Примите мой голос! Творческих удач, идей!
С уважением А.М.
Наталья Михайловна Мазунина # 9 марта 2015 в 08:11 +3
Спасибо за тёплые слова, за внимание, за поддержку. И отдельное спасибо за дельные советы.
Вера Валерьевна Ляпина # 9 марта 2015 в 13:48 +4
Спасибо за приглашение. очень интересно подана тема. Ведь не только в начальной школе нужно ребенка суметь заинтересовать наглядностью. В старших классах это тоже необходимо. Примите голос!
Наталья Александровна Тихоненко # 9 марта 2015 в 14:43 +5
Добрый вечер Наталья Михайловна, спасибо за приглашение! С большим удовольствием познакомилась с Вашим конспектом по информатики! Данная работа содержит информацию, которая действительно полезна всем. Вы изложили материал в понятной доступной форме, урок познавательный, интересный, очень важно, что предложены задания разного уровня,направлены на развитие памяти, внимания, умение рассуждать и делать выводы. Цель и задачи раскрыты на отлично! Слайды понятные, содержит только нужную информацию. Голосую с огромным удовольствием!
Наталья Михайловна Мазунина # 10 марта 2015 в 18:22 +3
Спасибо большое.
Ирина Анатольевна Князева # 9 марта 2015 в 16:11 +3
Наталья Михайловна, здравствуйте! Я работаю воспитателем в детском саду, но по образованию я учитель математик, поэтому эта тема мне близка и понятна. Вы замечательно преподнесли нам такой сложный материал, довольно доступно и понятно. Цель урока - формирование умений преобразования единиц измерения объёма информации будет несомненно достигнута! Примите голос! Вам всего доброго и удачи!
Наталья Михайловна Мазунина # 10 марта 2015 в 18:23 +2
Спасибо. И Вам тоже удачи и успехов!
Тамара Александровна Новичкова # 9 марта 2015 в 21:47 +3
Здравствуйте, Наталья Михайловна! Мне трудно оценивать конспект вашего урока. Я педагог дополнительного образования, но внимательно ознакомилась с темой, задачами и проанализировала ход урока. Вы в доступной форме изложили изучаемый материал, предложили разнообразные и разноуровневые задания, которые направлены на развитие логического мышления, умение рассуждать и делать выводы. Представлен хороший фотоматериал. Понравилась рефлексия, проведённая в конце урока. Принимайте мой скромный голос. +
Наталья Михайловна Мазунина # 10 марта 2015 в 18:25 +2
Спасибо большое. Очень приятно получать похвальные отзывы.
Любовь Михайловна Верхотурова # 13 марта 2015 в 21:49 +3
Наталья Михайловна, очень интересный, хорошо продуманный урок вы провели, дети получили много знаний. Я думаю, что у такого учителя большинство детей учатся на 5. Голос!
Наталья Михайловна Мазунина # 28 марта 2015 в 06:25 +1
Спасибо за комментарий. Что касается детей, то их иногда сложно бывает расшевелить. Почти у каждого современного ребенка - прочный интерес только к компьютерным играм, интерес к чему-то иному прививается с огромным трудом.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 17 марта 2015 в 08:50 +2
Наталья Михайловна, спасибо за приглашение!
Интересный и познавательный урок закрепления полученных ранее знаний с использованием ИКТ. Вам не стоит волноваться о подаче материала, всё в порядке, единственное в разработке необходимо указать слова :Учитель; Учащиеся, где вы пишите предполагаемые ответы детей и тем самым показываете деятельность учащихся на уроке. В разработке вы пишите-
Приступаем к выполнению работы. (учащиеся самостоятельно решают задачи)
Справились? Сдаем листочки с решением. Не забудьте подписать своё имя. Спасибо.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задачи. На слайде вы видите верные ответы.
Сколько отводится времени для выполнения этого задания? Кто проверяет работы учащихся? Здесь бы я вам предложила работу в парах, т.е. обменятся сам.работой и с использованием слайда презентации проверить друг у друга как выполнено это задание. И уже выборочно учитель может и оценить учащихся, тем самым увеличивается и количество оценок за урок. Это конечно, сугубо моё мнение, и вам решать, прислушаться или нет. Я вам искренне желаю успехов и голосую за материал!
С уважением, Т.Н.
Наталья Михайловна Мазунина # 17 марта 2015 в 13:35 +3
Спасибо за советы. smile Начну по-порядку.
Проверка работ предполагается учителем, для этого ученики листочки подписали и сдали. Но, чтобы через неделю, а именно тогда будет следующий урок, они не забыли свое решение, мы, "не отходя от кассы" проверяем их ответы. Да это хорошо еще и в том плане, что они сразу могут удостовериться в правильности / неправильности своих размышлений. Самопроверку или работу в парах организовать тоже можно, но в старших классах ученики обычно делают вид, что "не видят" ошибок друзей. И оценки часто завышенные. Мне же хочется объективности.
Что касается оценок, то их и так будет по 1-2 за урок у каждого.
И последнее, или, наоборот, первое. Пояснения Учитель и Ученик не совсем впишутся в этот урок, т.к. основную роль играет учитель, и его слов несомненно больше. Такое разделение будет оптимальным, например, при проведении сценария праздника или на уроке-дискуссии.
Вот как-то так.
Светлана Михайловна Озерова # 17 марта 2015 в 21:00 +2
Спасибо за приглашение! Конспект очень понравился. Хорошая подборка задач. Особо понравилось наличие разноуровневых задач при проведении самостоятельной работы. Еще хочется отметить актуальность темы. Мой Вам голос.
Наталья Михайловна Мазунина # 18 марта 2015 в 16:22 +1
Спасибо!
Юлия Александровна Ладонина # 17 марта 2015 в 23:04 +2
Наталья Михайловна, спасибо Вам за приглашение на урок. он получился динамичным, отмечу и высокую познавательную плотность, и использование приемов разноуровневого обучения. Особо восхищена этапом подведения итогов: здесь и рефлексивно-оценочные методы, и линия метапредметности. Успехов Вам и Вашим ученикам!
Наталья Михайловна Мазунина # 18 марта 2015 в 16:25 +1
Спасибо. Творческих достижений!
Анна Николаевна Денисова # 18 марта 2015 в 17:24 +2
Наталья Михайловна, спасибо за приглашение на ваш урок! я даже завидую вашим ученикам, у нас 20 с лишним лет назад не было таких уроков..... Грамотный конспект, много интересных задачек. Уверена, детям некогда будет скучать на таком уроке! Творческих успехов вам и вашим ученикам!
Наталья Михайловна Мазунина # 28 марта 2015 в 06:29 +1
Спасибо большое. И Вам - всего доброго!
Елена Викторовна Линник # 19 марта 2015 в 18:15 +2
Добрый вечер Наталья Михайловна. Спасибо большое за приглашение. Хоть и не мой профиль, но материал очень интересный. Так как все сейчас компьютерезировано, то и для меня эта информация очень полезна. Спасибо вам большое за такой поучительный урок.
Наталья Михайловна Мазунина # 28 марта 2015 в 06:31 +1
Спасибо Вам за комментарий!
Наталья Алексеевна Коршунова # 21 марта 2015 в 18:53 +2
Спасибо за приглашение. очень интересно подана тема. Ведь не только в начальной школе нужно ребенка суметь заинтересовать наглядностью. В старших классах это тоже необходимо. Примите голос!
Наталья Михайловна Мазунина # 28 марта 2015 в 06:32 +1
Спасибо. Да, наглядность много дает, кто-то не услышит, но заинтересуется картинкой.
Марина Юрьевна Москвичёва # 22 марта 2015 в 17:53 +2
Спасибо за приглашение, Наталья Михайловна! Познакомилась с Вашей работой. Актульный, интересный и полезный материал.В ходе работы идёт развитие внимания, памяти, мышления и интереса к данной теме. Очень понравилось подведение итогов - рефлексия!!! Примите мой голос. С уважением, М.Ю.
Наталья Михайловна Мазунина # 28 марта 2015 в 06:34 +1
Спасибо. Часто ломаешь голову, как бы интересно урок завершить. Удачи!
Светлана Романовна Костромитина # 27 марта 2015 в 15:02 +2
Наталья Михайловна, здравствуйте! Урок интересный, насыщенный, плотный по структуре. На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы обучающихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход. Структура урока соответствует требованиям ФГОС. Примите голос! Спасибо за хороший материал! Творческих Вам успехов!
Наталья Михайловна Мазунина # 28 марта 2015 в 06:35 +1
Спасибо большое за позитивный комментарий! И Вам - творческих успехов и всего доброго!
Ольга Константиновна Макарова # 27 марта 2015 в 17:18 +1
Здравствуйте, Наталья Михайловна! Очень полезная информация и подача ее мне очень понравилась+ презентация. Голосую за творческий подход!
Светлана Александровна Михайлова # 27 марта 2015 в 18:40 +2
Добрый вечер Наталья Михайловна, спасибо за приглашение! С большим удовольствием познакомилась с Вашим конспектом по информатики! Вы изложили материал в понятной доступной форме, урок познавательный, интересный, очень важно, что предложены задания разного уровня,направлены на развитие памяти, внимания, умение рассуждать и делать выводы. Цель и задачи раскрыты на отлично! Слайды понятные, содержит только нужную информацию. Голосую с огромным удовольствием!
Наталья Михайловна Мазунина # 28 марта 2015 в 06:41 +1
Спасибо. Дифференциация очень помогает на уроках при разной степени подготовки учеников. Творческих успехов!
Татьяна Петровна Цуканова # 30 марта 2015 в 09:11 +1
Наталья Михайловна, спасибо за приглашение! С большим удовольствием познакомилась с Вашим конспектом по информатики! Данная работа содержит информацию, которая полезна всем. Вы изложили материал в понятной доступной форме. Урок познавательный, интересный, предложены задания разного уровня, которые направлены на развитие памяти, внимания, умение рассуждать и делать выводы. Цель и задачи раскрыты! Мой голос. С уважением Т.П.
Наталья Михайловна Мазунина # 30 марта 2015 в 19:15 0
Спасибо за позитивный комментарий!
Елена Васильевна Лукьянчикова # 30 марта 2015 в 10:15 +1
Уважаемая Наталья Михайловна, прекрасный урок! Вы излагаете материал в доступной форме, но в тоже время интересно, содержательно и увлекательно, предлагаете задания разного уровня сложности. На мой взгляд, поставленная цель достигнута, а задачи решены. Примите голос и пожелания удачи!
Наталья Михайловна Мазунина # 30 марта 2015 в 19:16 0
Спасибо большое и Вам - тоже всего доброго!
Любовь Николаевна Комова # 30 марта 2015 в 18:36 +1
Наталья Михайловна, здравствуйте! Внимательно прочитала конспект Вашего урока по теме «Преобразование единиц измерения объёма информации». Урок получился интересный, занимательный, познавательный. Информация подаётся детям в доступной форме. Цель и задачи урока, считаю, полностью достигнуты. Отдельно хочется отметить оформление Вашей работы. Спасибо за публикацию! Мой голос!
Наталья Михайловна Мазунина # 30 марта 2015 в 19:18 0
Спасибо. smile
Наталья Суслова # 31 марта 2015 в 15:58 +1
Наталья Михайловна, спасибо за приглашение! С интересом познакомилась с Вашим конспектом - до боли знакома тема! Объясняя сыну, сама разобралась во всех способах перевода и подсчета единиц информации, а потом ещё и объясняла специалистам... Хотелось бы пожелать, чтобы красивая подача материала соответствовала проценту усвоенного материала. Спасибо за предоставленный материал! Всего Вам всего доброго, творческих успехов! Голос!
Ольга Третьякова # 31 марта 2015 в 18:56 +1
Совсем недавно в нашем лексиконе мало кто использовал слова "бит", "байт", "гигабайт"... а теперь даже дошколята легко оперируют ими)))
Светлана Анатольевна Скачедуб # 1 апреля 2015 в 11:26 +1
Добрый день, Наталья Михайловна! Познакомилась с конспектом урока по информатике «Преобразование единиц измерения объёма информации». Материал интересный, на закрепление полученных знаний, задания разной сложности, что позволяет проверить уровень усвоения данного материала. Голос.
Александр Сергеевич Левченко # 8 апреля 2015 в 12:04 +1
Материал изложен достаточно подробно и понятно. Мне понравился.
Ермакова Наталья Александровна # 1 мая 2015 в 22:47 +1
Наталья Михайловна, здравствуйте!Материал интересный, на закрепление полученных знаний, задания разной сложности, что позволяет проверить уровень усвоения данного материала. Голос.