Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие по информатике, 8 класс

Внеклассное мероприятие по информатике «Информационный лабиринт»
Игра по информатике для учащихся 8 класса
Автор: Мазунина Наталья Михайловна.
Должность и место работы: учитель информатики и ИКТ, МБОУ «Гайнская СОШ» п. Гайны Пермского края.
Описание материала: Внеклассное занятие, представленное в моей работе, предназначено, прежде всего, для школьников 7-8 класса, учителей информатики средней школы, также будет интересно учителям начальной школы. Данное мероприятие можно провести как на уроке обобщения или контроля знаний после изучения тем «Информация», «Измерение информации», «Основные устройства компьютера», так и в рамках Предметной недели информатики. На мероприятии учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задание на сопоставление, расшифровывают высказывание, «узнают» пословицы, разгадывают ребусы и загадки.
Оборудование и материалы:
– Компьютер, проектор, демонстрационный экран;
– Ручки для участников команд и членов жюри;
– Карточки с заданиями конкурсов для команд;
– Бланк оценивания и лист с ответами для жюри;
– Бланки грамот для вручения командам за 1 и 2 место.
Цель: Развитие познавательного интереса учащихся к информатике.
Задачи:
Обучающие: повторить теорию ранее изученного материала и практически его применить, использовать различные виды представления информации: текст, таблица, рисунок.
Развивающие: развивать творческую активность, мышление, сообразительность, смекалку, находчивость, быстроту реакции.
Воспитывающие: воспитывать культуру общения между учащимися, умение работать в группе, сплотить участников команды, уважать соперника, стремиться к победе.
Организация мероприятия: две команды по 4-6 человек в каждой.
Форма проведения: игра.
Ход мероприятия:
Здравствуйте! Мы собрались сегодня в этом классе для участия в игре «Информационный лабиринт».

Рада приветствовать участников, болельщиков и членов жюри!
Название предмета «Информатика» не зря произошло от слова «информация», в чем мы сегодня и убедимся.
Убеждена, что вы покажете не только свои знания по предмету, но и смекалку, находчивость, сообразительность. На слайде – девиз нашей игры.

Желаю каждой команде успеха! Надеюсь, что обе команда покажут слаженную, сплоченную работу.
Итак, «Информационный лабиринт» предполагает прохождение определенных этапов. Как и в любой игре, начнем с формулировки правил игры:
1. За каждый верный ответ команда получает один балл. Засчитываются только те ответы, которые произнесли после того, как участник поднял руку, выкрики с места не засчитываются. Скорость также важна – команде, справившейся с заданием первой, дополнительно добавляется один балл.
2. Если ответ неверный – может ответить другая команда. В случае правильного ответа она также получает балл.
3. За нарушение правил игры и дисциплины команды теряют баллы.
Хочу представить уважаемое жюри (назвать состав жюри), которое будет следить за выполнением всех этапов нашей игры и подводить итоги. (отдать жюри бланк оценивания и лист с ответами)
Первый поворот лабиринта «Представление». «Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт», - сказал капитан Врунгель в известном мультфильме. Придумайте, пожалуйста, названия вашим командам и выберите командира. Командир будет ответственным в случае, если у команды появятся несколько версий ответов.
Итак, первая команда – какое название вы придумали? (ответ команды) Вторая команда? (ответ команды) Поприветствуем друг друга!
Второй поворот «Перестановки». Задание: вам будут даны слова, в каждом нужно переставить буквы таким образом, чтобы получились понятия, связанные с информатикой. Слова – на карточках. Приступаем к работе.

Закончили – сдаем ответы жюри. Давайте себя проверим. Правильные ответы – компьютер, файл, сканер, монитор, драйвер. Надеюсь, никто из вас не попал в тупик информационного лабиринта? Идем дальше.
Третий поворот «Великие мудрецы».
Каждой команде предстоит ответить на вопросы. Приготовились? Начинаем, будьте внимательны.
Вопросы для первой команды.
1. Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации. (информатика)
2. Устройство ввода звуковой информации в компьютер. (микрофон)
3. Организованная последовательность действий. (алгоритм или план)
4. Основное устройство ввода информации. (клавиатура)
5. Сколько байт в одном килобайте? (1024)
6. Огнестрельное название жесткого диска. (винчестер)
7. Сколько органов чувств у человека? (5)
8. Вредоносная программа, которая сама себя приписывает к другим программам. (вирус)
9. Минимальная единица измерения количества информации. (бит)
10. Что в глубокой древности использовали в качестве инструмента для счета? (рука)
11. Взаимодействие пользователя и компьютера. (интерфейс)
Вопросы для второй команды.
1. "Мозг" компьютера. (микропроцессор)
2. Сколько бит в одном байте? (8)
3. Устройство вывода звуковой информации из компьютера. (колонки или наушники)
4. Именованная область данных на носителе информации. (файл)
5. При каком напряжении в сети работает компьютер? (220 вольт)
6. Устройство ввода информации с бумажного листа. (сканер)
7. Максимальная единица измерения количества информации. (терабайт)
8. Программа для подключения дополнительных устройств, например, принтера или сканера. (драйвер)
9. Специальный указатель, показывающий место на экране, где появится следующий символ. (курсор)
10. Знания, сведения из окружающего мира. (информация)
11. Устройство, позволяющее распечатывать информацию из компьютера. (принтер)
Переходим к четвертому повороту «Сопоставление».
Каждая команда получает карточку, на которой перечисляются различные действия с информацией. Нужно отнести каждое действие к какому-нибудь информационному процессу. Давайте-ка вспомним, какие информационные процессы существуют? (ответы учеников)
К основным информационным процессам относятся обработка, хранение, прием и передача информации. Последние два действия, прием и передача, в карточке объединено одним – передачей информации. Начинаем работу.

Сдаем ответы. Пока жюри выполняет проверку, я думаю, вам тоже интересно, какие же информационные процессы были задействованы. Ответы: А-1,3,6; В-2,7,9,12; С-4,5,8,10,11.
Пятый поворот «Ребусы».
Вы умеете разгадывать ребусы? Какую роль в ребусах играют запятые? (ответы учеников)
Если перед рисунком нарисованы запятые, значит надо убрать столько букв, сколько запятых. Если запятые перевернуты, то убираем буквы из конца слова. Перед вами – карточки с ребусами. Давайте их разгадаем!

В ребусе зашифровано название профессии - программист.

Ответ к ребусу - название жесткого магнитного диска - винчестер.

На слайде - вид указателя мыши - курсор.

Ответ на этот ребус - дисковод.

В ребусе зашифровано одно из устройств ввода информации - клавиатура.

Последний ребус разгадывается как другое устройство ввода информации - сканер.
Закончили. Жюри посчитало количество правильных ответов каждой команды.
Переходим к следующему повороту информационного лабиринта.
Шестой поворот «Узнай пословицу».
В качестве задания каждая команда получает карточку с таблицей, заполненную пословицами и поговорками, измененными на компьютерный лад. Вам надо догадаться и записать – какая пословица или поговорка была взята за основу. Все они общеизвестны. Задание понятно? Штурмуем поворот!

И последний, седьмой поворот «Шифровка».
Каждая команда получает карточку с зашифрованной фразой и ключом к шифру. Фраза представлена в таблице, каждая ячейка которой имеет своё имя. Имя ячейки начинается с буквы – это заголовок столбца, число – это номер строки. Приступайте к работе.

Выполнили? Очень хорошо. Сдаем свои ответы жюри. Давайте проверим. Должно было получиться высказывание «Кто владеет информацией – тот владеет миром!». Так когда-то сказал Уинстон Черчилль, чье фото вы сейчас видите на слайде.

Это британский политический деятель, военный, журналист, писатель, почётный член Британской академии, лауреат Нобелевской премии по литературе. Это высказывание может охарактеризовать и наш век информатизации, в котором преобладают стремительно развивающиеся информационные технологии.
Итак, пройдены все повороты информационного лабиринта. Пока жюри подводит итоги, я предлагаю задание для болельщиков: разгадать загадки.
Он быстрее человека перемножит два числа,
В нем сто раз библиотека поместиться бы смогла,
Только там открыть возможно сто окошек за минуту.
Угадать совсем несложно, что загадка про ... (компьютер)
***
На столе он перед нами, на него направлен взор,
Подчиняется программе, носит имя ... (монитор)
***
Под дисплеем - главный блок: там бежит электроток
К самым важным микросхемам. Этот блок зовут ... (системный)
***
Вставишь диск в него, и вот —
Заработал ... (дисковод)
***
Нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть!
Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть.
Очень тонкая натура. Имя ей ... (клавиатура)
***
На компьютерном столе помогает она мне.
Колесиком и кнопкой я управляю ловко (мышь)
***
Если я в игру играю, то на кнопки нажимаю.
Кнопки, рычаги и хвостик. Догадались? Это ... (джойстик)
***
Компьютер будет молчалив, коль нет с ним рядом дев таких.
А если есть - он говорит, поет, играет и пищит.
Стоят над ним в сторонке близняшки две – ... (колонки)
***
Бывает струйный, лазерный бывает. Его всегда печатать заставляют.
Он на бумагу распечатает, что нужно. Печатник этот всем нам очень нужен (принтер)
***
С помощью такого устройства скопировать книгу можно.
Тексты, картинки любые станут с ним цифровыми (сканер)
***
Указатель на экране буквам всем укажет место.
С ним работать легче станет, он – экранная пометка.
На экране видит взор, как мигает мне ... (курсор)

Молодцы! Предоставим слово жюри. (жюри подводит итоги)
Поздравляем победителей! (вручаются грамоты) Спасибо всем за участие в игре, желаю дальнейших успехов в изучении информатики. Спасибо нашим гостям за помощь в организации мероприятия. Всем удачного дня. До свидания!
Приложения
Бланк оценивания для жюри

Листы ответов для жюри
Грамоты для вручения командам

Рекомендуем посмотреть:

Дебаты для школьников. Сценарий Конспект урока информатики для 8 класса. Информация и ее виды Конспект урока информатики, 8 класс. Работа со стандартными приложениями Конспект урока информатики в 8 классе с презентацией. Информация и знания

Похожие статьи:

Самостоятельная работа по информатике для 8 класса. Работа с текстом и текстовым процессором

Участник №163 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Конспект урока информатики в 8 классе с презентацией. Информация и знания | Конспект урока информатики в 8 классе с презентацией. Преобразование единиц измерения объёма информации
Опубликовано: 654 дня назад (23 февраля 2015)
Просмотров: 6151
+21
Голосов: 21
Мария Анатольевна Гановичева # 24 февраля 2015 в 19:41 +5
Очень понравилось предложенное Вами мероприятие. И по структуре и по типам заданий. Интересные и не чересчур сложные задания соответствуют возрасту участников мероприятия. Самым интересным для меня был конкурс "узнай пословицу" (повеселил), поздравляю с удачной разработкой!
Наталья Михайловна Мазунина # 2 марта 2015 в 19:06 +3
Спасибо. Приятно слышать добрые слова.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 24 февраля 2015 в 20:06 +7
Наталья Михайловна, спасибо за приглашение!
С большим интересом поприсутствовала на внеклассном мероприятии по информатике. Вы проделали качественную и серьёзную подготовительную работу для проведения мероприятия, продуманы разнообразные задания, которые не делают скучным всё происходящее, а активизируют учащихся. Яркие грамоты, которые приятно получить как награду. Здорово!
Голосую с большим удовольствием!
С уважением, Т.Н.
Наталья Михайловна Мазунина # 2 марта 2015 в 19:07 +3
Спасибо за положительный отзыв! joke
Мария Чукмарёва # 25 февраля 2015 в 09:28 +5
Доброе утро,Наталья Михайловна! Хотя я и работаю с дошкольниками, но предложенный вами материал мне очень понравился . Замечательная подача материала- очень красочно,логично, с использованием проектора, что дает возможность работать каждому ученику как индивидуально, так и сообща.Нескучные, увлекательные задания с долей юмора разовьют у детей мышление, сообразительность, смекалку, находчивость, быстроту реакции. Понравились современные загадки о основных составляющих компьютера.
Публикация оформлена грамотно, четко, а большой плюс в вашей работе - возможность распечатать каждому заинтересовавшемуся весь нужный наглядный материал!
Спасибо за приглашение! Примите голос! Удачи!
Наталья Михайловна Мазунина # 2 марта 2015 в 19:09 +3
Спасибо большое!
Оксана Михайловна Жидикина # 28 февраля 2015 в 18:54 +4
Здравствуйте, Наталья Михайловна. Мероприятие очень понравилось и заинтересовало. Возьму на заметку с Вашего разрешения. Игровая форма сплачивает учащихся, вызывает познавательный интерес. Мероприятие расширяет кругозор, развивает мышление, память; воспитывает дружбу и взаимовыручку. Структура мероприятия соответствует цели и задачам. Мой голос!
Наталья Михайловна Мазунина # 2 марта 2015 в 19:11 +3
Спасибо за комментарий и голос. Игру, конечно же можно использовать.
Наталья Николаевна Никонова # 2 марта 2015 в 20:16 +4
Добрый вечер, Наталья Михайловна!
Спасибо за приглашение.
Мне очень понравилось Ваше мероприятие. Убеждена на все 100%, что именно в игре ребята лучше всего закрепляют материал, полученный на уроках. С помощью ребусов, а они у Вас прекрасно представлены, ребята увлекаются, заинтересовываются, а главное становятся активными участниками.
Прекрасное оформление, качественно изложен материал. Обязательно поделюсь со своими коллегами. Есть над чем работать. Спасибо за Ваше творчество и умение поделиться с коллегами.
Удачи Вам.
Примите голос + 1!
ННН.
Наталья Михайловна Мазунина # 3 марта 2015 в 14:49 +3
Спасибо. Рада стараться! joke
Сидорова Зоя Григорьевна # 2 марта 2015 в 20:45 +4
Наталья Михайловна! Закрепление знаний лучше всего проводить именно в играх, викторинах. Викторина позволяет развивать самостоятельность в оценке, детское творчество, воображение. В доступной форме, интересно можно через игру-викторину рассказать и показать всё! Я ДУМАЮ, ЧТО ЭТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПРИЁМ, который является помощником педагога в любой ситуации. Спасибо за чудесную публикацию, за интересные вопросы и загадки, остроумные пословицы. Материал Вашей публикации будет полезна многим педагогам. Я с удовольствием возьму себе в закладки. Голос!
Зоя.
Наталья Михайловна Мазунина # 3 марта 2015 в 14:55 +3
Спасибо. Играть, конечно же, любит каждый. Даже взрослые не прочь.
Татьяна Петровна Цуканова # 4 марта 2015 в 20:27 +3
Добрый вечер, Наталья Михайловна! Спасибо за приглашение. Мне очень понравилось Ваше мероприятие. В игре ребята лучше всего закрепляют материал, полученный на уроках. Прекрасно представлены загадки, ребусы, решая их, ребята увлекаются, заинтересовываются, активно участвуют в мероприятии. Прекрасное оформление, качественно изложен материал. Достоин высокой оценки и будет востребован у коллег. Мой голос. С уважением Т.П.
Наталья Михайловна Мазунина # 6 марта 2015 в 18:09 +2
Спасибо. Творческих успехов!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 8 марта 2015 в 14:37 +3
Наталья Михайловна, здравствуйте! Ваше внеклассное мероприятие по информатике для учащихся 8 класса «Информационный лабиринт» актуально и увлекательно! Все задания подобраны в одном ключе, мне самой было интересно поработать с ребусами, заданиями на смекалку! С Вашего позволения беру в закладки! Творческих Вам успехов и удачи!!! Голос!
Наталья Михайловна Мазунина # 8 марта 2015 в 16:22 +2
Спасибо за положительный отзыв к работе. smile
Галина Васильевна Егорова # 14 марта 2015 в 15:39 +3
Посмотрела вашу работу. Очень интересно, с юмором, занимательно все прошло. Такая игровая форма помогла эмоциональному восприятию материала. Все задания направлены на развитие памяти, внимания, любознательности. Сама публикация аккуратная и грамотная. Примите голос.
Наталья Михайловна Мазунина # 14 марта 2015 в 21:02 +2
Спасибо большое за поддержку.
Надежда Викторовна Васильева # 14 марта 2015 в 15:46 +2
Здравствуйте, Наталья Михайловна! Я работаю в ДОО, но предложенный Вами материал меня заинтересовал. Доступно, чётко, логично, много наглядного материала. Удачи Вам и творческих успехов!
Наталья Михайловна Мазунина # 14 марта 2015 в 21:01 +2
Спасибо. И Вам творческих успехов!
Юлия Васильевна Иванова # 14 марта 2015 в 20:52 +2
К сожалению, когда мы учились в школе, таких интересных мероприятий учителя не проводили. Ваш материал и подобран грамотно, и встроен логически, и интересен. Поражает большой объем подготовительной работы! Такое мероприятие за час не подготовишь! С удовольствием голосую!
Наталья Михайловна Мазунина # 14 марта 2015 в 21:00 +2
Спасибо за позитивный комментарий. Подготовка действительно была тщательной. Успехов в Вашей работе!
Антонина Михайловна Юмашева # 14 марта 2015 в 21:59 +3
Добрый вечер, Наталья Михайловна, спасибо за приглашение!
С большим интересом познакомилась с Вашим материалом, с внеклассным мероприятием по информатике. Вы проделали большую подготовительную работу, качественную с серьёзную для проведения такого нужного, познавательного мероприятия, продуманы разнообразные задания, которые мотивируют и активизируют учащихся на выполнение заданий. Красочный, доступный материал к ребусам, придумали интересные грамоты, которые приятно получить в награду!
Голосую с большим удовольствием! Творческих удач Вам!
С уважением, А.М.
Наталья Михайловна Мазунина # 15 марта 2015 в 06:54 +2
Спасибо за положительную оценку. smile И Вам всего самого доброго!
Ольга Васильевна Яковлева # 16 марта 2015 в 15:58 +3
Очень интересный сценарий внеклассного мероприятия Вы предложили. Интересные, увлекательные задания, вопросы, ребусы. Материал подобран в тему, грамотно скомпонован, Четко и логично следует друг за другом. Повезло Вашим ученикам!!! Такое интересное, развлекательное и вместе с тем познавательное мероприятие. Спасибо за материал. Творческих успехов! голос
Наталья Михайловна Мазунина # 16 марта 2015 в 17:52 +3
Спасибо большое. Ученики любят решать ребусы и разгадывать загадки.
Татьяна Александровна Караева # 18 марта 2015 в 06:50 +2
Доброе время суток Наталья Михайловна. Спасибо за приглашение
С интересом познакомилась с Вашим материалом. Замечательная викторина и ребусы. Мои дети тоже очень любят ребусы. С Вашего позволения, возьму себе в закладки.
Голосую с большим удовольствием! Удачи Вам в конкурсе!
С уважением Караева Т.А.
Наталья Михайловна Мазунина # 18 марта 2015 в 16:21 +2
Спасибо. И Вам - всего доброго!
Олеся Сергеевна Пичугина # 21 марта 2015 в 16:14 +1
Доброго дня Вам, Наталья Михайловна! Благодарю за приглашение! Во время чтения конспекта занятия постоянно возникало желание оказаться в одной из команд! smile Задания подобраны разнообразные, много наглядного материала. И интересно, и развлекательно, и познавательно! Желаю творческих успехов и активных любознательных учеников! С уважением, Олеся!
Наталья Михайловна Мазунина # 28 марта 2015 в 05:59 +1
Спасибо большое. Удачи и творческих успехов!
Ольга Константиновна Макарова # 21 марта 2015 в 16:36 +1
Здравствуйте, Наталья Михайловна! Мне очень понравилась ваша игра! В игровой форме дети лучше закрепляют пройденный материал. Интересные, познавательные вопросы, ребусы, наглядный материал-все здорово, доступно и нескучно для ребят. Примите мой голос и спасибо за приглашение!
Наталья Михайловна Мазунина # 28 марта 2015 в 06:01 +1
Спасибо. Рада, что игра понравилась!
Ольга Владимировна Кораблева # 22 марта 2015 в 14:22 +2
Здравствуйте, Наталья! Предмет у вас действительно специфический и сложный. Именно в такой форме хорошо проходят обобщающие пройденный материал уроки! Игровая форма урока уже давно высоко оценена как эффективная форма работы с учащимися.Хорошо продумана структура урока, задания и даже грамоты (нюансы, а важно!). Успехов!
Наталья Михайловна Мазунина # 28 марта 2015 в 06:08 +1
Спасибо. Перед проведением занятия такого типа важно продумать все до мелочей, да и каждую команду надо поощрить, проще распечатать готовую грамоту, чем закупать бланки для них. Удачи!
Юлия Викторовна Бутова # 27 марта 2015 в 20:44 +1
Цель, развитие познавательного интереса учащихся к информатике, с помощью таких отличных разработок, несомненно, будет достигнута! Разработка способствует закреплению знаний, ранее изученного материала и умение практически его применить, развивает творческую активность, мышление, смекалку, находчивость, быстроту реакции, и воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе, уважать соперников, стремиться к победе.
Наталья Михайловна Мазунина # 28 марта 2015 в 06:11 +1
Спасибо. Подобные игры помогают поддерживать интерес к информатике, именно как к предмету, потому что интерес к компьютеру и так прочно закреплен, не оторвать от компьютерной игры. Творческих успехов!
Елена Борисовна Корчемкина # 28 марта 2015 в 18:37 +1
Спасибо за приглашение! Я хотя и работаю с маленькими ребятами, ваш конспект очень интересен! Заинтересовали ребусы. Единственное, я не совсем поняла, было написано вначале: Данное мероприятие можно провести как на уроке обобщения или контроля знаний после изучения тем «Информация», «Измерение информации», «Основные устройства компьютера», так и в рамках Предметной недели информатики. В командах вы предлагаете 2 команды по 4-6 человек, это не более 12 человек...а если в классе больше учеников? Но в целом все понравилось! Голос!
Наталья Михайловна Мазунина # 28 марта 2015 в 18:46 0
Спасибо за комментарий. Все верно, две команды, остальные - болельщики. И для них тоже приготовлено задание (загадки). smile
Елена Васильевна Лукьянчикова # 30 марта 2015 в 10:26 +1
Уважаемая Наталья Михайловна, Вы как всегда на высоте! Замечательное мероприятие, просто праздник информатики! Вы хорошо оформили свою работу, Ваши коллеги информатики с удовольствием воспользуются предложенными идеями! Вам новых творческих свершений и примите голос!
Магомедалиева Патимат Магомедалиевна # 19 ноября 2015 в 12:10 0
Наталья Михайловна, скажите, пожалуйста, возможно ли скачать вашу работу? Она мне очень понравилась.