Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект классного часа для детей начальных классов. Блокада Ленинграда

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»
ЦЕЛЬ: воспитывать в детях уважение к героям Великой Отечественной Войны;
любовь к Родине, к старшему поколению.

«И помнит мир спасённый…» (к годовщине снятия блокады Ленинграда).

- Песня «Слушай, Ленинград!» (слова А.Чуркина, музыка В. Соловьёва-Седого),
1-ый куплет.
- …Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы! (Юрий Воронов)
* * *
- Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.
- Ленинград! Этот город стал также символом неисчислимых бед и страданий, которые принесла человечеству вторая мировая война.
- По «плану Барбаросса», утверждённому Гитлером в декабре 1940 года, фашисты хотели захватить Ленинград раньше, чем Москву. Они ненавидели Ленинград и боялись его. Бои под Ленинградом шли больше двух с половиной месяцев
- В августе 1941 года кольцо блокады вокруг Ленинграда сомкнулось. Начались суровые 900 дней блокады. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он хотел стереть этот город с лица земли. - Фашисты окружили Ленинград, обстреливали его из артиллерийских орудий всех калибров и беспрерывно бомбили город с воздуха. На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость.
- Но Ленинград стоит, к победе кличет,
И все слова бессильны и пусты.
Чтобы потомкам передать величье
Его неповторимой красоты.
- И люди шли, чтоб за него сражаться,
Тот, кто не трус, кто честен был и смел, -
Уже бессмертен. Слава ленинградцам!
Честь – их девиз. Бессмертье – их удел. (А.Гитович)


- Зимой 1941-1942 годов в городе не было топлива и электричества. Истощенные, голодные, измученные непрерывными бомбёжками и артобстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых домах. Замёрзли водопровод и канализация. За водой приходилось ходить на реку Неву - Смерть входила во все дома. 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день.
- Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины
- Пытаясь заглушить муки голода, люди ели домашних животных и птиц. Варили суп или студень из столярного клея. Употребляли в пищу лекарства. Многие ездили на Бадаевские склады, собирали комья мёрзлой земли. Правда, сахар, превратившийся во время пожара в густой сироп, ещё раньше организованно собрали и переработали. Но «бадаевская» земля считалась ценным продуктом. Её глотали, запивая кипятком, или вымачивали и пили чуть сладковатую мутную воду.
- Голодная смерть косила людей. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: « Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
- Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся.
- Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
Такого во веки не будет
На невском святом берегу,
Рабочие русские люди
Умрут, не сдадутся врагу. (Николай Тихонов)


- Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.
- Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда Милютина Заря Александровна
« Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».
- Другая тимуровка блокадного Ленинграда, Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».
- Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.
- Девчушка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула
А оказалось – умерла.

- Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым
- В далёком тревожном военном году,
Под гром батарей, у страны на виду
Стояли со взрослыми рядом
Ребята у стен Ленинграда.
- И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой,
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы. (А.Коростылёв)

- Песня «Слушай, Ленинград!» (2-ой куплет)
- Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.
- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.
- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.
- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.
- Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда»
- Правительство делало все, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ».
- Дорогой жизни шёл к нам хлеб
Дорогой дружбы многих к многим
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (Надпись на памятнике)
- « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.
- Вся страна узнала о подвиге шофёра Филиппа Сергеевича Сапожникова. Из-за поломки машины Филипп Сапожников отстал от своей колонны. Произошло это чуть ли не сразу после выезда колонны с базы снабжения, и поэтому весь остальной путь ему пришлось совершать в одиночку.
На озере Сапожникова настигла метель. Она лезла во все щели старенького «газика», шумела и бесновалась вокруг одинокой машины и, что особенно неприятно водителю, засыпала снегом ветровое стекло. Проще было остановить машину и терпеливо дождаться конца непогоды. Но мёрзнуть Сапожникову не хотелось. Позади осталась дальняя дорога, а впереди, в каких-нибудь десяти километрах, лежал заветный западный берег. Хоть и медленно, но Сапожников продвигался к конечной цели рейса.
Больше всего беспокоила опасность сбиться с пути. Он часто выскакивал из кабинки и, протирая рукавицей ветровое стекло, старался разглядеть хоть какие-нибудь признаки грузовой трассы. Кругом виднелись одни сугробы. Над Ладогой опускалась ночь.
Так Сапожников проехал ещё несколько километров…И вдруг случилось самое худшее, что может подстеречь шофёра в подобных условиях: жалобно чихнув, замолчал мотор.
Встревоженный Сапожников выскочил из кабины. Он понимал, что обязан действовать как можно расторопнее – иначе мотор остынет, и потом никакими силами его не заведёшь. Окоченевшими, негнущимися пальцами он перебрал карбюратор, продул шланг, но мороз, видно, действовал ещё быстрее. Все попытки завести мотор ни к чему не привели.
Как поступать в таких случаях? Выход, который нашёл Сапожников, возможно, и не предусмотрен в служебных наставлениях для шофёров, но ничего другого он придумать не смог. Сапожников облил бензином свою меховую рукавицу, чиркнул спичкой и, поддев пылающую рукавицу на заводную ручку, стал разогревать мотор.
Ветер раздувал пламя, и, как ни ловчи, оно доставало пальцы, причиняя мучительную боль. Стиснув зубы, Сапожников решил потерпеть. В конце
концов цель была достигнута: мотор загудел. Теперь оставалось проехать несколько последних километров, чтобы сдать товар на складе и отправиться к себе в роту, где его ждал отдых. Эти последние километры оказались самыми тяжёлыми.
Пальцы Сапожникова, в особенности на правой руке, покрылись волдырями. Всякое прикосновение к ним вызывало настолько острую боль, что он невольно вскрикивал. И всё же надо было добраться до берега…
Сапожников забрался в кабину. Зажмурив глаза, он огромным усилием воли заставил себя взяться за баранку, но удержать её не смог. Тогда он упёрся в баранку локтями и повёл машину.
Его «газик», который шарахался из стороны в сторону, первыми заметили регулировщики, дежурившие у Вагановского спуска к озеру. Подбежав к «газику», регулировщики увидели в кабине бледного водителя с перекошенным от боли лицом. Локтями он упирался в баранку, а растопыренные осторожно пальцы держал перед собой.
« Позовите кого-нибудь из шофёров,- прохрипел он, - мне самому машину в гору не поднять…» Когда к «газику» Сапожникова подбежала медсестра и, взглянув на обожжённые пальцы пострадавшего, сразу же велела ему идти в медсанчасть, Филипп Сергеевич медленно покачал головой.
« Обожди, сестричка, не торопись, - сказал он тихо, с трудом преодолевая боль. – Успеем ещё полечиться…»
Сапожникову хотелось прежде всего сдать на склад доставленный им хлеб. Так он и поступил, упрямая душа.
- Герой не тот,
Кто шествует на плаху
С улыбкой беззаботной на губах.
Не тот,
Кто никогда не знает страха,
А тот, кто первым побеждает страх.
И если он однажды скажет:
« Надо!» -
То люди знают –
Рядом будет он…
Я говорю спасибо Ленинграду,
Что он людьми такими
Наделён. (Юрий Воронов)

- На подступах к Ленинграду советская армия вела тяжёлые бои, чтобы прорвать вражеское кольцо. 18 января 1943 года Ленинград вновь и навсегда соединился с Большой землёй
- Но ещё целый год гитлеровцы бомбили и обстреливали Ленинград, каждый день несли смерть и разрушения. И вот настал момент решительного удара.
- 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение.
- За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.
- Под шелестом опущенных знамён
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискарёвских плитах нет имён,
На пискарёвских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой. (Вольт Суслов)

- Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.
- Наш долг – любить Родину так, как они, сделать для Родины всё, что они не успели.
- Герои не умирают. Они и сегодня зовут вперёд.
- Спасибо же вам, живущим в нашей памяти, в наших делах!
- Люди! Через века, через года
Помните о тех, кто уже не придёт никогда!
- Люди! Пока сердца стучатся!
Помните, какою ценой завоевано счастье!
- Люди! Заклинаю вас! Помните!
- Отряд! Равняйсь! Смирно! Защитникам города-героя Ленинграда – вечная память!
- Песня « Слушай, Ленинград» (слова. А.Чуркина, музыка В.Соловьёва-Седого, 3-ий и 4 ый куплеты)

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий выступления учащихся 3 класса к Дню снятия блокады Ленинграда Классный час в 8-11 классе: «Почему не сдавался Ленинград?» Литературно-музыкальная композиция к Дню победы для 4 класса. Сценарий Проектно - исследовательская работа в школе: Война. Блокада. Ленинград

Похожие статьи:

Блокада Ленинграда. Беседы для младших школьников

Классный час на тему: Великая Отечественная война, 11 класс

Классный час «Блокадный хлеб», 1 класс

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Ушинский "Ветер и солнце"
Опубликовано: 3309 дней назад (29 марта 2015)
Просмотров: 14868
Рубрика: праздники
0
Голосов: 0
Оксана Викторовна К # 29 марта 2015 в 15:56 +1
Наталья Николаевна! Оформите работу в соответствии с правилами размещения в Блоге. Пока позволяет время для редактирования. У вас нет даже задач, описание материала, нет выделенных заголовков. Много пустых строк, что не рекомендуется. Очень тяжело при чтении читается, когда идёт всё через тире. У вас много слов, когда кавычки открываются и пробел, а потом слово - исправьте.
Швидченко Анастасия # 29 марта 2015 в 16:20 0
Довольно хороший и познавательный классный час, я думаю, было бы лучше, если бы детки сами нашли информацию, подготовились и рассказали бы перед родителями или другими учителями!
Ольга Леонидовна Романенкова # 29 марта 2015 в 23:21 0
Наталья Николаевна, добрый день!
Прочитала Ваш материал. Тема очень серьезная. Материал насыщенный. Много фактов, которые не широко известны. Видно, что проделана большая работа. Вы - молодец!
Смутило несколько название "сценарий праздника", хотя потом Вы пишите, что это классный час. А можно в заголовке тоже написать "сценарий классного часа"?
Спасибо больше за Вашу работу!
Всего Вам самого наилучшего! Новых творческих идей! Удачи!
Наталья Ивановна Симонова # 30 марта 2015 в 09:09 0
Каждый город в Великую Отечественную войну оставил свой след в борьбе с фашизмом. Ленинград - это особый город, который показал не только стойкость и мужество, но и желание жить. Ваш сценарий - это память о тех, кто не дожил до Победы, и о тех, кто не смотря все тяготы жизни остался жить. Этот материал можно использовать и на классном часе, и как отдельное мероприятие. Наталья Николаевна, спасибо за огромную работу.
с уважением Н.И.
Сабина Валерьевна Фомина # 30 марта 2015 в 17:14 +1
Спасибо за предложенный сценарий классный час на тему « БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА». Хорошая работа по подборке материала. Согласна с комментарием Оксаны Козыревой по оформлению. А в целом с душой.