Конкурсы для педагогов и детей

Формирование навыков самообслуживания у детей со сложными нарушениями

Консультация для родителей и воспитателей
Тема: «Формирование навыков самообслуживания в группе для детей со сложными (комбинированными) нарушениями»
Цель: информировать родителей и воспитателей об особенностях формирования навыков самообслуживания у детей со сложными нарушениями.

Умение одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться в правильной последовательности, мыть руки с мылом, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться – это те навыки самообслуживания, которые должны быть сформированы как можно раньше у ребенка-дошкольника со сложными нарушениями, для успешной социализации в обществе.
Своевременное формирование навыков самообслуживания является успешной предпосылкой в решении задач по формированию, развитию представлений и знаний детей об окружающем мире, сенсорному развитию, развитию речи, мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Также способствует развитию умения выполнять действия по подражанию и следовать словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
При работе по формированию навыков самообслуживания, необходимо учитывать особенность психических процессов, большой латентный период между предъявляемой информацией и ответной реакцией ребенка, выраженные двигательные проблемы. Поэтому формирование навыков должно проводиться в медленном темпе, с большим количеством повторов одних и тех же действий.
Родители, воспитатели и специалисты, работающие с детьми, должны обучать детей согласованно, пользуясь определенным единым алгоритмом необходимых действий в формировании определенного навыка. В детском саду воспитатель осуществляет индивидуальный подход к формированию необходимого навыка, учитывая особенности каждого ребенка. Для этого употребляет (часто повторяет) четко сформулированную инструкцию, например: «Открой кран. Подставь руки под струю воды. Возьми мыло», при этом выполняя каждую инструкцию вместе с ребенком его руками, используя правило «рука в руке».
Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку.
Для того, чтобы сформировать у ребенка навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, и родителям и специалистам, работающим с особым ребенком, нужно быть настойчивыми, требовательными, терпеливыми.
Для того, чтобы ребенок со сложными нарушениями научился быть самостоятельным, мы, воспитатели, специалисты ДОУ, работаем в следующих направлениях:
Мытье рук и рта
Учим:
закатывать рукава;
открывать кран;
регулировать силу подачи воды;
подставлять обе руки под струю воды;
пользоваться мылом для рук (нажать на контейнер с жидким мылом, намылить руки до появления пены);
смывать мыло (чтобы руки не были скользкими);
вымыть рот (слегка наклониться над краном, намочить ладонь и вымыть рот, повторить);
находить свое полотенце;
правильно снимать свое полотенце с крючка (слегка приподняв его);
разворачивать полотенце;
насухо вытирать обе руки полотенцем;
брать полотенце за петлю;
вешать полотенце на свое место.
Поведение за столом
Учим:
отодвигать свой стул тихо двумя руками;
правильно сидеть при приеме пищи (спина прямая, колени и стопы вместе);
правильно держать столовую (десертную, чайную) ложку;
правильно пользоваться столовой (десертной, чайной) ложкой;
вытирать рот салфеткой (пользоваться салфеткой) во время приема пищи;
откусывать хлеб (не разрывать на кусочки);
пережевывать пищу;
пользоваться только своей ложкой;
не забирать еду рядом сидящих детей;
пережевывать пищу с закрытым ртом;
не разговаривать при приеме пищи;
по окончании приема пищи тихо выходить из-за стола в последовательности: кружку поставить на стол, затем тихо встать, задвинуть двумя руками стул; взять кружку за ручку, помогая второй рукой; отнести и поставить кружку на стол подачи пищи);
говорить «Спасибо» по окончании приема пищи (неречевые дети – кивок головой один раз).
Пользуемся туалетом
Учим:
снимать брюки (шорты) или приспускать до колен;
садиться на унитаз, слегка раздвинув ноги;
вставать с унитаза после окончания туалета;
смывать после себя, нажав один раз на кнопку смыва;
пользоваться туалетной бумагой по назначению;
выбрасывать грязную туалетную бумагу в мусорное ведро;
одевать трусики, затем шорты или брюки (приподнять их).
Учим раздеваться:
снимать (спускать) юбку (шорты, брюки, трусики, колготки);
снимать майку, футболку;
снимать носки поочередно;
выворачивать одежду;
аккуратно последовательно вешать одежду на спинку стула.
Учим одеваться:
одевать (вставлять ноги, приподнимать) юбку (шорты, брюки, трусики, колготки);
приготовить майку (юбку, футболку, трусики и т.д.) к одеванию;
просовывать голову в горловину одежды;
просовывать руки в проймы рукава;
одевать майку, футболку;
одевать носки поочередно;
заправлять футболку (майку) в шорты (юбку, брюки).
Учим обуваться, разуваться:
доставать обувь из-под стула (ставим обувь правильно под стул);
поочередно вставлять ноги в обувь – снимать с пятки обувь, помогая руками;
поочередно застегивать обувь (липучки, застежки) - поочередно расстегивать липучки (застежки) обуви.

Итак, для успешного формирования элементарных навыков самообслуживания, необходимы следующие условия:
установленный режим дня ребенка;
согласованность действий воспитателя и родителей, направленных на формирование элементарных навыков самообслуживания;
требовательность, терпение, настойчивость взрослого с целью четкого исполнения конкретного требования (инструкции) от ребенка;
эмоциональная расположенность к ребенку;
создание благоприятной и привычной для ребенка окружающей обстановки (любимые игрушки, место для игр, стол для занятий, его комната);
многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия в средней группе Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Коррекционная работа с детьми с ОНР в подготовительной группе Техники направленной визуализации образов для детей. Техника «Разрисуй майку»
Эмоциональное благополучие ребенка | Рекомендации для родителей особого (аутичного) ребенка
Опубликовано: 120 дней назад (6 августа 2016)
Просмотров: 375
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Сидорова Зоя Григорьевна # 6 августа 2016 в 14:53 +1
Наталья Николаевна!
С интересом прочитала консультацию для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей со сложными нарушениями". Проблема конструктивного сотрудничества педагогов и родителей, их гармоничного взаимодействия, осознание их потребностей и требований к работе педагогов является в наше время очень актуальной. В своей консультации Вы дали конкретны рекомендации по вопросу формирования навыков самообслуживания у детей со сложными нарушениями. Подобными рекомендациями могут воспользоваться не только родители, но и педагоги дошкольных учреждений.
Спасибо за нужный, актуальный материал.
Некоторые рекомендации по оформлению работы:
Имя автора пишем после заголовка,
- Вы не написали "описание": для кого вы рекомендуете данную публикацию,
- цель пишем в форме существительного и отвечает на вопрос ЧТО? Например, "Информация родителей по вопросу воспитания навыков самообслуживания у детей".
Можно открыть публикацию педагогов, имеющих опыт оформления, посмотреть. В Вашем распоряжении 3 часа после публикации, чтобы всё отредактировать.
Посмотрите по ссылке правила оформления публикации: http://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Удачи Вам!
Голос!
Зоя.
Татьяна Вячеславовна Ситникова # 7 августа 2016 в 07:37 0
Данная тема актуальна для воспитателей групп раннего и младшего возраста в детских садах. Подробно расписанные алгоритмы необходимы и родителям (как правило в детском саду мамы слышат "учите...", а как учить?). Ваша работа была бы более интересной для восприятия, добавь Вы к ней иллюстрации. Спасибо!