Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе

Занятие по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи для детей 6-7 лет
Автор: Деревянченко Наталья Николаевна, воспитатель
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Яблочко"
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи "Рассказывание адыгской народной сказки "Трудовые деньги"
Цель:
Знакомство детей с народной адыгской культурой.
Задачи:
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей.
Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Обратить внимание на национальный колорит сказки.
Воспитывать трудолюбие, интерес к адыгской национальной культуре.
Словарная работа: богач, лентяй, аул, бешмет, батрачить.

Предварительная работа:
Беседа о республике Адыгея, рассматривание географической карты Адыгеи, чтение «Адыгских народных сказок», оформление выставки книг об Адыгее.

Оборудование:
Текст адыгской народной сказки «Трудовые деньги», книги об Адыгее.

Ход:
Звучит адыгская народная мелодия, затем воспитатель читает отрывок из стихотворения Сафера Яхутля «Адыгея родная моя»:
«Моя песня – сестра синих гор и полей,
Сердцу милые с детства края.
Я родился и рос в колыбели твоей,
Адыгея родная моя».
«Ребята, а мы с вами в какой республике живём? (Адыгея). Давайте рассмотрим эти книги. (Дети рассматривают выставку книг об Адыгее, книги с адыгскими народными сказаниями и сказками). Мы с вами читали адыгские народные сказки. Вспомните их названия».
Дети называют сказки: «Чёрная лиса», «Фаруза», «Золото Куйжия» и другие.
«Сегодня я вам расскажу ещё одну адыгскую народную сказку. Она называется «Трудовые деньги». Послушайте внимательно».
Воспитатель рассказывает сказку.
Текст сказки:
У одного богатого отца был сын-лентяй. О труде он не имел никакого понятия: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками, притом был очень расточителен. Отец, желая приучить сына к труду и сделать его бережливым, отвёз его в дальний аул и отдал одному кабардинцу в работники за один золотой в год.
Хозяин, зная, что этот работник сын богатых родителей, не заставлял его особенно работать, хорошо кормил и хорошо одевал. По прошествии года он отдал ему золотой и отпустил домой. Приходит сын домой и даёт отцу заработанный золотой.
Отец взял золотой и, не рассматривая его, забросил в реку; сын же не обратил никакого внимания на такой странный поступок отца. На другой год отец отдал сына в работники к другому хозяину и тоже за один золотой в год.
Второй хозяин, как и первый, не принуждал работника к труду: кормил и одевал хорошо, а когда прошёл год, вручил ему золотой и отпустил домой. Пришёл сын к отцу и отдал ему золотой; тот взял золотой, забросил его в реку; сын по-прежнему не придал никакого значения поступку отца.
На третий год отец отвёз сына в дальний аул, отдал его в работники к небогатому кабардинцу на год, не назначая за работу никакой платы. Новый хозяин с первого же дня заставил работника работать до полного изнеможения и только вечером, по окончании работы, накормил его. Тяжел показался лентяю труд: он обливался потом и часто до того обессиливал, что в изнеможении падал на землю, а хозяин ему отдыха не давал, называя его дармоедом. Со временем он так привык к работе, что хозяин всегда оставался им доволен. Проработал он год, понатёр на руках большие мозоли, а одежду свою изорвал и истрепал. По окончании года хозяин вручил работнику два золотых и отпустил его домой.
Пришёл сын к отцу и дал ему два золотых. Отец взял золотые и только было сделал движение, чтобы бросить их в реку, как сын бросился к нему и схватил его за руку. Отец с удивлением посмотрел на сына, но тот сказал:
- Не бросай, отец, этих золотых в воду: они достались мне тяжёлым трудом!

Потом беседует с детьми по вопросам:
- Кто главные герои сказки «Трудовые деньги»?
- Что такое бешмет? Может ли это слово встретиться в русской народной сказке?
- Почему крестьянин отвёз сына в соседний аул батрачить?
- Как жилось лентяю в соседнем ауле?
- Почему отец бросил золотой в огонь?
- В народных сказках все важные события случаются обычно трижды, повторяются три раза. Что трижды происходило в сказке «Трудовые деньги»? (Три раза отдавал отец сына-лентяя батрачить в соседний аул).
- Расскажите, что произошло, когда отец последний раз решил отдать сына в работники?
- Что сделал сын, когда отец бросил в огонь его заработанные трудом деньги? Почему? Что он сказал?
- В каждой сказке есть три части. Какие это части? (Начало, середина и окончание). Какими словами начинается сказка «Трудовые деньги»? (Жил-был) А какими заканчивается?
- Как вы думаете, правильно ли вёл себя сын? И правильно ли поступали отец и хозяева? А как бы вы себя вели на их месте?

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Скажи наоборот».
(ленивый – трудолюбивый;
весёлый – грустный и т. д.)

Итог занятия (насколько активно дети участвовали в занятии, высказывали свои мысли).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе. Мой любимый город Конспект НОД по математическому развитию в детском саду. Подготовительная группа Занятие по аппликации в подготовительной группе. Весенние цветы Конспект познавательно-игрового занятия с детьми подготовительной группы
Сценарий развлечения по ПДД в подготовительной группе
Опубликовано: 3296 дней назад (20 марта 2015)
Просмотров: 3824
+5
Голосов: 5
Оксана Михайловна Жидикина # 22 марта 2015 в 15:03 0
Здравствуйте, Наталья Николаевна. Спасибо за знакомство с народной адыгской культурой. С раннего возраста дети должны знать историю своей малой родины, национальную культуру. Хорошо, что Вы этим занимаетесь. Учите детей эмоционально воспринимать образное содержание сказок, осмысливать характеры персонажей, разбираете жанровые особенности сказок. Развиваете речь, память, внимание. Формируете познавательный интерес к адыгской национальной культуре, художественной литературе. Воспитываете трудолюбие. Примите мой первый голос! Наталья Николаевна, желаю Вам творческих успехов.
Наталья Николаевна Деревянченко # 22 марта 2015 в 20:01 0
Оксана Михайловна, спасибо за такой развёрнутый комментарий! Мне очень приятно! С уважением, Наталья Николаевна.
Ольга Юрьевна Травнева # 22 марта 2015 в 19:46 0
Наталья Николаевна, спасибо за приглашение. Очень поучительная сказка, которую Вы предлагаете прослушать детям. После Вашего рассказа сказки проводите подробное анализирование. Это развивает речь детей, мышление. Примите голос.
Ирина Анатольевна Князева # 22 марта 2015 в 20:27 0
Наталья Николаевна! Я полностью согласна с комментариями коллег, очень нужный материал, способствующий воспитанию трудолюбия, интереса к адыгской национальной культуре. Такой конспект будет полезен многим педагогам в работе Голос!
Наталья Суслова # 22 марта 2015 в 20:48 0
Наталья Николаевна, спасибо за приглашение! С интересом познакомилась в Вашим материалом. Многие педагоги и воспитатели, думаю, воспользуются. Спасибо за предоставленный материал! Всего Вам доброго, творческих успехов! Голос!
Сидорова Зоя Григорьевна # 22 марта 2015 в 21:54 0
Наталья Николаевна! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием - сказка. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. На занятии дети учатся эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей, узнают о жанровых особенностях сказки, национальном колорите сказки. Конспект Вашего занятия соответствует возрастным особенностям детей. Спасибо, что поделились своими наработками, удачи Вам! Голос.
Зоя.