Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Особенности учебной деятельности и поведения детей 5-8 лет с различным доминированием мотивов

Из опыта работы педагога-психолога

Автор: Копылова Наталья Николаевна, педагог-психолог, МКОУ детский дом "Ласточкино гнездышко", пос. Нововосточный
Описание: в данной статье информация о видах мотивов и о доминирующих мотивах у детей в учебной деятельности. Материал рассчитан на детей 5-8 лет и для педагогических работников, психологов.
Цель: дать характеристику учебной деятельности и поведения детей 5-8 лет с различным доминированием мотивов.
Задачи:
1. рассказать о видах мотивов, об особенностях учебной деятельности с различным доминированием мотивов, их влиянием на учение, поведение;
2. развивать мышление, речь, память;
3. прививать чувство ответственности.

Из опыта работы в ДОУ.

Мотив учения, по сути, является начальным и наиболее важным звеном в «стартовой программе» готовности к обучению ребенка.
Что же такое, собственно, «мотив»? Это, прежде всего, внутреннее побуждение к активности. Это могут быть интересы, убеждения и так далее. В основе любого действия или поступка лежит непременно мотив.
В нашей жизни действует целая система мотивов, которые взаимосвязаны, могут доминировать или взаимодополнять друг друга. Может наблюдаться и борьба мотивов.
Чтобы взрослому (педагогу, воспитателю, родителю) правильно понять действия и поведение ребенка, ему необходимо определить какие мотивы доминируют в данной ситуации, а также поддерживать те, которые оказывают именно положительное проявление.
Уже в старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает некую устойчивость. Доминирующими становятся познавательные и социальные мотивы. К концу дошкольного возраста игровые мотивы уже не занимают ведущее место, на смену приходят учебные мотивы.
Выявлено, что учебная деятельность начинающих школьников побуждается целой системой мотивов.
Выделяют шесть групп мотивов:
1. Социальные мотивы.
Понимание значимости и важности учения и стремление к социальной роли школьника.
2. Учебно-познавательные мотивы.
Выражаются в проявлении интереса ко всему новому, научиться новому.
3. Оценочные мотивы.
Проявляются в стремлении получить высокую оценку взрослого, его одобрения, похвалы.
4. Внешние по отношению к школе и учению мотивы.
5. Позиционные мотивы.
6. Игровые мотивы.

Каждый из этих мотивов в определенной степени присутствует в ребенке 5-8 лет, и каждый из них, непременно, оказывает определенное влияние.
По определенным высказываниям ребенка можно выявить какой мотив является доминирующим. Например:
• «Я хочу в школу, потому что там можно играть» - доминирующим является игровой мотив.
• «Я пойду в школу, потому что так сказала мама» - внешние мотивы, не связанные со школой.
• «Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду - маленькие» - позиционный мотив.
• «Я хочу в школу, потому что я там буду получать только пятерки» - доминирующим является оценочный мотив.
• «Я хочу в школу, потому что хочу научиться читать» - учебно-познавательный мотив.
• «Я хочу в школу, потому все дети должны учиться» - социальные мотивы.
Можно выделить основные особенности учебной деятельности детей с различным доминированием мотивов учения.
Например, есть дети, у которых в учебной деятельности доминирует познавательный мотив.
Для них свойственна учебная активность, стремление узнать больше. Но если при этом снижен социальный мотив, то наблюдается прерывистый характер учебной деятельности. В таких случаях ученику интересно только то, что для него неизвестно. Если учитель рассказывает о том, что он уже знает или слышал, он будет отвлекаться, заниматься посторонними делами на уроках. Или, например, при выполнении домашнего задания такой ученик будет выполнять только то, что ему нравится, трудные задания выполняются с трудом или совсем не выполняются.
Часто такие дети в начальной школе учатся на среднем уровне или ниже среднего. Но вот в среднем звене намного лучше. Про таких детей учителя часто говорят: «Умный, но ленивый».
Вообще, познавательный мотив является началом в развитии мотивационной сферы. Один из основных путей его развития – расширение и обогащение опыта ребенка.
Доминирование игрового мотива отрицательно сказывается на формирование учебной деятельности. Как правило, в игре ребенок делает то, что ему хочется. Такие дети на уроках делают не то, что задано, они рисуют, играют и так далее. В учении, наоборот, в учебной деятельности ребенок должен действовать в соответствии с учебной задачей. Поэтому, одной из основных задач воспитателя в детском саду и родителей – формировать у ребенка мотивы учения и положительного отношения к школе.
Для учащихся, у которых доминирующим является социальный мотив, характерно ответственное отношение к учебе. Такие дети добросовестные, ответственные, их не нужно заставлять выполнять домашнее задание, они легко усваивают материал, обращаются за помощью, если что-то не понятно, занимают лидирующее место в классе. Но у учащихся с доминирующим социальным и низким познавательным мотивом дела обстоят по-другому: они добросовестно выполняют задания, но не стремятся получить, узнать что-то новое.
Для учащихся с доминирующим оценочным мотивом характерен низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий, такие дети не могут правильно оценить свои действия. Они постоянно учителям на уроках задают вопросы, возникают конфликтные отношения с одноклассниками.
В тех случаях, если доминирует внешний мотив, но при этом не развиты познавательные и социальные мотивы, высока вероятность формирования отрицательного отношения к школе.
Позиционный мотив заключается в интересе к новой ситуации, новой социальной роли. У детей, у которых этот мотив является доминирующим, интерес к школе быстро угасает, формируется стойкое нежелание учиться. С детьми с доминирующим позиционным мотивом необходимо работать еще до школы.
В формировании у дошкольников и начинающих школьников мотивов учения важнейшая роль отводится семье. Если семейное воспитание построено не правильно, то и положительных результатов не дождешься. Поэтому в первую очередь нужно обратить внимание на модель воспитания. А уже дошкольные учреждения, школа будут как помощники. Не нужно перекладывать ответственность на учреждения. И, естественно, основной упор необходимо делать на доминирующие мотивы. Но, опять же, если они положительно влияют на учебную деятельность. А отрицательное воздействие необходимо корректировать.

Рекомендуем посмотреть:

Опыт работы педагога психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Конспект психолого-логопедического занятия в старшей логопедической группе Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы "Путешествие в Психологический турнир для школьников. Конспект

Похожие статьи:

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Психологический тренинг для педагогов

Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дед Мороз в разных странах мира для детей | Организация совместной деятельности детей в игре
Опубликовано: 2958 дней назад (22 февраля 2016)
Просмотров: 4948
Рубрика: Психология
+2
Голосов: 2
Лариса Владимировна Валитова # 22 февраля 2016 в 08:41 +1
Статья ясно и четко поясняет о значимости знаний мотивации при оценки поведения ребенка, которые важны не только для психолога, который и так это знает. но прежде всего для родителей. до которых это нужно доносить, чтобы они правильно могли оценивать поведение своего ребенка. Советую вам вести просветительскую важную работу среди родителей.
Наталья Николаевна Копылова # 22 февраля 2016 в 08:58 0
Спасибо за совет! Прислушаюсь.