Конкурсы для педагогов и детей

Опыт работы педагога-психолога ДОУ. Предупреждение и профилактика экстремизма

Предупреждение и профилактика экстремизма в образовательной среде.
Автор: Копылова Наталья Николаевна, педагог-психолог, МКОУ детский дом "Ласточкино гнездышко", пос. Нововосточный
Описание: данный материал будет полезен специалистам, которые работают в сфере образования.
Цель: предупреждение и профилактика экстремистских проявлений среди обучающихся.
Задачи:
1. познакомить и закрепить знания о понятии экстремазма;
2. развивать мышление, воображение, память, речь;
3. прививать необходимость проведения мероприятий, направленные на предупреждение и профилактику экстремизма не только в образовательной, но и в других сферах деятельности.
Методический материал.
В связи с последними событиями, которые происходят в некоторых странах в политической сфере, угроза экстремизма встала очень остро и в нашей стране. Данный феномен оказывает огромное влияние на общественно-политическую обстановку в РФ. Тема очень актуальная на сегодняшний момент. Кроме того, что человек становится противников своей страны, вступая в организации экстремистской направленности, также встает угроза его жизни и здоровью, в том числе и психологическому.
Что такое «экстремизм»? Вообще, в современной науке нет однозначного определения у этого понятия. Если обратиться к этимологии, то слово экстремизм от латинского означает «крайний», то есть можно рассматривать это определение как принадлежность к крайним, сторонним взглядам и убеждениям.
Более точное определение «экстремизма» в Российской Федерации можно найти в Федеральном законе № 114-ФЗ «О противодействий экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года (с изменениями и дополнениями от: 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г., 25 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 23 ноября 2015 г.).
Экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя (информация из ФЗ от 25 июля 2002 года):
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Таким образом, экстремистская деятельность это, прежде всего, действия, которые интерпретируются как отклонение от нормы.
Плюс ко всему в настоящее время данная деятельность чаще стала проявляться в молодежной среде, к которой, естественно, относятся и дети. А дети, как известно, это самая уязвимая, ведомая категория населения. Молодежь может быть вовлечена в деятельность экстремистских организаций в основном через сеть Интернет, которая в данный момент распространена и доступная для всех категорий граждан без исключения.
Поэтому в образовательной среде возникла необходимость проведения мероприятий, направленных на предупреждение и профилактику экстремизма.
В образовательных организациях работа по данному направлению должна осуществляться в несколько этапов:
1. диагностическая работа;
2. организация досуга детей;
3. патриотическое воспитание;
4. правовая грамотность;
5. воспитание толерантности.
Некоторые критерии отражены в примерном плане родительских собраний и классных часов по предупреждению и профилактике экстремизма в образовательной среде, в котором должны быть задействованы все категории руководящих и педагогических работников.
Цель проведения мероприятий – предупреждение и профилактика экстремистских проявлений среди обучающихся.
Ожидаемые результаты:
1. Выявление отдельных проявлений девиантного поведения.
2. Разработка и реализация комплекса мероприятий, способствующих предупреждению и профилактики экстремизма в образовательной среде.
3. Предотвращение участий обучающихся в организациях, неформальных движениях, осуществляющих социально негативную деятельность.
4. Формирование толерантного сознания, патриотизма.
Научная новизна заключается в следующем:
• Уточнено понятие «экстремистская деятельность» как отклонение от нормы.
• Разработан примерный план работы по предупреждению и профилактике экстремизма в образовательной среде.
• Выявлены основные направления работы по данному вопросу.
Работу по предупреждению и профилактике экстремизма, считаю, нужно начинать с диагностического этапа. Для этого педагог-психолог проводит диагностическую работу с обучающими с целью выявления личностных особенностей, которые повышают риск вовлечения в неформальные молодежные группы деструктивной направленности, также с целью исследования личностных свойств толерантности у учащихся.
Такие личностные особенности как трудность формирования жизненных ориентиров, ценностей, переживание собственной не успешности, трудности самопонимания, неадекватная самооценка, отсутствие позитивных жизненных целей, неумение взаимодействовать с окружающими, неустойчивость эмоциональной сферы – повышают риск вовлечения детей к организациям экстремистской направленности.
Решение данной проблемы будет более эффективным при комплексном взаимодействии психолога, социального педагога с классными руководителями, родителями, другим значимым социальным окружением ребенка.
Педагог-психолог имеет возможность с помощью методики диагностики к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) выявить отдельные проявления девиантного поведения.
Содержание методики включает шкалы, выявляющие следующие факторы риска:
- склонность к аддиктивному поведению;
- склонности к агрессии и насилию;
- склонность к деликвентному поведению.
По результатам диагностики определятся дети «группы риска»
Далее идет (при необходимости) коррекционная работа.
Следующий этап работы по данному направлению можно отметить как основной, который включает в себя работу с родителями, проведение классных часов с детьми.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что профилактика и предупреждение экстремизма в образовательной среде и в среде вне образования является неотъемлемой частью и важнейшей задачей всех субъектов образования, в том числе и родителей.
Только комплексное сотрудничество даст положительный результат.

Рекомендуем посмотреть:

Психологическая викторина для детей 10-14 лет Консультация для родителей "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста" Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников Мастер-класс для родителей детского сада. Старшая группа
Как сделать топиарий из салфеток своими руками. Пошаговая инструкция с фото | Как сделать открытку из цветной бумаги своими руками к 8 марта с детьми средней группы. Пошаговая инструкция с фото
Опубликовано: 195 дней назад (26 мая 2016)
Просмотров: 415
Рубрика: Психология
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!