Конкурсы для педагогов и детей

Опыт работы музыкального руководителя детского сада

Из опыта работы музыкального руководителя детского сада. Оркестр - это здорово!
Автор: Лапшина Наталья Николаевна, музыкальный руководитель МКДОУ Детский сад комбинированного вида №36 "Поиск" г. Новосибирск. Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям ДОУ.

Если, входя в здание детского сада, слышны звуки музыкальных инструментов, значит здесь детскому музицированию уделено большое внимание. Отрадно, когда именно такая обстановка царит в детском саду, ведь именно этот вид музыкальной деятельности доставляет детям радость соприкосновения с тайнами музыкального искусства, расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальных способностей детей.
Инструментальное музицирование, самая интересная для детей форма музыкальной деятельности. Играть на музыкальных инструментах играя, именно такая формула наиболее приемлема для начального музыкального воспитания дошкольников. Игра на музыкальном инструменте всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, а желание петь и играть в оркестре настолько велико, что дети не замечают той большой учебной работы, которая проводится в процессе музицирования, и от которой они не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями.
Нельзя не отметить, насколько полезен этот вид деятельности для детей логопедических групп, где инструментальное музицирование направлено не только на развитие музыкальных способностей и творчества детей, а также развивает, воспитывает и корректирует речевые, двигательные и психические процессы.
В нашем детском саду инструментальному музицированию уделяется особое внимание. Помимо того, что оно включено во все разделы музыкального воспитания, введено третье, дополнительное занятие, которое проводится с детьми по подгруппам по 8-10 человек, во второй половине дня.
В работе с детьми мы отказались от так называемых стилизованных инструментов китайского производства. Они функционируют у нас только на занятиях в младших группах. В нашем оркестре все инструменты имеют точную настройку, богатый оркестровый тембр. Как следствие - серьёзное, заинтересованное отношение ребят к делу: они не только играют в оркестр, они исполняют оркестровые произведения на настоящих музыкальных инструментах.


По мере развития музыкального слуха и координации движений всё больше усложняются оркестровые партитуры, дифференцируются партии. Каждая партия имеет своё собственное место в партитуре, своё вступление и заключение. Свой индивидуальный ритмический рисунок.
Все дети в группе знают партии и могут друг друга заменить. Во время занятий дети меняются инструментами, и, следовательно, играют разные партии.
Начинаем же конечно от простого. Поём и играем песенки-ритмы на одном звуке (на разной высоте), овладев нисходящей терцией, дети достаточно легко подбирают попевки "Два кота", "Божья коровка", а овладев мажорным пентахордом, буквально за несколько минут разучили песню "Ёлочка" композитора М.Красева, которую с успехом исполнили на новогоднем празднике.
Следует сказать, что любой, даже самый простой инструмент требует освоения. Избежанию однообразного технического тренинга, поддержанию интереса детей способствует игровой характер занятия: дети исследуют, изучают, какие звуки "живут" в инструменте, ведут диалоги между инструментами, сочиняют музыкальные сказки.
Как бы попутно, в игре, дети узнают названия нот, а подстраивание голоса к инструментальному звучанию мелодии и подбор мелодий по слуху позволяет успешно развивать звуковысотный слух, содействует интуитивному нахождению высокой певческой позиции в пении.
Для активизации восприятия музыки часто даю такое задание: "Подумайте, какие инструменты подойдут для инструментовки данного музыкального произведения". Услышав "Маленькую ледяную фантазию" дети выбрали треугольники, колокольчики, металлофоны. В результате новогодний праздник украсил "Танец льдинок с колокольчиками".
Ребята с азартом и восторгом воспринимают задание: "Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать танец!"
Дети подготовительной группы, удивившись разнообразию приёмов игры на бубне, предложили придумать танец. Выполняя на запев, каждый раз новый приём игры, а на припев - повторяя один и тот же, получили танец "Рондо с бубнами".
Для развития и закрепления навыков игры на детских музыкальных инструментах, совместно с воспитателями организовали в группах музыкальные уголки. Силами родителей были приобретены музыкальные инструменты.

Дети любят в свободное время заниматься музицированием, помогая друг другу выучить партии, часто объединяются, чтобы сыграть вместе новую мелодию.
Для того, чтобы воспитатели могли оказать помощь детям, и сами принять участие в игре в оркестре, был организован музыкальный кружок для взрослых. Занимаясь регулярно раз в неделю, разучиваем не только детский репертуар, но и более серьёзные вещи, которые часто звучат "Увертюрой" к детским театрализованным спектаклям. Такая совместная деятельность доставляет огромную радость и детям и взрослым. К концу года в репертуаре оркестра самые разнообразные произведения: "Детская симфония" И.Гайдна; "Турецкое рондо" В.Моцарта; "Славься" М.Глинки; "Вальс-шутка", "Шарманка" Д.Шостаковича; "Аннушка" (чешский танец); детские песни, попевки и др.
Участие в оркестре приучило наших детей к собранности и внимательности, привило определённые навыки ансамблевого исполнительства. Активизировало все музыкальные способности, творческую фантазию.
У детей появились собственные суждения в подборе тех или иных средств выразительности, первые проявления эстетического вкуса, возникло желание совместно действовать, самостоятельно творить.
И главное не в том, насколько первые опыты удачны, а в том, что дети почувствовали интерес к игре в оркестре. Это помогает в решении многих воспитательных задач: сплочении детского коллектива, взаимопомощи.
В заключение хочется процитировать высказывание М.Котляревской из книги "Приобщение к творчеству": "Ценность детского творчества не в результате, а в процессе, оно нужно не слушателям, а детям."

Рекомендуем посмотреть:

Приобщение старших дошкольников к народной культуре в условиях ФГОС дошкольного образования Развитие речи детей у дошкольников через музыкальные занятия Роль песни в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольников Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду

Похожие статьи:

Сценарий музыкально-танцевальной сказки «Колобок» для отчетного концерта в ДОУ

Новогодний праздник для детей подготовительных групп детского сада. Сценарий
Опубликовано: 21 день назад (17 ноября 2016)
Просмотров: 117
+3
Голосов: 3
Евгения Сергеевна Выскребцева # 17 ноября 2016 в 19:58 +1
Добрый вечер, Наталья Николаевна! Я с вами полностью согласна, музицирование на музыкальных инструментах - это не только очень увлекательное занятие. Это очень полезно для развития музыкально-ритмических навыков, да и развиваются коммуникативные навыки. Умение взаимодействовать в коллективе, умение слушать и слышать, слышать друг друга и музыку.
Надежда Валентиновна Пунегова # 17 ноября 2016 в 20:09 +1
Наталья, добрый вечер! Иметь хорошие музыкальные инструменты в детском саду не всегда возможно, но если они есть , и в репертуаре оркестра и Шостакович, и Гайдн, и Моцарт, то это просто здорово! Голос! Спасибо!
Софья Владимировна Юхнина # 17 ноября 2016 в 20:54 +1
Наталья Николаевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашим опытом работы по теме: "Оркестр - это здорово!Информация важна для начинающих музыкальных руководителей, потому что чаще всего уделяют больше внимание другим видам музыкальной деятельности. Но меня восхищает то, что Вы организовали кружок для родителей, это просто ЗДОРОВО! Дети учатся играть в ансамбле, родители открывают театральные постановки, музицируя перед детьми. А если объединить два коллектива и сделать один оркестр, вот тогда действительно зазвучит music
Мой голос +3, желаю ВАМ ТВОРИТЬ и РАДОВАТЬ всех!!!