Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экскурсия в весенний парк с детьми 8-9 лет. Конспект

Экскурсия в весенний парк. Сценарий для младших школьников
(экскурсия с детьми второго года обучения)
ЦЕЛЬ:
- дать представление о значении зеленых растений в природе и жизни человека.
ЗАДАЧИ:
- формировать правильное отношение к зеленым растениям, как к санитарам планеты;
- познакомить детей с лекарственными растениями;
- закрепить знания детей по правилам сбора природного материала;
- развивать у детей творческое воображение;
- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели экскурсии. Инструктаж по технике безопасности во время экскурсии.
2. Ход занятия:
- беседа о правилах поведения в лесу.
- экскурсия в парк.
3. Рефлексия.
4. Подведение итогов.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ. ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас на экскурсию в осенний парк. Цель нашей экскурсии сегодня – углубить знания о зеленых растениях, как о санитарах планеты и собрать природный материал для дальнейшей работы.
2. ХОД ЗАНЯТИЯ.
БЕСЕДА «РАСТЕНИЯ В ЖИЗНИ ПЛАНЕТЫ И ЧЕЛОВЕКА».
Ученик 1:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой!».
Нам казалось все мало, и мало.
А потом в толпе городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле
Облегченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели…
Ведущий:
Куда бы мы не посмотрели, всюду увидим разнообразные растения. Они растут на лугах, в парках, скверах и даже дома. Обрати внимание на любое самое обычное растение, и ты увидишь, что оно по-своему красиво.
Долгое время человек не задумывался о том, что богатство растительного мира не вечны, что растения нуждаются в бережном отношении, пополнении и защите.
Хозяйственная деятельность человека сильно изменила условия жизни растений: обмелели реки, истощилась почва. Все это сказалось на самих растениях. Одни из них погибли, другим грозит гибель.
Особенно мало стало дикорастущих растений с красивыми цветками. Часто люди, посещая леса, парки и водоёмы, уносят с собой целые охапки поникших растений. А ведь как они были прекрасны и хороши, когда росли. Срывая цветущее растение, человек не думает о том, что лишает растение возможности оставить потомство. Ведь он срывает растение, которое не дало семена. На следующий год на месте сорванного растения, уже не вырастет новое, такое же.
Ученик 2:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Всем с малых лет известно, что если бы не было растений, то на Земле не было бы и разнообразия живых организмов. Без растений не могут существовать ни животные, ни человек. Можно привести множество примеров, показывающих, насколько велика роль растений в жизни природы. Как известно, только зеленые растения обладают способностью, использовать энергию солнца, создавать органические вещества из углекислого газа и воды. Они являются удивительной лабораторией, в которой происходит сложный процесс фотосинтеза.
Велико значение растений и как источника кислорода. Одно дерево средней величины за сутки выделяет столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем взрослым людям. Зеленые растения способны в больших масштабах поглощать углекислый гази, следовательно, препятствовать его накоплению в воздушной оболочке нашей планеты.
А знаете ли вы, что среди всех этих деревьев, кустарников и трав у вас есть друзья – растения, обладающие лечебными свойствами? Растительный мир подарил человеку огромное богатство – лекарственные растения, которые были и будут источником жизни и здоровья. Травники знают, в каком месяце, какое растение имеет большую силу. Собирали траву до утренней росы, сушили в тени, делали целебные сборы, настойки и настои. До поздней осени собирали целебные силы земли: травы, цветы, ягоды, корни. И круглый год использовали заготовленные впрок дары лесной аптеки.
Существуют еще и растения-индикаторы, по внешнему виду которых можно узнать о наличии загрязнений в окружающей среде. Такие индикаторы есть для воды, воздуха и почвы. Индикаторами чистой воды являются всем известные растения, занесенные в Красную книгу, кувшинка и кубышка. Они растут только в чистых водоемах. Если вода содержит большое количество загрязняющих веществ, то активно размножаются сине-зеленые водоросли и вода цветет. Индикатором плодородия почв является печеночница благородная и репейник. Они растут на самых плодородных почвах. Показателями чистого воздуха являются мхи и лишайники. Если их нет, значит, воздух в этом районе сильно загрязнен. Хорошим индикатором воздуха являются хвойные растения: ель, сосна. При загрязнении воздуха хвоя на ветках желтеет.
Зная все это, человек не должен допускать исчезновения с Земли ни единого вида растений, он должен заботиться о них. Красный цвет светофора предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг, и может быть поздно. К сожалению, бывая на природе, не всегда люди останавливаются перед красиво цветущим растением, чтобы полюбоваться им, а, как правило, стремятся сорвать их для букета.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
ЭКСКУРСИЯ.
Ведущий:
И так, ребята, мы пришли в парк. Он дружелюбно принял нас в свои владения. Давайте рассмотрим, как же растения располагаются в нем. Мы видим, что расселение растений в парке происходит по этажам (ярусам). При подобном расселении каждому растению достается столько света, сколько оно любит. Основу парка, как и леса, составляют деревья и кустарники, которые занимают первый и второй ярусы. В прошлом году мы с вами побывали на экскурсии в осеннем лесу, и познакомились жителями верхнего яруса. Сегодня мы познакомимся с обитателями самого нижнего яруса.
Весенние свежие травы
Покрыли луга и поля.
Оделись листвою дубравы,
Зеленой стала земля.
Ребята, вы чувствуете, как воздух наполнен ароматом трав и цветов – жителей нижнего яруса парка. Сегодня мы поговорим об некоторых из них, а в частности о лекарственных растениях.
Вот посмотрите под ноги, и вы увидите подорожник – это растение лекарь. В старину его называли «порезник» или «ранник». Всем знакомо это растение с детства. Послушайте легенду о том, как люди узнали о целебных свойствах этого растения.
Давным-давно, две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшись невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать это растение для лечения ран.
А вот еще одно растение - ландыш:
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень,
Он тихонько зазвенит.
Одна из легенд рассказывает, что Цветок влюбился в Весну, а когда она ушла, он так горько заплакал, что кровь выступила у него из сердца и окрасила слезы. Это – красные плоды, которые появляются на стебле после цветения. Этот лесной цветок сейчас сажают в парках, на дачных участках и во дворе, возле дома. Кроме того, он известен с древности как ценное лекарственное растение, настойку из цветков которого используют для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и почек.

Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит.
(Рассказ о лекарственных свойствах крапивы, чистотела, мать-и-мачихи.)
А теперь, ребята, проведем небольшую викторину.
1. Лекарственное растение, имеющее грозное для животных название?
(Зверобой)
2. Ценное лекарственное растение, говорящее о том, как много у него листьев?
(Тысячелистник)
3.Какой цветок называют «царицей всех цветов»?
(Роза)
4.Лекарственное растение, которое наверняка бы понравилось Мойдодыру?
(Чистотел)
5. Лекарственное растение, получившее свое название за форму листьев, сходных с заплечной сумой.
(Пастушья сумка)
6. Лекарственное растение, пропагандирующее водные процедуры.
(Купальница)
7.Какой цветок называют последней улыбкой осени?
(Астра)
8. Целебный цветок, носящий уменьшительно-ласкательный вариант мужского имени.
(Василек)
9. Цветок, название которого связано со звоном.
(Колокольчик)
10. Ценнейшее лекарственное растение, по легенде, впитавшее в себя всю горечь человеческих страданий.
(Полынь)
11. Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь. Ближайший родственник Кощея.
(Бессмертник)
12.Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья.
(Валериана)
13. Это жгучее растение при варке зеленых щей способно заменить собой щавель.
(Крапива)
14.Лекарственное растение, растущее вдоль дорог.
(Подорожник)
15.Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные.
(Ромашка)
16. Именем этого лекарственного растения названа вредная тетка из мультфильма о похождениях поросенка Фунтика.
(Белодонна)
17.В России этот лекарственный цветок получил название за форму лепестков, сходную с формой пластинок на пальцах.
(Ноготки)
18.Одно из имен этого полезного растения – репейник, второе его имя может служить для неуважительного отзыва о ком-нибудь в среде подростков.
(Лопух)
Вот и закончилось наша экскурсия. Думаю, она была увлекательной и запомнится вам надолго. Пора возвращаться.

3.РЕФЛЕКСИЯ.
- Понравилось вам экскурсия в парк?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Хотели бы вы еще отправиться на экскурсию в природу?

4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Во время всей экскурсии мы с вами собирали природный материал. Сейчас нам нужно разложить его для просушки и потом убрать. На следующих занятиях он нам пригодится для работы.
(Дети разбирают природный материал).

ЛИТЕРАТУРА:
1. Литвинов Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.- М.:5 за знания, 2005.-208с.
2. Малкина Е.Н.Охранять природу - значит охранять Родину.// Читаем, учимся, играем. 2003.-№8- 73-75стр.

Рекомендуем посмотреть:

Игра по окружающему миру для 2 класса Внеклассное занятие для учащихся 1-3 классов. Урок доброты Беседа для учащихся 1-2 классов. Правильное питание Конспект классного часа о весне для 2 класса

Похожие статьи:

Методическая разработка внеклассного занятия для 2-3 класса по окружающему миру

Внеклассное занятие по профориентации на тему «Ярмарка профессий» для 2-3 классов

Сценарий внеклассного мероприятия для 1-2 класса по теме Зима

Сценарий внеклассного занятия для 1-2 класса по сказкам

Внеклассное занятие на тему вежливость, 1 - 2 класс

Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста на занятиях кружка в условиях учреждения дополнительного образования | Сценарий экологической игры викторины для младших школьников
Опубликовано: 3352 дня назад (14 января 2015)
Просмотров: 9763
Рубрика: экскурсии
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!