Конкурсы для педагогов и детей

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы
Формы работы с родителями по формированию здорового образа жизни. Из опыта работы
Автор: Сегенюк Н.Н., зам. зав. по УВР, МКДОУ детский сад "Рябинка", г. Тайшет, Иркутская обл.
Описание: работа будет полезна воспитателям для написания докладов, консультаций, обобщения опыта по работе с родителями по формированию ЗОЖ, даст возможность родителям поближе познакомиться с работой детского сада.
Цель: обобщение опыта по формированию здорового образа жизни при работе с родителями в ДОУ.
Задачи: познакомить с формами работы с родителями по формированию ЗОЖ
расширить представления о работе ДОУ по работе с родителями

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека, делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».
Для ребенка быть здоровым, значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды.
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания зож. Сегодня закон «Об образовании» определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка.
Цель нашей работы: Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни.
Задачи:
• обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;
• оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
• учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы;
• привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;
• расширить спектр средств и способов работы с родителями;
Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.
Таким образом, необходимо использовать такие формы работы с родителями, в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса. Мы использовали классификацию форм, которые предлагает Т. В. Кротова. Она выделяет следующие формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Анкетирование и анализ анкетирования, тесты. Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, «почтовые ящики», изучение социального портрета семей воспитанников.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К досуговым формам относятся семейные спортивные досуги, праздники, олимпиады.
Родители с энтузиазмом принимают участие в семейных мероприятиях. Вместе с детьми они бегают, преодолевают различные препятствия, участвуют в играх и эстафетах, костюмированных сценках. В процессе соревнований родители и дети, что особенно важно, активно общаются, переживают и подбадривают друг друга.
Организация вечеров подвижных игр «Русские – народные игры», «Игры народов мира», «Подвижные игры нашего времени», «Малоподвижные игры».
Необходимо отметить, что важная роль в организации и проведении таких мероприятий отводятся родителям, так как именно взрослые естественным образом могут привлечь ребенка к игре и руководить ею, следить за выполнением правил.
Родителям и детям предлагается найти и подготовить атрибуты к какой либо игре, выбирается день, когда родители смогут прийти в детский сад и поиграть вместе с детьми.
Также вниманию родителей предлагаем картотеку игр, составленную воспитателем с учетом возрастных особенностей детей. Она представляет собой описания игр, которые можно использовать во время прогулок в детском саду, во дворе, на детской площадке среди детей приблизительно одного возраста, их правил и задач. Картотека хранится в физкультурном уголке. Родители могут брать ее домой, чтобы подробно ознакомиться с предлагаемым материалом. Данная форма работы способствует тому, что у родителей за целый год накапливается багаж знаний подвижных игр, которые они могут организовать с детьми.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания у родителей практических навыков по формированию здорового образа жизни. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как родительские собрания, групповые консультации, целевые и спонтанные беседы – встречи с членами семей воспитанников; Так же проводятся родительские гостиные – встречи родителей с гостями ДОУ; «Воспитание» родителей (школа молодой матери, групповые семинары, практикумы); групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, организация Дней открытых дверей; Дней счастливой семьи для родителей; Дней здоровья
Темы встреч различны, но все соответствуют одной тематике «Здоровый образ жизни»
Еще один прием в работе с семьей – привлечение родителей и детей к изготовлению спортивных атрибутов своими руками. Родители вместе с детьми принимают участие в работе «мастерских» по изготовлению атрибутов для ежедневных физкультурных занятий в группе и дома.
Проводятся театрализованные представления для детей с участием родителей;
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Информационная связь педагога и родителей осуществляется за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания родителей к здоровому образу жизни используются: буклеты; газеты (они могут быть как групповые, или изданы творческой группой педагогов детского сада), рисунки, информационные бюллетени.
Педагогическое просвещение родителей, удовлетворение индивидуальных запросов родителей - творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяют наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе. Выпуск газеты, журнала – одна из форм пропаганды ЗОЖ. Очень важно, чтобы это был продукт коллективного творчества взрослых и детей.
В процессе изготовления газет, журнала: подбираются статьи, необходимые фотографии о занятиях спортом, спортивных достижениях. Родители и дети сочиняют подписи к снимкам.
Составление альбомов о спортивных достижениях семьи - форма коллективной работы всех участников педагогического процесса.
На первом этапе воспитатель проводит с детьми беседу о спортивных увлечениях в семье и предлагает родителям и детям составить альбомы «Наша спортивная семья». Так же может дать задание – отобрать фотографии, на которых дети с родителями занимаются спортом или делают зарядку, и составить по ним небольшой рассказ или смонтировать фильм, сделать презентацию. Детям предлагается прокомментировать фотографии, рассказать о спортивных увлечениях и достижениях своих близких. Организовать конкурс семейных талантов при составлении семейных альбомов о спортивных увлечениях, о досугах и т.д.
Решающее значение в повышении интереса у детей к физической культуре, занятия спортом имеет личный пример людей, которое профессионально этим занимаются и добиваются значительных успехов в этой области. Встреча с такими людьми, живое общение с ними дает возможность понять, что спортсменом или, по крайней мере, физически развитым может стать каждый человек, стоит лишь приложить старание и упорство.
Например, приглашаем на встречу воспитателя группы, которая расскажет о своих спортивных увлечениях (катание на коньках, лыжах, велосипеде) и спортивных достижениях. Данная встреча позволяет по-другому взглянуть на воспитателя. Дети узнают, чем она занимается в свободное время, как проводит свой досуг.
Или медсестру, которая расскажет о правильном питании, о значении витамином для детского и взрослого организма, о пользе зарядки или о вредных привычках.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей. И в заключении можно сказать, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогут: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.

Рекомендуем посмотреть:

Тематическая встреча с родителями в детском саду «Азбука нравственности» Конспект родительского собрания во 2 классе Работа с родителями в ДОУ. Круглый стол Конспект игрового занятия в детско-родительском клубе. Средняя группа

Похожие статьи:

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста

Развитие речи малыша. Консультация для родителей детей 2-3 лет
Опубликовано: 691 день назад (19 января 2015)
Просмотров: 7923
+18
Голосов: 18
Ольга Анатольевна Максимцева # 19 января 2015 в 17:17 +3
Наталья Николаевна, здравствуйте! Познакомилась с Вашим опытом работы по формированию здорового образа жизни в ДОУ с родителями. Вы делаете большую работу. Согласна с Вами, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. И одна из задач детского сада - донести до родителей важность этого. Ваша статья поможет родителям познакомиться с формами работы по формированию ЗОЖ в детском саду, по-крайней мере, они могут узнать, как это может быть, поможет воспитателям написать какую-либо информацию для консультаций и педчасов. +1
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 19 января 2015 в 18:01 +3
Наталья Николаевна, благодарю вас за приглашение!
Совместная работа воспитателя и родителей по формированию ЗОЖ будет наиболее эффективна, если использовать разные формы и методы взаимодействий, а также современные технические новшества, именно в таком направлении вы и работаете. Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, жителей стран ближнего зарубежья, а для всех жителей планеты. Для ребенка быть здоровым, значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды.
Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом, поэтому ваш опыт работы достоин внимания, а также это пример для подражания!
Здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой!
ТАК ДЕРЖАТЬ, ГОЛОСУЮ ЗА МАТЕРИАЛ!
С уважением, Т.Н.
Наталья Николаевна Сегенюк # 19 января 2015 в 18:31 +3
Татьяна Николаевна, спасибо большое за комментарий!!! smile
Наталья Ивановна Архипова # 23 января 2015 в 09:34 +3
Спасибо, Наталья Николаевна за приглашение! С большим интересом прочитала Ваш опыт работы. Нахожу консультацию полезной для себя, предложены разнообразные методы работы с семьей. Обязательно возьму их на заметку! Судя по мероприятиям, которые Вы описываете, работа в этом направлении ведется всем коллективом. Желаю и дальнейшей плодотворной работы Вам! Мой голос +1
Вера Александровна Орехова # 23 января 2015 в 21:43 +3
Наталья Николаевна, Вы предложили, несомненно очень важный и полезный материал. С родителями просто необходимо проводить консультации, беседы на тему по формированию здорового образа жизни. Публикация заслуживает внимания, думаю многие педагоги возьмут на заметку и воспользуются информацией. Спасибо за приглашение, спасибо что делитесь своим опытом.
Примите мой голос +1. Желаю удачи!!!
Светлана Евгеньевна Шихалева # 25 января 2015 в 17:51 +3
С огромным интересом познакомилась с вашим опытом работы.«Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут» Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.Желаю вам творческих успехов.Ставлю Вам голос.
Сидорова Зоя Григорьевна # 7 февраля 2015 в 22:25 +2
Наталья Николаевна, Вы правы, только совместно с родителями возможно добиться положительных результатов в воспитании ЗОЖ.Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединив усилия педагога и родителей очень важно для воспитания и развития детей. Судя по Вашей публикации Вам удалось создать атмосферу общности интересов, вовлечь родителей в педагогическую деятельность, активизировать взаимодействие. Действительно, мы не всегда рассказываем в той или иной форме о большой работе, которую проводим с детьми. Родители часто бывают не в курсе дел, мероприятий, проводимых в детском саду. Советы консультации будут полезны не только родителям, но и педагогам. Спасибо за то, что поделились с нами богатым опытом. Материал нужный, богатый, конечно, пригодится. Удачи Вам! Голос.
Зоя.
Ольга Ивановна Марченко # 16 февраля 2015 в 06:54 +3
Наталья Николаевна, спасибо за прекрасный, значимый опыт работы по формированию ЗОЖ с родителями. Примите мой голос!
Лариса Васильевна Калугина # 14 апреля 2015 в 19:58 +2
Замечательный материал, еще раз подтверждающий, что все идет из семьи. Даже уже и важно какой сферы касается: физкультурно-оздоровительной, патриотической, художественно-эстетической...Я классный руководитель в 6 классе, уже в 5-ом объясняла некоторым мамочкам, что это их дети и надо интересоваться своими девочками, ходить на собрания, поддерживать и т.д., что и говорить, эту работу надо проводить еще в яслях. От меня голос!!!
Оксана Владимировна Столь # 17 апреля 2015 в 04:26 +3
Спасибо, Наталья Николаевна, за интересный и нужный материал!
Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в образе жизни!Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.Нужно уметь найти контакт с родителями, сделать их своими союзниками в нашей совместной работе!Голосую!!!
Любовь Владимировна Лычангина # 11 мая 2015 в 14:58 +2
Спасибо, Наталья Николаевна, за полезную информацию. Этот материал пригодится в работе и мне. Тема очень актуальная, ведь забота о здоровье - важнейший труд! Желаю Вам удачи. Л.В.
Игорь Владимирович Грушевский # 3 июня 2015 в 23:25 +2
Здравствуйте, Наталья Николаевна! Интересная работа! Голос!
Олеся Анатольевна Маник # 2 сентября 2015 в 09:10 +2
Очень хорошая консультация. Злободневная тема в наше время. Надеюсь родителям тоже понравилось. Голос ваш.
Людмила Федоровна Эргарт # 12 сентября 2015 в 15:49 +2
голос
Любовь Зайцева # 24 октября 2015 в 10:19 +1
Наталья Николаевна! Спасибо! Прочла комментарии коллег к Вашей замечательной работе. Подписываюсь под их словами.Действительно: " здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой!" Удачи Вам! Голос №15.
Марина Викторовна Киселева # 18 февраля 2016 в 20:38 0
Наталья Николаевна!
Здоровье детей всегда было и будет главной задачей в ДОУ, школе!
Без родителей решить эту задачу нельзя!
Успехов Вам!
Светлана Викторовна Иванова # 3 апреля 2016 в 20:44 0
Было бы здоровье,остальное приложится. Самое главное что мы должны беречь это здоровье детей. Вместе с родителями воспитываем подрастающее поколение на своем примере,ведения здорового образа жизни. Вы подобрали очень интересный материал для работы с родителями. Комфортная обстановка дома,в детском саду способствует духовному спокойствию. Тема актуальная в наше непростое время. Спасибо,голос!
Наталья Валентиновна Мелихова # 14 июля 2016 в 15:47 0
Добрый день, Наталья Николаевна! Признательна, что делитесь опытом по формированию здорового образа жизни при работе с родителями в детском саду с коллегами-единомышленниками. Для повышения педагогической грамотности родителей в достижении поставленных задач по данному направлению используете разнообразные формы, приёмы и методы, организуете совместную деятельность членов семьи и воспитанников на базе ДОУ. Творческих Вам находок! Примите голос.
Любовь Алесандровна Бурнашева # 2 ноября 2016 в 02:19 0
Заметно, что в этом направлении у Вас ведется огромная работа! Дальнейших вам успехов, молодцы!