Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект обобщающего урока по русскому языку, 5 класс

Обобщающий урок в 5 классе по теме: «Глагол, он действовать привык. А действие стремится к результату»
Автор: Тер-Саргсян Наталья Олеговна, учитель русского языка и литературы
Место работы: ФГКОУ СОШ №11 при МО РФ


Цели урока:
• Определить роль глагола в системе самостоятельных частей речи; закрепить умение отличать глаголы от других частей речи.
• Повторить морфологические признаки глагола; повторить правописание О в инфинитиве и личных окончаниях глаголов.
• Поддержать интерес к урокам русского языка.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок по теме «Глагол он действовать привык. А действие стремится к результату» ( слайд1). Пройдет он в форме урока – путешествия в страну Глаголию( слайд2),где вы проверите свои знания, умения, навыки по данной теме. У нас гости. Давайте поприветствуем их и настроимся на работу. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом стихотворение, а расскажет нам про эту страну Проневич Максим.
II. Рассказ ученика( слайд3).
– Я вижу, что вы многое знаете о глаголе. А вот насколько хорошо вы знаете эту часть речи? Чтобы вы смогли проверить свои знания, я приготовила вам задания. Проверим себя? В итоге урока мы заполним таблицу – паспорт глагола, которая поможет вам в учебе.
III. Станция «Теоретическая»(слайд4).
Мы подъезжаем к станции «Теоретической». Чтобы проехать эту станцию необходимо ответить на вопросы.
Цветок – ромашка (5 лепесточков)
(ученики выходят, срывают лепестки, на которых написаны вопросы и отвечают):
- глагол – часть речи,
- виды глагола,
- спряжение глагола,
- время глагола,
- неопределенная форма глагола(слайд5).

1. Грамматический признак
У – Посмотрите на предложения, узнаете ли вы глагол? Запишите предложения, найдите в них слово, которое является глаголом (слайд6).
Снежное покрывало покрывало поле.
Со стекла стекла вода.
У – Объясните, по какому признаку выбирали глаголы?
О – Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.
У – Вы назвали первые признаки глагола, теперь мы можем начать заполнять паспорт. Запишите на какие вопрос отвечает глагол, что он обозначает как часть речи. Приведите примеры.
IV. Станция «Разбиралочка»(слайд7)
Синтаксический разбор предложения.
Ребята остановились у обрывистого берега, положили свои рюкзаки, набрали сухих веток и разожгли костер.
V. Следующая станция «А ну-ка найди»( слайды8-9).
Задание по применению теоретических знаний на практике.
Летом мы гостили у бабушки в деревне. Ходили в лес и собирали грибы и ягоды. Когда была хорошая погода, мы купались в реке. Вечером собирались в саду и рассказывали интересные истории. Мы хорошо отдохнули.
Сейчас мы сидим в классе. Идёт урок. Денис читает свой рассказ, и мы его внимательно слушаем.
После школы мы пойдём на стадион. Там соберётся вся наша команда. Вечером, когда вернётся с работы папа, мы будем играть с ним в шахматы.
Объяснить написание слов с пропущенными орфограммами.
VI. Станция «Орфографическая»(слайд10).
1)Не с глаголами.
Запишите глаголы, присоединяя не в два столбика:
1) пишутся раздельно с не;
2) пишутся слитно с не.
(Не)бывает, (не)домогать,(не)признается,(не)долюбливать, (не)взлюбил, (не)хочу, (не) обидел, (не) годовал, не (доумевал), (не) был, (не) мог, (не) навидел, (не) достал, (не) хватило, (не) здоровилось.
2)Мягкий знак после шипящих на конце глаголов (слайд11).
- Глаголы с частицей НЕ мы очень часто встречаем в метких, кратких изречениях, заключающие в себе народную мудрость. Как по-другому мы называем такие изречения?
О – Пословицы.
У – Давайте вспомним пословицы, в которых глагол употреблялся бы с частицей НЕ:
Кашу маслом не испортишь.
Не смажешь колеса – быстро не поедешь.
Не помучишься – не научишься.
У - Давайте запишем несколько пословиц. Каким правилом пользовались при написании?
О - Глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются.
3)Определите, нужен ли мягкий знак после шипящих? (12-13)

Пахуч лечь дремуч
беречься плач гараж
ночь жгуч грач
хочешь много задач учишь
колюч меч могуч
стричь мимо дач стучишь
горяч дочь с плеч

4)Е или И?
Игра «Кто быстрее?»(слайд14).
Зап_реть, зап_рать, соб_раю, зам_рли, раст_реть, нат_рать, соб_рать, перест_лает, расст_лается, оп_рается, бл_стит, бл_стает, заст_лит, заст_лаешь, выж_гать, приб_рать.
5)Продолжите пословицу, объяснить написание –ться, тся в глаголах(слайд15).
2. Найдите конец пословиц. Запишите правильно.
1). Кто умеет веселиться, (…4)
2). Не надо хвалиться, (2…)
3). Кто любит трудиться, (…3)
4). Кто хочет от жизни толку добиться, (…1)

1) тот должен много трудиться. 2) коли не знаешь, как рожь родится. 3) тому без дела не сидится. 4) того горе боится.

Объясните написание глаголов не знаешь, не сидится.
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
-Имеют окончания: - ти, - ть
и оканчиваются на - чь
- Кто попробует сделать вывод ?
(суффикс….)
Существует две школы – мы придерживаемся Московской школы…

Начальная форма глагола

Неопределённая форма глагола
Инфинитив
Какое из этих названий вам незнакомо?
Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой? ( не указывают на время и число).

Игра «Будь внимателен!» (Коллективно) (Слайд 16)
Зарубить на носу; - запомнить
Клевать носом; - дремать
Пропустить мимо ушей; - прослушать
Вставлять палки в колёса; - мешать
Делать из мухи слона; - преувеличивать
Обвести вокруг пальца; - обмануть
Держать язык за зубами. - молчать

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.
VII. ОСТАНОВКА «ФИЗКУЛЬТМИНУТКА»( слайд17).
- Определите вид глагола.
-Совершенный вид- поднимаем правую руку.
-Несовершенный вид- левую.
ВЫЧЕРТИТЬ, ВСПАХАТЬ, СООРУЖАТЬ, УДВАИВАТЬ, ВЫ ЧЕРЧИВАТЬ, ВСПАХИВАТЬ, ОБЪЕДИНИТЬ, ДОСТИГАТЬ, ОБЪЕДИНЯТЬ, ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ, ДОСТИГНУТЬ,ИЛЛЮСТРИРОВАТЬ, УДВОИТЬ, СООРУДИТЬ.
VIII. ОСТАНОВКА « ВРЕМЕННАЯ» (слайд18).
Чтение стихотворения учениками.
Прошедшее время –
То, что прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».
Настоящее время
Приходит теперь:
«Мы пишем имя»,
«Бегает зверь».
Будущее время
Еще не пришло:
«После уроков
Пойдем мы в кино».

– Выпишите и распределите глаголы в три колонки: в первую – наст. вр.; во вторую – буд. вр.; в третью – прошедшего вр., определите лицо, число, род. (слайд )
Ребята выполняют работу под музыку П.И. Чайковского «Подснежник» (Слайд19).
Любимым временем года П.И.Чайковского была весна – апрель. Он отправился в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. Тают на солнышке длинные сосульки. С пригорка зажурчал говорливый ручей. Скоро зазеленеют гибкие веточки берез и потянут к солнцу нежные листочки . Слышна чудесная трель птиц. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в чистой лазури. Весело поглядывают по сторонам первые цветы. Выглянул и голубенький подснежник, нежный глазок, которого согревает душу лаской и любовью.
– Какое чувство произвел на вас текст и музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского?
– Дети, жизнь наша будет прекраснее, если мы будем любить, беречь и сохранять эту земную красоту.
– Давайте проверим, что у нас получилось. (Слайд 20)
Настоящее время Будущее время Прошедшее время
обливает (3л. Ед. ч.)
согревают (3л. Мн. ч.)
тают (3л. мн. ч.)
взлетают (3л. Мн. ч.)
поют (3л. Мн. ч.)
поглядывают (3л. Мн. ч.)
зазеленеют (3л. Мн. ч.)
потянут (3л. Мн. ч.)
была (ж.р. Ед. ч.)
отправился(м.р. Ед. ч.)
зажурчал (м.р. Ед. ч.)
выглянул (м.р. Ед. ч.)
IX. ОСТАНОВКА « СПРЯЖЕНИЕ»(кроссворд на доске).

(ЗАПИСАТЬ ГЛАГОЛЫ В НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ В КРОССВОРДЕ В ТЕТРАДЯХ)(по вертикале получится ключевое слово "СПРЯЖЕНИЕ"
1)прошу, 2) терплю, 3) соберу, 4) пойму, 5) бегу, 6) тру, 7) подниму, 8) ловлю, 9) берегу.

- Как же изменяются глаголы?
- Правильно, они спрягаются. Что называется спряжением? Вспомните правило.
X. ОСТАНОВКА « УГАДАЙ-КА»( слайд21).
Вариант1- выпишите глаголы I спряжения, вариант2- глаголы II спряжения.
ГОВОРИТ, ВЬЮТСЯ, НЫРНЁТЕ, КРИЧИТ, ШЬЁМ, ЗВЕНЯТ, ШЕВЕЛЬНЁТ, ЗОВУТ,ГРЫЗЁТ, ЛЕТИШЬ, ГЛАСЯТ, ШЕВЕЛИТ, РАСТЁШЬ, СТРЕМИШЬСЯ, ПОЛЬЁТ, РАЗГЛЯДИШЬ, НАЧНУТ, БЛЕСТЯТ.
XI.ОСТАНОВКА «КОНЕЧНАЯ»( слайд22).
- Что мы вспомнили о глаголе? (Детям предлагаются 6 табличек с незаконченными предложениями. Они заканчивают предложения).
1) Глагол – это…
2) В предложении…
3) Имеет 2…
4) Изменяется по …
5) Глаголы прошедшего времени единственного числа изменяются…
6) Частица не придает глаголу …

– Какова роль глагола в нашей речи? (Они украшают нашу речь, делают ее более яркой и выразительной.)
Учитель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мне думается, вы сегодня эффективно поработали, и, конечно, мы будем продолжать дальше наши путешествия, потому что с малого открытия начинается большое.

Глагол – это серьезная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
Нам с вами в жизни только лишь успех.

Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание.
Слайды можно посмотреть здесь

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: Глагол
Опубликовано: 3533 дня назад (27 июля 2014)
Просмотров: 16797
+9
Голосов: 9
Любовь Сергеевна Резанова # 27 июля 2014 в 21:43 +3
Наталья Олеговна, очень интересный конспект обобщающего урока по теме "Глагол"! Вами выбрана интересная форма проведения учебного занятия - урок - путешествие. Дети любят нетрадиционные уроки и всегда с удовольствием работают, и это приносит положительный результат. В ходе путешествия вы обобщаете знания учащихся о глаголе, его морфологических признаках и синтаксической роли, совершенствуете умения и навыки детей, развиваете речь, формируете интерес к изучению языка, способствуете сплочению детского коллектива. В ходе урока происходит своевременная смена деятельности детей, что позволяет сохранить их интерес и достичь поставленных целей. Ваша разработка полезна для коллег и заслуживает высокой оценки! С Вашего позволения беру в свою педкопилку. Творческих Вам успехов! Мой голос!
Наталья Олеговна Тер-Саргсян # 27 июля 2014 в 22:17 +1
Спасибо за Вашу оценку, Любовь Сергеевна! К данному уроку у меня есть презентация, но только как ее разместить? Если Вы встречались с подобным вопросом, проконсультируйте, пожалуйста!
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 27 июля 2014 в 23:17 +3
Доброго времени суток, Наталья Олеговна! Спасибо за приглашение, путешествовала вместе с вами. Предложенная вами форма обобщения и систематизации знаний учащихся в большинстве случаев даёт положительный результат. Использование ИКТ на уроке облегчает работу учителя и даёт возможность выполнить с учащимися максимальное количество заданий, проверить их знания по данной теме. Вы с творческим подходом отнеслись ко всем этапам урока, обыгрывая их станциями : "Конечная" - итог урока и т.д. Чтобы я вам пожелала для следующей публикации, так это обратить внимание на цели урока, их формулировку, поэтому приглашаю познакомиться с рекомендациями Портала ПЕДКОПИЛКА - https://ped-kopilka.ru/blogs/jbanov-aleksandr/celi-i-zadachi-uroka.html
Поздравляю с первой публикацией на Портале, желаю вам дальнейшего творческого полёта. Примите мой голос!
С уважением, Т.Н.
Ирина Вячеславовна Некрасова # 27 июля 2014 в 23:18 +1
Наталья Олеговна, спасибо за приглашение! И вначале я хочу поздравить с открытием своего блога и первой в нем публикацией! Ваш конспект построен в виде путешествия, что очень любят ребята, и этим они с удовольствием погружаются с ход урока. С удовольствием возьму ваш конспект себе в закладки, так как моему сыну в этом году предстоит 5 класс, будет возможность и ему преподать урок о глаголах. Наталья Олеговна, если еще есть время на редактирование, то можно было бы добавить, после объявления вас, как автора вашей работы, описание кому будет она интересна. И еще цели указываются в форме существительного. Так ваш отличный конспект будет оформлен по всем требуемым правилам. Примите мой голос +1. И пожелания дальнейших творческих успехов!С удовольствием жду и других ваших работ!
С уважением. Ирина
Светлана Викторовна # 28 июля 2014 в 00:10 0
Здравствуйте, Наталья Олеговна
Замечания по оформлению материала:
Зачем Вы выделили жирным шрифтом
VIII. ОСТАНОВКА « ВРЕМЕННАЯ» (слайд18).
и т.д.
Жирным шрифтом выделяют только заголовки.
А где слайды 11-16?
Почему слова слайд и его номер записаны слитно?
Где вообще Ваши слайды?
Цитата из правил
8. Что делать, если ваш урок или мероприятие содержит Презентацию? Презентацию на сайте разместить нельзя.
Первый вариант. Вместо слайдов, которые указаны в тексте вашего конспекта или сценария, вы размещаете фото и картинки, которые содержит ваша презентация (все фото и картинки должны быть в формате jpg. gif. png).
Второй вариант. Там где есть ссылка на слайды, пишите текст. Например, такой: На экран проецируется портрет А. С. Пушкина или На экран проецируется фото зимнего леса и т. д.
Вы ни один из этих вариантов здесь не использовали. Почему?

Вы пишите "Кроссворд", а где Ваш кроссворд?

В тексте у Вас есть и табличная форма записи, но где это видно в Вашем чистовом варианте?

Вы подумали о педагогах, которым адресован Ваш материал?
Как Вы думаете он им будет полезен?

О том, как правильно оформить материал можно прочитать здесь https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
С уважением, Администратор сайта
Сидорова Зоя Григорьевна # 28 июля 2014 в 20:43 +1
Наталья Олеговна! Чудесный урок! Если бы все учителя так, или хотя бы наполовину так проводили уроки по русскому языку, то люди у нас были бы очень грамотными. Конечно, детям интересно путешествовать в сказочную страну! Сказка всегда, на мой взгляд, должна присутствовать рядом с детьми, воодушевляя их добротой, надеждой на лучшее. Мне кажется, педагоги - это и есть сказочники, которые заряжают детей этой надеждой и постепенно вводят малышей в мир действительности взрослых. В виде игры, конкурсов дети узнали много нового на уроке: делали синтаксический разбор предложения, закрепляли правила, объясняя орфограммы, читали стихи и т.д.
Спасибо, что пригласили на такой замечательный и интересный урок!
Зоя.
Наталья Олеговна Тер-Саргсян # 28 июля 2014 в 22:44 0
Уважаемые коллеги, спасибо за ВАШУ поддержку! Каждый отзыв очень важен для меня!
Надежда Владимировна Рябиченко # 29 июля 2014 в 08:17 +1
Наталья Олеговна, увидела Вашу презентацию к уроку и подумала: А где же пояснения к слайдам? Не все было понятно, какое задание выполняют дети. А зайдя в Ваш блог, увидела конспект к уроку. Урок Вы провели в форме путешествия в страну Глаголию. В ходе путешествия Вы обобщили знания по теме, урок насыщенный, много разнообразных заданий Вы даете детям для достижения поставленных целей, используя при этом ИКТ. Это Ваша первая публикация, с которой я Вас поздравляю. Думаю, что в следующей своей публикации, где есть презентация, Вы сразу же сможете вставить фото слайдов в разработку, чтобы все было понятно и в презентации, и в конспекте урока. Спасибо! Примите мой голос за интересную разработку.
Лариса Вячеславовна Сафина # 30 июля 2014 в 09:08 +1
Замечательный урок! Думаю, все дети с удовольствием занимаются на таких необычных уроках. Ваш урок-путешествие очень увлекательный, насыщенный интересным материалом, динамичный. Отдельное вам "спасибо" за использование музыки П.И. Чайковского на уроке. Сделано это настолько бережно, что я, как музыкант, не могла это не отметить... Думаю, дети поставили бы Вам "5"!