Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие интеллекта у старших дошкольников через дидактические игры

Формирование интеллекта у старших дошкольников посредством настольно-печатными дидактическими играми
Аннотация: Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Дидактические игры характеризуются инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий интеллектуальных умений и навыков на новое содержание.
Ключевые слова: дидактические игры, игра, умственные способности, старший дошкольный возраст.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем жизненный опыт ребенка обогащается. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра. Учиться, играя! Эта идея увлекла многих педагогов и воспитателей. Практически решить эту проблему сумел наш современник Ш.А.Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания.
Для формирования интеллектуальных умений и навыков, обучение через игру и созданы дидактические игры. Главная особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учаться культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий и организационных отношений.
Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие дошкольника, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Дидактические игры направлены на развитие восприятия формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. Для развития внимания необходимы игры, которые формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.
Ребенок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель – запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства для выполнения этой цели. Для этого ему необходимы средства облегчающие процесс запоминания. К концу дошкольного возраста у детей старшего дошкольного возраста начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируется умения рассуждать, делать. У детей, особенно старшего дошкольного возраста, начинает формироваться словесное мышление, и его надо развивать. Это психологически оправданно, так как наибольший эффект дает обучение, опирающиеся на свойства ребенка, которые находятся в стадии созревании.
Научить ребенка думать, приучать его к умственному труду – нелегкая задача стоящая перед педагогом. Педагогу необходимо помнить, что умственный труд очень тяжел. К.Д.Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно».
Большое значение в развитии умственных способностей детей в процессе игр придавала итальянский педагог Д.А.Калоцца. Она писала: «Суждения и умозаключения, выполняемые ребенком при правильно избранной и правильно руководимой игре, именно потому имеют чрезвычайно большое воспитательное значение, что они вытекают – это надо постоянно повторять – из его собственного опыта. Во время игры ребенок деятелен во всех отношениях – в поступках, как и суждениях, и умозаключениях о том, что он делает, и его мысли имеют источником именно его собственную, свободную деятельность».
В дошкольной педагогике сложилось традиционное де¬ление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: рас¬ширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобще¬ние, классификация), совершенствовать речь (умения на¬зывать предметы, действия с ними, их качества, назначе¬ние; описывать предметы, составлять и отгадывать загад¬ки о них; правильно произносить звуки речи), воспиты¬вать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образователь¬ные задачи, конкретное содержание.
Также ди¬дактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятель¬ной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной дея¬тельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифи¬цировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение про¬граммного материала.
Таким образом, настольно-печатные дидактические игры, должны быть рассмотрены не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовать общему, интеллектуальному развитию ребенка дошкольника.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет Дидактические игры (словесные) для детей 5-6 лет Дидактическая игра для развития речи детей дошкольного возраста Дидактические игры как средство всестороннего развития дошкольников

Похожие статьи:

Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет

Дидактическая игра «Найди пару» для детей 3-4 лет

Дидактическая игра «Цветочки» для детей 5-6-7 лет

Дидактическая игра для развития мелкой моторики детей 3 – 7 лет

Дидактическая игра для дошкольников. Формирование представлений о времени

Музыкально-игровая программа для детей второй младшей группы
Опубликовано: 2922 дня назад (25 апреля 2016)
Просмотров: 2725
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!