Конкурсы для педагогов и детей

Конспект коррекционного занятия по развитию речи для 4 класса

Коррекционное занятие по развитию речи по теме: Сочиняем загадки
Цели:. познакомить учащихся с приемами конструирования загадки;
развивать мыслительные процессы (анализа, синтеза, обобщения); ассоциативное мышление, воображение, внимание
формировать организованность и самостоятельность.
Оборудование: чайник,  набор для игры «Ассоциации» , иллюстрации с  отгадками
Продолжительность занятия: 20-25  минут.
План занятия:
I.Орг.момент - 1 минута.
II.Разминка (гимнастика для пальчиков, кинезиологические  упражнения)  2-3 минуты.
III.Работа по теме – 16 минут.
IV.Итог занятия – 1 минуты.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
-Послушайте внимательно и скажите, о  чем речь?
*Загадал - смекалкой поделился,
Отгадал - себе подивился! (Загадка)
* Год за годом
Мысль народа
В ней копилась,
С рифмой роднилась,
И детям, и взрослым
Пригодилась! (Загадка)
II.Разминка
Гимнастика для пальчиков
а)Сейчас снова загадка, только покажу я ее на пальцах моих рук. А вы попробуйте сначала повторить за мной , а потом отгадать ,что мы изобразили?
(Рисунок1)

б)(ухо – нос». «кулак – ребро – ладонь»,
III. Работа по темой занятия.
1.Работа  с загадками,
а) Отгадывание загадок.
-Любите ли вы загадки?
-Умеете ли их отгадывать?
-Попробуйте отгадать загадки.
(По мере отгадывания учитель крепит на доске иллюстра¬ции.)
-На улице зима, а мы с вами вернемся в прекрасное время года - лето
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок - и нет цветка.
                        (Одуванчик.)
Стоят в поле сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички.
                (Ромашки.)
На кустах в саду растет,
Запах сладкий, словно мед,
Но нередко льются слезы
Тех, кто рвет руками...
                            (Розы.)
Эй, звоночки синий цвет,
С язычком, а звону нет.
                      (Колокольчик.)
- Легко ли было вам найти ответы на загадки?
-Как вы определили, что речь идет именно об этих цветах? (вы представили похожие предметы )
(по внешнему сходству, по месту нахождения и т.д  )
-Отгадайте еще одну загадку.
Из пшеницы, из овса
Смотрят синие глаза.
(Васильки.)
-Почему вы решили, что это васильки?
-В чем секрет загадки?
(Сам предмет,  который загадывается,  не называется,
го¬ворится о похожем предмете, у которого обязательно есть признаки первого.
Действительно, васильки похожи на синие глаза, отмечается и второй признак васильков -  место, где они обычно растут.)
2.Игра «Словом – на слово»
Я произношу слово, а вы на каждое услышанное слово, должны записать первую ассоциацию, которая возникает в памяти.
Ассоциация - это связь, между отдельными предметами или явлениями.
салют, шум, цирк, озеро
-Почему  вы называете разные слова, характеризуя одни и те же предметы?
(каждый представляет данный предмет по разному)
Игра «Ассоциации»
Каждый ученик получает по одной круглой карточке, подобрать по 4 ассоциации. Объяснить свой выбор.
-Можно подобрать другие картинки?( у каждого свое представление о предмете)
3. Коллективное конструирование (составление) загадки:
-А сейчас давайте попробуем сами составить загадку
-Посмотрите на этот предмет.
(Учитель показывает изображение чайника.)
-Что это? Внимательно рассмотрите чайник
Все ваши ответы я попытаюсь записать на доску
-На что он похож?- Что или кого напоминает?
(Похож на паровоз,  на слона, напоминает слона в берете,  пузатого слона.)
-Назовите внешние признаки чайника. (Круглый, с носиком, есть ручка, крышка )
-Для чего нужен чайник? (Воду кипятить, чаем поить и т. д.)
-Что в чайнике? (Вода кипит, пар скулит, водица бурлит и т. д.)
-Где обычно находится чайник? (На столе стоит, на огне, на плите сидит и т. д.)
(Ответы детей на каждый из вопросов учитель записывает столбиком на доске.)
-А теперь попробуем составить загадку о чайнике и назовем его «слон в берете».
                                      Слон в берете
(где находится?)   на огне сидит,
(что делает?)        воду кипятит
(для чего нужен?)  чаем нас поит
Повторите , что у нас получилось
                  Слон в берете
                   на столе стоит,
                   чаем нас поит.
-Попробуйте в другом порядке использовать записи с доски
(Ответы детей)
На плите пузатый слон
Хочет сделать нам поклон.
В нем бурлит водица.
Как бы нам напиться?
4. Самостоятельное составление загадки:
(Учитель крепит список предметов на доске.)
( н-р: бабочка, подъемный кран, гриб, фонарь, цыпленок) Возможно дети захотят составить загадку о любом другом предмете.
Рассмотрите список предметов, выберете, о чем вам захочется составить загадку.
Пользуясь памяткой, попробуйте составить свою загадку
              На что он похож? Что или кого напоминает?
              Внешние признаки
              Для чего нужен
              Где обычно находится
Анализ детских загадок.
IV.Итог занятия.
-Чему вы учились?
-Чья загадка понравилась?

б)(ухо – нос». «кулак – ребро – ладонь»,
III. Работа по темой занятия.
1.Работа  с загадками,
а) Отгадывание загадок.
-Любите ли вы загадки?
-Умеете ли их отгадывать?
-Попробуйте отгадать загадки.
(По мере отгадывания учитель крепит на доске иллюстрации.)
-На улице зима, а мы с вами вернемся в прекрасное время года - лето
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок - и нет цветка.
                        (Одуванчик.)
Стоят в поле сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички.
                (Ромашки.)
На кустах в саду растет,
Запах сладкий, словно мед,
Но нередко льются слезы
Тех, кто рвет руками...
                            (Розы.)
Эй, звоночки синий цвет,
С язычком, а звону нет.
                      (Колокольчик.)
- Легко ли было вам найти ответы на загадки?
-Как вы определили, что речь идет именно об этих цветах? (вы представили похожие предметы )
(по внешнему сходству, по месту нахождения и т.д  )
-Отгадайте еще одну загадку.
Из пшеницы, из овса
Смотрят синие глаза.
(Васильки.)
-Почему вы решили, что это васильки?
-В чем секрет загадки?
(Сам предмет,  который загадывается,  не называется,
го¬ворится о похожем предмете, у которого обязательно есть признаки первого.
Действительно, васильки похожи на синие глаза, отмечается и второй признак васильков -  место, где они обычно растут.)
2.Игра «Словом – на слово»
Я произношу слово, а вы на каждое услышанное слово, должны записать первую ассоциацию, которая возникает в памяти.
Ассоциация - это связь, между отдельными предметами или явлениями.
салют, шум, цирк, озеро
-Почему  вы называете разные слова, характеризуя одни и те же предметы?
(каждый представляет данный предмет по разному)
Игра «Ассоциации»
Каждый ученик получает по одной круглой карточке, подобрать по 4 ассоциации. Объяснить свой выбор.
-Можно подобрать другие картинки?( у каждого свое представление о предмете)
3. Коллективное конструирование (составление) загадки:
-А сейчас давайте попробуем сами составить загадку
-Посмотрите на этот предмет.
(Учитель показывает изображение чайника.)
-Что это? Внимательно рассмотрите чайник
Все ваши ответы я попытаюсь записать на доску
-На что он похож?- Что или кого напоминает?
(Похож на паровоз,  на слона, напоминает слона в берете,  пузатого слона.)
-Назовите внешние признаки чайника. (Круглый, с носиком, есть ручка, крышка )
-Для чего нужен чайник? (Воду кипятить, чаем поить и т. д.)
-Что в чайнике? (Вода кипит, пар скулит, водица бурлит и т. д.)
-Где обычно находится чайник? (На столе стоит, на огне, на плите сидит и т. д.)
(Ответы детей на каждый из вопросов учитель записывает столбиком на доске.)
-А теперь попробуем составить загадку о чайнике и назовем его «слон в берете».
                                      Слон в берете
(где находится?)   на огне сидит,
(что делает?)        воду кипятит
(для чего нужен?)  чаем нас поит
Повторите , что у нас получилось
                  Слон в берете
                   на столе стоит,
                   чаем нас поит.
-Попробуйте в другом порядке использовать записи с доски
(Ответы детей)
На плите пузатый слон
Хочет сделать нам поклон.
В нем бурлит водица.
Как бы нам напиться?
4. Самостоятельное составление загадки:
(Учитель крепит список предметов на доске.)
( н-р: бабочка, подъемный кран, гриб, фонарь, цыпленок) Возможно дети захотят составить загадку о любом другом предмете.
Рассмотрите список предметов, выберете, о чем вам захочется составить загадку.
Пользуясь памяткой, попробуйте составить свою загадку
              На что он похож? Что или кого напоминает?
              Внешние признаки
              Для чего нужен
              Где обычно находится
Анализ детских загадок.
IV.Итог занятия.
-Чему вы учились?
-Чья загадка понравилась?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционно-развивающего факультативного занятия в 6 классе «Одуванчик - солнечный цветок Занятие в начальных классах коррекционной школы на тему: Дом, квартира Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья Конспект для детей с ОВЗ по предмету «История и культура родного края»

Похожие статьи:

Аппликация из цветной бумаги по теме: Весенняя навигация

Тесты по чтению для 3 класса коррекционной школы с ответами

Сценарий внеклассного мероприятия в 3-4 классах. Дорогою добра

Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида

Конспект урока математики в 6 классе С(К)ОУ VIII вида

Опубликовано: 1044 дня назад (31 января 2014)
Просмотров: 2580
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!