Конкурсы для педагогов и детей

Классный час для 7-9 класса на тему: «Златоустовская гравюра»

Конспект классного часа для учащихся 7 - 9 классов по теме «Златоустовская гравюра»
Автор: Катаева Наталья Сергеевна, учитель биологии МАОУ СОШ № 9 г. Златоуст Челябинской области
Описание материала: Предлагаю вам конспект классного часа для учащихся 7 -9 классов по теме «Златоустовская гравюра». Данный материал будет полезен для классных руководителей, учителей изобразительного искусства. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к произведениям искусства, к народным промыслам, к творчеству П.Бажова.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Цель: продолжить формирование представлений о произведениях искусства, о художественных промыслах.
Задачи: сформировать представление о многообразии мира искусств; развивать творческое мышление, расширять кругозор; воспитывать любовь к произведениям искусства, способствовать формированию чувства гордости и любви к родному городу.
Демонстрационный материал: книги Бажова, книги о златоустовской гравюре.
Методические приёмы: беседа-диалог, просмотр презентаций и беседа по ним, подведение итогов.
Ход мероприятия «Златоустовская гравюра»
1 ведущий:
Город Златоуст славится своим уникальным производством: гравюрой на стали.


16 декабря 1815 года открылась первая российская государственная фабрика - предприятие по производству строевого и наградного холодного оружия. Решение о создании принял кабинет министров Российской империи и утвердил император Александр I. Для налаживания производства было приглашено более ста специалистов из известных оружейных центров Европы, в том числе из Золингена и Клингенталя. Они получали достаточно высокое жалованье и пользовались многочисленными льготами.
Немецкие мастера принесли в Златоуст лучшие традиции европейского искусства в изготовлении и украшении холодного оружия, заложили основу, на которой их ученики развили русскую манеру и технику украшения, создав самобытное искусство: златоустовская гравюра на стали.
Начиная с 1829 года, златоустовская гравюра неоднократно получала похвальные отзывы и высокие награды на международных выставках в: Лондоне, Париже, Филадельфии, Чикаго, Стокгольме.
Златоустовская оружейная фабрика была единственным государственным предприятием в стране, вооружавшим холодным оружием армию, сначала русскую, потом советскую. За годы первой мировой войны было изготовлено более 600 тысяч шашек, клинков, кавалерийских пик, за годы Великой Отечественной войны наша армия получила 583 тысячи боевых шашек и около 1 миллиона армейских ножей, прозванных «чёрными ножами, ставших отличительным признаком Уральского добровольческого танкового корпуса. В 1945-м на Параде Победы все его участники были вооружены златоустовским холодным оружием.


Учитель:
Бажов Павел Петрович (1879 - 1950) — известный уральский писатель неоднократно бывал в Златоусте, на златоустовские темы им написано пять сказов:
«Иванко-Крылатко» (1942), «Веселухин ложок» (1943), «Коренная тайность» и «Алмазная спичка» (оба - 1945), «Старых гор подаренье» (1946).
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.
Послушайте фрагмент из сказа (в сокращении).
…Работал этот Фуйко по украшению жалованного оружия. Как один, у него золотые кони на саблях выходили, и позолота без пятна. Ровно лежит, крепко. И рисовка чистая. Все честь честью выведено. Копытца стаканчиками, ушки пенечками, челку видно, глазок-точечка на месте поставлена. Стоит золотой конек, а над ним золотая коронка. Тоже тонко вырисована.
Отделает Фуйко саблю и похваляется:
— Это есть немецкий рапота. Начальство ему поддувает:
— О, та. Такой тонкий рапота руски понимайт не может.
Нашим мастерам, понятно, это в обиду. Заподумывали, кого бы к немцу подставить, чтобы не хуже сделал. Говорят начальству — так и так, надо к Штофу на выучку из здешних кого определить. Положение такое есть, а начальство руками машет, свое твердит:
— Это есть ошень тонкий рапота. Руски понимайт не может.
Наши мастера на своем стоят, а сами думают, кого поставить. Всех хороших рисовщиков и позолотчиков, конечно, наперечет знали, да ведь не всякий подходит. Иной уж в годах. Такого в подручные нельзя, коли он сам давно мастер. Надо кого помоложе, чтобы вроде ученика пришелся.
Тут в цех и пришел дедушко Бушуев. И был у этого дедушки Бушуева подходящий паренек, не то племянник, не то внучонко — Иванко, той же фамилии — Бушуев. Смышленый по рисовке.
Дали Иванку пробу, как полагалось. Выдали булатную саблю, назначили срок и велели рисовать коня и корону, где и как сумеет.
Ну, Иванко и принялся за работу. Одно беспокоит — надо в чистоте от немца не отстать и выдумкой перешагнуть. На том давно решил, — буду рисовать коня на полном бегу. Только как тогда с коронкой? Думал-думал, и давай рисовать пару коней. Коньков покрыл лентой, а на ней коронку вырисовал. Живыми коньки вышли.
Подумал-подумал Иванко и вспомнил, как накануне вечером Оксютка шептала:
— Ты уж постарайся, Ваня! Крылышки, что ли, приделай коньку, чтоб он лучше Фуйкина вышел. Вспомнил это и говорит:
— Э, была не была! Может, так лучше!
Взял да и приделал тем конькам крылышки, и видит — точно, еще лучше к булатному узору рисовка легла. Эту рисовку закрепил и по дедушкиному секрету вызолотил.

К сроку изготовил. Объявил, — сдаю пробу. Ну, люди сходиться стали.
Первым дедушко Бушуев приплелся. Долго на саблю глядел. Рубал ей и по-казацки, и по-башкирски. На крепость тоже пробовал, а больше того на коньков золотых любовался. До слезы смотрел. Потом и говорит:
— Спасибо, Иванушко, утешил старика!.. Полагался на тебя, а такой выдумки не чаял.
Наши мастера тоже хвалят. А немцы разве поймут такое? Как пришли, так шум подняли.
— Какой глюпость! Кто видел коня с крыльом!
С той поры Ивана Бушуева и стали по заводу Крылатым звать.

2 ведущий
Памятник Ивану Николаевичу Бушуеву открыт 26 декабря 1988 г. Автор памятника - златоустовский художник и скульптор В. П. Жариков, он же предложил и идею конструкции пьедестала, которую детально разработал и довел до исполнительного проекта архитектор С. Д. Побегуц. Памятник отлит из бронзы на минском заводе монументальных фигур и производственного литья. Высота памятника 7,4 м, фигуры с плинтом – 5 м. Отлит из бронзы с модели, выполненной автором при участии художника А. Лохтачева, на Минском заводе монументальных фигур и производственного литья.
И. Н. Бушуев изображен в полный рост в рабочей одежде (длинный фартук, волосы подвязаны тесьмой). Состояние творческого вдохновения, душевный подъем выражены в жестах, в одухотворенной динамике всей фигуры художника. В левой поднятой руке он держит саблю, жест правой выражает открытость, доверие. За фигурой И. Бушуева, справа от него, находится символический свод горна с полыхающим в нем огнем. На обеих сторонах арки свода выбиты фамилии известных златоустовских мастеров по изготовлению украшенного оружия: «Бушуевы, Уткин, Бояршиновы, Черепанов» (лицевая сторона); «Фетисов, Южаков, Лукин, Тележниковы» (оборотная сторона).
Может быть, и не было бы памятника Бушуеву на привокзальной площади в Златоусте, если бы не сказ Бажова.
Павел Петрович старался в своих рассказах описать исторически точно события, людей. Но одно требует уточнения. В Златоусте издавна было много немецких мастеров. Бажов о них пишет плохо, особенно в сказе «Иванко-Крылатко» и других. Наверняка не потому, что они не умели работать и только мешали нашим мастерам. Шла война с Германией. И писать о немцах хорошо было не принято.

Иван Николаевич Бушуев родился в семье заводского унтершихтмейстера, известного в это время на Урале художника – самородка Николая Никитовича. Учился в горнозаводской школе, с 1815 года начал работать в заводской чертёжне, где под руководством своего отца и А.Е.Тележникова прошёл хорошую выучку на художника. В декабре 1817 года был принят в обучение к немецким художникам – оружейникам Шафам. За очень короткий срок овладел мастерством выковки оружия и стал специалистом высокого класса по украшению холодного оружия. С 1823года, после ухода с фабрики Шафов, стал старшим мастером отделения холодного оружия. Усовершенствовал технику золочения «через огонь», добился более прочного и надёжного соединения золота со сталью. По праву считается создателем златоустовской гравюры на стали. Клинки, украшенные И.Н.Бушуевым сегодня хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Златоуста.
3 ведущий:
***
У Бушуева конька –
Золотые крылышки.
Он летит под облака –
Разметалась гривушка.
Ты лети, конёк, сияй,
Диво златокрылое!
На стальном клинке сверкай.
Чудо, сердцу милое!
(Людмила Бондаренко)
Последняя работа Бушуева – доспехи, для Александра II, правда император их так и не надел.
Дело в том, что мастера работали над доспехами 4 года, за это время наследник престола вырос, и вооружения ему оказались малы. Эта работа уникальна тем, что нигде в мире рыцарские доспехи, предназначенные для боя, не украшались.
По сей день изготавливается знаменитая златоустовская гравюра, ее тематика: природная, церковная, геральдическая.





Сувенирная продукция фабрики представлена в широком многообразии: вазы, шкатулки, блокноты, часы, подсвечники и др.


4 ведущий:
Поэтесса С.Соложенкина написала такое стихотворение:
***
Здесь – Златоуст, здесь – торжество металла.
Сама я в детстве стружкою играла.
Звенящая, она отливом синим,
Пожалуй бы, затмила хвост павлиний.
Мечтала стать гравёром. Ведь гравёр-
Сродни волшебникам. Мечтаю до сих пор.
Охотничий топорик изукрашен,
Зверям в дубраве не казался страшен.
Столовый нож, изящнее цветка,
Не отцветал – был сделан на века.
И на стальной пластине – водопад
Стремился вдаль, не ведая преград.
Глухарь на позолоченной гравюре
Хвост раскрывая, был грознее бури,
Синела речка, серебрился куст,
У яблок – был втройне железный вкус.
Здесь торжество металла, Златоуст.
Кто возразит: вначале было слово,
Благая и спасительная весть…
Но для пегаса первая подкова
Откована была, конечно, здесь.

Учитель:
Златоустовская гравюра остается уникальным искусством, настоящим уральским брендом.
А бушуевский крылатый конек красуется на гербе города Златоуста.

Посмотрите на работы златоустовских мастеров. Что вам особенно нравится?
Почему?





Кто из вас хочет стать художником по металлу?
У кого из вас родители работают над созданием гравюры?
Какие качества необходимы человеку, создающему такие произведения искусства?
(заслушиваются ответы)
Некоторые ученики нашей школы стали работать граверами. А для того, чтобы создать эти уникальные изделия, необходимо не только красиво рисовать, но и хорошо знать математику, черчение, химию и другие предметы.
Может быть, и кто-то из вас станет гравером и прославит наш город своим искусством.
Литература:
Златоустовская энциклопедия в 2-х т. /Ред.-сост. А.В. Козлов, Н.А. Косиков, В.В. Чабаненко; под ред. М.А. Тарынина, В.Г. Глыбовского. – Златоуст
П.Бажов Сказ «Иванко-Крылатко»

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 5-8 классе на тему: Моя семья - моё богатство Конспект правового классного часа для 5-7 класса «Путешествие по городу Прав» Классный час для 7-8 класса по ЗОЖ Классный час на тему: Воспитание волевых качеств, 7-8 класс

Похожие статьи:

Классный час в 7, 8 классе на тему ПДД

Методическая разработка информационного классного часа по теме: Все самое интересное из истории денег

Классный час 8-9 класс по теме Искусство

Классный час 7, 8 класс по теме: Как уберечься от беды

Классный час на тему: Вредные привычки, 7-8 класс

Игра «Эрудит». Сценарий для 6 - 7 класса | Конспект занятия кружка в 6 классе «Комнатное садоводство» «Узамбарская фиалка»
Опубликовано: 693 дня назад (11 января 2015)
Просмотров: 1661
+8
Голосов: 8
Валентина Николаевна Лизина # 11 января 2015 в 22:11 +1
Материал очень интересный. Проделана большая работа.Для классного часа буду использовать.И вам мой голос!!!Спасибо Вам!!!хочу себе в закладку поставить.А как не знаю.. Подскажите.
Лилия Александровна Перевозчикова # 12 января 2015 в 16:38 +1
Согласна с Валентиной Николаевной, прекрасный материал для урока или классного часа. Материал полезен не только учителям, ученикам, но и тем кто интересуется историей, искусством, литературой.Отдаю вам свой голос.
Ирина Викторовна Христюк # 12 января 2015 в 22:15 +1
Спасибо, за очень обширный и интересный материал, обязательно воспользуюсь им на своих уроках.
Наталья Суслова # 14 января 2015 в 12:28 +1
Наталья Сергеевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение на урок краеведения. Знакома с историей и достопримечательностями Челябинской области, поэтому особо близко принимается Ваш материал. Думаю многие педагоги возьмут Ваш материал на вооружение. Спасибо! Наглядно, чётко, конкретно - как я люблю! Голос! Желаю творческих успехов!
Ольга Ивановна Молчанова # 14 января 2015 в 16:38 0
Наталья Сергеевна, спасибо за интересную, познавательную информацию с красочными иллюстрациями. Замечательный материал, который вызовет у школьников интерес к ремеслам родного края,голосую.
Татьяна Петровна Кушнир # 18 января 2015 в 11:36 0
Уважаемая Наталья Сергеевна! Очень ценный материал! Поиск иллюстраций и интересного теоретического материала для работы с детьми - это большая работа. Ваш конспект очень пригодится в моей практике. Большое спасибо!
Татьяна Владимировна Мельникова # 23 января 2015 в 15:29 0
Наталья Сергеевна,спасибо большое за приглашение!Материал очень интересный и полезный.Используете много иллюстраций. Все это воспитывает у школьников патриотизм, прививает уважение к своему городу,к своей стране. Спасибо за разработку!Голос
Тамара Андреевна Колядина # 24 января 2015 в 21:52 0
Здравствуйте, Наталья Сергеевна!Получила приглашение и сразу поспешила к Вам в гости.Вы собрали очень полезный и хороший материал, который в наше время требует к себе особого внимания.Самое главное не забывать свои корни.Данные классные часы дают возможность школьникам проявить себя, вспомнить,что они уже знали, закрепить знания и получить новую интересную информацию о городе, производствах. Голосую и удачи!
Александр Семенович Жбанов # 19 февраля 2015 в 12:48 0
Какие прекрасные иллюстрации! Насыщенный материал, богатый интересными фактами истории Златоуста, возникновения гравюры. Вы знакомите творчеством известных людей, прославивших Ваш город. Здорово! С удовольствием голосую!