Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект родительского собрания для 7 - 8 класса. Психофизиологические особенности подростков

Конспект родительского собрания по теме: «Психофизиологические особенности подростков»
Автор: Катаева Наталья Сергеевна, учитель биологии МАОУ СОШ № 9 г. Златоуст Челябинской области
Назначение: конспект родительского собрания может быть полезен классным руководителям, а также родителям, у которых дети являются подростками.
Цель: расширение знаний родителей в сфере психологических особенностей общения с подростками.
Задачи:
1. Расширить психологические знания родителей;
2. Оказать помощь родителям с целью установления более комфортных отношений в семье.
3. Дать понятие родителям о значении в жизни ребенка физиологических и психологических изменений.
План собрания
1.Организационный момент.
2. Лекция по теме.
3. Работа в группах: разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.
4. Раздача памяток для родителей.
5. Подведение итогов.
Оборудование: выставка книг о воспитании подростков.
Подготовительная работа к собранию
Подготовка приглашений для родителей.
Памятка для родителей по теме собрания.
Подбор книг по теме.
«Психофизиологические особенности подростков»
Ход собрания
1.Организационный момент
На доске высказывания:
«В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках» Гёте
"Пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа"
Уважаемые родители, сегодня мы собрались для того, чтобы познакомиться с психофизиологическими особенностями ваших детей, которые вступили в подростковый возраст. Как помочь в этот сложный период формирования вашему ребёнку, об этом мы и поговорим на собрании, разберём некоторые конфликтные ситуации, каждый из вас получит памятки. Надеюсь, что собрание пройдёт с пользой для вас.
2. Лекция по теме.
Психофизиологические особенности подростков обусловлены спецификой взаимодействия центральной и эндокринной систем. С этой точки зрения в половом созревании можно выделить два этапа.
На первом этапе происходит повышение активности нервных центров, приводящее к началу полового созревания, которое стимулируется повышением активности гипоталамуса и гипофиза.
На втором этапе происходит рост активности половых желез. В это время выброс в кровь половых гормонов усиливается, и под их влиянием начинаются изменения во всем организме, контролируемые центральной нервной системой.
Половые гормоны оказывают специфическое влияние на все клетки тела, в том числе на клетки головного мозга. Это влечет за собой изменения состояния, самочувствия и настроения подростка, что отражается и на его поведении в различных ситуациях.
Перестройка гормональной системы в первой фазе полового созревания (от 11-14 лет) может повлечь за собой ослабление процессов центрального торможения, нервность, быструю утомляемость, ухудшение восприятия и внимания, эмоциональную неустойчивость и агрессивность.
Для младшего подростка (особенно мальчика) характерны дополнительные движения рук, ног, туловища, например, размахивание руками во время речи, постоянные попытки на что-нибудь облокотиться, опереться. Подростку тяжело сохранять стабильную прямую позу во время стояния, сидения.
Показ фрагмента из фильма "Чудак из 5 "Б" режиссёра Ильи Фрэза, снятого по повести Владимира Железникова «Чудак из шестого „Б“»
Психоэмоциональная сфера младшего подростка представляет собой комок противоречий. В этот период подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса и, в то же время, ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. С одной стороны они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, с другой – охвачены страстью к одиночеству.
Противоречивость психоэмоциональных реакций подростков заключается и в том, что, проявляя грубость и нетерпимость, они одновременно очень ранимы. Их настроение может меняться в короткий промежуток времени от оптимизма до мрачного пессимизма.
У девочек, несмотря на повышенную впечатлительность, наблюдается преимущественно сонливое, апатичное состояние.
В этот период происходит бурный рост многих систем организма: например, растут кости, но отстаёт в развитии мышечная система. Ребёнок не успевает координировать свои движения, поэтому появляется неуклюжесть. Мышцы, не могут держать позвоночник, возникает сколиоз.
Сердце растёт быстрее, чем сосуды, которые снабжают его кровью. Возможны нарушения деятельности сердечно - сосудистой системы.
В связи с повышенной утомляемостью и раздражительностью, подросткам необходим щадящий режим, который предотвратит различные перегрузки.
Несоблюдение рационального режима жизни, чрезмерные умственные, физические нагрузки и сильные эмоциональные переживания в конечном итоге могут привести к невротизации подростка и болезненным формам поведения.
Старшие подростки менее раздражительны, чем младшие и средние, настроение у них чаще жизнерадостное, оптимистическое. На смену неуравновешенности и неуверенности в своих силах приходит повышенная, а нередко и завышенная их оценка. Эти особенности имеют под собой глубокую физиологическую основу.
Дело в том, что на втором этапе полового созревания (после 12-14 лет) половые гормоны становятся не только мощным фактором усиления обмена веществ, но и фактором, повышающим регуляторные возможности центральной нервной системы, ее работоспособность и уравновешенность нервных процессов.
Показ фрагмента фильма режиссёра А.Эшпая "Шут" по мотивам одноименной повести Ю.Вяземского.
На поздних стадиях усиливается и становится более экономичной функциональная активность коры больших полушарий. У старших подростков, как девочек, так и мальчиков, увеличивается способность к концентрации внимания, умственным и физическим усилиям, эмоциональная устойчивость и адекватность поведенческих реакций. Поэтому старшие подростки больше нуждаются в том, чтобы их избыточная энергия находила правильный выход.
В период полового созревания многие подростки проявляют особую чувствительность к критике, насмешкам, особенно по поводу своей внешности, поэтому необходимо формирование правильного отношения подростков к особенностям своего тела. В определенные моменты тревожная мнительность подростков (особенно девочек) в связи с любыми критическими замечаниями относительно их внешности может настолько усилиться, что на этой почве возникают нарушения настроения, неврозы или неврозоподобные состояния, подавленность. Хронически угнетенное состояние может обострить уже имеющиеся хронические заболевания.
Особенно тяжело переживаются подростками такие заболевания, как псориаз, нейродермит, экзема, частые аллергические высыпания на коже. Не меньше проблем доставляют подростку юношеские угри, сальность волос, изменившийся запах собственного тела, полнота (худоба) и общие пропорции фигуры. В некоторых случаях, например, в ответ на замечание об излишней полноте, может развиться нервная анорексия (упорный отказ от еды вплоть до резкого истощения организма).
Если вы заметили у своего ребёнка так называемый «синдром гадкого утёнка», то можете прочитать ему такое стихотворение.
Какие лёгкие круги,
Когда красавица- лебедь кружит!
Как тяжелы и неуклюжи
Вот эти две моих руки…
Бескрылых рук не поднимать,
Другим завидуя, смиряться,
И первой над собой смеяться,
И высоты не понимать,
Ходить непризнанной в толпе,
И вдруг пронзительно и тонко
Глазами гадкого утёнка
Увидеть лебедя в себе.
Не забывайте, что пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа.
Следует очень тактично относиться к внешности подростка, избегать каких-либо конкретных оценок. Можно указать на реальные возможности исправления большинства недостатков путем соблюдения гигиенических правил, выполнения специальных физических упражнений.
При благоприятных условиях в семье, в школьной среде, кризисы в этом возрасте совсем не обязательны.
3. Работа в группах
(Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них)
1.Мать и отец приходят с работы. В раковине гора грязной посуды. Мать кричит, отец ругает ребёнка. Сын демонстративно затыкает уши и уходит в другую комнату. Мать моет посуду.
Ваши варианты.
2.Дочь отпросилась на дискотеку и вернулась позже назначенного времени. Отец возмущён неисполнением его требования. Мать считает, что ничего страшного нет и говорит, что в другой раз дочка придёт вовремя.
Ваши варианты.
3.К сыну пришли друзья. Они заперлись в комнате и что – то оживлённо обсуждают. Родители требуют: «Немедленно иди за стол, пора обедать, ребята подождут!»
Ваши варианты.
4.Мальчик встречается с девочкой. Мама приходит после собрания и говорит сыну: «Чтобы я больше тебя с этой девицей не видела! О ней знаешь, что говорят!?»
Ваши варианты.
5.Отец требует от сына в категорической форме, чтобы он прекратил курение. Сын ему ответил: «Ты сначала сам прекрати, а потом будешь от меня требовать».
Ваши варианты.
6.Сыну было поручено купить хлеб к ужину, а он забыл о поручении. Родители, вернувшись домой, увидели, что сын просьбу не выполнил. Отец ушёл за хлебом. Когда семья села ужинать, отец отправил сына из-за стола, лишив его ужина. Родители разругались, сын ушёл в свою комнату.
Ваши варианты.

4. Раздача памяток для родителей

Памятки для родителей
1.Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка.
2.Старайтесь говорить со своим ребёнком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
3.Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
4.Постарайтесь делать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
5.В период полового созревания мальчикам важна поддержка и одобрение со стороны мам, а девочкам - со стороны пап.
6.Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
7.Старайтесь защитить своего ребёнка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
Памятка
Какие способы общения помогают разрешить конфликт
•покажите ваши огорчения по поводу возникших противоречий;
•используйте «активное слушание»;
•предлагайте ряд решений конфликта, подчёркивайте вашу заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам;
•не высказывайте никаких негативных оценочных суждений;
•ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны и уверенны в себе;
•не торопитесь: доброжелательный диалог обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.
5. Подведение итогов
Итак, вы поняли, что в подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремится освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. Родителям необходимо интересоваться, с кем общается ребёнок, знать имена и интересы друзей. Взрослые должны вести с подростком беседы о вредных последствиях дурных компаний, помогать своему разбираться в людях, в их поступках.
В то же время, подросток не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из - под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять занятия и игры своего ребёнка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать его время, обеспечить его развлечениями и организовать его досуг. Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не сформировалось чувство обиды на взрослых и он не рвался из - под их контроля.
В этот период старайтесь говорить с подростком откровенно на самые деликатные темы. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором находятся ваши дети. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
Конфликты, возникающие в это время, происходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где у всех есть права и обязанности, где подросток имеет право голоса.
Не забывайте слова Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках». Поэтому не спешите осуждать своего ребёнка!
"Пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа"
Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь помогите им в сложный период взросления!

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 10 классе «Склонности и интересы ребенка в выборе профессии» Сценарий семинара для родителей «Права ребёнка» Родительское собрание в школе "Подготовка детей к урокам" Родительское собрание 7 класс

Похожие статьи:

Сценарий родительского собрания на тему: Как компьютер влияет на здоровье детей

Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Взаимопонимание в семье»

Положение о родительском собрании в школе

Подготовка и проведение родительского собрания в школе

Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями

Внеклассное мероприятие к 9 мая - День Победы, 9 - 11 класс. Они сражались за Родину | Конспект внеклассного мероприятия для 6-7 класса. Вестники весны - первоцветы
Опубликовано: 3294 дня назад (14 апреля 2015)
Просмотров: 6622
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!