Конкурсы для педагогов и детей

Конспект внеклассного мероприятия для 5-6 классов. Жизненный выбор: дорога добра и дорога зла

Конспект внеклассного мероприятия 5-6 класс «Жизненный выбор: дорога добра и дорога зла»
Автор: Катаева Наталья Сергеевна, учитель биологии МАОУ СОШ № 9 г. Златоуст Челябинской области
Описание материала: Предлагаю конспект внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов по теме «Жизненный выбор: дорога добра и дорога зла». Этот конспект предназначен для учащихся среднего школьного возраста, направлен на воспитание чувства доброты, сострадания и взаимопонимания. Данный материал будет полезен для классных руководителей, педагогов дополнительного образования.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Цель: Формирование нравственных принципов и качеств у детей среднего школьного возраста.
Задачи: развивать внимание, воображение, мышление;
воспитывать чувство доброты, сострадания и взаимопонимания.
Методические приёмы: беседа-диалог, просмотр фрагментов мультфильмов «Приключения Фунтика», «Приключения кота Леопольда», «Крошка Енот» и беседа по ним, подведение итогов.
Предварительная работа: выставка книг, подбор фрагментов из мультфильмов.
Ход мероприятия «Жизненный выбор: дорога добра и дорога зла»
На доске стихотворение Д.Голубкова
***
Человек, как звезда рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда рождается –
Чтоб светлее стала Вселенная.

Учитель:
Как вы думаете, для чего живёт человек?
(Заслушиваются ответы)
Учитель:
Как вы думаете, что означает слово «доброта»?
(Заслушиваются ответы)
Учитель:
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Учитель:
Какого человека можно назвать добрым?
(Заслушиваются ответы)

(Звучит песня из мультфильма «Про кота Леопольда»)
***
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день, это хорошо,
А когда наоборот – плохо.

Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.

С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно…
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот – скучно!
Учитель:
Добрый человек – это тот, кто любит людей, животных, готов в трудную минуту прийти им на помощь.
Можно ли назвать добрым мальчика из сказки Оскара Уайльда «Звёздный мальчик?» Почему?

(Заслушиваются ответы)
Учитель:
А что вы можете сказать о мальчике из сказки Лагерлёф "Приключения Нильса с дикими гусями"

(Заслушиваются ответы)
Учитель:
А что вы можете сказать о Кае и Герде из сказки «Снежная королева»?

(Заслушиваются ответы)


Учитель:
А теперь послушайте рассказ М.Андрианова и выскажете своё мнение о мальчике.
Неожиданно ветер пригнал большие тучи, и началась гроза. Промокший рыжий котёнок долго искал, где укрыться от непогоды и, наконец, увидел совсем сухое место под машиной. Здесь холодные капли дождя не могли его достать. Вымокший, он, дрожа, свернулся комочком, а чтобы ветер не дул со всех сторон, прижался к заднему колесу машины.

Котёнок был ещё совсем крошечный и несмышлёный, потому что, когда в машину сел человек и стал её заводить, он даже не понял, какая страшная опасность ему угрожает, и продолжал прижиматься к колесу.
В это самое время мимо машины шёл в школу какой-то мальчишка, грызя по дороге печенье. Вместо того, чтобы спешить на урок, он вдруг остановился. Целую минуту он стоял под дождём, всё чего-то ждал и не сводил глаз с машины.
- Интересно, куда машина поедет, назад или вперёд, - думал он, - задавит или нет.
Вскоре машина тронулась с места и поехала, а котёнок остался лежать на месте.
– Повезло тебе, рыжий. Живи и радуйся, что не задавили, - сказал мальчишка котёнку и, засунув оставшееся печенье в рот, пошёл своей дорогой.
Учитель:
Так что вы можете сказать об этом мальчике?
А как бы поступили вы?
(Заслушиваются ответы)
Учитель:
Рассказ этот называется «Чёрное сердце».
Скажите, может ли такой человек стать хорошим другом?
(Заслушиваются ответы)
Учитель:
Послушайте другой рассказ М.Андрианова, который называется «Надоевшие подарки»
А что вы можете сказать об этой девочке?
Лена очень любила розы, а ещё ей нравились забавные и пушистые хомячки. Но срезанные цветы быстро вянут, а смотреть на хомячков в зоомагазине не очень интересно. И тогда Лена стала упрашивать маму, чтобы она подарила ей на день рождения кустик розы. А папу просила купить ей хомячка.
Как-то утром проснулась Лена и видит, что на окне стоит горшок с маленьким розовым кустиком и с тремя розами, а на полу под окном стоит открытая коробка с красивым рыжим хомячком.

Только теперь она вспомнила, что сегодня у неё день рождения, и бросилась целовать маму и папу. Потом Лена подбежала к своим подаркам и стала ими по очереди любоваться.

Целый месяц Лена радостно заботилась о розе и ухаживала за хомячком. Цветы розы распустились ещё больше и наполнили детскую комнату приятным ароматом, а хомячок уже настолько привык к своей маленькой хозяйке, что как только его вынимали из коробки, всюду бегал следом за Леной, не отставая от неё ни на шаг…
Шли дни. Кустик розы и хомячок стали Лене всё больше и больше надоедать. Розовый кустик нужно было каждый день поливать и поливать и поворачивать к солнцу, а за хомячком нужно было каждый день убирать и чистить коробку, чтобы в комнате не было неприятного запаха.

И вот однажды Лена вынесла розовый кустик и коробку с хомячком на балкон. Горшок с кустиком она поставила на перила, а коробку с хомячком – на табуретку.
- Пусть теперь кустик дождь поливает, - решила она. – А за хомячком я могу теперь и вовсе не убирать, на балконе всё время свежий воздух и ветерок, а значит, и запаха никакого не почувствуешь.
Целую неделю жили кустик с хомячком на балконе. Сначала Лена каждый день выходила к ним на балкон. Но вскоре она позабыла о своих подарках, и кустик с хомячком остались совсем одни.
За три дня Лена ни разу не вспомнила о своих живых подарках. Теперь уже сильно хотелось собаку, и она упрашивала родителей купить ей маленького щенка.
Только на четвёртый день она вспомнила о своих живых подарках и вышла на балкон. Но ни розового кустика, ни хомячка она там не увидела. Коробка стояла на табуретке пустой, а горшка с розовым кустиком и вовсе не было.
- Наверное, это мама или папа их взяли и перенесли в другое место, - подумала Лена и побежала узнать у мамы, где её подарки.
Она не знала, что прошлой ночью сильный порыв ветра свалил с перил горшок с розовым кустиком, и он разбился об асфальт. А хомячка два дня тому назад, когда Лена была в школе, утащила большая чёрная ворона. Когда оказалось, что ни мама, ни папа ничего не знают о её подарках, Лена поняла, что произошла какая-то беда, и почувствовала себя виноватой. После этого случая родители решили больше не дарить ей живых подарков.
Учитель:
Так что вы можете сказать об этой девочке?
(Заслушиваются ответы)
Учитель:
Экзюпери в сказке "Маленький принц" написал: "Мы в ответе за тех, кого приручили".
А Шопенгауэр сказал: «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.»
Учитель:
Скажите, как вы думаете, нужно ли родителям покупать Лене собаку?
Сможет ли эта девочка стать хорошим другом?
(Заслушиваются ответы)

(Звучит песня из мультфильма «Приключения Фунтика»)
Хоpошо бpодить по свету
С каpамелькою за щекою.
А еще одну для дpуга
Взять в каpмашек пpо запас.

Потому что, потому что
Всех нужнее и доpоже,
Всех довеpчивей и стpоже
В этом миpе добpота.
В этом миpе добpота.

Хоpошо бpодить по улице
С теплым кpоликом за пазухой,
Пpинимая как нагpаду
Сеpдца маленького стук.

Потому что, потому что
Всех нужнее и доpоже,
Всех довеpчивей и стpоже
В этом миpе добpота.
В этом миpе добpота.

Хоpошо бpодить по городу
С белым голубем в цилиндре.
С красным шариком на ниточке,
И с улыбкой до ушей.

Потому что, потому что
Всех нужнее и доpоже,
Всех довеpчивей и стpоже
В этом миpе добpота.
В этом миpе добpота.
Учитель:
А кто является вашим другом? Что вы можете рассказать о нём?
(Заслушиваются ответы)
Учитель:
Послушайте стихотворение и скажите, почему люди вдруг становятся агрессивными?
***
1 ученик:
Стоит небольшой старинный
Дом над зелёным бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь,
То поверь,
Что в доме проснётся старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
— Входи, не стесняйся, дружок!
На стол самовар поставит,
В печи испечёт пирожок
И будет с тобою вместе
Чаёк распивать дотемна,
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.

2 ученик:
Но если,
Но если,
Ты в этот уютный дом
Начнёшь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе
Не старушка,
А выскочит Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки
И не видать пирога!
(Лев Кузьмин)

Учитель:
Вспомните: какие добрые поступки совершали вы, делали ли вы что– либо для других.
Почему вы так поступали? Делая добро, какие чувства вы испытывали?
(Заслушиваются ответы)
Ученик:
Спешите делать добрые дела
Без зависти, без фальши, без упрека.
Всегда приятны добрые слова,
И нет надежней доброго урока!
Не забывайте радовать людей.
Знакомых или нет,
Не так уж важно,
Пусть это лишь улыбка —
Улыбнись!
Ведь улыбнуться просто так
Совсем не страшно!
И согревая души теплотой,
Рукою щедрой,
В сердце с крепкой верой,
Спешите делать добрые дела,
И вам вернется все двойною мерой!
Надежда Голобова
(Звучит песня из м/ф "Крошка Енот")

Учитель:
Приходилось ли вам слышать о памятнике доброты?
Известный скульптор, художник нашего времени и основатель Международной Академии Доброты, Григорий Потоцкий, создал памятник доброты. В качестве символа доброты Григорий выбрал «Одуванчик». Найти этот символ было нелегко, в этом ему помог известный писатель-сатирик Михаил Задорнов, который, однажды, придя к нему в гости, предложил поставить памятник одуванчику. Григорий сразу понял, что это и есть настоящий символ доброты, который он так долго искал. Одуванчик нельзя выкорчевать, значит, доброта будет всегда.
Данный памятник уже установлен в 18 странах мира, среди которых Швейцария, Франция, Китай, Колумбия, Венгрия, Австрия, Германия, Украина. Пусть семена доброты разлетаются по всему миру!

Ученик
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Учитель:
Послушайте рассказ М. Андрианова «Дорога добра и дорога зла».
Однажды человек остановился на развилке двух путей. Левая дорога спускалась куда-то вниз, а правая вела вверх. Не знал человек, что одна дорога называлась дорогой зла, а другая – дорогой добра.
- По какому же пути мне дальше идти? – долго раздумывал человек, а потом решил.
– Зачем мне лишние трудности, выберу- ка я ту дорогу, которая полегче.
И стал он спускаться вниз под горку. Очень ровной и лёгкой оказалась дорога вначале. Одно только было плохо: чем ниже дорога спускалась, тем меньше становилось солнца и темнее и страшнее становилось вокруг.
Но возвращаться человеку не хотелось, ведь вверх идти было труднее. Он шёл, спотыкался, сердился на всё вокруг и становился злым.
В конце концов совсем не стало видно дорогу. Теперь человек шёл медленно и перед тем, как сделать очередной шаг, трогал землю впереди себя палкой. И вдруг почувствовал пустоту. Человек присел, нащупал рукой камень, швырнул его вперёд, но удара о землю не послышалось. Он бросил ещё один камень, побольше, но опять тишина. Только теперь с ужасом понял человек, что стоит на самом краю какой-то бездонной пропасти. Испугался он, повернулся и пошёл назад. Трудно было идти вверх, но человек знал, что другого пути у него нет.
Потихоньку начало светлеть, а дорогу уже можно было опять хорошо разглядеть.
- Сколько же неосторожных людей выбрало лёгкий путь и погибло, свалившись в эту бездну, - думал человек.
- Как же мне повезло, что я вовремя остановился и не сделал последнего шага в своей жизни.
Через много дней человек подошёл к тому месту, откуда он начинал путь вниз. Теперь он, уже не раздумывая и не останавливаясь, продолжил свой путь по дороге, ведущей вниз. Чем выше поднимался человек, тем ярче становилось солнце, радостно щебетали птицы, цвели цветы.
Дорога вверх была труднее и взбираться по ней было тяжело, но окружающая его красота помогала забывать о трудностях.

(Звучит песня в исполнении Э.Хиля из к/ф «Зайчик» на слова Кима Рыжова, музыка А.Петрова)
Гаснут на земле
Волны без следа,
Ветер без следа улетает...
Разве человек
Может навсегда
Так уйти, как облако тает?
Как слетает осенняя листва?
Как уходят ненужные слова?
Если ты, человек, так бесследно уйдешь,
Для чего ты живешь?
Даже с ночью день
Встретиться спешит,
Дарит ей зарю на рассвете...
Разве человек
Может жизнь прожить
Никому не нужным на свете?
Если в сердце зажечь ты не смог
Ни мечты, ни надежд, ни тревог.
Если ты, человек, так бесследно уйдёшь,
Для чего ты живёшь?

Учитель:
Обращает внимание на стихотворение, написанное на доске.
Так какой же дорогой идти человеку?
(Заслушиваются ответы)
Человек, как звезда рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веокм земля нетленная.
Человек, как звезда рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
Д.Голубков

Учитель:
Возьмите мудрые советы, афоризмы, изречения, крылатые фразы и образные выражения мудрецов о добре, доброте, добродетели, надеюсь, они вам пригодятся в жизни.
(Ученикам раздаются памятки)
«Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта.» (Конфуций)

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.»(Паскаль)

«Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек.»(Кей Кавус)

«Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.» М. Аврелий

«Постоянная доброта может многого добиться. Как солнце заставляет таять лёд, доброта становится причиной испарения непонимания, недоверия и враждебности.» А.Швейцер

«Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.» Л. Толстой

«Чем лучше ты сам, тем более ты доброжелателен ко всему окружающему и к людям.» Плотин


Литература:
Андрианов М.А. «Философия для детей» ( в сказках и рассказах). Пособие по воспитанию в семье и школе. Минск, «Современное слово», 2003 г.- 280 стр.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию» Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Сценарий праздника «Осенние посиделки» для 5-6 классов Сценарий игры по станциям для 6 - 7 классов

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 6, 7 класс

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

День здоровья в школе. Сценарий

Конспект занятия кружка в 6 классе «Комнатное садоводство» по теме «Пеларгония» | Конспект занятия кружка «Садоводство» по теме «Анютины глазки», 6 класс
Опубликовано: 665 дней назад (13 февраля 2015)
Просмотров: 2292
+6
Голосов: 6
Галина Васильевна Егорова # 13 февраля 2015 в 15:36 0
Прочитала ваш конспект. Очень глубокий смысл заложен в его содержание. Тема весьма актуальна и полезна для воспитания детей любого возраста. Через беседу о сказках, чтение стихов о доброте, слушание рассказов по теме вы воспитываете ответственность за близких, любовь ко всем живым существам, взаимоуважение и сострадание. Развиваете внимание, мышление, речь. От рассказа про хомячка и розу мне самой стало очень грустно. Сама публикация аккуратная и грамотно построенная. Яркие красивые иллюстрации помогают читателям воспринимать текст. Я бы только первый заголовок темы оставила более коротким (Конспект внеклассного занятия для 5-6 классов). Далее как есть - более подробно. Мне очень понравился ваш материал! За работу вашу примите первый голос.
Фатыма Агзямовна Гмызова # 13 февраля 2015 в 18:01 0
Очень полезная разработка. Соответствует возрастным особенностям ребят данного возраста.Соответствует требованиям ФГОС, формирует личностные и познавательные УУД у обучающихся. Любой классный руководитель может применить в своей работе. Успехов Вам в работе!
Светлана Васильева # 14 февраля 2015 в 16:01 0
Много есть мероприятий, посвященных проблемам добра и зла, но это - особенное.Прекрасные истории, трогающие за душу. Думаю, что данный классный час будет актуален и для старшеклассников. Разделяю мнения Г.И.Егоровой и Ф.А.Гмызовой. Творческих Вам успехов, Наталья Сергеевна.
Ирина Николаевна Ступченко # 15 февраля 2015 в 12:46 0
Спасибо за приглашение! Замечательный конспект. Столько теплоты и душевных моментов вы использовали, просто здорово. Тема очень актуальная в наше время. И Вы очень тонко и правильно подобрали материал. Картинки и иллюстрации расширяют границы конспекта и делают его ещё более привлекательным. В целом, работа заслуживает внимания и пригодится многим преподавателям в их деятельности. С удовольствием голосую!
Елена Солдатова # 17 февраля 2015 в 19:00 0
Добрый вечер! Спасибо за приглашение ознакомиться с Вашей разработкой. Материал очень актуален и полезен. Разработка способствует формированию нравственных принципов и качеств у детей школьного возраста, развитию внимание, воображение, мышление, воспитанию чувства доброты, сострадания и взаимопонимания.Работа грамотно оформлена, прекрасно проиллюстрирована. Голосую! +1
Светлана Васильевна Новоселова # 17 февраля 2015 в 19:06 0
Добрый вечер! Спасибо за приглашение! Очень полезная разработка.Через беседу о сказках, чтение стихов о доброте, слушание рассказов по теме вы воспитываете ответственность за близких, любовь ко всем живым существам, взаимоуважение и сострадание. Обязательно использую в своей работе. Спасибо, удачи и голос.
Ирина Владимировна Ельцина # 18 февраля 2015 в 18:57 0
Здравствуйте , Наталья Сергеевна, спасибо за приглашение, материал составлен грамотно, соответствует возрасту детей. Мероприятие красочно оформлено, привлекает своей простотой и легкостью, плавные переходы от одного сюжета к другому, проделана огромная работа по подборке художественных произведений.Спасибо! Примите, от меня, заслуженный голос!
Светлана Николаевна Никишова # 20 февраля 2015 в 19:24 0
Добрый вечер, Наталья Сергеевна. Согласна на все 100% с мнением коллег, материал очень хорошо скомпанован, использованы стихи и сказки, которые заставляют думать и сопереживать героям. Примите ещё 1 голос
Наталья Севостьянова # 21 февраля 2015 в 15:06 0
Здравствуйте, Наталья Сергеевна!Большое спасибо за разработку, формирующую положительные черты характера детей.Желаю успехов в работе!
Наталья Сергеевна Катаева # 21 февраля 2015 в 15:27 0
Благодарна всем, кто познакомился с разработкой и оставил комментарий!
Вот говорят: "Не ждите благодарностей от людей".
Читают и скачивают материал тысячи, у них нет времени на то, чтобы поблагодарить за бесплатную работу, которую мы делаем.
Мы тратим своё время, дарим своё творчество для того, чтобы тысячи детей стали лучше и добрее, чтобы они любили и ценили жизнь.
Людмила Валентиновна Чупракова # 20 марта 2015 в 18:50 0
Наталья Сергеевна, здравствуйте! Спасибо за прекрасную красочную работу! Мы, учителя, должны учить детей состраданию, любви. Вы очень точно подобрали материал для данного классного часа.Благодарю за помощь в проведении часов добра .Успехов творческих!
Маликова Мадина Билаловна # 17 августа 2015 в 22:12 0
Здравствуйте! Спасибо за работу! Очень понравилась!