Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологическое мероприятие для школьников 9-11 классов «Экология и безопасность»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для школьников «Экология и безопасность»
Автор: Катаева Наталья Сергеевна, учитель биологии МАОУ СОШ № 9 г. Златоуст Челябинской области
Назначение: данная разработка будет полезна для учителей для учителей биологии, географии, ОБЖ.
Цель: сформировать представления учащихся об основных проблемах третьего тысячелетия.
Задачи: содействовать формированию экологического мировоззрения, бережного отношения к природе.
Пояснение: Игра для учащихся 9-11 классов представляет собой целостную структуру, внутри которой происходит тематическое деление на следующие блоки:
• атмосфера
• гидросфера
• литосфера
• население
• химическая безопасность
• радиация
• безопасность пищи
В игре участвуют 3 команды по 5-6 человек.
На кабинетах написаны названия блоков, а в маршрутном листе написаны их названия таким образом, чтобы команды не смогли пересечься.
Например: 1-я команда начинает отвечать с блока «Атмосфера», а 2-я с блока «Гидросфера», а 3-я – с блока «Химическая безопасность».
В маршрутном листе отмечается количество набранных баллов.
Ход мероприятия.
Ведущий: Человечество столкнулось в ХХI веке со множеством экологических проблем. Мы все живём в мире с ограниченными природными ресурсами. Загрязнения воды, почвы, воздуха, которые попадают в окружающую среду, сказываются на здоровье жителей планеты.
Сегодня вам предстоит ответить на некоторые вопросы, которые позволят вам более серьёзно отнестись к проблемам безопасности и экологии.
Атмосфера
1.Назовите болезни, вызываемые загрязнением воздуха.
(Бронхиты, трахеиты, рак лёгких, конъюнктивиты) (4 балла)
2.Назовите основные источники загрязнения воздуха.
(Промышленные предприятия, выхлопные газы машин, извержения вулканов) (3 балла)
3.Поступление каких веществ опасно для озонового слоя?
(Хлорсодержащих веществ: хлорфторуглероды – фреоны – наиболее опасны) (1 балл)
4.Какие меры вы предлагаете для уменьшения «парникового эффекта»?
(Повышать эффективность использования горючего, разрабатывать и внедрять солнечные и другие бестопливные источники энергии. Прекращение сведения лесов, организовывать посадки леса) (4 балла)
5. Назовите опасные вещества, выделяемые автомобилями.
(Оксид азота, свинец) (2 балла)
6. Что произойдёт, если озоновый слой исчезнет?
(Погибнет всё живое под воздействием у/ф лучей) (1 балл)
Гидросфера
1.Назовите 3 агрегатных состояния воды.
(Жидкое, твёрдое и газообразное) (3 балла)
2. Назовите главных потребителей пресной воды.
(Население, промышленность, сельское хозяйство) (3 балла)
3. Какие вещества могут привести к кислотным дождям?
(Диоксид серы от тепловых электростанций и промышленных энергетических объектов. Оксиды азота от ТЭС и промышленных энергетических объектов и с выхлопными газами автомобилей. Эти газы взаимодействуют с влагой и образуются кислотные дожди) (4 балла)
4. К чему приводят кислотные дожди?
(Увеличивают кислотность почв, вредно влияют на состояние озёр, рек, служат причиной гибели лесов, разрушают плодородный слой земли. Подкисление океанических мелководий ведёт к невозможности размножения морских беспозвоночных животных, что может привести к разрыву пищевых цепей и нарушению экологического равновесия в Мировом океане) (6 баллов)
5.Какое химическое вещество, содержащееся в воде, может предотвратить кариес?
(Фтор) (1 балл)
6. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей?
(Нефть) (1 балл)
7.Чем опасны для водных обитателей синтетические моющие средства?
(Стиральный порошок, шампунь, сода изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). (3 балла)
Литосфера
1.Какие функции выполняет почва?
(Производит органическое вещество, в том числе и с/х продукцию и минерализует отмершие органические остатки) (2 балла)
2. Что способствует деградации почвы?
(Нерациональное использование земельных ресурсов: строительство на плодородных почвах индустриальных объектов; перегрузка почв удобрениями пестицидами; эрозия; чрезмерное развитие пастбищного животноводства)
(4 балла)
3.Назовите основные причины сокращения с/х угодий.
(Зарастание лесом и кустарником удалённых участков, развитие эрозионных процессов, подтопление и заболачивание земель) (4 балла)
4. Сколько лет требуется для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 сантиметр?
(Примерно 100 лет) (1 балл)
Население
1.Что такое демография?
(Отрасль знаний, изучающая население) (1 балл)
2. Какое количество жителей проживает на нашей планете?
(7 миллиардов) (1 балл)
3.По какой причине люди могут бросить свои жилища?
(Катастрофа на АЭС, оползни, землетрясения, извержения вулканов) (4 балла)
4. Назовите проблемы, связанные с ухудшением окружающей среды в городских условиях.
(Загазованность от промышленных предприятий, от машин, недостаток доброкачественной питьевой воды, перенаселённость ведёт к агрессии) (4 балла)
5. Каким образом всё возрастающая потребность в экономических ресурсах разрушает окружающую среду? (Уничтожаются леса, повышается уровень шума, появляется большое количество отходов, уменьшаются водные запасы) (4 балла)
Химическая безопасность
1.Каким путём химические вещества могут проникнуть в организм?
(Через органы дыхания, с водой, пищей, через кожу) (4 балла)
2. Какое токсическое действие оказывает на человека хлор?
(Одышку, сухой кашель, рвоту, резь в глазах) (4 балла)
3. Известно, кислород абсолютно необходим для жизни, а ли он может быть ядовитым?
(При высоких концентрациях вызывает тяжёлое отравление) (1 балл)
4. Каким образом свинец может проникнуть в наш организм?
(Автомобильные выхлопы, выбросы производства, с продуктами питания) (3 балла)
5. Назовите правила безопасного использования химических веществ.
(Держать их в плотной упаковке, в недосягаемом от детей месте, при использовании защищать руки перчатками, органы дыхания – респираторами) (4 балла)
Радиация
1.Кем и когда было обнаружено ионизирующее излучение?
(Немецким физиком В. Рентгеном в 1895 году) (2 балла)
2. Назовите естественные источники излучения.
(Космическое излучение – звёздные взрывы в Галактике и солнечные вспышки, радон - в атмосфере, воде) (3 балла)
3. Где выше всего концентрация радона: на улице или в помещении?
(В помещениях в 8 раз выше, чем на улице) (1 балл)
4. Как защититься от радона?
(Проветривать подвальные помещения и жилые комнаты)(1 балл)
5. Назовите географические районы, в которых естественный радиационный фон больше, чем в других.
(Бразилия, Франция, Индия, о. Ниуэ в Тихом океане, Египет) (5 баллов)
6. Назовите искусственные источники ионизирующих излучений.
(Производства, связанные с использованием радиоактивных изотопов, АЭС, военные объекты, рентгеновская техника и медицинская аппаратура лучевой терапии, бытовые излучатели) (6 баллов)
7.Какие заболевания можно лечить с помощью радиоактивного излучения?
(Онкологические) (1 балл)
Безопасность пищи
1.Что нужно срезать у картофеля, капусты и моркови, чтобы в организм не попали нитраты?
(У моркови – сердцевину, у капусты – кочерыжку, у картофеля толстым слоем срезать кожуру) (3 балла)
2. Почему люди приобретают собственную систему очистки воды?
(Вода из-под крана содержит много загрязнений, в том числе свинец. Для очистки используется хлор, который опасен для здоровья человека) (2 балла)
3. Какой способ является самым простым для обеззараживания воды?
(Кипячение) (1 балл)
4. Почему для хранения продуктов необходим холодильник?
(Низкая температура предохраняет продукты от порчи бактериями) (1 балл)
5. Перечислите, в каких случаях необходимо мыть руки?
(После общения с домашними животными, после посещения туалета, после разделки мяса, птицы, рыбы)(5 баллов)
Жилище человека
1.К чему может привести использование самодельных электрических приборов?
(Возгорание, пожар,) (1 балл)
2.Что нужно делать, чтобы избежать поражения током?
(Не ставить стаканы с водой на электроприборы; следить за состоянием выключателей, розеток; если прибор дымится, немедленно выключить его из сети) (3 балла)
3. Какие домашние растения могут стать причиной отравления?
(Азалия, гортензия, декоративный паслён, олеандр, молочайные) (5 баллов)
4. К чему приводит большая влажность в помещениях?
(К нарушению терморегуляции организма, частым простудным заболеваниям) (2 балла)
5. Каковы основные источники шума в черте города?
(Транспорт, промышленность, радио, телевидение) (4 балла)
6.Чем опасно для здоровья неправильное хранение пищевых продуктов и отходов?
(Мухи и тараканы являются переносчиками инфекций, увеличение количества мышей и крыс)(4 балла)
7. Вспомните книгу Марка Твена «Приключения Тома Сойера», и скажите, по какому эпизоду можно судить, что лекарства в доме у тёти Полли хранились в доступных для детей местах?
(Том напоил кота болеутолителем) (1 балл)
(пока подсчитывается количество баллов, проходит конкурс частушек)
Конкурс экологических частушек
Плачет белая берёза.
Сколько лить ей эти слёзы?
Сок стекает по стволу.
-Я засохну и умру.

Сломана осина
И берёза тоже.
Это всё проделки
Пети и Серёжи.

Плачут горько муравьи:
- Мы, увы, разорены!
Человек сломал наш дом!
Как уютно было в нём!

Плывёт в море теплоход,
Веселится там народ.
Бросают рыбам и медузам
Банки, корки от арбузов!

В океане стонет кит:
-У меня живот болит!
В море много нефти слили,
Обо мне совсем забыли.

Лес всегда с тревогой ждёт:
Когда наступит Новый год?
Елки спиливают люди,
Для чего они их губят?

В ограниченном пространстве
Скоро люди будут жить.
И не будут с вами звери, птицы,
Муравьи дружить!

Чтоб не мешала листьям тля,
Все опрыскали поля.
Осторожно, звери, птицы:
Как бы вам не отравиться!

В лес отправились ребята-
Все попрятались зверята.
На лугу нашли цветки-
Оборвали лепестки.

Если б были у цветка
Крылья как у мотылька!
Но, увы, не улететь,
И приходится терпеть.

Как обидно, что в лесу
Не увидим мы лису.
Спрятались все звери.
Никому не верят!

Мы деревья посадили
И зверям всем угодили.
Белка, дятел и кабан,
Будут часто бывать там!

Чтоб продлить природы век,
Должен думать человек!
Не губить, не разорять,
А беречь и охранять!
(автор частушек: Катаева Н.С)

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая игра для 6-7 классов «Хочу все знать» Экологическая игра путешествие для школьников 9-11 классов

Похожие статьи:

КВН по экологии для старшеклассников

Экологическая игра-путешествие для школьников 7-8 класса

Театрализованное представление по экологии для школьников, 7-9 классы

Внеклассное мероприятие на экологическую тему для школьников «Природа и мы»

Сказка об Осени для младших школьников | Интеллектуальное мероприятие «Литература и биология». Сценарий для 7-8 класса
Опубликовано: 3398 дней назад (8 декабря 2014)
Просмотров: 4512
+2
Голосов: 2
Наталья Александровна Рогозникова # 8 декабря 2014 в 18:48 0
Интересное увлекательное меропритие для школьников старших классов. Материал подобран по актуальным проблемам. Я думаю, что ребята с удовольствием выполняли нтересные задания. Мне понравилось
Наталья Борисовна Щипцова # 8 декабря 2014 в 19:08 0
Наталья Сергеевна, добрый вечер. С удовольствием ознакомилась с Вашей разработкой, интересное и насыщенное мероприятия. Состояние природы, экологические проблемы стоят остро перед обществом, поэтому очень важно уделять этому внимание и на уроках и во внеурочной деятельности. Для моих деток вопросы сложны, но кое что возьму обязательно на олимпиаду по биологии. Спасибо за отличную подборку вопросов. Успехов Вам, голос.