Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие по биологии «Музыка и биология», 7 - 8 класс

Конспект внеклассного мероприятия «Музыка и биология»
Автор: Катаева Наталья Сергеевна, учитель биологии МАОУ СОШ № 9 г. Златоуст Челябинской области
Описание материала: Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия для учащихся 7-8 классов по теме «Музыка и биология». Данный материал будет полезен для учителей музыки и биологии. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к музыке, растениям, животным и развитию любознательности.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Цель: продолжить формирование представлений о многообразии животного и растительного мира и мира музыки.
Задачи: сформировать представление о многообразии мира, в котором мы живём;
развивать логическое мышление, расширять кругозор;
воспитывать любовь к музыке, растениям и животным.
Раздаточный материал: тесты; листы с заданиями и цитатами.
Методические приёмы: беседа-диалог, прослушивание музыкальных произведений и беседа по ним, подведение итогов.
Ход мероприятия «Музыка и биология»
Ведущий:
Тему сегодняшнего мероприятия вы должны угадать. О чём идёт речь?
Гюго это называл неприятным шумом, Наполеону это расстраивало нервы, Дарвину помогало сосредоточиться, Суворов же считал, что это должно быть громким? (О музыке)
Писатель Жан Поль сказал: «Музыка – поэзия воздуха». Музыка окружает нас с детства: это колыбельные песни, танцевальная музыка, лирические пьесы и песни их кинофильмов.
Наше мероприятие называется «Музыка и биология». Как музыка может быть связана с биологией?
(Заслушиваются ответы)
1. Какие насекомые присутствуют в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина?
(Коршун, лебедь, шмель, белка...)
Римский-Корсаков к 100-летию А.С.Пушкина создал оперу по этой сказке.
(Просмотр фрагмента фильма «Сказка о царе Салтане». Песенка белки.)

2. Знаете ли вы, какое насекомое стало эмблемой музыки у греков?
Древнегреческая легенда рассказывает, что два музыканта, Эвном и Аристон, устроили состязание, у Эвнома лопнула струна. На её место села цикада, и своим пением принесла Эвному победу.
А каким образом цикадам удаётся издавать сильные и мелодичные звуки? Оказалось, что у них на груди имеются камеры, а в них – специальные перепонки, приводимые в движение сильной мышцей. Перепонки при колебании издают сильный звук, он проходит через сложную систему усилителей, и поэтому слышен очень далеко.
Люди давно обратили внимание на музыкальные способности цикад. На Востоке любители этой своеобразной музыки содержали цикад в клеточках, как певчих птиц, и наслаждались их пением.

3. Вам знаком фортепьянный цикл «Времена года» Чайковского? В нём композитор отразил дорогие его сердцу картины природы. Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Бернарду, издателю журнала «Нувеллист».
Послушайте стихотворение А.Майкова и скажите, какому месяцу посвящено произведение Чайковского?
Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастии ином. (Апрелю)
(Звучит музыка)

Ведущий:
Сегодня вы должны показать свою эрудицию и ответить на вопросы, в которых встречаются названия животных, растений.
1 тур. Тесты.
Каждой команде раздают листы с тестами. Необходимо подчеркнуть правильный ответ.
(Во время проведения конкурсов звучит музыка)
1.Шуман и Григ посвятили фортепьянную пьесу насекомым:
А) блохам Б) тараканам В) бабочкам
2.Бах посвятил кантату напитку:
А) морсу Б) кофе В) молоку
3.Как называлось произведение Александра Дюма – сына, которое было положено в основу оперы Верди «Травиата»?
А) «Дама с розами» Б) «Дама с камелиями» В) «Дама с маргаритками»
4.Сборник пьес «Золотые рыбки» назвал композитор:
А) Гегель Б) Мендель В) Равель
5.Брамс посвятил песню:
А) фиалке Б) крапиве В) полыни
6.Оперетта Иоганн Штрауса называется:
А) «Летучая мышь» Б) «Крот» В) «Ёж»
7. Мусоргский посвятил песню своему домашнему животному:
А) кошке Мурке Б) псу Шарику В) коту Матросу
8.О каком озере, которого нет на карте, создал балет Чайковский?
А) утином Б) лебедином В) журавлином
Ответы: В, Б, Б, В, А, А, В, Б
(показ фрагмента из балета «Лебединое озеро»)
2 тур «Викторина»
Ведущий:
А сейчас вы будете отвечать на вопросы по очереди.
Если одна команда не сможет ответить, то вопрос переходит к другой команде.
1.Из какого хвойного дерева делали скрипки великие мастера Амати и Страдивари? (Из ели)
2.Из какого растения делают барабан тамтам? (Из тыквы)
3.Из какого дерева делают контрабасы? (Из кавказской пихты)
4.Превратите хвойное дерево кипарис в виртуозную пьесу с причудливой сменой эпизодов и настроения (Кипарис – каприс)
5.Путём перестановки букв превратите животное из отряда приматов с названием «гамадрил» в музыкально- поэтическое произведение, которое сложилось на основе народной песни в ХIV веке. (Мадригал)
6.Садко играл на яворчатых гуслях. А из чего они были сделаны? (Явор- белый клён)
7.Какая птица, когда возвещает о начале грозы – издаёт звук флейты? (Иволга)
8.И крупный хищник, и длинная пластинка из дерева или пластмассы у струнных инструментов. (Гриф)
9.Какое вещество, получаемое при перегонке смолы хвойных деревьев, употребляется для натирания смычков? (Канифоль)
10.Какая птица с названием музыкального инструмента изображена на монетах Австралии? (Лирохвост)
11.Какой композитор написал «Вальс Цветов»? (Чайковский)
(Видео «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик»)
3 тур «Кто и что это?»
Ведущий:
Вам нужно догадаться, какие ноты необходимо добавить, чтобы можно было прочитать и сказать: кто и что это?
(Каждой команде даётся на листах отдельное задание.)
Оценивается полный ответ (расшифровка, фамилия, профессия или название семейства -2-3 балла)
(Звучит музыка)
ША..ПИН (Шаляпин – певец)
А..БЬЕВ (Алябьев – композитор)
ФО..ЛЬ (Форель - речная или озёрная рыба семейства лососевых)
ПО….Р (Помидор - плод растения семейства паслёновых)
ЧЕ..ПАХА (Черепаха - пресмыкающееся)
КОН..Р (Кондор - хищная птица из семейства грифов)
Т.. (Тля - паразитическое насекомое из отряда полужесткокрылых)
..ВУЧ (Сивуч - морское млекопитающее из семейства ушастых тюленей)
….ВЕЙГ (Сольвейг - героиня поэмы Генрика Ибсена и музыки Эдварда Грига «Пер Гюнт»)
(видео ария Сольвейг)
4 тур «Песенный конкурс. Кто больше?"
Ведущий:
А теперь вы должны спеть песни, в которых есть названия растений и животных.
Команды поют песни ( в течение 5 – 10 минут)
Ведущий:
Какое высказывание, наш взгляд, более точно говорит о музыке? Почему Вы так думаете?

(Каждой команде выдаётся лист, на котором написаны высказывания о музыке)


«Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.» Сюнь-цзы

«Из всех искусств музыка — самое человечное и распространенное.» Жан Поль

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.» Платон

Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его. Р.Роллан Р.

(Заслушиваются высказывания)
Подводятся итоги, объявляется победитель.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного мероприятия «Изобразительное искусство, литература и биология», 6-7 класс Внеклассное мероприятие по биологии, 7 класс Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 7 классов по теме «Знаете ли вы птиц?» Игра «Эрудит». Сценарий для 6 - 7 класса
Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 7 классов по теме «Знаете ли вы птиц?» | Игра «Эрудит». Сценарий для 6 - 7 класса
Опубликовано: 704 дня назад (4 января 2015)
Просмотров: 1929
+2
Голосов: 2
Наталья Борисовна Щипцова # 4 января 2015 в 18:53 +1
Уважаемая Наталья Сергеевна, с интересом познакомилась с Вашим интегрированным мероприятием. Сразу примите мой голос. Увлекательное и познавательное мероприятие, разнообразные конкурсы и викторины, переплетение биологии и музыки, интересная идея. Занятия интегрированного характера очень увлекательны, полезны и интересны детям. Отличные фотографии дополняют общее впечатление, спасибо за Ваш труд. Обязательно добавлю в закладки и кое что возьму для своих учеников. Творческих успехов +1
Татьяна Владимировна Днепровская # 5 января 2015 в 08:19 0
Уважаемая Наталья Сергеевна, с большим интересом познакомилась с Вашим интегрированным мероприятием. Удивляет и поражает как педагоги могут так все видеть!!! Это же прекрасно музыка и биология... Спасибо.