Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок по русскому языку в 9 классе

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»
Цели урока:
1.Обучающая цель:
знакомство с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения и производить их синонимическую замену, различать способы связи придаточных определительных с главным предложением; формирование навыков постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении (СПП), составления схемы предложения;

2. Развивающая цель:
работа над правильным употреблением в речи данного вида предложений, совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях; развитие грамотности, внимания, памяти, логического мышления, мыслительных процессов; активизация познавательной деятельности обучающихся.

3. Воспитательная цель:
воспитание уважения к предмету, любви к слову.

Методические приемы:
фронтальный опрос обучающихся, запись под диктовку, работа с учебником, комментированное письмо, конструирование предложений
Оборудование:
учебник под редакцией С.Г. Бархударова «Русский язык.9 класс», компьютер.
Тип урока:
урок изучения нового материала
Структура урока
I Организационный момент,
целеполагание
II. Актуализация знаний
1.Опрос по теории предыдущих уроков, проверка домашнего задания
1.Что такое СПП?
2.С помощью чего присоединяются придаточные предложения к главному?
3.Как отличить союз от союзного слова?
4.По каким признакам мы можем определить, что это главное предложение?
2.Тренировочное задание
Задание:
Записать под диктовку предложения, расставить знаки препинания. Выделить графически части СПП, определить средства связи в них.
1.Чтобы сократить путь, я свернул с утоптанной проселочной дороги и пошел напрямик.
2.Мне показалось, что меня окликнули.
3.Здесь недавно кто-то прошел, потому что следы еще не успела замести поземка.
4.Пока я выбирался из леса, совсем рассвело.
III. Объяснение нового материала
а) Слово учителя:
-Сегодня речь пойдет о придаточных определительных.
На мультимедийной доске даны 2 предложения (Слайд №1)
1.Сосна, посаженная дедом, превратилась в могучее дерево.
X,/причастный оборот/,….
2.Сосна, которая посажена дедом, давно превратилась в могучее дерево.
[сущ, (которая….),…. ].
Запишите предложения в тетрадь. Давайте дадим характеристику данным предложения, начертим схемы.
(Слайд №2)Вывод:
Во втором предложении придаточное похоже на определение, отвечает на вопрос какой?, относится к одному слову в главном предложении- существительному, употребляется после него. Такие придаточные называются определительными. Придаточные определительные присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов. В данном случае- это союзное слово который. Предложения, которые мы с вами записали, являются синонимичными. Причастный оборот чаще всего употребляется в книжной речи, придаточные определительные предложения в разговорной.
Б)чтение учащимися теоретического материала в учебнике (стр.20-21)
Ответьте на вопросы:
-На какой вопрос отвечают придаточные определительные?
-Место придаточного в предложении.
-С помощью чего присоединяется к главному предложению?
-Какие придаточные называются местоименно- определительными?
-Как отличить определительное придаточное от местоименно- определительного?
IV. Физкультурная минутка
V. Закрепление изученного материала
а) Запись предложений под диктовку
Задание:
Укажите главные предложения и придаточные определительные. К чему относятся придаточные и чем они приклепляются. Перепишите, расставляя запятые.
Я бросился под высокий куст орешника, над которым молодой, стройный клен красиво раскинул свои легкие ветки. (И.С. Тургенев)
Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей (А.С. Пушкин)
Так быстро скачет только тот, за кем раскаяние мчится! (М.Ю. Лермонтов)
Он мне обрадовался и стал расспрашивать о событиях, коим я был свидетелем. (А.С. Пушкин)
Первая и самая большая роскошь, которую я себе дозволяю, это доверие к людям. (М. Пришвин)
Меня забавляло высказывать свое презрение людям, которые всех презирают (Чаадаев).
б) Работа по учебнику
(комментирование письмо, выполнение упражнений №36, №37)
в)Конструирование предложений (Слайд №3)
-Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и местоименно- определительными, соответствующие схемам:
1.[…..,(где….),…..].
(Улицы, где мы провели детство, навсегда останутся в памяти).
2.[….то…], (что…..).
(Надо закончить, наконец, то дело, что мы начали на прошлой неделе).
3.[….тот], (кому……).
(Друг- это тот, кому можно доверять).
4.[Все, (кто…..),…..].
(Все, кто был в походе, еще больше сдружились за эти две недели).
VI. Подведение итогов урока.
Рефлексия
• Что удалось и не удалось на уроке?
• Что затруднило вас в течение работы на данном уроке?
VII. Оценивание,
выставление оценок
VIII.Домашнее задание
(теоретический материал, стр. 20-21, №38, №40)

Рекомендуем посмотреть:

Познавательно-развлекательная игра по станциям "Наш прекрасный русский язык" (9-10 класс) Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Шаблон для выполнения части С2 ГИА Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса коррекционных школ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса

Интеллектуальная игра по русскому языку, 9-11 класс

Урок знаний по русскому языку, 9 класс

Урок игра по русскому языку в 9 классе

Опубликовано: 3614 дня назад (2 июня 2014)
Просмотров: 7121
Рубрика: Конспекты
+2
Голосов: 2
Анна Александровна Овсянникова # 3 июня 2014 в 09:41 0
Очень приятно было просмотреть этот материал. Урок получился насыщенным. Возьму на заметку