Конкурсы для педагогов и детей

Образовательный проект как способ развития способностей ребенка в детском саду

Статья «Образовательный проект как способ развития способностей ребенка».
Автор: Димаева Наталья Васильевна
Место работы: МБДОУ детский сад №9 "Росиночка" г. Спасск-Дальний Приморский край
Статья для воспитателя детского сада «Образовательный проект как способ развития способностей ребенка».
Перед педагогом стоит задача развития свободной творческой личности ребенка, его способностей и компетенций, подготовка к жизни в современном обществе. Для достижения этих задач большое значение имеет проектная деятельность. Почему именно проектная деятельность? Педагогические исследования показывают, что современное образование сталкивается с проблемой снижения интереса к образовательному процессу. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу; успеваемость детей падает, снизилась положительная мотивация к занятиям. Как поправить ситуацию? Как повысить интерес к образованию, какой найти способ организации образовательного процесса, чтобы взаимодействие педагога и воспитанника при осуществлении практической деятельности по достижению поставленной цели, способствовало развитию каждого ребенка как самоценной личности. Такой составляющей педагогического процесса является проектный метод.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе образовательного проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Педагог организует проблемную ситуацию для детей, но не предлагает свои варианты решения, т.е. уходит от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу.
Проектную деятельность лучше начинать организовывать в возрасте от 3,5-4 лет на подражательно - исследовательском уровне. Дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему. В этом возрасте ребенок неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. Его мир - это мир «здесь и теперь».
Так, в проекте «Поможем любимым игрушкам» детям были предложены игровые ситуации: «Таня громко плачет, Мишке оторвали лапу, Зайку бросила хозяйка» и т.д. Они помогли создать игровую мотивацию: «Оказать помощь игрушкам, попавшим в беду». Таким образом, дети вовлекались в поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта). Доставали мяч из воды палочкой, ложкой, карандашом; прикрепляли мишке лапу шнурком, бинтом; поливали зайку из лейки и насухо вытирали и т. д.
К концу 5-го года дети переходят на развивающий уровень. Дети имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать помощь друг другу. Активно сотрудничают в совместной деятельности со сверстниками.
У 6-7 летних детей интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально–волевая, действенно – практическая. В этом возрасте происходит творческий этап развития проектной деятельности. Очень важно на этом этапе создавать, развивать и поддерживать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов:
«Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?»
Так, в проекте «Какие мы разные», ребята узнали о расовом многообразии людей, населяющих нашу планету, об отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья, об особенностях поведения детей раннего возраста.
Данный проект способствовал развитию эмоционально - волевой сферы ребенка. Дошкольники осознали себя частью коллектива - группы, своей страны, планеты Земля.
Работа над проектом «Главное чудо – мы есть друг у друга» помогла решить задачи нравственного воспитания: приобщить к элементарным общепринятым нормам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ценностного отношения к другому человеку.
Дети нашли ответы на свои вопросы: «Почему маленькие дети плачут чаще?», «Каким людям необходима наша особая помощь и внимание?»
Решая проблемы «Чем мы отличаемся друг от друга?», «Мы похожи, потому что, мы люди», дети выдвинули гипотезу: «Мы считаем, что все дети отличаются друг от друга, потому что у всех разные лица». Поиск ответов на эти вопросы включал работу с журналами, фотографиями, иллюстрациями. В игре «Корреспонденты» дети проводили опрос взрослых, рисовали портреты разных людей. Составляли таблицы, классифицировали информацию и узнали, что у людей не только разные лица, но и разный рост, разные цвет глаз, узнали, сколько в саду девочек и мальчиков, что все любят играть, петь, рисовать, но игры мальчишек другие, чем у девчонок. На нашей планете проживает очень много разных народов. Они говорят на разных языках, у них разный цвет кожи, волос. Все любят разную еду и носят разную одежду. Дети сделали вывод: «Мы поняли, что все мы отличаемся друг от друга. У нас разные не только лица, но и цвет кожи, волос. Всем нравятся разные игры, у всех разные привычки.
Идеи проектов приходят из случайных замечаний, происшествий, вызвавших у детей интерес. Например, проект «Солнечные дети» родился из вопроса детей: «Почему Слава и Алёна не такие, как мы?»
Проект «Солнечные дети» помог понять воспитанникам, что есть дети с особенностями здоровья. Выдвинув гипотезу о том, что Славе и Алене нужны помощь и внимание, потому что они не похожи на нас, беспомощны, дети обратились к взрослым, от которых узнали, что Алену и Славу называют «солнечными» детьми, потому что они очень добрые, ласковые, всегда улыбаются. Их лицо напоминает солнышко. Итогом работы над проектом стали правила:
«Как дружить с детьми, не похожими на нас»
• никогда не смейтесь над такими детьми;
• помогайте им, если у них что-то не получается;
• говорите добрые слова, хвалите их за то, что они умеют делать;
• играйте с ними в те игры, которые им по силам.
Работа над проектами способствовала развитию познавательных, коммуникативных и регулятивных способностей. Дети научились следовать задуманному плану, работать со схемами и символами, определять этапы реализации проекта, и т. д. Приобрели умение публичного изложения своих мыслей. Учились работать в группе, у них формировались способности к самоанализу, умение выстраивать из частей целое, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, выбирать адекватные решения, отвечать на вопросы: «Чему учиться?», «Чему мне необходимо учиться?»; находить свою роль в коллективном деле.
Проекты стимулировали детскую познавательную инициативу. В процессе взаимодействия по реализации проектов учитывались разные особенности и способности детей. Одарённым ребятам предлагалась расширенная опытно – экспериментальная часть работы по изучению проблем взаимоотношения детей с синдромом Дауна; особенностей игр с детьми раннего возраста; влияния гендерных особенностей на предпочтения в игре. При работе детям предоставлялось больше возможности для самостоятельного творческого поиска, выводов в работе, использования информационных образовательных ресурсов.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья при выполнении проектного задания предусматривались пошаговые календари заданий, уменьшен объем проводимых наблюдений. Ребёнку оказывалась постоянная индивидуальная помощь педагога. Результаты работы представлялись в виде устных ответов за каждое выполненное календарное задание.
Родителям предоставлялась разная степень участия в проектах: участие на отдельных этапах, роли консультантов, материально – техническая поддержка и др. У них формировалось представление о методе проектов как эффективном условии развития способностей их детей, позволило объединить усилия семьи и ДОУ для развития и воспитания детей и осуществления взаимопомощи при решении возникающих проблем. Родителям более полно открылась жизнь ребенка в детском саду. Они были вовлечены в педагогический процесс.
При организации проектной деятельности с дошкольниками целесообразно придерживаться следующих правил:
1. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
2. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы и эмоциональный отклик детей.
3. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский опыт.
4. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
5. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.
6. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с детьми творчества.
Проектный метод представляется мне актуальным и важным в свете введения нового федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит системно - деятельностный подход. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения живости и притягательности процесса познания; сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию, способом развития способностей ребёнка.

Рекомендуем посмотреть:

Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра Как развивать логическое мышление у дошкольников Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду

Похожие статьи:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Участник №234 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Беседа для дошкольников старшей группы на тему: Добро | Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП с презентацией
Опубликовано: 637 дней назад (9 марта 2015)
Просмотров: 1032
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Ксения Владимировна Цветкова # 9 марта 2015 в 11:31 +1
Согласна с вами полностью!Проект - очень хороший способ заинтересовать и вовлечь ребенка непосредственно в процесс обучения. Предлагаю вам написать следующую статью для педагогов и воспитателей с примерной тематикой и целями, реализующимися в ходе проекта. Спасибо! +1 от меня smile
Наталья Васильевна Димаева # 10 марта 2015 в 04:45 +1
Спасибо за комментарий и оценку! Над следующей статьей уже начала работать.
Оксана Михайловна Жидикина # 15 марта 2015 в 10:55 +1
Здравствуйте, Наталья Васильевна. Полезную статью Вы представили коллегам. Проектная деятельность - требование по ФГОСу. Развитие творческих способностей, компетенций -современные требования в образовании. Возьму материал на заметку. Спасибо!
Ольга Николаевна Платонова # 25 апреля 2015 в 19:40 0
По проектной деятельности работаю 3 года. Мне очень понравилась Ваша работа. Отдаю за Вас голос.