Конкурсы для педагогов и детей

Профориентационная работа с воспитанниками социально-реабилитационного центра

Организация профориентационной работы с воспитанниками социально-реабилитационного центра.
Профессиональное самоопределение - это осознанный выбор личностью профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.
Важнейшим средством профессионального самоопределения ребенка является профессиональная ориентация, то есть целенаправленная работа, предполагающая оказание помощи молодому человеку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях.
Профессиональное самоопределение - это стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в социозащитном учреждении. У этих детей чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Это связано с тем, что в неблагополучных семьях образ жизни родителей не является положительным примером для детей. В таких семьях взрослые уклоняются от профессиональной деятельности, для них характерен низкий уровень ответственности, как за организацию собственной жизни, так и жизни своего ребенка. Поэтому дети, поступающие в социально-реабилитационные центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии, является социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях.
Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.
Профориентационная работа с воспитанниками социально-реабилитационного центра осуществляется всеми специалистами: воспитателями, педагогами-психологами, воспитателями, социальными педагогами, инструкторами по труду, с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей.
Эта работа направлена на помощь ребенку в поиске своего места в жизни, в осознании им собственных способностей и возможностей, в определении себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.
Основываясь на вышеизложенную концепцию профессионально ориентационной работы можно сформулировать основные задачи:
• воспитание чувства долга, отношения к труду как к важнейшей жизненной потребности, понимание личной и общественной необходимости труда, трудолюбия;
• развитие и изучение профессионально значимых физических, физиологических и психологических свойств и качеств ребенка, формирование профессиональной направленности с учетом личных психофизических особенностей воспитанника;
• ознакомление детей с профессиями, с самой проблемой сознательного выбора профессии, с потребностями развивающегося общества в кадрах;
• активизация у воспитанников познавательной деятельности; самопознание и самовоспитание в связи с задачей выбора профессии;
• создание условий для осуществления профессиональных проб по различным группам профессий.
Работа по профессиональной ориентации воспитанников, как и вся воспитательная работа в социально-реабилитационном центре, строится с учетом возраста детей и подростков. Каждая возрастная группа решает свои задачи. Работа по профессиональной ориентации воспитанников, как и вся воспитательная работа в социально-реабилитационном центре, строится с учетом возраста детей и подростков. Каждая возрастная группа решает свои задачи.
В дошкольном возрасте ставятся следующие задачи:
• познакомить воспитанников с различными профессиями сотрудников центра (повар, врач, воспитатель и т.д.);
• создать условия для выявления способностей детей к определенным видам деятельности и их развития;
• способствовать расширению уровня социального общения, познакомить с профессиями людей, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни в социуме (водитель, кондуктор, продавец);
• информировать о средствах и источниках существования человека, о роли труда в жизни личности и общества, о деньгах как эквиваленте человеческого труда;
• создать условия для развития трудовых навыков, воспитывать трудолюбие.
Цель на данном этапе состоит, естественно, не в том, чтобы побудить детей к выбору какой-нибудь профессии, а в том, чтобы воспитать у них уважение к труду взрослых, создать первоначальный круг представлений о разнообразии видов труда. Профориентационная деятельность носит информационный характер, используются такие формы работы, как беседа, встреча, экскурсия, игровая программа, конкурс, сюжетно-ролевая игра. А также - практический характер, где дошкольнику предоставляются возможности проявлять себя и свои способности в творческой и бытовой деятельности, используются следующие формы работы: трудовые поручения, участие в выполнении труда по самообслуживанию, кружковые занятия, занятия по интересам, трудовая деятельность в мастерской.
Для младших школьников определены задачи:
• выявить и способствовать формированию разнообразных интересов, склонностей и способностей воспитанников;
• воспитывать у детей уважение к труду;
• содействовать расширению представления о многообразии профессий;
• способствовать формированию ответственного отношения к порученному делу, готовности к любому бытовому труду;
• побудить воспитанников к осознанию своего профессионального выбора и целей в жизни.
На этом этапе работы профориентационная деятельность приобретает диагностический характер (выясняются желания ребенка, его интересы и профессиональные склонности, сравниваются с личностными и индивидуальными особенностями). Большое значение имеет организация психологической подготовки к выбору профессии и самореализации (развивается потребность и желание осуществлять трудовую деятельность, умение правильно представить себя, свои личностные и профессиональные умения), проводятся индивидуальные профессиональные консультации. Большее значение уделяется практической работе. На основе трудовой деятельности, игровых ситуаций, инструктивно-практических занятий организовываются для воспитанников пробы своих сил в различных профессиях 5 типов: «человек - природа», «человек - техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек - художественный образ».

Профориентационная работа со старшими школьниками строится через решение следующих задач:
• провести диагностическую работу с подростком с целью первичного выявления его профессиональных интересов;
• содействовать формированию осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора, который может сделать подросток;
• помочь подростку прикоснуться к предполагаемой профессиональной деятельности.
На данном этапе работы большое значение имеет практическая деятельность, то есть ознакомление воспитанников с различными профессиями в процессе вовлечения их в трудовую деятельность по выбранной специальности, в реальные жизненные отношения в трудовом коллективе. Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения протекает успешно.
Деятельность информационного характера осуществляется в виде индивидуальной консультационной помощи подростку в изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и способностям, а также обучения юридической грамотности, формирования представлений о профессиональном росте, современных экономических условиях рыночной экономики.
Психологическая подготовка, основанная на диагностическом материале и личностно-ориентированном подходе, направлена на развитие умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на развитие коммуникативных способностей и реализации индивидуальных программ личностного роста.
Профессиональное самоопределение – процесс длительный, результат динамического процесса, который нельзя ограничить каким-либо возрастным этапом. Чем раньше ребенок начинает осознавать мир профессий и искать свое место в нем, тем более высок результат его профессионального самоопределения.

Рекомендуем посмотреть:

Выступление агитбригады на встрече по профориентации лицее, колледже Уходить ли из школы после 9 класса? Профориентация на уроках географии Внеклассное мероприятие по профориентации для воспитанников 6 класса специальной (коррекционной) шко

Похожие статьи:

Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры

Опросник профессиональных предпочтений

О наиболее популярных профессиях для школьников

Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии

Занятия по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация

Трудный подросток и особенности работы с ним
Опубликовано: 388 дней назад (15 ноября 2015)
Просмотров: 963
+5
Голосов: 5
Вера Валерьевна Ляпина # 15 ноября 2015 в 19:53 +1
Такая работа- просто необходима, Наталья Васильевна! Спасибо за приглашение. Профессионально, актуально!
Светлана Федоровна Жидова # 15 ноября 2015 в 20:04 +2
Профессиональное самоопределение-выбор дальнейшего жизненного пути в профессии!Считаю, что в современной школе недостаточно уделяется внимания этому направлению. Спасибо Вам за интересную и полезную статью. Творческих Вам успехов!
Надежда Юрьевна Горбова # 16 ноября 2015 в 10:50 +1
Наталья Васильевна, очень актуальная статья во все времена. В благополучных семьях иногда дети не сразу выбирают для себя правильное проф. направление. Статья хорошая,задачи для каждого возраста подробно прописаны. Конечно, для поставленной цели требуется комплексный подход. Правильный выбор профессии, согласно природе человека, очень важный шаг в жизни. От этого выбора будет зависеть насколько человек будет себя чувствовать комфортно, реализовано в жизни.
Анна Владимировна Самсонова # 17 ноября 2015 в 12:35 +1
Наталья Васильевна , спасибо за приглашение. Замечательная тема. Держите голос.
Наталья Александровна Ермакова # 18 ноября 2015 в 11:31 +1
Наталья Васильевна, замечательная и нужная публикация,+1