Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по русскому языку для 2 класса. Слова - синонимы

Урок русского языка во 2 классе
Пояснительная записка.
Учитель: Салтыкова Наталья Васильевна, класс – 2 «в».
УМК «Начальная школа XXI века». Иванов С.В., Евдокимова А.О.: учебник «Русский язык: 2 класс- 2ч.
Тема: «Слова - синонимы». (Урок 97 в учебнике)
Тип урока: Изучение нового материала
Задачи урока:
1. Логически вывести определение слова - синоним, дать понятие «слова - синоним» на основе знаний детей, наблюдать за сходством и различием слов - синонимов;
2. Развивать умение находить слова – синонимы среди других слов, развивать
мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
3. Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться. Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса: «О чём говорят синонимы», «Определение синонимов», «Роль синонимов» раздаточный материал.
Методы обучения: системно деятельностный подход.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, группах, дифференцированная работа.
Вид обучения: проблемный.
Планируемый результат:
Выпускник научится:
- различать сходство и различие слов – синонимов;
- находить слова – синонимы среди других слов.
Выпускник получит возможность научиться:
-подбирать самостоятельно слова - синонимы.
Технологическая карта урока
Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
познавательная коммуникативная регулятивная
1. Актуализация знаний, постановка цели и задачи урока. Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. 1)Орг. момент.
- Предлагаю, ребята, вам отправиться в путешествие – в удивительный мир русского языка. Согласны?
А сопровождать нас будут такие же ребята, только постарше вас.
- Скажите, с какой целью нужно изучать русский язык?
- Что вас ожидает на уроке, вы узнаете из карточек подсказок.

Слушают учителя и отвечают на вопрос. Слушают в соответствии с целевой установкой.
2)Каллиграфическая минутка.
С чего мы начинаем урок? (подсказка 1)
- Открыли тетради, записали:
20 марта.
Классная работа.

- Посмотрите на слоги. Чем похожи? Чем различаются?
- Пропишите их.

Дают характеристику, анализируют, выделяют признаки.

Взаимодействуют с учителем.
Принимают и сохраняют учебную задачу.
3)Словарная работа.
- Составьте слово из этих слогов.
-Запишите. Выделите ударение.
-Назовите ударный слог.
-Назовите опасное место?
-Подберите проверочное слово.
- - Если нельзя проверить, то написание нужно запомнить. Значит это..? (подсказка 2)
-Составьте предложения со словом «ребята».
-Запишите 1 предложение.
Осуществляют актуализацию знаний.
Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время фронтального опроса.

Слушают в соответствии с целевой установкой, дополняют и уточняют высказанное мнение.
4) Создание проблемной ситуации.
- Ответьте на вопрос.
Что такое текст?
(подсказка 3) -давайте подумаем.
- Прочитайте.
- Это текст?
- Вам понравился этот текст?
- Что портит этот текст?

- Что нужно сделать, чтобы данный текст стал выразительным?
- Назовите значение слова «ребята».
-Подберите однокоренные слова.
-Как по- другому можно сказать?
- Как называются эти слова?
(А что такое синонимы?)
Учитель фиксирует проблемный вопрос.

Пытаются ответить на поставленные вопросы.
Анализируют и доказывают свою точку зрения.

Формулируют тему урока по вопросу.

Строят высказывания, формулируют вопрос.
Принимают и сохраняют учебную задачу.
2. Введение нового материала.
Поиск решения учебной задачи 1)Тема урока:
Слова- синонимы.
-А чтобы узнать (подсказка 4) - тайну языка, скажите, какую цель поставим перед собой на урок?
-Знакомиться с этим понятием будем (подсказка 5) по группам.
2)Групповая работа.
Разделитесь на 4 группы:
- Помните о правилах работы в группе.
1- гр. Ищет значение в толковом словаре Даля.
2- гр. Читает в учебнике стр. 42.
3- гр. Слова перепутались, нужно восстановить предложение.
4- гр. Ищет значение в толковом словаре Ожегова.

- Группа, которая готова, поднимает руки. Один от группы выступает.
-Проверим, как вы справились с заданием.

3)Вывод.
- Кто попробует ответить на проблемный вопрос?
-По тайну языка узнали,
( подсказка 6) - историю языка, кто прочитает на стр. 43 и скажет, откуда пришло слово «синоним».

4)Задания на закрепление (по слайдам)

5)Физкультминутка для глаз.
- Пора нашим глазкам отдохнуть. Повторяйте движение только глазами.
Формулируют цель урока по вопросу.

Осуществляют осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Взаимодействуют в малых группах.
Во фронтальном режиме слушают ответы учащихся.
Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Сотрудничают в поиске и выборе информации.
Осуществляют самоконтроль процесса выполнения заданий.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

3.
Закрепление нового материала. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. 1)Работа с учебником.
- Откройте учебник.
- Рассмотри картинки упр.1.
- Назовите слова, обозначающее действие на рисунке. - Придумайте с этими словами предложения.
- Как можно назвать эти слова?
- Что объединяет слова?
-Для чего же нужны синонимы?

- Чтобы ответить и на этот вопрос предлагаю поработать (подсказка 7) -в парах.
2)Самостоятельная работа.
Задания на листочках:
• Имя существительное.
Задание. Из данного списка, составь слова парами, близкие по значению:
Темнота, отметка, дом, весна.
Здание, оценка, сумерки.
Какое слово "лишнее"?
• Имя прилагательное.
Задание. Из данного списка составь слова парами, близкие по значению:
Быстрый, трудолюбивый.
Работящий, скорый, ласковый.
Какое слово "лишнее"?
• Глагол.
Задание. Из данного списка составь слова парами, близкие по значению:
Сказать, прыгать.
Мыть, говорить, скакать.
Какое слово "лишнее"?
3)Проверка.
- Зачитайте, какие пары слов у вас получились?
-Назовите лишние слова.
- Все справились с заданием?
- У кого были трудности?

-Можем ответить на вопрос?
- Молодцы!

4)Выводы.
- А теперь предлагаю вернуться к нашему тексту.
-Что мы хотели сделать?
- Какими словами заменим слово «ребята»?

- А зачем?
- Прочитайте текст еще раз. Так выразительнее получилось?
- Ребята, есть специальные словари, в которых написано значение синонимов. Анализируют значения слов.

Структурируют знания, выбирают наиболее эффективные способы решения задач Осуществляют рефлексию способов и условий действия.

Анализируют и приводят доказательства. Воспринимают на слух ответы учащихся.

Управляют поведением партнера, оценивают действия партнера.

Выполняют учебные действия.
Осуществляют самоконтроль.

Корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.
Принимают и сохраняют учебную задачу.

4. Физкультминутка. Снятие усталости. Вновь у нас физкультминутка,
Повернулись, ну-ка, ну-ка,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать и читать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка. Принимают и сохраняют учебную задачу.

5. Самостоятельная работа с проверкой.
Коррекция отработки способа. 1)Выполнение теста.
- Наше путешествие подходит к концу.
Предлагаю проверить свои знания и выполнить самостоятельно небольшой тест.
-Готовы проверить свои знания?
Самостоятельная работа.
• Найди пары синонимов.
Поставь
приятель воин
солдат друг
шагать горе
красный идти
печаль труд
работа алый
• Напиши, каких зверей так называют?
Косой - _____________;
Серый - _____________;
косолапый - _________________.
• Допиши предложения:
Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются ______________________.
2)Проверка (по слайду).
-Справились?
-Самопроверка по слайду.
-Оцените себя.
Поднимите руки. 5 -.., 4- …,3-…
-Молодцы.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Применяют новые знания.

Осуществляется пошаговый контроль по результату.
6.
Итог урока. Рефлексия деятельности. - Давайте подведем итог нашего урока.
-Что нового вы сегодня узнали для себя?
-Выскажите свое мнение.

-Вы хорошо поработали, оцените свою работу на уроке.
На выбор.
- Спасибо за урок! Участвуют в беседе по итогу урока. Формируется умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, формируют контрольно-оценочную деятельность: оценивают уровень владения учебным действием (отвечают на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Скачать Конспект урока по русскому языку для 2 класса. Слова - синонимы

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова» Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс Анализ заданий учебников русского языка 2 класса Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Похожие статьи:

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса

Опубликовано: 130 дней назад (28 июля 2016)
Просмотров: 496
+2
Голосов: 2
Лейсан Ильгизовна Ханипова # 11 августа 2016 в 16:20 0
Очень интересный урок! Развивает мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся.Спасибо Вам большое.Голос
Валентина Дантоновна Аус # 16 августа 2016 в 20:25 0
Наталья Васильевна! Благодарю за великолепный урок. Разработан по новым стандартам, дети совершают различную деятельность, направленную на усвоение материала. В каждом шаге логика, система. Спасибо! Голосую.