Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему: Новый год

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Украшаем ёлочку".
Автор: Карло Наталья Викторовна, учитель-логопед МБДОУ №132 Октябрьского района города Ростова-на-Дону.

Предлагаю вниманию коллег конспект занятия, который обобщает знания, умения и навыки детей с нарушениями речи, полученные ими на занятиях по формированию фонематических процессов и обучению грамоте в первом периоде обучения в старшей логопедической группе. Так же это занятие создаст у детей радостное настроение в предновогодние дни, научит их практически применять имеющиеся у них навыки, а результатом будут гордиться не только дети, но и их родители и педагоги.

В старшей логопедической группе для детей с вторым и третьим уровнем речевого развития в первом полугодии изучались гласные буквы А, У, И, О, Ы. Так как звук Ы в слове первым не бывает, то для занятия использовались хорошо знакомые детям картинки на другие изученные звуки. В целях профилактики дисграфии я знакомила детей с тем, что «буква О слабая, и грамотные люди запоминают слова, которые пишутся с буквы О, хотя звук О там не слышен» - очки, огурец, обезьяна. Слова «овца» и «оса» мы на занятии проверяли множественным числом – овцы, осы. Так же я использовала картинки, где О стоит вначале слова под ударением: ослик, обруч, облако, осы. Все используемые картинки есть у детей в разрезной азбуке, азбуке на кубиках, в лото «Найди первый гласный».
Дети хорошо знакомы с приёмом рисования пластилином и способом размазывания, и способом выкладывания контура «колбасками».
Для занятия я подготовила и распечатала на цветной офисной бумаге контурное изображение ёлочных шаров.

Затем распечатала на цветном принтере, вырезала и наклеила картинки, названия которых- начинаются с гласных звуков А, О, У, И.

Я сначала целиком ламинировала листы, а потом вырезала шарики и пробила дыроколом в петельке отверстия.

На куске ламинированного ДВП самоклеящейся зелёной плёнкой изобразила ёлку, и забила в неё разноцветные канцелярские гвоздики.
Дощечки, салфетки и пластилин подготовила воспитатель группы.

Я знаю, что, читая мой конспект, творческие, думающие и всегда находящиеся в поиске педагоги, смогут добавить и предложить массу приёмов обыгрывания елочки и шариков, другие способы украшения шаров. Ребята предыдущего набора украшали буквы бусинами, пайетками, разноцветными бумажными комочками. Но, составляя этот конспект занятия, я ориентировалась на уровень развития внимания, уровень понимания речевых инструкций, уровень моторного развития детей именно этой группы. К сожалению, у всех детей группы эти уровни пока низкие или чуть ниже среднего. Речевая деятельность детей на занятии невысокая, так как в группе есть дети с алалией и заиканием, коррекционная задача предполагает сосредоточение детей на выделении звука, а «услышать звук легче в тишине».

Цель:
Закрепление навыков выделения первого гласного в слове; украшение панно «Ёлка» к новогодним праздникам.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- упражнять детей в самостоятельном проговаривании слов с выделением первого гласного звука;
- упражнять детей в определении первого гласного звука в слове;
-упражнять детей в соотнесении звука и буквы.
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематический слух;
- развивать пространственное воображение;
-развивать моторику пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать желание работать самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
-создать праздничное настроение у детей;
- воспитывать чувство гордости за свой вклад в украшение группы.
Оборудование:
Панно "Ёлка".
Ламинированные бумажные шарики с отверстием для ленточки.
Разноцветные атласные ленточки длиной около 15 см.
Разноцветный пластилин.
Доски для лепки.
Влажные салфетки.
Ход занятия.
Дети располагаются на ковре в группе. Звучит знакомая им песня о ёлке (У нас на занятии - «Я ёлка современная»).
Логопед:
В доме – радость, елка появилась,
Целый год мы гостью эту ждали.
Мы ей в лес давно письмо послали,
Чтоб у нас на праздник поселилась.

Чтобы елка наша не скучала,
Мы на ней развесили игрушки,
Из стекла шары и три хлопушки,
И она от счастья хохотала.

Логопед. Ребята, у нас в группе уже очень красиво и нарядно. А вот ёлочка для кабинета ещё не наряжена. Смотрите, какая посылка пришла сегодня в наш детский сад!
Логопед показывает посылку, открывает её и вместе с детьми рассматривает!
Логопед. Наш друг – гном Звуковик прислал посылку с новогодними шарами. А вот и письмо от него:
«Здравствуйте, ребята! Скоро Новый год! Я хочу помочь вам украсить новогоднюю ёлку. Посылаю вам шары! На каждом шарике есть картинка, а вот с обратной стороны шарик пустой. Его тоже нужно украсить. Вы знаете гласные буквы и умеете находить их в начале слова. Украсьте шарики красивыми буквами! Только под нарядной ёлкой можно найти подарки!»
Логопед. Гномик предложил на каждом шарике написать букву, на которую начинается название картинки.
Логопед предлагает детям выбрать себе шарики.
Логопед. Посмотрите, ребята, какие шарики гладкие, блестящие. Получится написать на них букву карандашом? А чем можно написать букву на таком шарике? (фломастерами, маркером, полосками бумаги, пластилином).
Чтобы буквы получились красивые и аккуратные, нужно вспомнить из каких частей они состоят.

Дети вместе с воспитателем выполняют ранее разученные двигательные упражнения – изображение букв телом и пальцами, а логопед пишет и выкладывает из полосок бумаги эти буквы на доске, проговаривая название частей букв и их расположение относительно друг друга.

А – узнать её легко,
Ножки ставит широко.

Буква У напомнит ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.

Буква О всегда стояла
Круглая, нормальная.
Спать легла – бока помяла
И теперь овальная.

Буква И сказала так:
«Я похожа на зигзаг,
на верхушку острых гор
и немножко на забор!».

Дети рассаживаются за столы, начинают выполнять работу.
Вся дальнейшая помощь логопеда и воспитателя детям осуществляется в индивидуальном режиме. Объём помощи определяется индивидуальными особенностями развития моторики, слуха, внимания, усидчивости ребёнка. Если ребёнок затрудняется в назывании картинки и выделении первого звука, логопед пропевает слово вместе с ребёнком.

По окончании «написания» буквы пластилином логопед предлагает ребёнку выбрать ленточку, продеть её в отверстие шарика, завязать узелок.

Некоторым детям нужна помощь в завязывании узелка, тогда логопед показывает последовательность действий на своём (демонстрационном) шарике.
Петельку я делала самостоятельно, отдавала шарик ребёнку. По окончании работы дети вешали свои шарики на ёлку.


А теперь давайте все вместе сфотографируемся возле нашей звуковой ёлочки и отправим фотографию Гному Звуковику!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект НОД в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»

Участник №94 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Опубликовано: 694 дня назад (14 января 2015)
Просмотров: 1976
+13
Голосов: 15
Наталия Александровна Фролова # 14 января 2015 в 22:32 +1
Наталья Викторовна, спасибо за приглашение!Как бы ни была справедлива народная мудрость — «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, все уже сделал Ян Амос Коменский», — тем не менее год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы.
Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. На протяжении всей деятельности чувствуется любовь к детям,желание им помочь овладеть родной речью. Голос!
Наталья Викторовна Карло # 14 января 2015 в 22:58 +1
Наталия Александровна! Спасибо за тёплые слова и положительную оценку!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 14 января 2015 в 22:33 +5
Добрый вечер Наталья Викторовна! Познакомилась с вашим конспектом занятия в старшей логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Украшаем ёлочку». Интересное занятие вы подготовили и провели во время которого вы упражняли детей в самостоятельном проговаривании слов с выделением первого гласного звука, а также развивали фонематический слух, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук. Мне понравился ваш конспект. Мои вам пожелания пока у вас есть время подредактируйте ваш материал.На сайте существуют определённые правила и рекомендации по оформлению публикации. Посмотрите по ссылке, изучите:
http://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Напишите:
1. Автор, место работы
2. Описание материала
3. Цель которая должна отвечать на вопрос Что?
Желаю вам удачи в редактировании. С уважением Г.Е.
Наталья Викторовна Карло # 14 января 2015 в 23:02 +2
Уважаемая Галина Евгеньевна! Огромное спасибо Вам за Ваш комментарий и замечания. Я успела всё исправить за время, отведённое на редактирование. Я надеюсь, что сегодняшний опыт размещения материала позволит мне в дальнейшем избежать этих неточностей.
Цечоева Эсета Ханбулатовна # 15 января 2015 в 01:01 +2
Материал понравился.
Наталья Викторовна Карло # 15 января 2015 в 15:39 +2
Спасибо.
Цечоева Эсета Ханбулатовна # 15 января 2015 в 01:03 +2
Поздравляю всех с праздником! Счастья ,здоровья ,удачи в личной и профессиональной жизни.
Надежда Леонидовна Макарова # 15 января 2015 в 11:48 +2
Наталья Викторовна! Спаибо за приглашение! Разработка Ваша поравилась. Творческих успехов! Голос!
Наталья Викторовна Карло # 15 января 2015 в 15:40 +2
Спасибо!
захарова татьяна # 15 января 2015 в 14:38 +1
конспект интересный. А какая подборка материала!... Огромное спасибо, за Ваш труд. Кто не работает с такими детками, возможно тот не знает
Наталья Викторовна Карло # 15 января 2015 в 23:58 +1
Спасибо, Татьяна. Очень приятно узнать мнение коллеги-профессионала. Педагогам, работающим с нормой, наши занятия могут показаться примитивными, но мы то знаем цену каждому правильному ответу и каждой скатанной колбаски.
Наталья Александровна Цибизова # 15 января 2015 в 17:12 +1
Хорошее занятие Вы подготовили и провели, Наталья Викторовна. Интересные игровые приёмы, которые вы используете, помогают ребятам осваивать такие необходимые для них навыки и умения. Ведь это так непросто, "вложить" знания в детей с тяжёлыми нарушениями речи! Ваш труд помогает ребятишкам адаптироваться в жизни и осваивать родную речь. Успехов Вам! +1
Наталья Викторовна Карло # 15 января 2015 в 23:53 +1
Наталья Александровна, спасибо за комментарий и оценку. У моих воспитанников дорога к знаниям трудная, поэтому хочется сделать её повеселее и поинтереснее!
Татьяна Галютина # 15 января 2015 в 21:12 +1
Наталья Викторовна, спасибо за приглашение!Занятие очень понравилось!Все задачи,поставленные Вами были решены,даже была предложена проблемная ситуация ("Получится написать на них букву карандашом? А чем можно написать букву на таком шарике?").Дети с удовольствием и интересом выполняли предложенные Вами задания,что видно по фото.Единственное на что хочу обратить внимание - оформление.В следующий раз необходимо убрать все лишние пробелы.Примите мой голос!Удачи Вам!
Наталья Викторовна Карло # 16 января 2015 в 00:06 +1
Спасибо, Татьяна. Первый раз трудно правильно графически расположить материал, когда фотографий не видно, а только ссылки. А потом ещё, наверное, это отпечаток профессии - всё должно быть отделено, разложено по полочкам, систематизировано. У меня и лекции всегда такие в училище были: всё по пунктам, с указаниями "отступите строчку", "С красной строки"... Зато когда студентки готовились к экзаменам, спасибо говорили. Но я и сама вижу, что пробелы в работе лишние. Я когда редактировала (3 раза), была так рада, что всё успела по замечаниям Галины Евгеньевны, что пробелов не заметила. Обязательно учту в следующей работе.
Игорь Владимирович Грушевский # 16 января 2015 в 00:13 0
Здравствуйте, Наталья Викторовна! Мне тоже очень понравилось Ваше занятие! Голос №5!
Наталья Викторовна Карло # 17 января 2015 в 20:20 0
Спасибо за голос, и за оценку!
Наталья Александровна Швецова # 16 января 2015 в 05:56 +1
Шикарная задумка!Я , как логопед, знаю как важно развивать мелкую моторику детям с нарушениями речи... а тут и красиво и полезно. Вот ламинировать дороговато... я бы просто обклеила шарики скотчем, как вариант.
Наталья Викторовна Карло # 17 января 2015 в 20:19 0
Наталья Александровна. спасибо за отзыв! Мои дети много лет засыпали под скрип скотча, когда я заклеивала карточки. Когда они выросли, то одним из первых их подарков был ламинатор, а если его нет, то конечно-же самый надёжный помощник логопеда - скотч (карточки сосут, жуют, теребят, на них плюют, так что без защиты - никак!)
Наталья Александровна Сердюкова # 16 января 2015 в 07:25 0
Здравствуйте, Наталья Викторовна! Очень интересный и важный материал. Дети учатся дифференцировать звуки, развивают мелкую моторику,пространственные представления, расширяют кругозор. Но самое главное, развивают память, запоминают графическое написание букв, учатся выделять звуки вначале слова и, конечно же, такие занятия мотивируют. Это важно и ценно для начальной школы, ведь сейчас в школу приходят дети с огромными проблемами со здоровьем.
Спасибо за Ваш тяжелый, кропотливый труд. Удачи! 1+
Наталья Викторовна Карло # 17 января 2015 в 22:36 0
Спасибо, Наталья Александровна! Я своих выпускников стараюсь отслеживать в школе. Наши проблемы, к сожалению, тянутся ещё долго. Хорошо, если родители понимают и продолжают занятия с логопедом, а то и пятиклассниками приходится подчищать "хвосты". Научить выговаривать звуки не самое сложное. Развить речь, научить слышать звуки - гораздо труднее.
Вера Валерьевна Ляпина # 16 января 2015 в 20:50 0
Не думала, что логопеды могут выполнять и такую работу. Молодцы. Примите голос!
Наталья Викторовна Карло # 17 января 2015 в 22:38 0
Вера Валерьевна! Спасибо за оценку. Развитие фонематического слуха и профилактика дисграфии - одно из основных направлений в работе любого логопеда.
Светлана Владимировна Марковская # 17 января 2015 в 18:20 0
Наталья Викторовна, спасибо за приглашение! Материал интересный, полезный для работы с логопедическими детьми. +1.
Наталья Викторовна Карло # 17 января 2015 в 22:41 0
Спасибо. Мне очень приятно, что Вы нашли время прочитать мой конспект и положительно о нём отозвались.
Елена Копылова # 6 февраля 2015 в 13:57 0
Добрый день, Наталья Викторовна! С удовольствием познакомилась с Вашей разработкой. Очень интересное занятие, кропотливая подготовка и шикарный результат!!!!! Как логопед знаю, что моторика у детей с нарушениями речи слабенькая, поэтому Ваша задумка делать буковку из пластилина и крепить её к шарику замечательная + вы закрепили зрительный образ буквы + сопоставили фонему с графемой + потрясающий элемент творчества на развивающем занятии. Успехов Вам и мой голос!!!
Наталья Викторовна Карло # 7 февраля 2015 в 23:20 0
Елена, спасибо за "голос" и оценку. Очень важно знать мнение коллег.
Алёна Сергеевна Каргина # 9 февраля 2015 в 13:05 0
Очень красивая работа получилась. сразу видно, что Вы специалист высокого уровня. Удачи в Вашей работе и других творческих открытий!
Лариса Юрьевна Захарова # 14 февраля 2015 в 19:40 0
Наталья Викторовна, добрый вечер! Очень хорошая задумка! Кропотливая, трудоёмкая работа, но она того стоит. Результат от такого подхода к обучению очевиден. Обязательно возьму себе в копилку и не пожалею времени повторить Вашу работу. Спасибо! Голосую! Удачи!
Наталья Викторовна Карло # 15 февраля 2015 в 13:34 +1
Лариса Юрьевна, спасибо за отзыв! Да, подготовка кропотливая, но на ламинированные шарики пластилин клеится не "насмерть", его можно снять, а потом использовать и шарики, и ёлку. У нас была такая в другом д/с, её использовали несколько лет. Чем только не украшали: и по лексике, и по геометрическим формам, и по составлению описательных рассказов. Вешать - то можно не только эти шарики! Так что сделайте - не пожалеете.
Татьяна Александровна Ковальских # 29 марта 2015 в 00:19 0
Добрый вечер, Наталья Викторовна. Замечательный конспект, в заданиях грамотно подобраны слова , это важно при работе с детьми с нарушениями речи. Очень аккуратно выполнено панно "Елка". Возьму Ваш материал к себе в "копилочку".
Голосую +1. Желаю творческих успехов!
Татьяна Николаевна Дятко # 26 ноября 2015 в 09:25 0
Наталья Викторовна, спасибо за Ваш конспект, обязательно использую его на своих занятиях, только сделаю шарики побольше размером, чтобы там помещалась и картинка и букву детки делали бы на этом же шарике. Такая елочка несомненно украсит раздевалку в группе. Желаю вам успехов в вашем нелегком труде.
Наталья Викторовна Карло # 26 ноября 2015 в 23:32 0
Татьяна Николаевна! Рада, что мой конспект Вам пригодится. Сейчас как раз пора подготовки к Новому году, а этот конспект опробован и хорошо работает,Задание можно менять. Мы на шарики и первую букву в названии животных лепили, и по другим лексическим темам украшали. Она у меня уже не первая, всегда радует детей.