Конкурсы для педагогов и детей

Описание опыта работы воспитателя детского сада. Формирование естественнонаучных представлений у старших дошкольников

Опыт работы воспитателя ДОУ: Формирование естественнонаучных представлений у старших дошкольников через астрономию
Автор: Упрянцева Наталья Викторовна воспитатель МДОУ детский сад № 4 «Берёзка» с. Александровское
Описание материала: предлагаю вам опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам старших групп Методическая разработка, поможет формировать естественнонаучные представления у старших дошкольников через астрономию.
Опыт работы: »Формирование естественнонаучных представлений у старших дошкольников через астрономию»
Накопление сведения о большом мире является серьёзной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Эта база данных о большом мире снова требует от него определенных умений в упорядочивании накопленных и поступающих сведений. Конечно, дети дошкольного возраста не готовы полностью освоить и осознать характеристики причинно- следственных связей. Для этого необходим определённый уровень развития мышления и личности ребенка. Однако дети старшего дошкольного возраста активно пытаются объяснить себе всё происходящее в мире. И при этом прибегают к различным «рассуждениям по поводу»…, в основе которых лежат причинно-следственные связи. Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений нашего мира, попытки манипулирования ими в мысленном плане позволяют ребёнку развиваться в нескольких направлениях. Так, у него происходит: - Обогащение и становление познавательной сферы. – Умственное развитие- умение анализировать, рассуждать, делать элементарные умозаключения.
Астрономия - одна из увлекательных наук, которая таит в себе много интересного, загадочного. В детстве каждый ребёнок, наблюдая за небесными телами ,задаётся вопросом. Почему так? Что это? Увидев интерес детей старшего возраста, и имея собственный интерес, я решила для себя углубленно изучить данную проблему и развить у детей наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдения.
Мною была выдвинута ГИПОТЕЗА: формирование элементарных представлений о науке астрономия способствует повышению уровня развития естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста. С учетом выше изложенного, была поставлена ЦЕЛЬ: разработать систему формирования естественнонаучных представлений у старших дошкольников через астрономию.
Исходя из цели, мною были определены следующие ЗАДАЧИ:
1 Изучить, проанализировать, обобщить современные теоретические методологические подходы к формированию естественнонаучных представлений через астрономию.
2 Дать элементарные научные сведения о значении науки астрономия, о планетах солнечной системы, звёздах.
3 Познакомить детей с видами галактик, со спутником Земли- Луной, лунными фазами.
4. Развивать наблюдательность, интерес, воображение, мышление, речь. Формировать практические навыки в элементарной исследовательской деятельности.
Мною была изучена нормативно- правовая база:
- закон Российской Федерации «Об образовании» статья 14 п. 1,4
- закон Ставропольского края «Об образовании» Ст. 2 п. 2.
- федеральные образовательные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Решить поставленную цель помогла авторская модефицированная программа построенная на технологии Г. Мосесьянц. Для осуществления поставленной мною цели, я взяла подгруппу детей старшего возраста для занятий в кружке «Юный астроном». Подгруппа детей была сформирована, исходя из запросов родителей и желаний детей. Тема моей углубленной работы рассчитана на 2 года обучения до выпуска в школу. Работа по данной проблеме проводилась в три этапа. На первом этапе, подготовительном, мною была изучена литература: Г. Мосесьянц «Занимательная астрономия», Эмили Бомонт «Космос в картинках», Г. Майорова «Игры и рассказы о космосе», О. Скоролупова «Покорение космоса», передовой педагогический опыт ДОУ № 59 города Белгорода по использованию дидактических игр в ознакомлении детей с астрономией. Подобраны диагностические методики для выявления знаний и умений детей. Приобретен наглядный материал плакаты: Солнечная система, Звездное небо, Строение солнца, оформлены дидактические игры: «Катастрофа в космосе», «Собери созвездие», «Солнце и планеты» и т.д. На втором этапе основном проводилась непосредственная работа с детьми это апробация авторских наработок, конспектов занятий, проведение диагностических исследований. На третьем этапе обобщающем проводился анализ и обработка полученных результатов, составлялся творческий отчет.
Заседания кружка проходили, через разнообразные формы такие как: тематические, интегрированные, доминантные, развлечения, викторины, проекты. Основное содержание работы кружка строилось по четырем направлениям.
В раздел «Этот загадочный мир» включено содержание, которое позволило познакомить с первыми астрономическими понятиями, ввести детей в мир астрономии, какое используется оборудование. В связи с этим я запланировала занятия на тему «Помощники гнома Астронома», «Космический полет ракеты Восток» и др. Занятия носили поисково проблемно-ситуативный характер.
Раздел «Солнышкина семья» позволил довести до детей представление о солнечной системе. Здесь я знакомила детей с понятиями солнечная система, сколько планет входит в солнышкину семью. Давала доступные знания о каждой планете. Дети узнали о том, что например Меркурий лишен атмосферы- значит жизнь на нём невозможна не только из-за невыносимых для живых существ температуры, но и потому, что на Меркурии им нечем дышать. Весной, когда солнышко ярко светит, я проводила опыт «Путешествие солнца по небу». Дети наблюдали за тенью с помощью солнечных часов. Знакомя детей со спутником Земли-Луной, также через опыт знакомила с представлением о лунных фазах. При составлении лунного календаря, детям предлагала дома наблюдать за луной, а утром в детском саду, все вместе в календаре отмечали фазы луны. В данном разделе хочется отметить одну из форм работы с детьми это проект «Покорители космоса», перед детьми была поставлена проблема: оказание помощи Незнайки в полете на Луну. Ребята работали над поставленной проблемой, через такие занятия по математике «Большое космическое путешествие», развитию речи «Ракета летит на Луну», коструированию «Наш космический корабль», рисованию «Лунный пейзаж», лепке «Веселые инопланетяни» и т. д. Итогом проекта стала изготовление книги «Путешествие на Луну».
Раздел «Страна тысячи солнц» раскрывает содержание работы с детьми по знакомству с миром звёзд и созвездий. Своё знакомство с этим прекрасным миром, начинали с наблюдений за ночным небом дома. Дети узнавали, что на ночном небе очень много звёзд. И если их соединить между собой прямыми линиями, на небе получатся фигуры, их называют созвездиями. Знакомя детей с созвездиями, в своей работе использовала легенды: «Охотник, сражающийся с быком», созвездие «Волопас», звездный треугольник. С помощью зодиакального круга дети знакомились с созвездиями- знаками зодиака. Прошли интересные занятия по темам: «Как звезды влияют на характер людей», «Мой знак зодиака». Внимание заслуживает тема полярная звезда, было проведено занятие «Звезда-компас», дети на практике учились определять, где север и юг.
Содержание раздела «Планеты-друзья человека» направлено на формирование у детей представления о том, какую пользу солнце приносит человеку. Здесь рассказывала детям о том, как солнце является целителем. О пользе в летний период принимать солнечные ванны, загорать. Это всё полезно для кожи, однако долго находиться на солнце и обгорать вредно.
Контакт с родителями и достижение полного взаимопонимания неизбежные условия эффективности в воспитании и обучении детей. С этой целью мною были разработаны планы работы с родителями. Через разные формы такие как консультации, дни открытых дверей, клуб «Общение», рубрику «Это интересно», викторины, родительские собрания, родители получали необходимую информацию для того чтобы полученные знания детей в кружке закрепить дома. Родители принимали активное участие, помогали изготавливать наглядный материал, шили костюмы для детей, участвовали в праздниках. И если на начало моей работы участие родителей составляло 70%, то к концу подготовительной группы составило 90%.
В результате проведенного сравнительного анализа диагностических исследований, по усвоению программного материала детьми кружка «Юный астроном», показал динамику развития детей. Дети имеют представления о науке астрономия, научные сведения о планетах солнечной системы, звездах, называют виды галактик, спутник Земли- Луну, лунные фазы. Научились принимать и ставить самостоятельно познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, использовать разные способы проверки предположений, опыты, эвристические рассуждения. Формулировать выводы, делать маленькие «открытия». Полученный результат подтвердил выдвинутую гипотезу ,формирование элементарных представлений о науке астрономия способствовало повышению уровня развития естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.

Рекомендуем посмотреть:

Арт-терапия в работе с детьми Исследовательская деятельность детей в ДОУ Через художественную литературу — к здоровью детей Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования
Конспект НОД в младшей группе на тему: Весна | Опыт работы воспитателя ДОУ. Театральная деятельность для старших дошкольников
Опубликовано: 353 дня назад (22 декабря 2015)
Просмотров: 940
Рубрика: опыт работы
+1
Голосов: 1
Лариса Сергеевна Кривохижина # 23 декабря 2015 в 17:09 0
Добрый вечер, Наталья Викторовна. Вы затронули очень увлекательную, но в то же время очень трудную тему. Звезды всегда притягивали к себе людей во все времена. Для изучения звезд нужно очень много наглядного, демонстрационного материала, без него дети вряд ли поймут эту тему. Очень бы хотелось узнать, что вы используете на своих занятиях? Я всегда хотела глубже изучать тему космоса. Но из за нехватки наглядного материала всегда откладывала. Удачи вам в Новом году!Мой голос вам!
Ирина Николаевна Черкунова # 26 декабря 2015 в 14:20 0
Наталья Викторовна, соглашусь Ларисой Сергеевной в том, что вы выбрали очень интересную и сложную тему для работы с дошкольниками, требуется много наглядного материала и перевод знаний о космосе в игровую форму (ведь это основная форма работы с дошкольниками доступная их восприятию). Радует и тот факт, что дети смогли достичь поставленные задачи. Удачи Вам в вашей работе!!! С наступающим Новым годом!!!