Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературы в 5 классе. Рассказ С. Черного «Игорь-Робинзон»: анализ содержания и анализ образа главного героя

Конспект урока литературы в 5 классе
Тема урока: Рассказ С. Черного «Игорь-Робинзон»: анализ содержания и анализ образа главного героя.
Цель урока: Знакомство с методом анализа литературного произведения на примере рассказа С. Черного «Игорь-Робинзон».
Задачи урока:
1. Учить анализу содержания произведения на основе рассказа С. Черного «Игорь-Робинзон», выявить основные черты образа главного героя.
2. Выяснить роль игры в формировании личности ребенка, значение названий рассказов писателя («Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»), способы создания юмористического в рассказах С. Черного.
3. Развивать умение общаться, высказывать свое мнение, умение размышлять и самостоятельно делать выводы, умение работать в группах.
4. Прививать интерес к чтению, любовь к слову.
Оформление и оборудование урока: рисунки или игрушки, символизирующие образ или деталь содержания произведения, сундук для «сокровищ» - предметов-символов из произведения, рисунки-шаржи Робинзона – героя Даниэля Дэфо, подборка рисунков к произведению. Доска оформлена рисунками и картинками к уроку, центральная часть заполняется вместе с учениками по ходу урока. Стенд с записями на нем: самостоятельно// В группе// В паре с товарищем//- для самостоятельного оценивания своей работы. Для оценивания: жетоны-кролики.
Посадка: дети сидят за двумя столами, разделенные на группы. Чтобы разделить детей на группы, используется принцип лотереи – дети вытягивают номер стола или команды при входе в аудиторию, затем рассаживаются и готовятся к уроку.
1 этап. Начало урока:
-Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Порадуете сегодня меня? Все прочитали произведение, которое я вам задала накануне (С. Черный «Игорь-Робинзон»)? Интересно было?
- Давайте сформулируем тему нашего урока (предполагаемые ответы: «Изучение произведения «Игорь-Робинзон»), помощь в формулировке, запись на доске и в тетрадях.
- А какая будет цель урока? (проанализировать содержание произведения и образ главного героя)
- Я подготовила для вас вот эти рисунки.




- Посмотрите на них и подумайте, какая история связывает их с прочитанным вами рассказом?
2 этап
– а) Выявление уровня прочитанности произведения, уровня внимательности к деталям произведения, анализ основных событий и деталей произведения:
- Начинаем анализировать произведение:
- Как зовут главного героя? (Игорь)
- Кто дает ему прозвище: Робинзон и почему? (Автор, т.к. Игорь оказывается один на островке среди озера, и никто не знает, что он там. Игорь оказывается в сходной с Робинзоном ситуации)
- Можно ли сказать, что автор данного произведения, называя своего героя Игорем-Робинзоном, предлагает нам, читателям, как бы поиграть в приключение? В каком еще произведении Саши Черного мы встретили такую игру в литературного персонажа? («Кавказский пленник»)
- Почему Игорь оказался один на лодочной станции в парке? (Родители уехали в город по делам, а Игорю играть было не с кем, он отправился на прогулку и дошел до парка)
-Как он оказался на острове? (В парке была лодочная станция, Игорь сел в одну из лодок и раскачал ее, лодка снялась с цепи и поплыла)
- Почему не смог вернуться? (Осталось одно весло)
б) Анализ детали произведения и выявление степени внимательности прочтения произведения:
- На доске есть два изображения острова. Какое из них ближе к тому, о котором рассказывает С.Черный?


(Дети выбирают и объясняют)
- Еще я по дороге к вам нашла вот этот сундук с сокровищами. Откроем его?
-Давайте восстановим события рассказа, я буду доставать по 1 вещи, а ваша задача прикреплять рисунок на доску к рисунку с островом (достаем рисунок или игрушку, имеющую отношение к содержанию произведения)
(Предметы: лодка-игрушка, замок и цепь, флаг на ветке, лупа, рисунок кролика, фантик от бумажки, черный пудель, записка на французском языке: «Шер Жибер! Совэ муа, силь ву пле. Же сюисюр лиль!», ошейник, бечевка и камень) – За каждое правильное объяснение того, как деталь связана с содержанием рассказа –дети получают 1 жетон (у меня – кролик, т.к. на острове Игоря-Робинзона жили кролики). Дети не только указывают роль детали, но и размещают рисунок этой детали на большой картине с островом.


Вопросы для самых внимательных:
- Когда лодка снялась с цепи и поплыла, что почувствовал Игорь? Он боялся или играл в приключение? А когда он понял, что то, что происходящее не игра, а большая опасность?
- Почему мальчик позавидовал прилетевшей к нему осе? (Есть крылья, может куда угодно летать)
- Кто или что спасло его от укуса осы? (Фантик от конфеты)
- Кого и от кого спас Игорь на острове? (Кроликов от нападения водной крысы)
- Как относился мальчик к слезам? (Недостойно плакать, он же не девочка)
- Вы помните, что расстроенный своим злоключением мальчик заснул? Кого он увидел во сне? Почему он увидел крокодила, ведь крокодилов в их местности не водится? (Самое страшное для мальчика)
- Что дало ему надежду на спасение? Кого он сначала услышал, а потом увидел? Как звали пса? (пудель Цезарь)
- Как связаны между собой пес Цезарь и Пятница – дикарь из произведения Даниэля Дефо «Робинзон Крузо»? А о чем говорит тот факт, что мальчик пса переименовывает в Пятницу? Кем он чувствует себя?
- Как удалось-таки выбраться с острова Игорю? (С собой у него была записная книжка и карандаш, он написал записку и попросил пса отнести садовнику)
- Кем работал месье Жибер, которому мальчик написал записку с просьбой о помощи?
- О чем говорит тот факт, что мальчик после возвращения домой первым делом сел за стол и сделал из картона золотую медаль «За спасение …»? (Он был благодарен собаке за его спасение)
За каждый верный ответ дети получают жетон – кролика.
- Какой мы должны сделать вывод из этой истории? (Дети совещаются в группах и представляют ответ от команды)
3 этап Самостоятельная работа – анализ характера главного героя
1. - А теперь вопрос для самостоятельной работы:
- Можно ли Игоря назвать мужественным человеком? – Напишите ответ на этот вопрос в своих тетрадях. А главное – докажите свою мысль! Как можно начать: Я считаю Игоря мужественным человеком, так как он…
2. – Давайте зачитаем ваши ответы и выберем лучший. (Лучший выбираем хлопаньем – громче/тише) Победители получают кроликов-жетоны.
4 этап - Домашнее задание.
- А с каким мужественным юным героем, вашим ровесником, мы познакомились совсем недавно? Дети отвечают - Васютка из произведения «Васюткино озеро» В.Астафьева.- Можно ли сказать, что Игорь и Васютка - братья по несчастью? - Вот об этом вы порассуждаете дома и напишите в тетради ответ в форме сочинения-рассуждения. Дополнительное задание: нарисуйте свои иллюстрации к этому рассказу!
5 этап – Подведем итог нашему занятию:
- Какую цель мы поставили в начале урока? Мы достигли ее? Чья команда сегодня работала более успешно (это мы определим по количеству жетонов-кроликов)? У кого в команде больше всего набрано кроликов – жетонов? Вы настоящие знатоки русской литературы и критики. Оцените свою работу: вы справились с заданием самостоятельно? В группе? В паре с товарищем? Положите полученный в начале урока билет с номером команды под одной из записей: самостоятельно// в группе// в паре с товарищем//
Спасибо за урок! До свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс Конспект урока литературы по сказкам Андерсена для 5 класса

Похожие статьи:

Конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной

Сценарий литературно-музыкальной композиции для школьников "Дети войны" с презентацией
Опубликовано: 133 дня назад (22 июля 2016)
Просмотров: 298
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Тамара Борисовна Вершинина # 22 июля 2016 в 21:02 +1
Здравствуйте, Наталья Владимировна! Примите мой голос за глубокий, вдумчивый, внимательный подход к работе над произведением! Думаю, что ваши дети будут и сочинения писать интересные! Очень понравилась идея восстановления событий рассказа по предметам.Это активизирует мышление учащихся. Поздравляю вас! Желаю творческого вдохновения и удачи!
Наталья Владимировна Ежевская # 23 июля 2016 в 00:10 +1
Спасибо огромное! Ваше мнение для меня было очень важным! Дети действительно пишут сочинения, а некоторые даже стихи и рассказы. С уважением, Н.В. Ежевская.
Дарья Анатольевна Пахомова # 23 июля 2016 в 08:14 +1
Здравствуйте, Наталья Владимировна!Большое спасибо вам за приглашение. На одном дыхании прочитала вашу работу. Очень понравилась идея формирования команд, "сундук с сокровищами" и интересная оценка детьми своей работы. Я уверенна, что ваш урок поможет привить детям интерес к книгам и любовь к чтению, а так же поможет развивать умение общаться, самостоятельно делать выводы,высказывать свое мнение, способствует формированию чувства коллективизма и умения работать в команде. Спасибо Вам за работу.
Наталья Владимировна Ежевская # 23 июля 2016 в 08:20 +1
Доброе утро, Дарья! Большое спасибо! Очень приятно, когда творческий человек ценит твою работу. Творчества, вдохновения и лета!!!
Мира Симеунович # 23 июля 2016 в 15:49 +1
Здравствуйте, Наталья Владимировна! С интересом прочитала Ваш конспект урока литературного чтения. Урок интересный, необычный. Рисунки, игрушки, картинки привлекают внимание детей, таким образом анализ прочтённого рассказа становится увлекательным и развивает интерес к чтению. У Вас на уроке работа в группах, в парах, самостоятельная работа. Это способствует и проявлению личных умений, и умений совместной работы. Анализ характера главного героя, анализ деталей рассказа хорошо запланированы и ведут учащихся к правильным выводам, совершенствуя способность размышления. Примите мой голос и пожелание успехов!
Наталья Владимировна Ежевская # 23 июля 2016 в 16:07 +1
Мне очень приятно, Мира Симеунович, видеть Вашу заинтересованность в моей работе! Благодарю вас! Желаю мира, добра и радости!
Екатерина Викторовна Коваленко # 23 июля 2016 в 18:01 +2
Здравствуйте, Наталья Владимировна. Спасибо за приглашение на Ваш открытый урок. Очень интересное произведение само по себе увлекает ребят сюжетом. Мне тоже понравились: ассоциации (сундучок), рассуждения по теме, анализ картинок, работа в командах. Сравнение двух или нескольких произведений - базис написания сочинений, развитие логики в рассуждениях. Мне очень понравился урок, и я, конечно, отдам за Вас голос.smile
Наталья Владимировна Ежевская # 23 июля 2016 в 20:15 0
Большое спасибо, Екатерина Викторовна! Буду очень рада и впредь вашим ценным отзывам! Удачи, творчества, приятных открытий!
Светлана Викторовна Жук # 25 июля 2016 в 12:38 0
Здравствуйте, Наталья Владимировна! Спасибо за приглашение! Уроки литературы всегда требовали от педагога большого труда, тем ценнее Ваш опыт. Конспект очень оригинальный. Разнообразные формы работы, безусловно, оценят ученики. Вы не только поддерживаете интерес ребят к произведению, но формируете навык анализа. Этапы урока логичны, продуманы. Переход от одного вида работы к другому естественный. Считаю важным этапом урока выявление уровня прочитанности произведения, ведь без знания текста даже самые интересные задания теряют смысл. Материал качественно оформлен, привлекает внимание. С удовольствием голосую! Удачи!
Наталья Владимировна Ежевская # 25 июля 2016 в 20:27 0
Здравствуйте, Светлана Викторовна! Премного благодарна вам за внимание ко мне и моим разработкам! Будем сотрудничать и дружить! Удачи, тепла, уюта, заботы и самой любимой на свете работы! С уважением, Н. В. Ежевская.
Наталия Владимировна Пуханова # 25 июля 2016 в 23:14 0
Здравствуйте, Наталья Владимировна!Спасибо за приглашение. С удовольствием ознакомилась с конспектом урока литературы в 5 классе. Рассказ С. Черного «Игорь-Робинзон». Всё логично и грамотно продумано.Очень порадовал анализ детали произведения и выявление степени внимательности прочтения произведения. Ведь в наше время дети стали совсем мало читать. Вы развиваете умение общаться, высказывать свое мнение, умение размышлять и самостоятельно делать выводы, умение работать в группах. Желаю Вам успехов в работе. Примите мой голос.
Наталья Владимировна Ежевская # 26 июля 2016 в 08:39 +1
Спасибо, Наталия Владимировна!Будьте здоровы и счастливы!
Оксана Анатольевна Данильченко # 27 июля 2016 в 21:38 +1
Спасибо за приглашение! Ваш урок очень понравился. Я думаю, что Вашим ученикам повезло с педагогом. Ребята не слушатели, а участники! И это здорово!
Наталья Владимировна Ежевская # 28 июля 2016 в 21:23 0
Спасибо большое за отзыв! очень приятно!
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 1 августа 2016 в 17:33 0
Уважаемая Наталья Владимировна! Спасибо за приглашение. Примите голос за профессионализм и запоздалые поздравления с дебютом!
Наталья Владимировна Ежевская # 1 августа 2016 в 20:32 0
Алла Абдулмеджидовна, благодарю Вас! Вы были в числе первых, протянувших мне руку помощи, спасибо!