Конкурсы для педагогов и детей

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе ДОУ «Чай здоровью - лучший друг»

Конспект ОД в подготовительной группе ДОУ «Чай здоровью - лучший друг»
Автор: Кирильченко Наталья Владимировна, воспитатель
Место работы: МКДОУ "Детский сад ОВ №32 пос.Раздольное Надеждинского района"
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми в подготовительной к школе группе. Данный материал можно использовать как познавательное занятие или как развлечение для старших дошкольников или младших школьников. Конспект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, учителям младших классов.

Образовательная область:
- Социально-коммуникативное развитие
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Цель:
- познакомить детей с историей чая и традициями русского чаепития и гостеприимства.
Задачи:
- расширять знания детей о традициях и обычаях наших предков;
- учить детей чтить и уважать традиции русского народа;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, русскую культуру;
- развивать познавательную активность;
- воспитывать любовь к родному народу и уважение к его обычаям и традициям.
Подготовительная работа: Беседа о традициях чаепития на Востоке, заучивание стихотворений, песен, подготовка костюмов, оформление выставки «Вместо лекарств – чай», подбор посуды и угощений для чаепития.
Оборудование: Самовар, обвешанный баранками, заварные чайники, посуда для чая, розетки с вареньем, сладости, различные сорта чая, костюмы для детей (китайский, японский, русский, узбекский), проектор, книжная выставка – “Вместо лекарств – чай”; репродукции картин о чаепитиях в России: Бакшеев В.Н. “Житейская проза”, Волосков А.Я. “За чайным столом”, Кустодиев Б.М. “Купчиха за чаем”.
Ход:
Звучит музыкальный фрагмент русской народной песни “Чай, чай, русский чай…”. Под веселую музыку дети заходят в музыкальный зал и подходят к стульчикам.
Воспитатель: Мы собрались сегодня с вами на веселые, «чайные» посиделки! В России очень любят чай, он стал нашим национальным напитком. С давних времен чаепитие на Руси было доброй традицией. Без него не обходились ни одни посиделки! Обычно чаепитие устраивалось по поводу торжественных событий, праздников. За чаем общались с друзьями, родственниками, вели интересные беседы. Традиции чаепития, и чайные церемонии каждый народ хранит и поддерживает уже не одно столетие.
Ребенок:Мы расскажем о важном событии,
Вы, наверно, не знали о нем:
Есть такой ритуал чаепития!
Что хватаем стаканы и пьем?
Ребенок: Нет, стаканы хватать не положено,
Чайный есть для друзей этикет,
Научится не так уж сложно,
Вот придумали званый банкет!
Ребенок:И у многих народов в традиции
Чаем щедро гостей угощать.
За морями, лесами, границами,
Будем щедро друзей навещать.
Ребенок:Мировая культура прославила
Древний способ общаться – пить чай,
И везде ритуалы и правила,
Вместе с нами, дружок, изучай.
Песенка о чайном празднике. (на мотив песни «Голубой вагон»).
1.
Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.
Припев:
Скатертью, скатертью,
Стол скорей накрывай.
И наливай-ка всем
Ароматный чай.
2.
Знаем лучше доктора серьезного –
Лечит чай и скуку, и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку!
Воспитатель: Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов разные. Ребята, а что вы знаете о чае?
Ребенок: Чай – это прекрасный полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как хлеб.
Ребенок: Гостей, всех близких привлечем
Мы ароматным нашим чаем.
От всех невзгод, от всех болезней
Что может быть его полезней?
Ребенок: Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Ребенок: Чай горячий, ароматный
И на вкус такой приятный.
Он недуги исцеляет,
Он усталость прогоняет,
Силы свежие дарит,
Всем за стол присесть велит.
Ребенок: Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.
Ребенок: Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.
Воспитатель: А вот откуда появился чай мы сейчас и узнаем от наших гостей.
Показ презентации. В процессе презентации в зал по очереди входят девочки.
Входит девочка – китаянка: Здравствуйте, я из Китая. Чай – это китайское слово. Чай ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. У нас любят зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.

Входит девочка – японка: Здравствуйте, ребята. Привет вам из страны Восходящего солнца. У нас очень любят чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами. Еще на Востоке принято сначала омывать руки, а потом только класть чай в чайник, наливать воду. Во время чайной церемонии принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями.

Входит девочка – узбечка: Ребята, я живу в Узбекистане. У нас очень жарко. Мы любим пить зеленый чай, потому что он хорошо утоляет жажду. Пьют у нас чай из пиалы с фруктами, сухофруктами, сладостями. У нас не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдается свежезаваренному чаю. Заваривает его хозяин. Чем почетнее гость, тем меньше чая в пиале. Говорят: «Налить с уважением». Можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай. В Узбекистане есть специальное кафе – чайхана. К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказываться невежливо – можно обидеть хозяев дома.

Воспитатель: Действительно, ребята, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Начиная с 8 века, чай начал свое триумфальное шествие по миру. Он попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, Юго-Восточную Сибирь и в Среднюю Азию. На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать.
Воспитатель: А как же чай попал в Россию? Нам расскажет Никита.
Никита:Русский царь М.Ф.Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю. Хан в ответ подарил царю дары, а также – 200 пакетов с надписью «Бахча». Русские послы, Возвратившись в Москву, с опаской передали царю пакеты с сушеными листьями. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил отвар и подтвердил, что ему стало легче. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных. В России первое время были и противники чая. А кое-кто приписывал чаю вредные свойства. Ну а для бедных людей чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях, т.к. чай был очень дорогим. А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.
Песня «Раз привез мне барин чаю».
Раз привез мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить!
Взял тогда налил водички,
Кинул чай я весь в горшок.
Да приправил перцем, луком
И петрушки корешок.
Гости с барином плевались.
Сам он ажно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся:
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался –
Чай забыл я посолить.

Воспитатель: Чтобы не случалось таких курьезных случаев, секретами заварки поделится Сергей С..
Сергей С.(Рассказывает и показывает).В народе считается, что чай от 49 болезней помогает! Вот он, какой полезный! Чай заварить - непростое искусство! Сейчас я вам расскажу, как правильно заваривать чай. Заваривать чай следует свежей кипяченой водой. Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она белеет, т.е. закипит белым ключом. Если заваривать чай вторично кипяченой водой, он будет невкусен. Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком, всыпав чай, заливают на 2/3 и плотно закрывают. Черный чай настаивают 3 – 5 минут, зеленый – 5 – 8, зачем чайник доливают кипятком. Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. Снимать пену не следует – такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настоя. Чай готов. Приятного аппетита.
Воспитатель: Привыкли и на Руси к чаю! И умели его вкусно заваривать. Для этого использовали душистые, целебные травы.
Конкурс: «Определи по запаху, что добавлено в чай».
Конкурс: «Определи на вкус, что добавлено в чай».

Предлагается чай с лимоном, молоком, вареньем и т.д Дети с завязанными глазами должны определить на вкус, что добавлено в чай.
Входят девочка и мальчик в русских костюмах. Он на вышитом полотенце держит хлеб-соль, она на подносе чашку с ароматным чаем.

Вместе:- Здравствуйте, люди добрые. Милости просим.
Влад; Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим!
Настя: Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара
С сухарями, с сушками,
Со сладкими ватрушками,
С бубликами вкусными,
С пирогами русскими!
Милости просим на чашечку чая!
Рады мы всех пригласить,
Чаем вволю напоить!
На Руси любили пить чай из самовара. Он был самым главным на столе и собирал вокруг себя всю семью, создавая атмосферу уюта и спокойствия. Еще его называли генералом. В наши дни самовар считается таким же традиционным сувениром, как матрешка, балалайка, расписная хохломская посуда.
Воспитатель: Вот так по-русски с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей на Руси.
Хорошо чайку попить,
О пользе чая говорить.
А теперь пора сыграть
Свою радость показать!
(выступление дуэта аккордеонистов «Братья Курбачи» школы искусств им.Чайковского)

Воспитатель: Чай с вареньем и с лимоном,
С кренделями и с поклоном.
И внакладку, и вприкуску,
Пейте чай, друзья, по-русски!
Напился чаю от души,
Веселись тогда, пляши!
Танец «Матрешки»

Ведущая: А сейчас мы приглашаем всех за стол, чтобы отведать этого полезного, приятного напитка. Чаепитие.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект ОД с учётом ФГОС для детей подготовительной группы детского сада на тему: Моя Родина Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе Конспект ОД в подготовительной группе. Подземное царство
Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности педагога с детьми во второй младшей группе. Колобок | Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе ДОУ
Опубликовано: 102 дня назад (25 августа 2016)
Просмотров: 249
+6
Голосов: 6
Валентина Николаевна Разумова # 25 августа 2016 в 17:10 +3
Наталья Владимировна, привлек внимание ваш новый материал - развлечение, посвящённое чайным традициям. Очень интересно и познавательно. Видно, что проведена большая подготовка, столько всего проведено и придумано: подготовлены сообщения детей, танцы, песни, стихи и конкурсы. Яркое и эстетичное оформление интерьера. Сам конспект оформлен грамотно, профессионально, в соответствии с правилами сайта. Примите первый голос за отличную публикацию.
Галина Владимировна # 26 августа 2016 в 12:04 +2
ДОБРЫЙ ДЕНЬ НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА!ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО ВЫ ЗНАКОМИТЕ ДЕТЕЙ С ИСТОРИЕЙ ПОЯВЛЕНИЯ ЧАЯ, ПОКАЗЫВАЕТЕ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ТРАДИЦИЙ РАЗНЫХ СТРАН.А ТАКЖЕ ФОРМИРУЕТЕ ДРУЖЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ И УВАЖЕНИЕ К ЛЮДЯМ ДРУГИХ СТРАН.В НАШЕ ВРЕМЯ ОЧЕНЬ ВАЖНО ПРИОБЩАТЬ К КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА. ДЕТИ ОЧЕНЬ МНОГО РАССКАЗЫВАЮТ САМИ, ПОЭТОМУ ВИДНО , ЧТО НА ЗАНЯТИИ ИДЕТ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. МОЛОДЕЦ!!!!ВИДНА РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. ТАК КАК КОСТЮМЫ, АТРИБУТЫ ОЧЕНЬ ЯРКИЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ.
Зинаида Аркадьевна Старцева # 26 августа 2016 в 18:00 +1
Здравствуйте, Наталья Владимировна! Приятно побывать на таком интересном мероприятии. Настоящий праздник чая: красивые костюмы, яркое оформление, оригинальные музыкальные номера. Помимо знакомства с историей чая и традициями русского гостеприимства, в ходе мероприятия Вы создаёте условия для воспитания у детей любви к родному народу, уважения к русским обычаям и традициям. Вами проведена большая подготовительная организационная работа, восхищаюсь Вашим трудолюбием. Примите голос № 2 и пожелание Успеха!
Татьяна Александровна Толстикова # 28 августа 2016 в 11:10 +2
Наталья Владимировна, здравствуйте! Чудесный праздник у Вас получился! Прекрасное оформление и костюмы привлекают внимание, украшают мероприятие, а содержание праздника знакомит детей с историей чая, чайными традициями, его целебными свойствами. С удовольствием посылаю свой голос. Успехов Вам!
Елена Ивановна Сычёва # 29 августа 2016 в 22:21 +1
Наталья Владимировна, Ваш праздник очень понравился мне тем, что в нем вы помогаете развивать у детей любовь к русской культуре, поддерживать традиции чаепитие.Проведена большая подготовка, столько всего придумано: подготовлены сообщения детей, танцы, песни, стихи и конкурсы. Понравилось все! Использую у себя в детском саду. Большое спасибо!!! Желаю ЗДОРОВЬЯ!