Конкурсы для педагогов и детей

Использование художественных произведений и иллюстративного материала для обогащения представлений детей

Из опыта работы воспитателя ДОУ
Использование художественных произведений и иллюстративного материала для обогащения представлений детей.
Описание материала: предлагаю Вашему вниманию статью «Использование художественных произведений и иллюстративного материала для обогащения представлений детей». Этот материал будет интересен воспитателям старшей и подготовительной группы. Это мой опыт работы по теме «Художественно – эстетическое развитие детей». Моей целью было приобщить дошкольников к большому искусству.

Значительную роль в формировании детского творчества играет искусство. Произведения изобразительного искусства помогают ребенку острее почувствовать прекрасное, обогащают мир его душевных переживаний и восприятие окружающей жизни.
Произведения изобразительного искусства дают возможность познакомить детей с новыми для них явлениями общественной жизни, природы и быта и в то же время расширяют представления об уже знакомых явлениях, которые в жизни воспринимаются дошкольниками лишь мимолетно.

Мы широко используем произведения искусства в работе с детьми, руководствуясь имеющимися в педагогической литературе основными требованиями к их подбору.
В первую очередь произведения, предназначенные для показа детям, должны быть реалистичными и высокохудожественными, близкими и понятными по своей тематике. Важно также, чтобы дошкольники имели запас представлений и знаний о явлениях и предметах, художественно отраженных в произведении искусства.
Художественные произведения должны оказывать эстетическое воздействие на детей и должны быть выполнены средствами, доступными их восприятию.
Мы хотим, чтобы наши воспитанники приобщались к большому искусству, а путь к нему, как известно, начинается с хороших детских книг, с запоминающихся репродукций и иллюстраций картин.
Мы решили создать свой собственный художественный фонд: подобрали репродукции с картин известных художников (пейзажи, натюрморты и т.д.), иллюстрации, цветные фотографии, книги с хорошими иллюстрациями, которые рекомендуются для чтения детям разных возрастных групп.
Помимо этого, мы создали небольшую библиотечку по искусству, где собраны книги, статьи из разных журналов под рубрикой «В мире прекрасного». Эта литература помогла воспитателям более квалифицированно знакомить детей с произведениями искусства. Для удобства пользования иллюстрациями, имеющимися в нашем фонде, мы систематизировали их и составили каталог (весенний пейзаж, осенний пейзаж, натюрморт, дома, деревья и т.д.). К ряду репродукций сделали описания, чтобы воспитатели обращали особое внимание детей на средства выразительности, цветовые сочетания, которыми пользуется тот или иной художник.

Например, к картине И.Левитана «Золотая осень» было составлено такое описание:
«Золотая осень». Из всех времен года Левитан предпочитал осень. Он изображал её задумчивой и чуть – чуть грустной. Мягкий, теплый свет заливает холст, и мы как будто ощущаем приятное, ласковое осеннее тепло. Зелено – желтая трава стелется по земле бархатистым ковром, спокойно течет, уходя вдаль, лесной ручей. Вокруг тихо и светло. Что – то удивительное ощущается в этой тишине и покое. Как красив и светел теплый оранжевый цвет осенние, как прозрачен воздух, как ласкает взгляд голубая вода.. Но как беззащитно тонки и хрупки стволы березок, а светлое, кружево листьев напоминает о близости зимы. Далеко – далеко сливается с небом горизонт, и нигде нет следов человека. Все дышит одиночеством, и сквозь радость проглядывает печаль.
Подобные же описания были сделаны ко многим картинам известных художников. Окончив создание художественного фонда, мы могли приступить к выполнению основной своей задачи – начать знакомить детей с произведениями искусства. Эта работа проводилась главным образом с детьми старшей и подготовительной группы.
Мы спланировали на год вперед всю работу по ознакомлению детей с произведениями искусства, провели с ребятами беседы о пейзаже на темы: «Золотая осень», «Хмурая осень», «Конец зимы», «Ранняя весна», «Цветущая весна».
На этих занятиях использовались репродукции картин И.Левитана («Золотая осень», «Весна – большая вода», «Март»), И.Остроухова («Золотая осень»), И.Шишкина («Парк в Павловском», «Зима»), Л.Бродской («Морозное утро»), К.Юона («Русская зима», «Конец зимы»), Б. Поленова(«Зима»), А.Саврасова(«Грачи прилетели») и др. И конечно же создали электронный вариант фонда «В мире прекрасного», презентации по творчеству различных художников и репродукции картин. Однако, прежде чем побеседовать с детьми и показать им все эти репродукции, мы провели ряд занятий, экскурсий, чтобы дать ребятам необходимый запас представлений. Так, перед тем как показать репродукции картин великих мастеров о золотой осени, воспитатели во время прогулок учили их всматриваться в природу, наблюдать. На прогулках мы обращали внимание детей на облака, на цвет осеннего неба: то серого, то голубого, то розового или багряно – красного при закате солнца, на осыпающиеся разноцветные листья, которые золотым ковром устилали землю. А чтение произведений А.С. Пушкина об осени не только углубляло детские представления, но и делало их более яркими и эмоциональными.
Свои впечатления, полученные во время прогулок и экскурсий в природу, ребята закрепляли, рассматривая репродукции известных картин. Мы подбирали пейзажи разные по настроению, содержанию и манере исполнения. Затем ребята рисовали осенние пейзажи, каждый выбирал для рисования бумагу нужного цвета, подбирал соответствующие краски.
Мы устраивали в группе выставки репродукций картин, устраивали просмотр мультимедиа презентаций из фонда «В мире прекрасного», проводили детские конкурсы и викторины, мастер – классы.
К концу года все наши воспитанники научились понимать произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины, они воспринимали наиболее яркие средства выразительности. Дети знали многих художников и их картины, с которыми знакомились в течение года. У ребят повысился интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Детские работы стали гораздо интереснее. Они научились оценивать свои собственные работы и работы своих товарищей, отмечать, что в них удалось, а что нет.
Работа с художественными произведениями способствовала развитию у детей умения анализировать увиденное и обобщать, делать выводы, способствовала повышению уровня эстетического развития детей.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание дошкольников Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре Конспект занятия для дошкольников. Заучивание стихотворения Серова "Подснежник"

Похожие статьи:

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме

Игры дразнилки для детей 5-6 лет

Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий

Конспект НОД для детей средней группы. Мой город - Саратов | Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 154 дня назад (3 июля 2016)
Просмотров: 309
+2
Голосов: 2
Римма Маратовна Иванова-Павлова # 3 июля 2016 в 11:24 +1
Здравствуйте,Наталья Владимировна! Вы провели значительную и многогранную работу по приобщению дошкольников к искусству. Ведь дошкольников отличают повышенная любознательность, открытость ко всему новому, эмпатия, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость к произведениям разных видов искусства. Дети чутко воспринимают музыку, сопереживают героям сказки, картины, спектакля, их высказывания и оценки всегда эмоционально окрашены. Созданный Вами фонд "В мире прекрасного" способствовал обогащению представлений детей, повышению уровня их эстетического развития. Желаю Вам дальнейших успехов! Принимайте мой голос!
Оксана Владимировна # 3 июля 2016 в 19:05 0
Здравствуйте Наталья Владимировна.Вами была проделана большая работа по приобщению детей к искусству. Немаловажным фактором в достижении результата стало ваше профессиональное мастерство. Обязательно возьму себе в копилку. И, конечно же, мой голос!
Елена Юрьевна Деришева # 8 июля 2016 в 18:34 0
Наталья Владимировна, успехов в работе. Голос.