Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Календарно-тематическое планирование «Чтение» в 6 классе

Коррекционная школа
«Программно-методический материал по предмету «Чтение»
Специальная коррекционная школа-интернат.Учитель-дефектолог: Перевалова Н.В.
1. Пояснительная записка
1.1. Предмет Чтение (в неделю: 3 ч., в год: 102 ч.).
1.2. Программа (государственная). Данная Рабочая программа разработана на основе программно-методических материалов "Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта" под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007 г.
1.3. Учебники (материал используется выборочно): Ильина С.Ю. Книга для чтения. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» 2004 г.
1.4. Методические пособия:
• Программа обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (подготовительный, I - X классы). Авторы: Н.А.Новосёлова, А.А.Шлыкова. Екатеринбург: Центр «Учебная книга» 2004 г.
• Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой г. Санкт-Петербург ЦДК 2011 год.
1.5. Актуальность и специфика изучения предмета.
Чтение занимает важное место в системе обучения умственно-отсталого школьника. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – всё это подчёркивает значимость обучения чтению учащихся с нарушениями интеллекта. В процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи: каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений. Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Обучение чтению ведётся аналитико-синтетическим методом. Порядок изучения звуков и букв диктуется фонетикой с учётом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Таким образом, проявления даже простейших умений по освоению элементов чтения, дает основание для оптимизма в педагогической работе.
1.6. Цели: Коррекционно – образовательная: Обучение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыкам послогового чтения с учётом психических и физических нарушений
Задачи:
• формировать навыки послогового чтения;
• формирорвать правильное чтение текстов, доступных пониманию детей;
Коррекционно – развивающая:
Развитие умения пользоваться речью как средством общения.
Задачи:
• развивать речь и мышления у учащихся, активизировать мыслительные процессы;
• обогащать и активизировать словарный запас учащихся;
• развивать речевой слух, различать звуки окружающей действительности;
• развивать речедвигательный аппарат у учащихся с ОВЗ.
Коррекционно – воспитательная:
Воспитание навыков учебной деятельности у детей с недостатками в интеллектуальном развитии.
Задачи:
• умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать и выполнять указания учителя
• воспитывать интерес к уроку чтение.
1.7. Форма обучения – практические уроки длительностью 30-40 мин, с обязательными паузами отдыха и восстановления психических сил.

1.8. Форма контроля качества обучения. Текущий контроль - поурочное отслеживание уровня усвоения программного материала. Усилия каждого ребенка необходимо стимулировать и поощрять.

2. Учебно-тематический план
1. Повторение материала.
2. Послоговое чтение слов, текстов с выделением звуков.
3. Чтение и работа над содержанием произведений (отрывков).
4. Выразительное чтение стихотворений.
5. Заучивание отрывков из стихотворений.

3. Требования к уровню подготовки учащихся
Базовый уровень должен обеспечить учащихся следующими умениями и навыками:
3.1 Учащиеся могут уметь:
• правильно сидеть за партой при чтении;
• образовывать открытые и закрытые слоги;
• выделять в словах изученный звук;
• читать слова и короткие предложения по слогам;
• заучивать отрывки из стихотворений по выбору учителя;
• излагать содержание прочитанного по вопросам учителя и по сюжетным картинкам.
3.2. учащиеся могут знать:
• начертание изученных печатных букв;
• наизусть 3-5 отрывка из стихотворения.

4. Календарно-тематический план.
Раздел.Тема урока
I четверть 27 час.
Повторение изученных звуков и букв.
Подбор слов к картинкам. Стих.-е С.Маршака «Первый день календаря».
Послоговое чтение одно-, двусложных слов. Е.Трутнева «Полетели паутинки».
Подбор слов с заданным звуком. В.Голявкин «Четыре цвета».
Подбор слов с заданным звуком. А.Барто «Звонки».
Чтение и пересказ по сюжетной картинке «Осень».
Послоговое чтение текста Г.Скребицкий «Художник-Осень». с.25
Послоговое чтение одно-, двусложных слов в стих. «В эту осень».
Заучивание отрывка из стихотворения М.Яснов «Я учусь писать».
Образование и чтение открытых и закрытых слогов. В стих.-е Г.Мамлина «Слова».
Подбор слов с заданным звуком. В.Викторов «Здравствуй, Осень!». с.29.
Выделение в словах звуков вначале, в середине и в конце слова. М.Юдалевич «Три плюс пять».
Заучивание отрывка из стихотворения М.Ивенсена «Падают листья». с.28.
Чтение и работа по вопросам текста В.Драгунский «Уроки».
Чтение и пересказ по вопросам учителя В.Викторов «Мы – дежурные».
Обобщение пройденного материала.
II четверть 21 час.
Повторение пройденного материала.
Чтение текста и выделение заданного звука. И.С.-Микитов «Русский лес». с.31
Чтение и пересказ по вопросам учителя В.Бианки «Белкина сушильня». с.37
Заучивание отрывка из стихотворения Г. Ладонщиков «Верная примета». с.34.
Послоговое чтение текста по ролям сказки «Вершки и корешки». с.48
Чтение сказки и пересказ по вопросам «Лиса и кувшин».
Чтение и пересказ сказки «Рак и Лиса»по сюжетным картинкам.
Послоговое чтение текста по ролям сказки «Старик и два медвежонка».
Чтение и выделение заданного звука. Р.Сеф. «Кто любит собак». с.64
Чтение и выделение заданного звука. В.Лифшиц «Кролик». с.67
Чтение и пересказ по вопросам учителя. Е.Благинина «Котёнок». с.70.
Чтение и пересказ текста по сюжетной картинке А.Барто «Собака» с.72.
Чтение и изложение текста по вопросам Е.Чарушин «Ёж» с.73.
Чтение и пересказ по вопросам учителя И.С.-Микитов «Лисья нора» 79.
Чтение и подбор слов с заданным звуком С.Чёрный «Кто?» с.80
Чтение и пересказ по вопросам учителя С.Маршак «Детский дом» с.84.
Обобщение пройденного материала.
III четверть 30 час.
Повторение пройденного материала.
Послоговое чтение стихотворения Н.Егоров «По ягоды» с.102.
Чтение и изложение текста по вопросам Л.Воронкова «Снег идет».
Послоговое чтение текста Е.Кузнецова «Сёмка и Мороз» с.106.
Выразительное чтение стихотворения С.Маршак «Белая страница» с.107 (коллаж).
Чтение и пересказ по сюжетным картинкам. Д.Хармс «Что это было?» с.110
Чтение текста и выделение заданного звука. В.Сухомлинский «Зайчик и рябина» с.111
Чтение и изложение по сюжетной картине текста по Н.С. Сладкову «Зимний запас».
Чтение и изложение текста по вопросам А.Гарф «Вот какие руки» с.127.
Чтение и изложение текста по сюжетным картинкам. Ю.Кушак «Ночное приключение».
Послоговое чтение текста Е.Пермяк «Первая рыбка» с.132
Выразительное чтение стихотворения Г.Ладонщиков «Кукла и Катя» с.133
Чтение и изложение текста по вопросам учителя П.Тихонов «Вкусный пирог» с.137
Послоговое чтение слов стих-я М.Глазкова «Танечка» с.142
Послоговое чтение стихотворения М.Моисеева «Доктор Петрова» с.143
Чтение и изложение текста по сюжетной картине. Р.Зеленая «Страшная история» с.154
Чтение и изложение текста по сюжетным картинкам Л.Модзалевский «Появление весны».
Послоговое чтение текста и его обсуждение и.С.-Микитов «Весна-красна».
Выразительное чтение стих-я Ю.Коринец «Март».
Чтение текста по ролям М.Пляцковский «Сосульки» с.181.
Заучивание наизусть стихотворения М.Борисова «Песенка капели» с.183.
Пересказ текста по вопросам Г.Скребицкий «Художник-весна» с.184 (коллаж).
Обобщение пройденного материала.
IV четверть 24 час.
Повторение пройденного материала
Чтение и работа по содержанию стихотворения Е.Серова «Подснежник» с.186
Чтение и изложение текста по вопросам учителя Н.Сладков «Любитель цветов» с.189
Выразительное чтение стихотворения Г.Виеру «Девятое мая» с.194.
Чтение и изложение текста по вопросам учителя Л.Кассиль «Никто не знает».
Заучивание стих-я Т.Белозерова «Майский праздник».
Изложение текста по сюжетным картинкам Э.Успенский «Память» с. 203.
Пересказ текста по вопросам учителя Ю.Кушак «Банька».
Послоговое чтение текста (отрывок) В.Лапшин «Познакомилася» с.215.
Выразительное чтение стихотворения Г.Чичинадзе «Правда ли?».
Послоговое чтение текста К.Ушинского «Солнце и радуга».
Изложение текста по сюжетной картинке А.Седугин «Шмель и Миша» с.222.
Выразительное чтение Л.Фадеева «Каникулы».
Заучивание наизусть стихотворения В.Берестов «Читалочка» с.231.
Послоговое чтение текста Р.Сеф «Читателю».
Чтение текста по ролям Л.Пантелеев «АУ» с.236.
Чтение с выражением Д.Чиарди «Прощальная игра» с.238
Обобщение пройденного материала. Подведение итогов за учебный год.
5. Перечень учебно-методического обеспечения:
учебно-теоретические:
Художественные книги для прослушивания, чтения и просмотра (стихи, сказки, рассказы детских писателей);
- хрестоматия «Детская библиотека».
- сборник «Для самых маленьких.
- сборник потешек, стихов, сказок «Карусель»
учебно-практические:
-кубики с буквами;
-мозаика;
- пазлы «Сказки»;
-предметные карточки по чтению;
раздаточный материал по чтению;
разрезная азбука;
Рабочая тетрадь.
Тетрадь «Фонетические рассказы и сказки». Созонова Н.Н. 1, 2, 3-части.
учебно-наглядные (альбомы, атласы, карты, таблицы).
касса печатных букв;
наборы сюжетных картинок;
раздаточный иллюстративный материал «Учимся и играем»;
алфавит (настенная таблица);
картинная азбука (папка);
репродукции картин и художественные фотографии;
портреты детских поэтов и писателей: А.С.Пушкин, Л.Толстой, М.Горький, С.Маршак,С. Михалков, К.И.Чуковский, А.Барто, Ш.Перро, В.А.Осеева, Г.Х.Андерсен, Дж.Роддари.
DVD-диск «Кино для детей» выпуск №1.
DVD-диск «Кино для детей» выпуск №2.
DVD-диск «Сборник мультфильмов».
настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.
Мягкие игрушки;
спектакли: пальчиковые, карточные, перчаточные, настольные картонные.
учебно-справочные (словари, справочники);
ЗCD – ROM “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Словарь-справочник по культуре речи для школьников. А.А.Евтюгина.
Фразеологический словарь русского языка для школьников. Л.А. Субботина.
Толковый словарь русского языка для школьников. Ю.В.Алабугина.

7. Использованная литература:
1.Алябьева Е.А «Коррекционно-развивающие занятия для детей» / Москва «Творческий центр» 2004.
2. Аксаков А.И. «Учите, играя» Игры со звучащим словом / Москва «Просвещение» 1983.
3. Вайнер М.Э. «Игровые технологии коррекции поведения школьников» 2004.
4. Городилова В.И. «Чтение и письмо». Обучение, развитие и исправление недостатков. 1996.
5. Катаева А.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников» Москва «Бук-Мастер» 1993.
6. Петрова В.Г. «Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы». Русский язык Москва «Просвещение» 1982.

Рекомендуем посмотреть:

Литературная викторина для учащихся 6 класса С(к)ОУ VIII вида по итогам 3 четверти. «Узнай произвед Итоговый тест по сказке Г. Скребицкого «Весенняя песня» для учащихся 6 класса С(к)ОУ VIII вида Методическая разработка урока чтения в 6 классе. Чаплина "Лесная кормушка" Интегрированный урок чтения и музыки в 6 классе корекционной школы VIII вида
Конспект урока математики для детей с ОВЗ в коррекционной школе, 2 класс
Опубликовано: 3303 дня назад (14 марта 2015)
Просмотров: 5593
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0
Наталья Владимировна Перевалова # 14 марта 2015 в 16:54 0
Заявка на участие в конкурсе "Коллекция педагогического мастерства и творчества".Работа "Коррекционная школа. Программно-методический материал по предмету "Чтение" в 6 классе". Учитель-дефектолог Перевалова Наталья Владимировна. Асбестовская СКОШИ. Ссылка на эту страницу:
https://ped-kopilka.ru/users/natapere
Светлана Викторовна # 15 марта 2015 в 18:05 +1
Здравствуйте
Зачем Вы здесь написали этот комментарий?
Если Вы хотите принять участие в конкурсе, то Вам необходимо ВНИМАТЕЛЬНО прочитать правила и посмотреть где именно необходимо оставлять заявки на участие в конкурсе, так как Вы сделали это неверно!
С уважением, Администратор сайта