Конкурсы для педагогов и детей

Классный час, посвященный Дню памяти воинов-интернационалистов

Классный час, посвященный Дню памяти воинов-интернационалистов "Афганистан: наша память и боль..."
Автор: Сюнякова Наталья Владимировна
Описание: классный час, посвященный Дню памяти воинов-интернационалистов. Может использоваться как классный час в школе или воспитательское занятие в школе-интернате.
Цель: формирование целостного представления об истории России; воспитание военно-патриотических ценностей, любви и уважения к Родине; ответственности, сопричастности, уважения к воинам-защитникам, нашим землякам.
Задачи:
• формирование представлений о воинском долге и службе Отечеству;
• эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщение к воинским традициям.
Ход классного часа.
Афганистан болит в моей душе,
И все, кого я встретил и не встретил,
Пусть долго будут жить на этом свете,
Как тишина на дальнем рубеже…
(Название классного часа и эпиграф написан на доске).
Пока учащиеся рассаживаются, звучит песня (Б.Галкин «Русскому солдату»).
Классный руководитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча — дань памяти всем, кто причастен к героическим и трагическим войнам 20-го столетия. Она проходит в День памяти воинов- интернационалистов. (СЛАЙД 1: картинка с изображением горящей свечи, символизирующей память, и надпись на картинке).
15 февраля - День памяти воинов-интернационалистов
Классный руководитель: 15 февраля 2014 года исполняется 25 лет со дня вывода Советских войск из Афганистана. Именно в этот день закончилась война, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Её долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена. Потом эта война прорвалась стихами и песнями, трагическими, светлыми и мужественными. Не профессионализмом они ценны, прежде всего, а искренностью и пронзительностью. Сегодня мы их услышим. Они, как солдаты, вернувшиеся из боя, расскажут вам о мужестве и силе духа человеческого.
Кадры природы Афганистана до войны. (СЛАЙД 2).

Классный руководитель (читает надпись на доске): Из директивы № 312/12/001 от 24 декабря 1979 года:
«С учетом военно-политической обстановки на Среднем Востоке последнее обращение правительства Афганистана рассмотрено положительно. Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах страны, на территорию Демократической Республики Афганистан в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств…»
Министр обороны СССР
Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов
Начальник Генерального штаба
Маршал Советского союза Н.В.Огарков

Классный руководитель: 25 декабря 1979 года. С 15.00 начался ввод соединений и частей 40-й Армии в ДРА по трем направлениям: через Кушку, Термез и Хорог. 103-я воздушно-десантная дивизия перебрасывалась военно-транспортной авиацией на аэродромы Кабула, Баграма и частично Кандагара. (СЛАЙД 3).

Классный руководитель: Из-за высоких гор Гиндукуша к нам долгое время не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные «чёрные тюльпаны», доставлявшие гробы, напоминали, что там идёт настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из лёгких... А пока в нашей прессе царило молчание, в Афганистане шла война. Не знали родные советских воинов того, что их сыновья, мужья, братья брошены в огонь настоящих боев... Спустя время мы узнали, как опасна профессия вертолетчика, что слово “дух” может означать не только что-то возвышенное, но и бородатое существо с “калашниковым” наперевес. Военный жаргон обогатился новыми терминами: “зеленка”, “вертушка”, “груз – триста”, “груз – двести”… (слова и их значения написаны на доске)
(СЛАЙДЫ 4,5: кадры военной хроники).
Классный руководитель: Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это “выполнением интернационального долга”. А тогда, в далеком 1979 году, русские пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии.
Как много русских мальчиков-солдат
В безмолвной вечности лежат отныне.
И с фотографий маленьких глядят
Глазами удивительно живыми.
О, сколько же в России матерей
Облились горькими слезами.
Их боли не пройти, не отогреть
Под траурными черными платками.
Вновь клинья обожженных душ плывут
По небу вперемешку с облаками
Над милым домом снегом упадут
Или прольются теплыми дождями.
Стекут слезой по золоту имен,
По датам, оборвавшим жизнь в зените.
Печально-тихий колокольный звон
Как будто шепчет: «Мальчики, простите…»
Песня: группа «Голубые бераты» «И как же мне не вспоминать…» на фоне фотографий Пензенцев, погибших на Афганской войне. (СЛАЙДЫ 6-12).
Классный руководитель: Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой афганской войне жива и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстояния…
Песня: «Баллада о маленьком человеке» В. Высоцкого на фоне кадров хроники Афганской войн. (СЛАЙДЫ 13-16).
1 чтец-ученик.
Время выбрало нас,
Закружило в афганской метели,
Нас позвали друзья в грозный час,
Мы особую форму надели.
И в огне горных трудных дорог
Своей кровью кропили походы,
Не заметили в вихре тревог,
Как минуты прессуются в годы.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
2 чтец-ученик.
Время выбрало нас!
По страницам времён
Под победные марши шагали.
Много славных российских имён
На гранитную вечность вписали.
И когда было тяжко подчас,
Силы таяли в грохоте боя,
Нас бросала на доты не раз
Непреклонная дерзость героев.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас.
Классный руководитель: Много горя бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.
А вдалеке у них осталось Родина, родной город, село, дом, матери, жены, дети. Многое не успели - жизнь-то только начиналась. Верные присяге, убеждённые в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли воинский долг. Песня, которая сейчас прозвучит - дань памяти мужеству всех участников Афганской войны.
Песня: группа «Контингент» «Я вернусь» на фоне фотографий солдат и офицеров. (СЛАЙДЫ 17-21).
Классный руководитель: 20 столетие часто называют бурным, жестоким, таким оно стало и для нашей истории. Война, так или иначе, задела каждое поколение - кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших.
Чёрным, зловещим крылом ударила в окна матерей похоронка (СЛАЙД 22). Сколько выплакано слёз, сколько горя обрушилось на женщину в один миг! Но ни одна мать не сможет смириться со смертью сына. Она всю жизнь ждёт и надеется: а вдруг произойдёт чудо и на пороге появится сын, её кровинушка.
Ждут своих любимых несостоявшиеся невесты.
Песня: «Молитва» В Колесникова на фоне кадров «Храмы России» (СЛАЙДЫ 23-27).
3 чтец-ученик.
Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу,
Перед тем, как сойдёшься за праздничный стол.
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,
Кто берёг тебя вечно и в вечность ушёл.
Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,
Пулемётами врезанных в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной былью
И рубцом материнское сердце отметь.
Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,
Одуревших от зноя, без сна, без воды.
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды, от беды до беды.
Помяни нас и гордых атакой победной,
Ни на шаг не сошедших со взятых вершин.
Не трибунною речью, не строчкой газетной –
На великих скрижалях любви запиши.
Помяни нас, Россия, в известной печали,
Златорусую косу свою расплетя.
Мы оставшимся помнить и жить завещали,
Жить, как прожили мы – для тебя!
Песня: «Черный тюльпан» А. Розенбаума.
Классный руководитель: Человеческая память недолговечна, а неумолимое время стирает с земли следы той далекой войны "за речкой". Войны, в которой десятки тысяч вчерашних мальчишек, вставших в армейский строй после школьной скамьи, стали калеками. Около миллиона советских людей прошло через горнило Афганистана. Немало полегло их на той каменистой земле: тысячи погибших и умерших от ран и болезней, сотни пропавших без вести. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не сказали они «Мама, я жив...».
За мужество и героизм, проявленные в Афганской войне (1979-1989 годы) солдаты и офицеры были награждены орденами и медалями. Самой главной наградой была медаль «Золотая звезда» и звание Героя Советского Союза. Этого звания были удостоены 86 чел. Кто-то получил его при жизни, а кто-то и посмертно… Таких было 33 человека. Посмотрите на доску. Здесь вы видите портреты нескольких человек из тех, кто так и не узнал о своём почётном звании.
Минута молчанья…
Товарищи, встаньте
И в памяти павших –
Героев представьте.
Навек в нашем сердце
Бессмертных имён их звучанье.
Минута молчанья, минута молчанья…
Ребята, давайте встанем и почтим память павших минутой молчания.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ (метроном, заставка «Вечный огонь») (СЛАЙД 28).
Классный руководитель: Отсчет времени этой войны для солдат и офицеров нашей Армии начался с 27 декабря 1979 года...
А закончился 15 февраля 1989 года…
Песня: группа «Каскад» «Мы уходим» на фоне кадров хроники вывода войск из Афганистана. (СЛАЙДЫ 29-34).
Классный руководитель: Солдаты уходили из Афганистана среди цветов и улыбок, отдавая последние почести павшим.
Песня: «И как же мне не вспоминать…» исп. учащиеся.
Классный руководитель: Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина, патриота.
Солдаты войн не начинают, но расплачиваются своей жизнью за ошибки политиков именно они.
По-разному оценивают события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы и те, кто их исполнял. Но для тех и других действия , которые проходили на территории Афганистана укладываются в одно ёмкое и страшное слово - война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.
Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но в памяти людской ей ещё жить долго, потому что её история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опалённое её огнем, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны. (СЛАЙД 35).

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 5-8 классе на тему: Моя семья - моё богатство Конспект классного часа для учащихся 9-11 классов коррекционных школ на тему: Здоровый образ жизни Ролевая интерактивная игра "Социальные сети: за и против", 9 класс Внеклассное мероприятие для 9 класса на тему: Казахстан

Похожие статьи:

Классный час 8-9 класс по теме Искусство

Классный час в 9 классе (урок здоровья) «Здоровые дети – в здоровой семье»

Классный час в 8-9 классе по теме «День воинской славы России»

Классный час на тему «Молодежный сленг», 8-10 класс

Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 9 мая - День Победы для 4-5 классов. Песни военных лет
Опубликовано: 917 дней назад (6 июня 2014)
Просмотров: 10914
+8
Голосов: 8
Татьяна Анатольевна Белашова # 6 июня 2014 в 20:20 +2
Наталья Владимировна,интересная тема воспитание военно-патриотических ценностей, любви и уважения к Родине; ответственности, сопричастности, уважения к воинам-защитникам.
Лидия Владимировна Ниневская # 16 июня 2014 в 19:52 +1
Достойный материал!Вы молодцы!
Ирина Котова # 22 июня 2014 в 21:19 +1
Наталья Владимировна, важная тема, подъем духовной и нравственной культуры, воспитание уважения к памяти погибших при исполнении воинского долга. Вы решаете эти задачи замечательно подобранным материалом.+1
Ольга Ивановна Марченко # 22 июня 2014 в 21:43 +1
Наталья Владимировна, спасибо за интересный и патриотический классный час, посвященный войнам Афганистана. Замечательные стихи, песни - все хорошо продумано.Я думаю, дети с интересом будут слушать и смотреть всю информацию, которую Вы постараетесь до них донести. Примите мой голос, творческих успехов!
Татьяна Григорьевна Маня # 23 июня 2014 в 08:24 +1
Добрый день, Наталья Владимировна! Ознакомилась с очень содержательным классным часом. Всё продумано вами до мелочей: хронологические даты, статистика награждённых героев, проникновенные стихи учеников и текст учителя, музыкальное сопровождение, использование слайдов. Какие проникновенные слова были сказаны учителем во вступительном слове, слёзы наворачиваются. Ведь на самом деле так долго об афганской войне в СССР молчали, как будто её и не было, а эта война столько горя принесла во многие семьи. Воины - интернационалисты до сих пор в своих снах воюют и переживают горечь утрат своих юных сослуживцев и стыдятся того, что они остались живы. Столько поломанных судеб молодых мальчишек, каждый из которых герой, и об этом должны знать наши дети. Это история, хоть и трагическая, но её, увы, переписать нельзя. Наталья Владимировна, вы молодец, что сумели донести такой сложный материал до сердец своих воспитанников и всех нас! Мой голос за ВАС, за ваш патриотизм и высокий гражданский долг!
Наталья Владимировна Сюнякова # 23 июня 2014 в 14:24 0
Татьяна Григорьевна, большое спасибо Вам за Ваши слова! Я на своих занятиях стараюсь познакомить своих воспитанников с героическими датами в истории нашей Родины.
Елена Васильевна Макеева # 23 июня 2014 в 16:21 0
Военно-патриотическое воспитание - очень актуальная тема в наше неспокойное время. С удовольствием и поддержкой голосую за Вас. Очень интересное и нужное мероприятие. Спасибо!
Светлана Васильевна Новоселова # 26 января 2015 в 19:50 0
Наталья Владимировна, спасибо за интересный и патриотический классный час, посвященный войнам Афганистана. Подборок военных лет ко дню Победы много, ваш материал для меня актуален и уникален. Большое спасибо, успехов. Будем стараться воспитывать патриотов, но год от года - это всё сложнее.
Наталья Владимировна Сюнякова # 29 января 2015 в 17:18 0
Светлана Васильевна, большое спасибо за такую оценку моей работы. Буду очень рада, если этот материал поможет Вам. Только очень жаль, что на сайте не выкладываются презентации.