Конкурсы для педагогов и детей

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для младшей группы детского сада

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию младших дошкольников.

Автор: Варшавская Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ № 54 «Веснушки», г. Междуреченск, Кемеровская обл.
Описание: Данный материал будет полезен любознательным родителям, педагогам дошкольного воспитания.
Пояснительная записка: На мой взгляд, сенсорное развитие малышей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов.
Цель: изготовление дидактических игр по сенсорному воспитанию своими руками.
Задачи:
1. формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик) , количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
2. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
3. воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.
Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе. Оно осуществляется планомерно и систематически. В непосредственно образовательной деятельности – это включение задач сенсорного воспитания. Их связь, с содержательной для ребенка деятельностью, позволяет педагогу формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей. Практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека.
Поэтому, в непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста, по сенсорному развитию, ставились и решались следующие задачи:
4. формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик) , количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
5. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
6. воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.
Эти задачи также решались в создании игровой среды, разработке новых дидактических игр. Я создала сенсорную зону – сенсорную среду, состоящую из дидактических игр, которые обогащают восприятие детей, развивают зрительную сосредоточенность, внимание, моторику, тактильные чувства, стабилизируют эмоциональное состояние. Сенсорную зону используем как дополнительный инструмент для накопления сенсорного опыта детей. В самостоятельной деятельности с детьми по накоплению сенсорного опыта, мною были поставлены следующие задачи:
1. создать условия для снятия чувства тревоги у детей;
2. способствовать улучшению эмоционального состояния детей;
3. создать атмосферу, способствующую активизации мозга на основе сенсорных дидактических игр;
4. развить способность детей действовать самостоятельно.
В процессе создания сенсорной зоны я отдала предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. В дидактических играх я стремлюсь заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателя. Цветовая гамма игр состоит из основных четырёх цветов, причем все четыре цвета залог каждой игры. Работа с детьми проводится в основном индивидуально или подгруппой состоящей из 2-3 детей. Подборка игр разнообразна: на узнавание, называние и закрепление цвета, группировку однородных и разнородных предметов по цвету, форме, величине, закрепление величины предметов, геометрических форм, сравнение предметов по цвету, форме, величине .
Считаю, что все игры, сделанные своими руками, должны быть выполнены, эстетически. Все дидактические игры, которые я использую в свободной деятельности с детьми, я систематически вношу в ежедневный план воспитательно – образовательный работы. Причем, как в первую половину дня, так и во вторую, с целью закрепления и систематизации знаний. При этом учитываю индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, я заметила, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, дети увереннее накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно. Хочется отметить, что дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если педагог ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения. В результате проведения дополнительной работы в виде дидактических игр, у детей наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов, зрительного восприятия, восприятия формы, цвета, величины, ориентировки в пространстве. Используя сенсорную зону в свободной деятельности с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, кроме того, дидактические игры способствуют развитию памяти, мышления у детей. Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, я заметила, что у детей появляется такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремленность, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Предлагаю три игры, сделанные своими руками. Надеюсь мой опыт поможет и Вам!
Дидактическая игра "Нарядим солнышко"

Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами.
Задачи: Закреплять у детей представления о цветах и их оттенках, умение группировать предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами, знакомить с понятиями "такая", "не такая", "одинаковые", "разные". Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение играть коллективно. Развивать мелкую моторику рук.
Варианты игры:

Вариант № 1 «Солнышко улыбнулось». Дети выкладывают солнышко с изображением «открытых глаз». Взрослый предлагает всем детям встать в круг, взяться за руки и улыбнуться солнышку и друг другу.
Вариант № 2 «Нарядим солнышко». Взрослый или дети выкладывают в центре стола изображение солнца с «открытыми глазами». Детям предлагается «нарядить солнышко», т.е путём прикладывания к основному солнышку ребёнок располагает лучики по кругу . Далее ребёнку необходимо найти соответствующий по цвету бантик и путём наложения нарядить лучик .
Вариант № 3 «Солнышко уснуло». Взрослый или ребёнок переворачивает солнышко обратной стороной, т.е изображением «закрытые глазки» и предлагает детям спрятать лучики и бантики в «домик» (красивая коробочка), называя при этом знакомый им цвет. Например, красный лучик и красный бантик спрятались в «домик». Игра считается законченной, когда все лучики и бантики будут спрятаны в домик.
Авторская дидактическая игра «Наряди матрёшку»
(младший дошкольный возраст).

Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.
Материал: 4 матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки».




Описание игры.
Вариант № 1 – «Наряди» !
Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.

Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек».

Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится : треугольниками, кругами, прямоугольниками, квадратами.
Вариант № 3 – « Матрёшка на дорожке».
Этот вариант для детей, которые хорошо справились с вариантом № 1 и № 2.
Ребёнок выбирает понравившуюся матрёшку и «наряжает» её. Заполняет все контуры геометрическими фигурами. После этого берёт любую дорожку для своей матрёшки и выкладывает на ней геометрические фигуры (разные по цвету).
Вариант № 4 – « Найди матрёшке её дорожку».
Последний вариант игры позволит ребёнку закрепить все предыдущие варианты игр.
Ребенок берёт матрёшку в красной косынке и выкладывает на ней по контурам все геометрические фигуры. Затем ему нужно найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники ( разные по цвету). Игра считается законченной, если матрёшки будут стоять на дорожках.
Дидактическая игра « Стиральные машинки»

Цель: Развитие сенсорных навыков.
Задачи:
1. Закреплять названия основных цветов, учить их правильному произношению, знакомить с разными видами одежды (платье, юбка, брюки ).
2. Развивать цветовосприятие (ребёнок должен хорошо различать цвета).
3. Развивать логическое мышление (при принятии решения, в какую стиральную машинку опустить синее платье или жёлтую шапочку).
4. Развивать мелкую моторику рук (необходимо взять пальчиками маленькую детальку из картона и опустить её в отверстие стиральной машины).
5. Воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, отзывчивость и стремление помочь кукле Тане.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры для детей первой младшей группы Дидактические игры с пуговицами для детей 3-4 лет Развивающие игры с блоками Дьенеша в младшей группе Дидактическое пособие своими руками «Проведи дорожки» для младшей группы
Проект в подготовительной группе в детском саду «Удивительный мир часов»
Опубликовано: 305 дней назад (6 февраля 2016)
Просмотров: 11896
+26
Голосов: 26
Александр Семенович Жбанов # 6 февраля 2016 в 12:04 +3
Наталья Владимировна, здравствуйте! Множество задач решают Ваши разработки. Вы представили несколько вариантов авторских дидактических игр, каждая из которых заслуживает высокой оценки. Я не буду перечислять все положительные стороны Ваших разработок, их очень много, скажу лишь, что Ваши творческие затеи принесут большую пользу не только детям, но коллегам тоже! Спасибо Вам! Примите голос и пожелания удачи!
Наталья Владимировна Варшавская # 6 февраля 2016 в 12:13 +2
Огромное Вам спасибо, Александр Семёнович за Ваш первый отзыв и тёплые слова!
Ольга Станиславовна Средина # 6 февраля 2016 в 12:23 +4
С удовольствием рассмотрела Ваши игры, Наталья Владимировна! Очень понравилась идея со стиральной машиной. Браво! Голос.
Я делала много игр по цветоведению: и плоскостных и объемных и электрифицированных.(Защищалась с ними на высшую категорию). А вот до такой машинки не додумалась!
Наталья Владимировна Варшавская # 6 февраля 2016 в 17:41 +2
Спасибо, Ольга Станиславовна! Идея пришла после выпитого чая! Остались замечательные коробочки. Вот и пришлось пофантазировать!Рада, если мои идеи Вам помогут!
Елена Викторовна Багрова # 6 февраля 2016 в 12:26 +4
Здравствуйте, Наталья Владимировна!
Ваша публикация - это богатейший кладезь опыта и наработок!
Материал Вы подготовили обширный, он поможет не только квалифицированным специалистам, но и родителям, играя, развивать сенсорное восприятие. Такие игры легко проводить в домашних условиях.
Спасибо за грамотное методическое оформление и сопровождение материала! С удовольствием голосую №2! Успехов!
С уважением!!!
Наталья Владимировна Варшавская # 6 февраля 2016 в 17:37 +2
Елена Викторовна! Спасибо! Когда смотришь в магазине какие игры продаются для наших детей, хочется сказать: "Я своему внуку такое никогда не куплю"! Иногда кажется, что игры не такие яркие, не такие прочные и т.д. Поэтому я предпочитаю их делать сама! Служат долго, цвета яркие , а главное - нравятся детям!
Огромное спасибо, что оценили мои труды!
Вера Александровна Орехова # 6 февраля 2016 в 16:10 +4
Наталья Владимировна, спасибо за приглашение.
Замечательная публикация, заслуживает самой высокой оценки!
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.
Вы предложили богатый выбор дидактических игр по сенсорному воспитанию, большое спасибо.
С удовольствием голосую +1.
Желаю только удачи!!!
Наталья Владимировна Варшавская # 6 февраля 2016 в 17:31 +1
Вера Александровна! Спасибо Вам за такой тёплый комментарий!
Ирина Владимировна Жабина # 6 февраля 2016 в 18:20 +2
Здравствуйте, Наталья Владимировна!
Очень рада, что пригласили, потому что все Ваши пособия заслуживают особого внимания. Они легки в изготовлении, яркие, многофункциональные и способствуют достижению поставленных целей и задач. Еще хочется отметить эстетичность дидактических игр. С уважением и голосом 5, И.В.
Руслана Павловна Маркова # 6 февраля 2016 в 21:23 +3
Добрый вечер, Наталья Владимировна. Очень значимый и полезный материал вы приготовили. С такими играми малыш быстрее усвоит цвета, форму предмета, будет проще ориентироваться в многообразном нашем мире. Ваша большая стирка по цветам удалась . Примите голос.
Таисия Алесандровна Казеева # 6 февраля 2016 в 21:38 +2
Здравствуйте Наталья Владимировна! Понравились Ваши пособия для развития сенсорики, это основа развития мышления ребенка. Особенно понравилась идея со стиральными машинками, так просто, нор интересно и эффективно. Большое спасибо за такую прекрасную идею.
Сидорова Зоя Григорьевна # 6 февраля 2016 в 22:12 +5
Наталья Владимировна!
С искренним интересом прочитала Вашу публикацию «Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию младших дошкольников». Игры, игровые упражнения - действительно полезны, нужны детям, облегчат задачу освоения не только математических предмтавлений, но и закрепления различных речевых навыков у детей. Важно то, что эти умения и навыки дети получают в игровой форме, ненавязчиво и интересно. Уверена, что материалы публикации будут интересны многим педагогам.
Удачи Вам,
спасибо за публикацию.
Голос!
Зоя.
Ирина Александровна Каток # 6 февраля 2016 в 22:35 +3
Материал заслуживает внимания педагогов и родителей! Интересные пособия, аккуратно выполненные, яркие и необычные. Отдельный плюс - за то, что каждое пособие может быть использовано в нескольких играх, и за подробное описание этих игр. Игру помогут формированию сенсорных эталонов, математических представлений детей.
Наталья Владимировна, спасибо за вашу работу!
Наталья Сергеевна Мазуренко # 7 февраля 2016 в 12:16 +2
Таакой полезный материал Вы изготовили!Эстетическое оформление на высшем уровне!Стиральные машины еще не использовали,завтра же начну изготавливать!
Наталья Владимировна Варшавская # 7 февраля 2016 в 14:14 +1
Уважаемые коллеги! Огромное спасибо, что нашли время заглянуть на мою новую публикацию! Ваши тёплые и доброжелательные комментарии вдохновляют и радуют ! Спасибо всем!!!!
Валентина Политова # 7 февраля 2016 в 14:58 +3
Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, речь и сенсорные эталоны, развиваются наблюдательность, память, мышление, воображение. Поэтому ваша коллекция дидактических игр неоценима, настоящий клад в работе любого педагога. Дидактический материал красочный, яркий, детям приятно будет с ним работать, играть. Голос в вашу копилку!
Светлана Ивановна Куприй # 8 февраля 2016 в 13:11 +2
Здравствуйте, Наталья Владимировна! Спасибо за приглашение на замечательную публикацию. Ваши игры заслуживают самой высокой оценки! Без полноценного сенсорного развития дети не смогут в полной мере двигаться по следующим ступеням развития, тем более, что у современных деток "слабенькие" ручки. Согласна с коллегами, что Ваш материал пригодится и педагогам и родителям. Примите ГОЛОС за полезный, методически грамотно оформленный материал!
Светлана Александровна Рындина # 8 февраля 2016 в 17:54 +3
Наталья Владимировна,ознакомилась с вашими играми,Вам голос за нужный и востребованный материал!УДАЧИ!
Ольга Николаевна Рыбинцева # 8 февраля 2016 в 18:41 +3
Наталья Владимировна,Спасибо за приглашение. Очень хороший материал. Это так важно для деток, а с каким удовольствием и старанием они все делают! Вам голос!
Оксана Александровна Правдина # 9 февраля 2016 в 23:17 +4
Замечательная подборка игр, оригинальная и нетрадиционная. Как раз ломала голову, чтобы такое развивающее с элементами математики для детворы придумать. Современным деткам нужны игры яркие, оригинальные и Ваши игры как раз такие. "Стиральные машинки" - просто супер! Творческих достижений Вам!
Олеся Геннадьевна Сорокина # 11 февраля 2016 в 18:56 +2
Добрый вечер, Наталья Владимировна! Вы такая МОЛОДЕЦ! Очень оригинальный дидактический материал для деток вы подготовили! С помощью таких игр, ярких и интересных, дети быстро освоят и цвета и геометрические фигуры и многое другое. Я прямо сейчас пойду делать такой же для своих воспитанников!) Мой голос вам +1!
Наталия Петровна Тынчерова # 13 февраля 2016 в 23:49 +3
Здравствуйте, Наталья Владимировна! Яркие дидактические игры- находка не только для воспитателей, но и для родителей малышей.Простые в использовании,эстетически оформленные, знакомят детей с цветом, геометрией, развивают логическое мышление. Очень нужная работа.
Ирина Михайловна Мазура # 19 февраля 2016 в 22:24 +2
Наталья Владимировна, вы большая умничка.Ваши игры,действительно находка,мне очень понравились.Деткам нравиться всё яркое, красочное.Спасибо вам за ваши игры, себе сделаем такие же. Желаю вам творческих успехов.Голос вам конечно!
ольга ивановна калашникова # 25 февраля 2016 в 22:12 +3
Здравствуйте, Наталья Владимировна! Мне очень понравился Ваш дидактический материал: яркий, красочный. А главное, что он сделан своими руками и навечно сохранит тепло и любовь Вашего доброго сердца. Примите мой голос!
Игорь Владимирович Грушевский # 8 марта 2016 в 19:00 +3
Интересные игры! smile Голос!
Ирина Викторовна Родионова # 10 мая 2016 в 20:32 +1
Здравствуйте, Наталья Владимировна! Интересные авторские разработки по сенсорному развитию вы представили. Материал яркий оригинальный, особенно "стиральные машинки". Детям обязательно понравяться. Думаю педагогам будет полезен ваш материал. Творческих идей!
Елена Александровна Шашенко # 21 мая 2016 в 05:51 0
С удовольствием рассмотрела Ваши игры, Наталья Владимировна! Очень понравилась идея со стиральной машиной. Браво! Голос.
Я делала много игр по цветоведению: и плоскостных и объемных и электрифицированных.(Защищалась с ними на высшую категорию). А вот до такой машинки не додумалась!
Наталья Валентиновна Мелихова # 13 июля 2016 в 14:06 0
Добрый день, Наталья Владимировна! Вы предложили нашему вниманию интересные дидактические игры по сенсорному воспитанию детей, которые способствуют обогащению словаря, развитию интереса к окружающему миру, совершенствованию мыслительной деятельности дошкольников. Дополнили сценарий яркими фотографиями. Творческих Вам успехов! Примите мой голос.
Снежана Анатольевна Колесникова # 6 августа 2016 в 12:05 0
Очень понравились Ваши игры по сенсорному восприятию, развитие которого стоит на одном из самых первых мест в коррекционной работе с детьми с различными нарушениями речи, двигательной сферы, а также полезны для детей с нормой развития.
Пособия получились красочные, функциональные.
Стиральные машинки вызывают ВОСТОРГ.
Работа очень хорошо оформлена. Много теоретического материала.
Примите голос +