Конкурсы для педагогов и детей

Опыт работы учителя истории. Интеграция предметов как средство формирования умений и навыков исследовательской деятельности учащихся

Интеграция предметов как средство формирования умений и навыков исследовательской деятельности учащихся
Автор: Шарова Наталья Владиславовна,
учитель истории, обществознания
МБОУ кадетская школа «Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца»

Интеграция предметов как средство формирования умений и навыков исследовательской деятельности учащихся
Современный этап развития отечественного образования характеризуется многообразной инновационной деятельностью школ. Наблюдается сложный процесс становления нового, личностно - ориентированного типа образования. Российская школа обращается к нестандартным формам и методам преподавания. Свое место завоевывает идея интегрированного обучения.
Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей учеников, в том числе и его исследовательской компетенции.
Любой школьный предмет в той или иной степени связан с другими предметами. Неформальная творческая группа учителей нашей школы занимается интеграцией предметов эстетического и гуманитарного циклов (учитель музыки, учитель истории, учитель ИЗО, МХК, учитель литературы).
Регулярно проводятся интегрированные уроки: «Слушая «Лебедь» К. Сен-Санса» (музыка+литература), «Опера «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и роман А. С. Пушкина» (музыка+литература), «Последний концерт на «Титанике» (музыка+литература), «Искусство Древней Греции» (искусство+история), «Культура Зрелого Средневековья Франции» (музыка+МХК+история), «Колокольные звоны России» (музыка+Основы Православной культуры), «Образ Георгия Победоносца» (история+искусство+литература) и др. Своим опытом регулярно делимся с коллегами, разработки помещены на различных профессиональных сайтах.
Постепенно мы пришли к выводу, что на основе интеграции есть возможность помогать коллегам в научно-исследовательской деятельности. Консультации нескольких учителей при написании учеником исследовательской работы, повышают её потенциал.
В 2014-2015 учебном году совместные консультации ученицы 8 класса (исследование «Почему не иначе… (Имена монархов)») проводили учителя литературы и истории. Историко-лингвистический анализ имен французских, английских и российских монархов был высоко оценен на Всероссийской научно-исследовательской конференции «Науки юношей питают» в г. Вологда.
В этом же учебном году работа ученицы 11 класса «Столыпинская аграрная реформа 1905-1914 гг. в Тамбовской губернии» получила Диплом II степени в Областном конкурсе исследовательских работ обучающихся по краеведению «Моя земля, мои земляки…». Особенностью подготовки этой работы стала художественная деятельность талантливой девочки, которая для того, чтобы лучше увидеть быт тамбовского крестьянства начала ХХ в. рисовала эскизы одежды того времени, слушала русские народные песни (консультировали учителя музыки и ИЗО).
В прошедшем учебном году наша творческая группа оказала помощь в написании исследовательской работы ученице 10 класса «Сленг в русском и немецком языках». Учитель русского языка помогла с русской лингвистикой, учитель музыки с прослушиванием и анализом песенной составляющей работы, я, как учитель истории, провела консультации по истории вопроса. Работа получила Диплом II степени на Всероссийской научно-исследовательской конференции «Науки юношей питают» в г. Вологде.
Осуществляется интеграция и в отношении точных наук. В прошедшем учебном году интересной стала совместная деятельность учителя русского языка и физики над работой ученицы 8 класса «Виды сил». Осуществлялся анализ слова «сила» с точки зрения русского языка и литературы и с точки зрения физической величины (полезные для коллег материалы помещены на профессиональных сайтах).
Интересен опыт работы учителя физики нашей школы Исследование ученика 7 класса «Почему человек может плавать?» стало победителем городской научно-практической конференции Малой Академии наук «Эврика». При подготовке к работе были изучены и литературные источники, и история вопроса, и произведения художников, и музыкальные произведения. Помощь в этом оказали учителя соответствующих предметов.
Как учитель истории, я считаю, что научно- исследовательская деятельность повышает качество знаний, способствует формированию целостной картины мира, даёт возможность самореализоваться.
Исследовательскую деятельность с обучающими начинаю с 5 класса. Работа ведется в разных формах: индивидуально и в группах (совместная исследовательская работа учащихся). Для выявления наиболее мотивированных детей небольшие творческие работы делают все учащиеся 6-8 классов. Их направленность разнообразна: изучение местного фольклора и создание образцов одежды, создание генеалогического древа, создание фотоальбомов известных земляков. В старших классах реализуется профессиональное самоопределение обучающихся. В научно-исследовательской работе принимают участие те ребята, кто в дальнейшем думает связать свою профессию с историей, юриспруденцией, экономикой, другими гуманитарными дисциплинами. Учащиеся используют материал младших школьников, применяя свои идеи и методики. И уже тогда создают большие творческие работы, которые успешно принимают участие в конкурсах городского, областного и всероссийского уровня. Создание таких работ было бы трудным, если бы не проводились консультации с учителями искусства и литературы.
Текущий учебный год был объявлен Годом кино, что способствовало развитию научно-исследовательской деятельности, дальнейшему сотрудничеству учителей. Был создан проект «Советский кинематограф». Талантливые ученики писали стихотворения, эссе на заданную тему, рисовали картины, изучали историю вопроса. Итогом работы стал смонтированный учащимися часовой фильм, раскрывающий взгляд современного ребенка на историческую эпоху и советский кинематограф. Помогали трудится над фильмом учителя истории, литературы, физики, искусства, педагоги дополнительного образования.
Учащиеся, показывают хорошие результаты на уроках, занимают призовые места на олимпиадах и конкурсах различного уровня, имеют высокие показатели на ГИА, поступают в учебные заведения с гуманитарной направленностью.
Можно сделать вывод, что планомерная научно-исследовательская работа - одно из условий развития личности, способствующее профилизации учащихся. Предлагаемый опыт позволяет с уверенностью сказать, что в условиях общеобразовательной школы возможно решение задач, направленных на выявление одаренных детей и развитие исследовательских навыков учащихся.
Таким образом, интеграция предметов является одним из ведущих факторов эффективного формирования умений и навыков исследовательской деятельности учащихся. Интеграция не регламентирована ни предметом, ни возрастными категориями учащихся, ни тематикой. Она напрямую связана с личной заинтересованностью учителя сделать свой труд информативнее, заинтересовать учащихся, создать творческую атмосферу в коллективе. При определённой подготовке опыт может быть использован коллегами из других школ.
Презентация на тему: Изобретения Древнего Китая

Рекомендуем посмотреть:

Влияние литературного творчества на духовное развитие личности Образно - эмоциональная основа в обучении истории Научно - исследовательская деятельность как одна из форм развития творческих способностей одаренных Исследовательская работа. Народные тряпичные куклы
Участник №115 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 августа 2016 года
Опубликовано: 123 дня назад (3 августа 2016)
Просмотров: 446
+17
Голосов: 17
Алевтина Николаевна Чукреева # 3 августа 2016 в 13:15 +4
Наталья Владиславовна! Ваша тема работы актуальна на сегодняшний день в соответствии с современными требованиями ФГОС.
Проектная деятельность открывает значительные перспективы для самовыражения обучающихся, отражает стремление помочь детям полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе своих сверстников. Интегрированные проекты Ваших учеников тому подтверждение. Вам небольшое пожелание-я бы выложила в работе фото наиболее интересных и значимых проектов в соответствии с полученным результатом-новым продуктом. Спасибо за работу, голосую.
Наталья Владиславовна Шарова # 3 августа 2016 в 13:19 +1
Спасибо за ценный комментарий! Обязательно добавлю материал.
Раиса Ивановна Пичуева # 3 августа 2016 в 15:09 +3
Наталья Владиславовна!Ваша публикация очень полезна для учителей.Ведь исследовательские работы,проектная деятельность заинтересовывает детей,где они раскрываются,самовыражаются,создаётся творческая атмосфера в коллективе.А результативность Ваших учеников-это и Ваш результат.Спасибо.
Наталья Владиславовна Шарова # 3 августа 2016 в 16:29 +2
Спасибо за отзыв!Всегда ценно мнение специалиста.
Светлана Борисовна Неволина # 4 августа 2016 в 12:44 +3
Здравствуйте, Наталья Владиславовна! Отличная работа. Актуальная тема, а проектная деятельность, безусловно, очень интересна детям. Почерпнула для себя много интересной информации. Голосую. И приглашаю Вас ознакомиться с моими работами
Наталья Владиславовна Шарова # 4 августа 2016 в 12:48 +1
Спасибо за поддержку!
Ольга Ивановна Симакина # 4 августа 2016 в 13:07 +1
Наталья Владиславовна, здравствуйте. Я с вами совершенно согласна, в том, что любой школьный предмет связан с другими предметами. Интеграция наук даёт учащимся более точное представление об общей картине мира. Интегрированные курсы, интегрированные уроки позволяют учащимся достигать межпредметных обобщений. В процессе интеграции предметов формируются ключевые компетенции, необходимые ученику в практической деятельности (ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные, информационные). Спасибо за приглашение. Примите мой голос.
Наталья Владиславовна Шарова # 4 августа 2016 в 13:26 0
Спасибо за комментарий и голос!
Татьяна Юрьевна Суховерша # 4 августа 2016 в 15:45 +3
Здравствуйте, Наталья Владиславовна!
Спасибо Вам за приглашение! С большим интересом познакомилась с Вашей статьей. Использование принципа интеграции в образовательной деятельности имеет ряд преимуществ: способствует мотивации, развитию творческих способностей у детей, позволяет изучать предметы и явления с разных сторон (замечательный проект Алёны «Изобретения Древнего Китая»!!!), а также влияет на рост профессионализма педагога.
Голосую с пожеланием успеха!
Наталья Владиславовна Шарова # 4 августа 2016 в 15:59 +3
Спасибо за комментарий и голос!
Елена Валерьевна Жукова # 5 августа 2016 в 11:03 +3
Данная работа интересна тем, что в приоритете использование знаний учащихся на практике. А на сегодняшний день это очень ценное умение. Успехи ваших учащихся-это бесспорно ваши успехи и старания. Не останавливайтесь на достигнутом!
Наталья Владиславовна Шарова # 5 августа 2016 в 17:38 +2
Спасибо за пожелания!
Ирина Алексеевна Бережная # 5 августа 2016 в 15:23 +3
Здравствуйте, Наталья Владиславовна!Отличная работа. Взяла для себя много полезной и интересной информации. Голосую. И приглашаю Вас ознакомиться с моими работами.
Наталья Владиславовна Шарова # 5 августа 2016 в 17:39 +2
Спасибо за отзыв и приглашение!
Елена Александровна Цепилова # 5 августа 2016 в 19:02 +3
Спасибо Вам за приглашение! С большим интересом познакомилась с Вашей статьей. Ваша тема работы актуальна на сегодняшний день в соответствии с современными требованиями ФГОС. Прекрасная презентация, но не хватает фотоматериалов. Примите голос.
Наталья Владиславовна Шарова # 5 августа 2016 в 19:06 +2
Спасибо за Ваше мнение, фотоматериалы добавлю
Наталья Валентиновна Мелихова # 5 августа 2016 в 22:22 +3
Добрый вечер, Наталья Владиславовна! Ваша статья из опыта работы интересна и актуальна как средство формирования умения и навыка исследовательской деятельности учащихся. Интеграция предметов позволяет шире увидеть картину мира и способствует самовыражению,самореализации, раскрытию творческих способностей учащихся. Примите мой голос.
Наталья Владиславовна Шарова # 5 августа 2016 в 22:45 +2
Спасибо за комментарий и голос!
Ольга Витальевна Лисина # 5 августа 2016 в 22:52 +3
Добрый вечер! Решение проблемы интеграции на данном этапе очень актуальна и лично для меня,т.к. разрабатываю подобную тему(конечно,на другом материале),поэтому статья для меня оказалась очень полезной.Грамотное последовательное изложение материала с использованием практических примеров.
Наталья Владиславовна Шарова # 5 августа 2016 в 22:59 +2
Спасибо за отзыв!
Татьяна Владимировна Резенкова # 7 августа 2016 в 09:03 +3
Здравствуйте, Наталья Владиславовна! Ваша статья очень интересна. Проектная деятельность в системе образования очень популярна в настоящее время, а интегрированные уроки способствуют лучшему усвоению материала. Спасибо за ваш труд!
Наталья Владиславовна Шарова # 7 августа 2016 в 19:45 +2
Спасибо за комментарий!
Елена Викторовна Багрова # 7 августа 2016 в 20:19 +4
Здравствуйте, Наталья Владиславовна!
Спасибо за приглашение на знакомство с ценнейшим Опытом работы учителя истории: Интеграция предметов как средство формирования умений и навыков исследовательской деятельности учащихся
Статья имеет практическое значение. В современной школе нельзя обойтись без исследовательской деятельности учащихся, - она залог успешности ученика, его копилка знаний и опыта работы с полученной информацией, что повышает качество обученности и дает высокие результаты ЕГЭ.
Примите голос за Ваш вклад в педагогическую копилку сайта! Успехов!
с уважением!!!
Наталья Владиславовна Шарова # 7 августа 2016 в 20:39 +2
Спасибо за ценный комментарий и голос!
Мира Симеунович # 7 августа 2016 в 21:34 +4
Наталья Владиславовна, здравствуйте! С удовольствием прочитала Вашу статью об интеграции предметов. В наше время эта тема очень актуальна и важна, и я согласна с Вами, что интеграция является способом формирования исследовательских умений учащихся. Ваш взгляд на эту тему, по-моему, правильный, в том смысле, что инновационная деятельность того типа позволяет развитие исследовательских и творческих умений учащихся, способствует проявлению их талантов. Очень хорошо, что Вы привели примеры такой деятельности, особенно понравилась презентация, как результат проекта ученицы. Посредством исследований, участвуя в проектной деятельности, уже с 5 класса дети становятся активными участниками процесса образования, что приносит в самый процесс значительную новизну – удовольствие учащихся от их самовыражения. С удовольствием голосую! Успехов Вам!
Наталья Владимировна Мезенцева # 7 августа 2016 в 21:37 +4
Здравствуйте, Наталья Владиславовна! Отличная работа
Наталья Владиславовна Шарова # 7 августа 2016 в 21:38 +1
Спасибо!
Вера Петровна Тухватуллина # 8 августа 2016 в 06:21 +3
Здравствуйте, Наталья Владиславовна! Спасибо Вам за приглашение! С большим интересом познакомилась с Вашей статьей. Взяла для себя много полезной и интересной информации. Конечно же исследовательские работы всегда заинтересовывает детей. Спасибо за работу, голосую.
Наталья Владиславовна Шарова # 8 августа 2016 в 16:53 +2
Спасибо за комментарий и голос!
Екатерина Викторовна Коваленко # 8 августа 2016 в 08:00 +3
Здравствуйте, Наталья Владиславовна! Огромное спасибо за приглашение. Ваша статья абсолютно правильная. Компетентностный подход, основанный на интеграции областей, целью которого является самосовершенствование, очень актуален. Мне понравилось, как Вы описали исследовательские работы учеников и как специалисты разных областей направляли ребят, соблюдая при этом принцип: "Помоги мне это сделать самому". Работая именно таким образом, складываются партнёрские отношения, союз и взаимопонимание между учениками и наставниками, оба звена совершенствуют свой творческий потенциал. Конечно, я голосую "за"! smile
Наталья Владиславовна Шарова # 8 августа 2016 в 16:54 +1
Спасибо за профессиональное мнение!
Марина Сергеевна Долгих # 8 августа 2016 в 14:03 +2
С удовольствием голосую за Вашу интересную методическую разработку. Проектная исследовательская деятельность играет большое значение в развитии творческих способностей учеников. Желаю Вам творческих успехов!
Наталья Владиславовна Шарова # 8 августа 2016 в 16:54 +1
Спасибо за отзыв и голос!
Лозинская Надежда # 8 августа 2016 в 18:17 +2
Здравствуйте, Наталья Владиславовна! Большое спасибо Вам за столь содержательный материал, тем более данная информация актуальна в свете введения ФГОС. Интеграция является большим помощником во всестороннем развитии не только детей, но и самого педагога. Еще раз благодарю Вас, за предоставленную информацию, желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Наталья Владиславовна Шарова # 8 августа 2016 в 18:28 +1
Спасибо за понимание актуальности интеграции предметов. С введением ФГОС, учителя должны помогать друг другу.
Галина Игоревна Тихонова # 10 августа 2016 в 16:38 +1
Здравствуйте Наталья Владиславовна! Спасибо за содержательный материал. Интересная методическая разработка. Взяла для себя много полезной информации. Спасибо за ваш труд. Желаю вам успехов в вашей работе!
Наталья Владиславовна Шарова # 10 августа 2016 в 20:11 +1
Спасибо!
Анастасия Александровна Герасёва # 12 августа 2016 в 21:53 0
Здравствуйте, Наталья Владиславовна! Спасибо за приглашение, статья очень интересная.
Научно-исследовательская деятельность с каждым днём всё более популярна, тема актуальна. Меня всегда привлекали интегрированные уроки, ведь это в разы интереснее и креативнее привычных всем занятий. А когда ученики со своими работами ещё и занимают места на конференциях и конкурсах - это по-настоящему греет душу!
Успехов Вам и Вашим ученикам!
Наталья Владиславовна Шарова # 12 августа 2016 в 22:42 +1
Спасибо за комментарий!
Любовь Владимировна Лычангина # 13 августа 2016 в 04:09 +1
Здравствуйте, Наталья Владиславовна! Спасибо за приглашение на педагогическую статью - отчёт на тему "Интеграция предметов как средство формирования умений и навыков исследовательской деятельности учащихся"
Я - за интеграцию, ни одно занятие у меня без неё не проходит, результат - у меня всесторонне развитые воспитанники, хорошо подготовленные к школе.
Ваши ученики, судя по презентации, тоже выдают достойные результаты.
Лишь по оформлению примите совет на будущее - прописывайте цель, задачи, не забывайте об описании. Любая публикация должна иметь такую структуру, это правила сайта.
Удачи Вам, Вашей творческой группе и любимым ученикам!
Примите и мой доброжелательный голос! angel
Наталья Владиславовна Шарова # 13 августа 2016 в 18:50 0
Спасибо за полезные советы!
Марина Дмитриевна Солодова # 13 августа 2016 в 09:36 +1
Добрый день, Наталья Владиславовна! С интересом ознакомилась с Вашим опытом работы "Интеграция предметов как средство формирования умений и навыков исследовательской деятельности учащихся". Я сторонник взаимодействия между собой различных наук и областей, которые непременно дополняют, расширяют, делают материал более насыщенным, ярким очень хорошо усваиваемым и понятным!!! Соглашусь с коллегой, что у Ваших учеников отличные итоговые знания! Ваш опыт достоен передачи для педагогов всех направлений!!! С удовольствием голосую! С уважением Марина!
Наталья Владиславовна Шарова # 13 августа 2016 в 18:50 0
Спасибо!
Анна Сергеевна Илюшечкина # 14 августа 2016 в 16:21 +1
Здравствуйте!!! Работа очень актуальна, отвечает требованиям ФГОС! Я голосую только "за" Так держать!!! Есть чему по учиться!!
Наталья Владиславовна Шарова # 14 августа 2016 в 16:26 0
Спасибо!
Александр Семенович Жбанов # 15 августа 2016 в 20:27 0
С большим интересом ознакомился с опытом работы. Вы молодец! Держите голос!!!
Наталья Владиславовна Шарова # 15 августа 2016 в 20:43 0
Спасибо!
Наталья Владимировна Мезенцева # 16 августа 2016 в 09:36 0
Здравствуйте, Наталья Владиславовна! Отличная работа. Актуальная тема, а проектная деятельность, безусловно, очень интересна детям. Почерпнула для себя много интересной информации. Голосую.
Ирина Алексеевна Бережная # 13 ноября 2016 в 18:45 0
Здравствуйте, Наталья Владиславовна Интересная и полезная работа.Взяла для себя много полезной и нужной информации. Спасибо за Ваш труд! Голосую за Вашу работу.