Конкурсы для педагогов и детей

Литературное чтение. Образы сказочных героев. Э. Успенский "Чебурашка" (2 класс)

Образы сказочных героев. Э.Успенский «Чебурашка»
Автор: Носкова Наталья Юрьевна
Должность и место работы: учитель начальных классов МБОУ – Верх-Тулинская СОШ № 14
Описание: Предлагаю Вашему вниманию урок по чтению во втором классе. Данный материал предназначен для учителей начальных классов. На этом уроке ребятам предстоит встреча с одним из сказочных героев, самим раскрыть тему урока, представить свои сочинения (сказки), узнать сказки по иллюстрациям, работа в группах – деление книг по литературным жанрам.
Назначение: познакомить учителей начальных классов с уроком по литературному чтению.
Цель: выявление знаний сказок, литературных жанров.
Задачи: - помочь вспомнить произведение Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»;
- развивать навыки беглого, выразительного чтения;
- актуализировать знание литературных жанров;
- закреплять знание видов сказок;
- развивать память, внимание, мышление, речь учащихся.
Наглядный материал: портрет Э. Успенского, рисунки, сказки детей, таблицы (виды сказок, сравнение литературных жанров), картинки к сказкам, книги-сказки, мультфильм «Крокодил Гена и его друзья».
Ход урока
Организационный момент (приветствие гостей)
Введение в тему урока (грохот за дверью класса)
1 ученик.
Слышен грохот, слышен вой.
Не боимся мы с тобой!
Кто шумит, кто там грохочет,
Кто попасть к нам хочет?
То не снег и не пурга, Баба древняя Яга… (Входит Баба-Яга)
Баба-Яга.
В ступе глубоко сижу я,
Как рулём метлой вожу я.
Нужен мне директор школы!
2 ученик.
Вот так бабкины приколы!
Съесть его ты, что ли хочешь?
Иль нам голову морочишь?
Баба-Яга.
Я директора не съем –
Я не грамотна совсем.
Буквы я хочу узнать,
Научиться, чтоб читать,
Знать, что делается в мире,
И что дважды два четыре.
Чтоб в лесу всех удивить!
1 и 2 ученик (хором):
Чтоб в лесу всех удивить,
Надо грамотною быть.
Учитель:
-Проходите, бабушка, послушайте ребят.
Ученики исполняют частушки для Бабы-Яги.
1.Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису,
А теперь читаем сами
Про Кощея и Ягу.
2.На кануне у Яги
Подгорели пироги,
Потому Яга и встала
Поутру не с той ноги.
3.Чтоб не мёрзли на снегу
Ноги у избушки,
Ей купила на меху
Валенки старушка.
4.У Бессмертного Кощея
Шея с каждым днём тощее.
И не ест он и не пьёт,
Василису в гости ждёт.
5.Кот-баюн купил расчёску,
Чёлка вьётся до бровей.
Рекламирует причёску,
«Я у мамы дуралей».
6.В день рождения Иван
Подарил Яге диван.
Яга на нём летает,
А ступа отдыхает.
7. Мы весёлые ребята,
Мы нигде не пропадём,
А станцуем и споём,
Надо – сказочку прочтём!
Баба-Яга.
- Спасибо, детки. Надеюсь, директор возьмёт меня в вашу школу. Я тоже научусь читать. Обещаю, уважаемый директор, я буду стараться.
Проверка домашнего задания (Б.В. Заходер «Песенки Вини-Пуха)
Учитель.
- Из какой книги эти песенки?
- Кто её написал?
- К какому литературному жанру относится это произведение?

Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша –
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Определение темы урока
Учитель.
- Узнайте, как звали одного из героев известного вам произведения.
(На доске помещены магнитные буквы. С помощью шифра учащиеся узнают имя сказочного героя.)
М Ч Р Е Б У Ш О Р К А Л Т В Ш К Е А Щ
Шифр: 2, 4, 5, 6, 9, 11, 15, 16, 18.
Ответ детей: ЧЕБУРАШКА
Учитель:
- Скажите, пожалуйста, к какому литературному жанру относится это произведение?
Речевая подготовка
1)Скороговорка: «От топота копыт пыль по полю летит».
2)Прочитывание слов из текста:
Тро-пи-чес-ком, гип-по-по-там, пе-ре-дви-гать-ся, пу-те-шест-ви-е.
Чтение текста учащимися (учебник)
Учитель:
- Почему у главного героя такое странное имя?
- Где жил Чебурашка?
- Как он попал в ящик с апельсинами?
- Как он оказался в магазине?
- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
- Куда директор магазина отнёс Чебурашку?
- Кем предложил он работать Чебурашке в магазине?
- Где он стал жить?
Актуализация знаний
1.Определите, к какой сказке относятся данные предметы:
(показ предметов на интерактивной доске)
2.Определите название сказки:
Учитель:
Сказки просят: «А сейчас,
Вы друзья, узнайте нас!
Не лежится на окошке –
Покатился по дорожке … («Колобок»)

Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!.. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Ах, ты Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)

Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка, чуть больше ноготка.
В оранжевой скорлупке та девочка спала,
И маленькую ласточку от холода спасла. («Дюймовочка»)
3.На столах книги. Выберите сказки (групповая работа)
4.Определите по иллюстрациям названия сказок (иллюстрации показаны на интерактивной доске)
Чтение детьми собственных сказок.
Учитель.
Много в сказке есть чудес,
Всех их нам не перечесть.
Предложи своё ты диво,
Опиши его красиво.
(Учащиеся читают сказки собственного сочинения)
Обобщение по теме
Учитель:
- О чём мы сегодня говорили?
- Что такое сказка?
- Какие виды сказок вы знаете?
- Какие сказки относятся к авторским? Народным?
Рассматривание таблицы видов сказок на интерактивной доске
Просмотр фильма «Крокодил Гена и его друзья»
Итог урока
(К доске выбегают два человечка)
Учитель.
- Кто любит больше всего читать сказки, подойдите к весёлому человечку.
- Кто любит читать все произведения, подойдите к зовущему вас человечку.
(Баба-Яга тоже подбегает к одному из человечков)
Учитель. Уважаемая Баба-Яга, я ведь просила подойти тех кто читает книги. А Вам ещё предстоит научиться чтению.
Баба-Яга. Побывав на уроке, я и забыла, что не умею читать, но так захотелось прочитать сказки, поэтому подбежала к весёлому человечку.
(Обращается к директору школы)
- Уважаемая Надежда Ивановна, скорее запишите меня в школу. Жуть, как хочется научиться читать!
Баба-Яга.
По весне-красне
Приходите ко мне,
Я на ступе покатаю!
Теремок хорош,
На меня похож,
Теремок на курьих ножках,
В теремке моём
Печь горит огнём,
Приходите к Бабке Ёжке!
Учитель.
- Спасибо за приглашение. Молодцы, хорошо поработали. Спасибо всем за урок.
- Мы Вам бабушка дарим книгу с нашими сказками и ждём в школу на уроки.

Рекомендуем посмотреть:

Интегрированный урок по литературному чтению и изо для 2 класса Конспект урока литературного чтения, 2 класс. В. Берестов. Честное гусеничное Конспект урока литературного чтения для 2 класса «С.Я.Маршак. Кот и лодыри» Конспект урока литературного чтения для 2 класса

Похожие статьи:

Проверочная работа по разделу «Человек среди людей» литературного чтения во 2 классе

Конспект урока литературного чтения в начальной школе

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе

Познавательная викторина с ответами для начальной школы
Опубликовано: 474 дня назад (23 августа 2015)
Просмотров: 1664
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Татьяна Александровна Толстикова # 29 августа 2015 в 22:25 +1
Наталья Юрьевна, добрый вечер! Спасибо за приглашение, с интересом познакомилась с Вашим материалом. Урок с самого начала захватывает своей необычностью, встречей с Бабой Ягой. Детям самим предлагается отгадать имя сказочного героя, о котором пойдёт речь. Дети на уроке вспоминают не только другие сказки, но и читают свои. Такой урок, безусловно, у ребят вызовет интерес и поможет различать авторскую сказку от народной. Наталья Юрьевна, хочу дать небольшой совет, публикацию украсили бы 2-3 иллюстрации по теме урока. Удачи Вам! С удовольствием голосую.
Наталья Юрьевна Носкова # 29 августа 2015 в 22:32 +1
Татьяна Александровна, спасибо, что нашли время познакомиться с уроком.Фото с этого урока есть, забыла их поместить. Спасибо за комментарий. Всегда рада Вам. С уважением Наталья.