Конкурсы для педагогов и детей

Как помочь ребёнку стать читателем

Статья "Как помочь ребёнку стать читателем"

Люди перестают мыслить,
когда они перестают читать.
Д. Дидро

К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.
Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях.
Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, поэтому, в случае явных затруднений, следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.
Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.
Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.
Хочу поделиться своим опытом работы по обучению грамоте и развитию техники чтения. Применяя на любом уроке речевые таблицы можно быстрее научить первоклассников читать, так же при использовании слоговых таблиц формируется навык беглого чтения. Одной из таблиц, которой я пользуюсь на любом из уроков не только в первом, но во втором, третьем и четвёртом классах является «Слоговичок», автор Вера Васильевна Квач. Пусть это будет урок чтения, где ребята читают с помощью «Слоговичка» пословицы, поговорки; русского языка – словарные слова , математики – решение примеров. Ребята не только читают по «Слоговичку, но и сами составляю небольшие рассказы для своих одноклассников.
Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?
Как правило, читать любят дети читающих родителей.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей "Как помочь детям с нарушениями в общении" Страхи младших школьников Как научить детей рисовать гуашью Можно ли ребёнка научить писать красиво
День осеннего именинника в 3 классе. Сценарий | Развитие мышления у ребёнка
Опубликовано: 528 дней назад (1 июля 2015)
Просмотров: 688
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Тамара Васильевна Енина # 2 июля 2015 в 17:40 +1
Здравствуйте,Наталья Юрьевна! С интересом прочитала Вашу статью о том, как привлечь детей к чтению. В современном мире, когда ребенка трудно оторвать от компьютера, Ваши советы могут пригодиться многим настойчивым родителям и педагогам, увлеченным чтением. Это, действительно, так,только сами много читающие взрослые увлекут чтением и детей.Успехов Вам в работе.Голос.
Наталья Юрьевна Носкова # 2 июля 2015 в 18:04 0
Тамара Васильевна, спасибо за оценку. Очень приятно. Наталья.
Анна Сергеевна Веденеева # 3 июля 2015 в 18:25 0
В Вашей работе затронута очень серьезная проблема. спасибо
Наталья Юрьевна Носкова # 3 июля 2015 в 19:47 0
Добрый вечер, Анна Сергеевна! Да, я согласна с Вами, проблема чтения - это глобальная проблема в наше время компьютерной технологии. Спасибо, что нашли время прочитать статью. Наталья
Дина Анатольевна Грачева # 8 июля 2015 в 07:41 +1
Наталья Юрьевна, уважаемая, такую важную тему Вы затронули, спасибо! Читать в наше время-это настоящее искусство, которым овладевают, увы, единицы. Я и сама работаю над этим. Например, до 7 класса 5 минут на каждом уроке мои дети читают вслух книги, принесенные из дома. Оставляют закладки и на следующем уроке продолжают чтение. За год прочитывают (в зависимости от техники чтения) от 1 до 3 книг. Успехов Вам, коллега! +1 !
Наталья Юрьевна Носкова # 8 июля 2015 в 07:57 0
Диана Анатольевна, здравствуйте! Да, я с Вами согласна, чтение - это одно из условий успешной учёбы наших малышей. Спасибо за комментарий. С уважением Наталья.
Оксана Николаевна Богатова # 9 июля 2015 в 14:16 +1
Здравствуйте, коллеги! Полностью согласна с важностью проблемы. Но как объяснить тот факт, что мой читающий ребёнок сдал ЕГЭ по литературе намного хуже, чем медалистка из их класса, которая, как сама призналась, за последние два года не прочитала ни одной книги. А все сочинения скачивала из интернета. Репетиторы? Или просто хорошая память? И знаю ни одну такую отличницу, в доме у которых вообще нет книг и родители не читают...Моя дочь всегда приводит этот пример, когда я начинаю приучать к чтению моих младших детей, хотя... уже сама повзрослев(после окончания школы прошло 3 года) часто интересуется, что последнее читали дети. Интересная тема для дискуссии. С уважением, Оксана Николаевна.
Наталья Юрьевна Носкова # 9 июля 2015 в 16:29 0
Оксана Николаевна, здравствуйте! Спасибо за оценку и дополнение для дальнейшего размышления.С уважением Наталья.
Надежда Боевна Кикеева # 25 июля 2015 в 17:59 0
Здравствуйте, Наталья Юрьевна! Серьезность проблемы, рассматриваемой Вами в статье, очевидна. От того, как читает ребенок, что он читает, зависят не только его успехи в школе (причем, по всем предметам), но и успешность в жизни. Поэтому так важно привлекать к данному вопросу внимание и учителей, и родителей. Мой голос.
Квач Вера Васильевна # 4 октября 2015 в 03:24 +1
Здравствуйте,Наталья Юрьевна!Спасибо за статью,рада знакомству.Выпущено еще одно издание "Слоговичка" в виде сборника упражнений.Он способствует целенаправленному развитию у детей понимания.Как теоретик и практик с многолетним педагогическим стажем,утверждаю,что пониманию можно учить целенаправленно. Иными словами,категория понимания,до сих пор являющаяся предметом изучения философии и герменевтики(науки о толковании текстов,может и должна стать категорией методики.Методики и как науки,и как практики.Учить пониманию можно с самого начала обучения детей грамоте,если в качестве стартовой единицы обучения брать не букв,слог,слово,даже предложение,а сам Смысл,само содержание информации, выраженное,например,пословицей.Ну и так далее.Простите,увлеклась,моя любимая тема.С уважением В,В,КВАЧ
Наталья Юрьевна Носкова # 4 октября 2015 в 12:55 0
Здравствуйте, Вера Васильевна! Спасибо за внимание к статье. Чтение - это всегда было и остаётся насущной проблемой. С Вами мы знакомы. Была у Вас несколько раз на курсах, где была показана апробация "Слоговичка". Данный сборник мной приобретён и Вы лично мне его подписали. Его сохранила и продолжаю работать с ним. При работе со "Слоговичком"на курсах отрабатывали различные варианты использования на всех уроках в начальной школе. С большим удовольствием пользуются им мои коллеги, показала работу с ним и начинающим педагогам. При случае обязательно приобрету сборник к "Слоговичку".
С уважением к Вам и большой благодарностью Носкова Наталья Юрьевна.