Конкурсы для педагогов и детей

Игровая программа для детского сада

Программа по коррекции коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности, направленной на развитие сотрудничества «Ты мой друг и я твой друг».
Авторы: Никулина Татьяна Николаевна,воспитатель. Место работы:МКДОУ №31 п.Ушаки Тосненского района Ленинградской области;
Гаврилова Любовь Александровна, воспитатель. Место работы: МБДОУ "Детский сад №26" п. Назия Кировский район Ленинградской области.
«Умение ребёнка позитивно общаться,
позволяет ему комфортно жить в обществе людей… »
Выготский Л. С.
Пояснительная записка
Ни для кого не секрет, что человек становится личностью в результате общения с другими людьми. Каждый обладает определенным уровнем коммуникативных способностей, то есть индивидуальными особенностями личности. Дошкольный возраст является важным периодом в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. В этот период, когда дети особенно нуждаются в получении информации, необходима специальная организация общения, которая поможет ребенку приобрести коммуникативную компетентность, помогающую эффективно общаться. Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Коммуникативная компетентность определяется тем, умеет ли ребенок входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое поведение. Дети в возрасте пяти – шести лет, при условии создания благоприятной социальной обстановки, могут свободно общаться с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в обществе. Однако в настоящее время наблюдаются серьезные трудности детей в общении, особенно со сверстниками. Это выражается в прямой агрессии (драчливости), нежелании общаться, конфликтности, капризах, обидчивости, застенчивости, что приводит к трудности установления доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться. Все эти проблемы обусловлены тем, что произошли серьезные изменения в жизни общества, и главное, в семье. Число детей, которые находятся без тесного контакта с родителями, постоянно растет, так как уходят семейные традиции, родителям либо просто не хватает времени, а чаще всего желания общаться со своими детьми. Все это создает серьезные трудности для развития коммуникативных способностей и развитию ребенка в целом.
Таким образом, перед педагогами стоит задача создания условий, способствующих организации эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формированию у детей чувства уверенности в своих силах. Наиболее эффективным способом формирования коммуникативных качеств, позитивного отношения к другим людям, конструктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, является игра. Благодаря игровой методике, у детей появляется возможность выражать свои переживания и проявлять свои творческие способности. Так же игровая методика позволяет детям дошкольного возраста легко и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. При создании благоприятной психологической атмосферы в группе педагог никогда не будет иметь проблем с дисциплиной своих воспитанников.
Особое внимание при создании данной программы нам хотелось уделить играм на развитие сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста, как одному из важнейших коммуникативных качеств, которыми необходимо овладеть ребенку к старшему дошкольному возрасту.
Цель программы:
Коррекция и развитие коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством игр на развитие сотрудничества.
Задачи:
1. Развивать навыки сотрудничества.
2. Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
3.Развивать навыки социального поведения.
4.Формировать чувство принадлежности к группе.
5.Развивать умение ребенка выражать свои эмоции.
6.Способствовать проживанию ребенком определенного эмоционального состояния, дать ему словесное обозначение.
7.Способствовать устранению нежелательных черт характера и поведения детей старшего дошкольного возраста.
8.Приобщать детей к культуре своего народа и расширять представления о жизни людей в других странах.
Методические рекомендации:
Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Деятельность носит развивающий характер и проходит в игровой форме. Коммуникативные игры на сотрудничество можно включать в режимные процессы, использовать во время игровой деятельности в группе или на прогулке, в организации досуговой деятельности. В данной картотеке включены народные игры, что способствует приобщению детей к культуре народов мира, к их традициям и формированию позитивного общения.
Далее представлена картотека игр.
Картотека коррекционно-развивающих игр на развитие сотрудничества для старших дошкольников.
«ЗДРАВСТВУЙ, ДРУЖОК»
Цель игры: развитие выдержки и навыков сотрудничества.
Дополнительные цели: формирование доброжелательных отношений между детьми; развитие слухового внимания; умения различать части собственного тела.
Ход игры:
Дети стоят в кругу.
1. Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок!
Встанем с тобою вместе в кружок.
Дружно по кругу с тобою пойдем,
Здороваться вместе начнем!
- Здравствуйте, здравствуйте, ручки!
- Хлоп, хоп!
- Здравствуйте, здравствуйте, ножки!
- Топ, топ!
- Здравствуйте, наши ладошки!
- Хлоп- хлоп!
- Здравствуйте, наши коленки!
- Шлёп-шлёп!
Приветственно машут сначала одной рукой, потом другой. Взявшись за руки, идут по кругу.
Протягивают вперёд руки.
Хлопают.
Выставляют на пятку сначала одну ногу, потом другую.
Топают.
Поворачивают ладони.
«Тарелочки».
Гладят колени ладонями.
Шлёпают ладонями по коленям.
2.Здравствуй, дружочек, здравствуй дружок!
Галопом поскачет наш дружный кружок!
Лёгкие ножки по кругу бегут,
На месте стоять нам совсем не дают.
- Здравствуйте, круглые щёчки!
-Пух, пух!
- Здравствуйте, ноготочки!
-Стук, стук!
-Здравствуй, весёлый мой носик!
- Шмыг, шмыг!
- Ножки-подружки, привет!
- Прыг, прыг!
Приветственно машут сначала одной рукой, потом другой. Двигаются боковым галопом по кругу, руки на поясе.
Гладят щёчки. Ударяют ладонями по щекам. Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их. Стучат ноготочками друг о друга. Прикасаются пальцем к носу. Тянут за нос. «Пружинка». Прыжки на месте.

3.Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок!
Быстро закружится ровный кружок.
Резвые ножки быстро бегут,
И на конец остановятся тут.
- Мы улыбнёмся друг другу с тобой.
Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной!
Солнцу привет! Небу привет!
«Здравствуйте!» - слышим в ответ.
Приветственно машут рукой. Взявшись за руки, легко бегут по кругу. Качают головой.
«ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»
Главная цель: развитие сотрудничества в группе.
Дополнительные цели: совершенствовать умения выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения; развитие танцевального творчества.
Оборудование: осенние листья – 3-4 штуки.
Ход игры
Дети стоят в кругу. У 3-4 из них в руках осенние листочки. Дети говорят текст и выполняют движения:
Осенние листочки
На дереве висят
И на ветру холодном
Озябшие дрожат.
А ветер – шалунишка
Листочки вдруг сорвал,
Он дунул посильнее –
Листочек побежал.
Подняв руки вверх, ритмично поднимают и опускают кисти ( « листочки»).
Мелко трясут кистями, пальцы растопырены, руки подняты вверх.
Постепенно опускают руки через стороны вниз, встряхивая кистями.
Дуют на ладони, сложенные вместе.
Под музыку передают листочки по кругу. По окончании музыки дети, у которых оказался листочек, выходят на середину зала и танцуют произвольно под любую русскую плясовую.
Русская народная игра «КРУЖОЧЕК»
Главная цель: развитие сотрудничества в группе.
Дополнительная цель: развитие слухового внимания, быстроты реакции, а также умения двигаться, повернувшись спиной к центру круга и держась за руки с товарищами.
Ход игры
Дети, взявшись за руки, идут по кругу, напевая:
Кру-кру-кружочек,
Сыграй во рожочек.
Раз, два, три –
Таня ( Саша, Даша…), перевернись-ка ты!
Названный по имени ребёнок должен перевернутся. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не повернутся спиной в круг.
Русская народная игра «СУШКИ-ВАТРУШКИ»
Главная цель: развитие сотрудничества в группе.
Дополнительные цели: развитие умения слушать; закрепление движения кружения «самоварчиком».
Оборудование: бубен.
Ход игры
Дети встают в круг, разбиваются на пары и сцепляются правыми локтями, при этом они стоят, повернувшись в разные стороны и подняв левую руку над головой («самоварчик»).
Сушки, сушки,
Вы мои ватрушки.
Кружатся парами на подскоке в правую сторону.
Пряники, пряники,
Вы мои племянники.
Меняют положение рук и кружатся в лево.
А кулич сломается,
Встают в круг и, взявшись за руки, делают 4 шага к центру.
Дружба начинается.
4 шага назад расширяя круг.
Дети разбегаются и по сигналу (удару бубна) быстро встают в пару
Русская народная игра «СНЕЖНАЯ БАБА»
Главная цель: развитие сотрудничества в группе.
Дополнительные цели: Закрепление умения координировать речь и движения; развитие умения позитивно реагировать на временный проигрыш.
Ход игры
Дети встают в круг, в центре которого стоит Снежная Баба. За кругом прохаживается Снежный Ком. Дети выполняют движения под слова:
Мороз, мороз
Скрещивают руки на груди и хлопают ладонями по плечам.
Через тын перенёс,
Поднимают прямые руки вверх.
Бабу Снежную принёс.
Ставят руки на пояс и выпрямляют спину.
Баба, баба –
Наклоняют голову влево - вправо.
Нос крючком,
Получай-ка снега ком!
Прикасаются указательным пальцем к носу. Показывают, как лепят снежок. «Бросают снежок» в Снежную Бабу.
Дети берутся за руки и поднимают их вверх. Снежная Баба то выбегает из круга, то забегает в него. Ком должен её поймать, не заходя в круг. При повторении игры считалкой выбирается другая пара.
«ПУГАЛО»
Главная цель: развитие сотрудничества .
Дополнительные цели: совершенствование контроля за движениями; развитие выдержки; повышение уверенности в себе.
Оборудование: разноцветные платочки – по одному на каждого ребёнка.
Ход игры
Дети с разноцветными платочками в руках стоят по кругу, в центре которого Пугало – ребёнок, стоящий с вытянутыми в стороны прямыми руками. Играющие ведут диалог:
-Пугало, Пугало,
Ты о чём грустишь?
Дети двигаются по кругу, держась за руки, согнув их в локтях (платочек в правой руке)
Почему ты, Пугало,
Печальное стоишь?
Пугало стоит с печальным выражением лица, опустив голову.
Пугало отвечает, поднимая и опуская прямые руки.
- Как же не печалиться,
Слезы мне не лить?
Я хожу в обносках надо их чинить.
Дети отвечают, держа платочек за 2 уголка и выполняя полуприседание.
Мы подарим Пугалу
Пёстренький наряд.
Пугало отвечает, прижимав руки к груди. Низко кланяется, разводя руки в стороны.
Вот спасибо, дети!
Буду очень рад!
Дети подходят к Пугалу и развешивают платочки у него на руках, плечах, голове.
Затем участники игры отходят назад и говорят:
Пугало, Пугало, попляши!
До чего ж платочки хороши!
Дети хлопают в ладоши. Пугало начинает кружиться сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее в соответствии с ускоряющимся темпом хлопков, постепенно роняя на пол платочки. В конце Пугало стряхивает оставшиеся платочки. Дети ему аплодируют под слова:
Пугало, молодец!
Тут и пляске конец!
Пугало считалкой выбирает другого водящего.
«БУСЫ ИЗ СЛОВ»
Главная цель: развитие сотрудничества в группе.
Дополнительные цели: предоставление возможности ощутить единение с товарищами, почувствовать себя сплоченным коллективом; развитие внимания и быстроты реакции.
Ход игры
Дети встают в круг и рассказывают любое знакомое стихотворение по очереди: каждый говорит по одному слову. Обязательное условие – непрерывность речи.
Японская народная игра «ХЛОПНИ В ЛАДОШИ»
Главная цель: развитие сотрудничества в группе.
Дополнительные цели: развитие концентрации внимания; формирование чувства ответственности за своих товарищей.
Ход игры
Дети встают в круг: Водящий обращается к ребёнку с возгласом «Ап!» и одновременно кладёт ладонь правой руки под подбородок, а пальцем указывает на любого игрока. Этот ребёнок, в свою очередь, произносит «Пон!», показывая пальцем на кого-либо и кладя правую руку на голову.
Следующий игрок, молча, хлопает в ладоши. Направление передачи – по желанию каждого игрока.
Условие игры – сочетание нужного слова с правильным движением. Кто из участников допустит ошибку, выбывает из игры.
Немецкая игра «Почтальон»
Главная цель: развитие сотрудничества в группе.
Дополнительные цели: формирование способности к лидерству, расширение знаний о разных странах и городах.
Ход игры
Дети, взявшись за руки, образуют круг . Вне круга стоит водящий – Почтальон.
Динь – динь – динь –
Письмо тебе!
Динь – динь-динь-
Из Африки!
Динь – динь – динь-
Со мной пойдёшь,
Динь- динь-динь-
Письмо возьмёшь!
Дети идут по кругу. Почтальон двигается поскоками вне круга в противоположном направлении.
Почтальон дотрагивается до того ребенка, который находится в этот момент рядом с ним, и выводит его из круга.
При повторении Почтальон ведёт ребёнка за собой, держа за руку. Игра продолжается до тех пор, пока Почтальон не переведёт всех детей в свой круг.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ:
1.Почтальоном становится вновь выбранный ребёнок и ведёт за собой выбранных ранее детей.
2.Страну или город, откуда пришло письмо, называет Почтальон, при этом нельзя повторять уже названный адрес.

Рекомендуем посмотреть:

Перспективный план работы по ИЗО и развитию творческих способностей в средней группе Перспективный план работы по ИЗО и развитию творческих способностей в старшей группе Перспективное планирование по лепке из соленого теста для детей подготовительной группы Тематическое планирование в старшей группе. Кружок ПДД

Похожие статьи:

Перспективно-тематическое планирование в детском саду

Перспективный план по устному народному творчеству в старшей, подготовительной группе

Экологическая сказка для детей 5-7 лет
Опубликовано: 679 дней назад (27 января 2015)
Просмотров: 2192
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 27 января 2015 в 22:11 +1
Татьяна Николаевна, благодарю вас за приглашение!
Хоть работаю учителем географии, но вы смогли меня заинтересовать предложенным материалом, который, уверена заинтересует многих коллег на Портале.
Единственное вам пожелание, так это обратить внимание на использование шрифта
Н2
ПОЛУЧИЛСЯ ПЕРЕБОР!
В редакторе есть шрифты, которые используют для показательности работы, советую отредактировать материал, тем более, что времени у вас на это ещё немного осталось. Успехов!
С уважением, Т.Н.
Татьяна Николаевна Никулина # 28 января 2015 в 05:57 +1
спасибо большое за совет!Просто размещала работу в первый раз, поэтому возникли такие трудности. Обязательно учту замечания. Еще раз благодарна.
Наталья Владимировна Варшавская # 28 января 2015 в 06:05 +1
Татьяна Николаевна! С удовольствием прочитала Ваш материал! Картотека коррекционно-развивающих игр просто находка для меня!Многие дети сейчас не умеют общаться, но Ваша программа действительно ставит задачи,которые помогут ребёнку в общении со сверстниками! Молодцы! ГОЛОС!
Татьяна Николаевна Никулина # 28 января 2015 в 06:12 +1
Наталья Владимировна, очень благодарна за теплые слова. Надеюсь эти игры будут вам полезны.
Алла Ивановна Ефимова # 28 января 2015 в 10:33 +1
Насыщенный и очень хороший материал, замечательная картотека игр и упражнений.Удачи Вам и успехов.Я думаю, что разработка пригодится и педагогам, и родителям. Примите голос.
Татьяна Николаевна Никулина # 29 января 2015 в 12:10 0
Спасибо за ваши теплые слова.
Людмила Викторовна Веселова # 28 января 2015 в 12:10 +2
Татьяна Николаевна, добрый день! Очень интересный и содержательный вариант занятий, присутствует тактильный контакт и психогимнастика. Спасибо!
Галина Николаевна Долидзе # 28 января 2015 в 17:36 0
Татьяна Николаевна, здравствуйте! Мне очень понравилась Ваша методическая разработка. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Дети играют, не подозревая, что учатся культуре общения друг с другом. Беру в закладки! С удовольствием голосую!
Ольга Павловна Репьева # 30 января 2015 в 21:11 0
Мне понравился ваш сценарий тем, что взято много русских народных игр, многие позабыты несправедливо, а ведь они достаточно легки в исполнении, и в то же время рассчитаны на развитие внимания (и слухового, и зрительного), а также учат детей взаимодействию друг с другом. вы молодец, вам мой голос.