Конкурсы для педагогов и детей

Развитие творческих способностей старших дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования

Статья на тему: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Автор: Никулина Татьяна Николаевна, воспитатель МКДОУ №31 п.Ушаки Ленинградской обл. Тосненского района

«Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».
Л.Г. Выготский.

Формирование творческой личности — одна из важных педагогических задач.
Решение этой задачи должно начинаться уже в дошкольном возрасте.
Воспитанники находятся на том этапе становления личности, когда большое влияние на них оказывает процесс творчества.
В творчестве каждый ребенок раскрывается как личность, как индивидуальность, проявляя свои неповторимые идеи и представления о мире.
Творчество - это особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов.
По мнению Л.С. Выготского и Н.А. Ветлугиной следует, как можно раньше побуждать детей к выполнению творческих заданий, ведь созидая, ребенок учится общаться с окружающим миром, видеть его красоту, замечать мелочи и нюансы. Обучаясь работе с различными материалами, узнавая их специфику, у детей развивается образное мышление. При ознакомлении с произведениями искусства, дети приобщаются к культурной традиции своего народа и знакомятся с культурой других стран.
Зарубежными учеными такими как, например: Б. Джефферсоном, Э. Крамером, В. Лоунфельдом, У. Ламбертом, уделяется важное место в воспитательном процессе и развитии личности изобразительной деятельности, изобразительному творчеству. По словам В. Лаунфельда, изобразительное творчество можно назвать интеллектуальной деятельностью, которая играет весьма важную роль в эмоциональном становлении личности.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В процессе предметной деятельности, в том числе рисовании, дошкольники способны выделять существенные свойства предметов и явлений, выявлять связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Применение в эстетическом воспитании ребенка разного рода художественных средств, предоставляет возможности для развития личности, активизации творческой деятельности, углублению эмоционального выражения, развития чувственности восприятия, интеллекта (С.М. Вайнерман, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова, А.В. Дубровская, О.П. Карачунская, Т.С. Комарова, О.А. Лебедева).
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере усвоения приемов рисования (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина). По мнению Р.Г. Казаковой, в настоящее время наблюдается появление всё новых и разнообразных изобразительных техник изобразительного искусства, позволяющие раскрыть творческий потенциал на занятиях изобразительной деятельности и предоставляющие ребенку огромное количество вариантов для самовыражения.
Важное условие в обеспечении творческого подхода в решении изобразительных задач - это необходимость овладеть техникой рисования. По мнению Ю.В.Рузановой, чем больше мастерства в детской руке, тем совершеннее функции нервной системы. Т.С. Комаровой уточняется, что «исходя из разнообразия рисовальных приемов в изобразительной деятельности и беря в расчет возможности детей дошкольного возраста, целесообразным является необходимость обогащения технической стороны рисования детьми. Это достигается через разнообразие способов работы уже с известными красками и карандашами и при использовании новых материалов (цветных восковых мелков, акварели и т.д.), а также при сочетании в одном изображении разных материалов и техник».
Как уже упоминалось, многие педагоги – психологи в своих трудах обращались к проблеме развития и становления личности. Так же необходимо обратить внимание на требование ФГОС к структуре основной образовательной программы, один из компонентов которой является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Однако до сих пор этот аспект в условиях ДОУ недостаточно исследован.
Развитие творческих способностей происходит не само по себе, а при определенной организации образовательного процесса. По мнению Комаровой Т.С само понятие способности является динамическим. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Зная и понимая закономерности возрастных особенностей ребенка, педагог имеет возможность правильно организовать систему обучения и воспитания.
Старший дошкольный возраст характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. Дети старшего дошкольного возраста готовы к фантазиям, экспериментам, к труду.
Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творчества. Для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность.
Необходимо упомянуть о том, что развитию творческих способностей содействует характер деятельности: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество педагога и воспитанников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже самого малейшего успеха. Одной из детских творческих деятельностей является изобразительная деятельность и в большей степени рисование. Рисование приносит много радости дошкольникам, так как в копировании окружающего их мира происходит его изучение. Однако стандартных наборов изобразительных материалов и традиционных способов рисования не достаточно для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. А использование нетрадиционных способов изображения способствуют развитию детской фантазии, воображения, снимает негативные эмоции. В таком свободном творческом процессе, нарушая правила использования некоторых материалов, дошкольники обретают веру в свои собственные силы, обретают внутреннюю гармонию с самим собой и миром. При использовании нетрадиционных техник рисования дети могут не только отражать, что они видят и чувствуют, но и могут познакомиться с разными свойствами и качествами материалов и предметов.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что перед педагогами стоит очень ответственная задача – обеспечить благоприятные условия для образования детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, при которых сам ребенок становится субъектом образования. Необходимо воспитывать личность: творческую, трудолюбивую, умеющую выражать свои мысли и чувства не только с помощью слов, но при помощи создания разнообразных творческих работ, что можно увидеть при использовании нетрадиционных техник рисования. Научить ребенка добывать знания самому, ставить цель, планировать, добиваться результата, при этом развивая его как многогранную целостную личность.
Далее хотелось бы рассмотреть некоторые нетрадиционные техники рисования, которые могут быть использованы при работе с дошкольниками 6 лет.
1. Печать листьев.

Когда начинается осень, в ходе прогулок с детьми в парке, можно собирать упавшие листья деревьев различные по форме, размерам и цвету. На листья наносится гуашь, после чего окрашенной частью кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, в итоге должны получится аккуратные отпечатки .
Техника рисования:
Необходимо взять любой интересный листик. И на чистом листе бумаги хорошо прокрасить красками (лучше всего подходит гуашь). Нельзя при этом оставлять белые части и не прокрашенные края.
Далее нужно положить лист бумаги окрашенной частью вниз на другой лист бумаги, расположить листок так, чтобы черенок смотрел вниз и плотно прижать, стараясь его не двигать, иначе изображение получится смазанным.
Аккуратным образом взять листок за черенок и медленно плавно постепенно отклеивать его с альбомного листа.
Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Отпечатать их в других местах композиции. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок.
Когда изображение наполнится отпечатками листьев, с помощью кисти дорисовываются стволы деревьев, а отпечатавшиеся прожилки будут напоминать веточки в цветной кроне.
2. Рисование при помощи метода «тычка».

Суть метода в следующем: нужно взять любой подходящий предмет, например, таким предметом может стать ватная палочка. Далее необходимо опустить ватную палочку в краску и точными движениями от верхней части к нижней делать тычки по альбомному листу. Палочка должна оставить многих отпечатков. Формы отпечатков могут быть самыми разными, это зависит от выбранного предмета. Если тычки делать по определенным линиям, например, если есть готовый контур и внутри него, изображаемый объект станет интересней неоднородным по фактуре. Этот метод подходит для рисования падающего снега, можно украсить готовый рисунок интересным орнаментом и многое другое.
Техника рисования:
Берем гуашь зеленого цвета, рисуем главную ветку и несколько коротких боковых, количество зависит от того сколько цветочных гроздей будет на основной ветке.
На коротких веточках по бокам зеленым цветом необходимо изобразить тонкие исходящие веточки для цветочков.
С помощью ватной палочки, которую нужно опустить в желтый цвет, рисуем желтые серединки у маленьких цветов на конце коротких тонких черенков.
Белым цветом гуаши делаются лепестки – маленькими горошинами вокруг желтой серединки. Таким же образом выполняются несколько гроздьев черемухи на основной ветке.
Между гроздьями кистью нарисовать короткие черенки для листиков. На конце каждого черенка нарисовать листик.
3. Кляксография.

Техника основано на обычной кляксе, которая потом дорисовывается, в соответствии с фантазией ребенка, с целью получения готового рисунка. Цель - создать похожесть на какой-либо предмет, с помощью дорисовки.
Ребенку понравится, то, что на этот раз за кляксы на листах его никто не будет ругать, а наоборот поощрят. Можно использовать разные основы для клякс - начиная от пасты ручки и заканчивая цветными красками. На одну сторону листа капается краска, потом он прижимается к другой стороне листа и получаются кляксы. Ребенок смотря на кляксу должен включить фантазию и представить, что же тут может быть изображено и чего не хватает. Можно использовать разные цвета.
4. Раздувание краски.

Нужно капнуть краску на лист бумаги, а потом с помощью трубочки раздуть его по листу, чтобы получится узор, который опять же можно потом дополнить деталями. Таким способом можно нарисовать, например, дерево. Сначала мы рисуем его ствол, потом капаем каплю и раздуваем и дерево раскрывается листьями, дольше можно продолжить другими цветами.
5. Монотипия.

Это имитация зеркального отражения. На одной стороне листа рисуется пейзаж, потом лист сворачивается и проглаживается, благодаря чему рисунок отпечатывается на другой половине. Потом отпечаток дорисовывается и получается зеркальное отображение.
Как пример можно нарисовать пейзаж состоящий из деревьев, гор, дома и неба. Потом лист складывается и сильно прижимается. Рисунок отпечатывается. Его мы освежаем слоем красок.
6. Фотокопия – рисование свечой.

Можно использовать также кусочек мыла или же восковой мел. Рисуются контуры, а сверху все закрашивается краской. В итоге контуры как бы проступают.
7. Проступающий рисунок
Сначала мы рисуем контуры мелом восковым, потом сверху наносим краску, она скатывается и образует причудливые узоры. Предварительно нужно контуры промазать клеем ПВА, чтобы не дать растечься краскам.
Пример витража:
Можно расчертить лист и промазать границы клеем. Каждое получившееся окошко закрасить разным цветом, получится подобие витража.
8. Каракулеграфия.

Различные каракули, изображенные на листе, также развивают воображение. Их можно дорисовывать до готового объекта. Изначально ребенку лучше дать элементы знакомых объектов.
9. Шаблонография.

Этот способ рисования развивает графическое видение ребенка. Ему нужно представить из каких геометрических фигур может состоять тот или иной предмет, а потом с помощью шаблона геометрических фигур изобразить задуманный предмет. Потом можно раскрасить.
10. Ожившие предметы.

Пусть ребенок пофантазирует и представит себе, что самые обыкновенные вещи, которые нас окружают, вдруг ожили.
Техника рисования:
Предложите ребенку нарисовать разные вещи из любой предметной группы (овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т. д.), которые вдруг ожили. При рисовании нужно сохранить форму рисуемых объектов и придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды.
11. Кляксография с ниточкой.

Техника рисования: опустить нитку в краску, отжать ее. Затем на листе бумаги выкладывается из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывается другой лист, прижимая, придерживается рукой. Затем вытянуть нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
12. Акварельные мелки.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Техника рисования: смачить бумагу водой с помощью губки, затем нарисовать на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
13. Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Техника рисования: опустить в гуашь ладошку (всю кисть) или окрасить ее с помощью кисточки (с пяти лет) Сделать отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционная техника рисования пуантилизм Урок рисования в средней группе детского сада Рисование свечой в детском саду Современные информационные технологии обучения для развития творческих способностей учащихся

Похожие статьи:

Занятие по ИЗО в старшей группе

Монотипия в детском саду

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ

Нетрадиционная техника рисование в детском саду. Паспарту

Рисование воском в детском саду

Экологическая сказка для детей 5-7 лет
Опубликовано: 405 дней назад (31 октября 2015)
Просмотров: 2976
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Елена Константиновна Максименко # 31 октября 2015 в 21:20 0
Татьяна Николаевна!Примите мой голос за Вашу работу.Очень содержательно.Я тоже часто использую нетрадиционную технику рисования с детьми . Это очень нравится детям!
Татьяна Николаевна Никулина # 31 октября 2015 в 22:05 0
Большое спасибо за внимание к моей статье. Действительно дети очень любят необычные способы рисования,я как можно чаще стараюсь применять их в своей деятельности.
Елена Евгеньевна Лобанова # 31 октября 2015 в 21:34 0
Татьяна Николаевна,хорошая работа!Статья будет полезна даже родителям.
Татьяна Николаевна Никулина # 31 октября 2015 в 22:06 0
Большое спасибо!
Любовь Михайловна Верхотурова # 1 ноября 2015 в 02:33 0
Очень полезная, актуальная статья для педагогов и родителей, ведь воспитание творческих способностей, развитие у детей воображения, важная проблема в воспитании. Голос!
Светлана Борисовна Рябчук # 1 ноября 2015 в 10:23 0
Благодарю за содержательную статью. Беру на заметку. В работе с "особыми" детьми важно внести что-то новое и неожиданное. Такие техники рисования будут хорошим подспорьем в работе.