Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у могучего Дуба»

Конспект игрового занятия НОД в подготовительной к школе группе
Автор: Казеева Нина Ивановна, воспитатель, МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 15, г. Балаково, Саратовской области.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет) по теме: «В гостях у могучего Дуба». Данный материал будет полезен для воспитателей, учителей – логопедов. Конспект интегрированного познавательно – экологического занятия направлен на обогащение знаний о деревьях, их значимости в окружающей природе, с использованием игровых, здоровьесберегающих технологий.
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе на тему: « В гостях у могучего Дуба».
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической.
Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе.

Задачи: обучающие: добиваться уточнения знаний об отличиях дуба от других деревьев по плодам, форме листьев, строении; закрепить знания о частях дерева (корень, ствол, крона, ветви и листья); формировать понятия о взаимосвязях в природе; пополнять словарный запас.

развивающие: обеспечить развитие умения формулировать ответы на вопрос; устанавливать причинно-следственные связи; упражнять в рисовании дерева (дуба) восковыми мелками, передавая характерные особенности строения дуба

воспитательные: побудить чувство любви и бережного отношения к родной природе и осознание значимости деревьев в жизни живых существ; воспитывать культуру поведения в природе.

Словарная работа: дуб, желудь, могучий, кора, морщины, корни, древесина, сильный, богатырь, дубрава.
Предварительная работа:
цикл подготовительной работы по накоплению представлений о лесе и его обитателях: наблюдение на прогулках и экскурсиях, беседа о деревьях, рассматривание иллюстраций, картин с изображением леса, чтение стихов: И.Токмаковой: «Дуб», Л.Эрадзе: «Желудь и дуб», А.С.Пушкина: «У лукоморья дуб зеленый», Н.Субботина: «Могучий, сильный…», лепка, аппликация, чтение художественных произведений, загадки.

Развивающая среда:
слайдовая презентация, экран, проектор, аудиозапись - музыкального фрагмента концерта «Осень», из цикла «Времена года» А.Вивальди, фонограмма - пение птиц; по количеству детей листья деревьев: дубовые, кленовые, березовые, рябиновые, тополиные, ивовые; восковые мелки, цветные карандаши, листы белой бумаги; карточки - зеленые и красные на каждого ребенка, предметные картинки - «подарки».
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель привлекает внимание детей за окно (за окном прикреплен листочек дуба). Достаем дубовый лист (на ниточке листья с других деревьев: клиновый, березовый, тополиный, рябиновый и т. д., по количеству детей).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЕЙ ЛИСТОЧЕК?»
Листья раскладываем по кругу, на ковре. Под музыку дети бегут около листьев. Музыка остановилась, дети быстро берут любой листочек.
- У тебя какой листочек? (ответы детей)
Находим на дубовом листе загадку: «Тёмной он покрыт корою
Лист красивый, вырезной.
А на кончиках ветвей
Много-много желудей
Отгадайте, кто он? (Дуб)

- Давайте заглянем в гости к Дубу. (На экран проецируется фото дуба)

Речевая игра: «Расскажи о дереве»
- Как вы думаете, что можем сказать о дереве? Какое это дерево:
лиственное или хвойное? - Можем ли мы дуб отличить от других деревьев? - Какие части дерева вы знаете? - Что помогает дереву впитывать влагу и брать питание из почвы? - Какие дубовые листья? (резные, не похожие на листья других деревьев) - Чем дышит дерево? (листьями)
- Есть ли у него плоды? Как они называются? (желуди)
- Как называется лес, где растут дубы? (Дубовая роща, Дубрава)

Пальчиковая и звуковая гимнастика «В дубраве». Покажите, как много выросло дубов. ( Дети показывают кисти рук ладошками вверх). Налетел легкий ветерок и веточки закачались. ( Дети перебирают пальцами). Тут подул сильнее ветер. (Дети сильнее перебирают пальцами) И опять легкий ветерок. Налетели комарики. ( Дети прячут язычок за нижние зубы и произносят звук З-З-З-З). По хлопку ладошек дети прекращают произносить звук. Прилетели жуки. (Дети прячут язык чашечкой за верхние зубы и произносят звук Ж-Ж-Ж-Ж.) По хлопку ладошек дети прекращают произносить звук. Повторить 2-3 раза. (Дети садятся)

Рассказ воспитателя
Сегодня я вам расскажу много нового и интересного об этом дереве – ДУБЕ.
Дуб живет очень долго, до 2000 лет, все это время он растет и вверх, и в ширину, поэтому вырастает очень большой, напоминает богатыря - твердого, сильного, стойкого, мощного. Мощные корни дуба уходят глубоко под землю, ствол дуба большой и могучий, потому, то это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров. Дуб всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету. (На экране проецируется фото старого дуба)
У дубов темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины - морщины на стволе. (На экране проецируется фото ствола, коры дуба)
Листья и цветки на дубах появляются одновременно в мае, но позже других деревьев. К осени созревают плоды-желуди. (На экране проецируется фото листьев, цветка, плодов дуба)
Древесина дуба поражает своей крепостью и долговечностью. Из дубовой древесины делали ворота, бочки, строили дома, делали мебель, двери.
Дубы - деревья-долгожители. (На экране проецируется фото домов, мебели, ворот дубовых)
Издавна у людей дуб считается символом долговечности, огромной жизненной силы, красоты. На Руси с удовольствием сажали дубы возле самого дома - они помогали на долгие годы сохранить здоровье и силы. (На экране проецируется фото дуба около жилища) Когда - то дубов было много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Но сейчас чистых дубрав осталось очень мало. (На экране проецируется фото дубравы)
Красота и могущество дуба неповторима в любое время года. (На экране проецируется фото дуба осенью, зимой, весной, летом)

Гимнастика для глаз «Прибежала мышка»
(Картинка мышки прикреплена к палочке) Прибежала мышка к дубу, Побежала влево - проследить глазами за движением мышки, Побежала вправо - проследить глазами за движением мышки, Ищет…, ищет…, (повторить движения глазами влево – вправо, вверх - вниз) А угощенье дуба не видать!

Динамическая пауза «На поляне дуб зеленый»
На поляне дуб зеленый, (потягивания-руки вверх)
Потянулся к небу кроной.
Он на ветках среди леса (потягивания-руки в стороны)
Щедро желуди развесил.
А внизу грибы растут, (наклоны вперед)
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся!
Ну, а мы пройдем немного (ходьба на месте)
Поднимем выше ногу! Походили, порезвились И на травку опустились! (присели на корточки)

(Дети садятся)

-Тише! Ребята, слышите! (Звучит фонограмма-пение птиц, крик совы и т.д.) Воспитатель:
- Это друзья дуба. Здесь должна быть тишина, чтобы не спугнуть их. Надо соблюдать правила поведения в лесу.

Игра «Можно - Нельзя» (дети поднимают карточку зеленую - можно, красную - нельзя).
Ломать деревья и ветки. (Нельзя) Ходить только по тропинкам. (Можно) Оставлять мусор в лесу. (Нельзя) Собрать мусор в яму и закопать. (Можно) В лесу шуметь. (Нельзя) Разжигать костры в лесу. (Нельзя) Беречь лес от пожара. (Можно)

- Ребята, посмотрите на друзей дуба, и почему они дружат с дубом?
( На экране проецируется фото «друзей» дуба) Воспитатель: - Как вы думаете, почему эти животные, птицы, насекомые дружат с дубом? (Эти животные питаются желудями, листьями, древесиной дуба). - Дуб своими плодами обеспечивает благополучное существование многим обитателям леса. От урожайности дуба зависит очень многое. Чем больше урожайность желудей, тем больше численность потомства растительноядных животных. Чем больше численность потомства растительноядных животных, тем больше численность потомства хищников.
-В дубовой роще с каждым деревом связано огромное количество насекомых. Одни используют дуб в качестве «дома» - место обитания, другие – в качестве «столовой».

Динамическая пауза «Ветер»
Ветер тихо дуб качает
Вправо, влево наклоняет,
Раз - наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою он. /Повторить 2 раза /

Игра ТРИЗ «Что будет, если исчезнут все дубы?»
- А теперь давайте представим, что будет, если исчезнут все дубы. Как вы думаете, что произойдет? (ответы, рассуждения детей)
Не будет желудей – меньше станет животных, которые ими питаются (кабанов, барсуков, белок). Уже сейчас осталось мало жуков-оленей – из-за уменьшения старых дубов в лесу (жуки питаются соком старых дубов). Сова потеряет не только свой дом-дупло, но и пищу – лесных мышей, которые питаются желудями.
Поскольку дуб создает тень, после его вырубки резко изменятся световые условия для растущих под его кроной растений, например, ландыша (на экране проецируется ландыши). Уменьшится количество ландыша – уменьшится количество насекомых, которые его опыляют, и значит, уменьшится количество птиц.
Вы уже знаете, что деревья живые: они растут, питаются, спят, размножаются и дышат. Все растения выделяют кислород – «живой воздух», которым мы с вами дышим. Без растений мы бы просто задохнулись.
- Вот почему мы должны беречь каждое деревце, каждую травинку.

Дыхательное упражнение под музыку. Тихо-тихо мы подышим, Звуки рощи мы услышим. И.п.- о.с. 1-медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться - прекратить вдох и сделать паузу 4 сек.; 2-плавный выдох через нос. /Повторить 3-4 раз / (Дети садятся за столы)

Речевая игра «Выбери нужное»
- У дуба ствол: стройный черно-белый или могучий серо-коричневый? - Ветки у дуба тонкие, свисающие вниз, или толстые, узловатые, резко изгибающиеся? - Листья у дуба резные, красивой овальной формы или в виде сердечка? - Как называются плоды дуба: шишки, желуди, или орехи?

Практическая работа: - Ребята, давайте нарисуем образ могучего дуба восковыми мелками. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа.
Предлагаю объединить рисунки. Полюбоваться вашими работами, дубами. - Как называется лес, где много дубов?

- Так мы спасли дубраву на рисунке, но мы обязаны делать это и в жизни.
Рефлексия:
- А теперь мы порадуем старого, могучего дуба и подарим подарки. (На экране проецируется фото дуба)

Игра по РТВ (развитие творческого воображения):
«Если я был бы волшебником…» (дети по очереди дарят дубу подарки-картинки, объясняя их значение)
- Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя.
- Я дарю тебе дождик, пусть он напоит и умоет всех жителей рощи.
- Я дарю тебе, травку, чтобы смогли вернуться насекомые и мелкие животные.
- Я дарю тебе красивые, резные листья, чтобы вернулись птицы, живущие на тебе.
- Я дарю тебе цветы, пусть они украсят тебя.
- Я дарю тебе птиц, и животных, ведь ты для них - дом.
- Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих листьях, пусть украсит тебя своим ярким нарядом.
- Я дарю тебе желуди и грибы, ведь ими питаются птицы и животные.
МОГУЧИЙ, ДОБРЫЙ ДУБ ВАМ ОЧЕНЬ БЛАГОДАРЕН!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированной НОД. Подготовительная группа Конспект НОД в подготовительной группе Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Откуда бер Конспект открытой НОД в подготовительной группе по ОО «Познание». Состав числа 7

Похожие статьи:

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Весёлые ребята»

Участник №49 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 мая по 30 июня 2014 года
Сценарий игры - викторины для дошкольников
Опубликовано: 926 дней назад (25 мая 2014)
Просмотров: 2489
Рубрика: Конспект НОД
0
Голосов: 0
Татьяна Семёновна Павлова # 26 мая 2014 в 07:28 +1
Нина Ивановна! В конспекте представлена подробная, развивающая ,расширяющая словарный запас детей, информация. Рассказ познавательный, в речевых играх совершенствуются навыки образования относительных прилагательных, развивается логическое мышление и воображение в игре с элементами ТРИЗ, пальчиковая гимнастика и упражнение для глаз очень актуальны для дошкольников, динамическая пауза помогает детям отдохнуть. Конспект составлен грамотно, с богатым речевым наполнением, детям предложены вопросы на установление причинно-следственных связей. Отличный конспект. Желаю вам не останавливаться на достигнутом, успехов!
Нина Ивановна Казеева # 26 мая 2014 в 10:04 0
Добрый день,Татьяна Семеновна! Спасибо за анализ конспекта, я надеюсь коллегам пригодится содержание деятельности в работе по экологическому воспитанию.Всего доброго!
Гульнара Миннехановна Рангулова # 29 мая 2014 в 20:06 0
очень интересная работа) успехов вам)
Наталья Александровна Хлебникова # 13 июня 2014 в 17:12 0
Интересный конспект НОД. Очень подробно и в доступной форме знакомите детей с дубом и отличительными особенностями его от других деревьев и очень важно,что формируете основы экологического сознания дошкольников. В течении всего занятия используете разные виды деятельности: дидактические и речевые игры,пальчиковую и звуковую гимнастику,познавательный рассказ воспитателя,дыхательные упражнения практическую работу . Все это обогащает знания детей о дубе развивает познавательный интерес . Отдаю вам свой голос1 Успехов!
Нина Ивановна Казеева # 16 июня 2014 в 21:13 0
Здравствуйте,Наталья Александровна! Огромное спасибо за содержательный комментарий, за вашу поддержку!