Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Театрализованная игра - как средство духовно-нравственного развития детей с ОВЗ

Из опыта работы воспитателя детского сада. Духовно-нравственное развитие детей с ОВЗ

Автор: Косарева Нина Николаевна, воспитатель специальной группы МКДОУ д/с «Родничок» г. Слободской, Кировской области.
Назначение. Статья подготовлена в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений при ознакомлении дошкольников с театром и театрализованной игрой и предлагает систему мероприятий, включающих различные формы организации детской деятельности.
Цель. Познакомить с опытом работы с использованием театрализованной игры, как средства духовно-нравственного развития детей с нарушением зрения.
Задачи.
Образовательные: Учить держать выбранный образ (мимика, пантомимика, голос и пр.). Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные театральные аттрибуты.
Воспитательные: Научить приходить на помощь друг другу.
Коррекционные: Развитие невербальных средств общения: мимики, пантомимики. Развитие интонационной стороны речи. Развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.
Оборудование.Костюмы, ширма, декорации, бутофория.
Работа с родителями. Изготовление театрального реквизита и посещение спектаклей, совместно с родителями. Помощь родителей в доставке детей на репетиции и выступления.
Предварительная работа. Беседы о различных театрах. Экскурсия в музей театра. Посещение спектаклей.
Театрализованная игра как средство духовно-нравственного развития детей с нарушением зрения.
В современном неспокойном мире, окружающем ребенка, так не хватает душевной теплоты, заботы и любви. Работая в детском саду, я обратила внимание на то, что отношения между детьми стали менее тёплыми и дружественными. Поэтому одна из задач, которая требует решения от педагогов – это воспитание в детях толерантного отношения друг к другу, развитие таких качеств личности как доброта, терпимость, эмпатия. Особую остроту проблема формирования добрых взаимоотношений между детьми приобретает, когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитанники моей группы - дошкольники с нарушением зрения. Их отличает, от большинства сверстников, слабая мимика, не совсем адекватная реакция на жизненные ситуации, чувство дискомфорта во взаимоотношениях друг с другом.. Они в основном малоподвижны. Любят сидеть за столом, занимаясь рисованием, рассматриванием иллюстраций, предметов, игрой со строительным материалом. Дети ходят в очках, движения их осторожные, неуверенные, к ним у взрослых особое отношение (гиперопекаемость), а у сверстников противоположное. Поэтому в процессе коммуникации дошкольники с нарушением зрения становятся стеснительными, замкнутыми, неуверенными в себе, говорят быстро и невнятно, испытывают дискомфорт и тревожность.
Для преодоления возникающих у воспитанников проблем, я наметила план работы с целью: научить детей адекватно относиться к своему дефекту, помочь адаптироваться в социуме.
Основной формой работы выбрала театрализованную деятельность. Потому что, театрализованные игры - один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учись играя.
Работу условно разделила на три направления: детская театрализованная деятельность, мероприятия с участием родителей, работа с социумом.
Приобщать детей к театрализованной деятельности начала с младшего возраста. Мы разучивали и обыгрывали веселые, интересные, коротенькие стихотворения: н-р «Киска» англ.нар.песенка пер. К.Чуковского, «Заяц-портной» С.Михалков, «Удивительная кошка» Д.Хармс, «Перчатки», «Кораблик», пер. с англ. С.Маршака, русские народные сказки, для показа использовались куклы–бибабо на ширмах, настольные театры, шапочки животных, костюмы. Первоначально, зрителями маленьких артистов являлись их сверстники. Это способствовало налаживанию дружеских взаимосвязей между детьми; исчезли некоторые проблемы, но стеснительность перед малознакомыми взрослыми и детьми осталась. Поэтому мы постепенно расширяли зрительскую аудиторию. Показывали небольшие сказки : «Репка», «Теремок», и др. детям своего детского сада. А затем поставили спектакль-сказку «Заяц Хваста» на городском фестивале детских театральных коллективов «Театральная весна» - наградой были очень внимательная публика и продолжительные аплодисменты. Дети были счастливы.

По мере взросления детей, в работу включались упражнения, направленные на постановку дикции, интонации, на развитие выразительности жестов, мимики (этюды на выражения основных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера), на развитие движений. Дети принимали участие в играх драматизациях. Прослушали цикл бесед о театре, о видах театра (кукольном, драматическом, театре зверей им. Н.Дурова, театр оперы и балета, театр кошек Куклачева), и о людях работающих в театре. Вместе с родителями посмотрели театральные постановки, побывали в музее театра.
Дети так полюбили театр, что с помощью родителей создали в своей группе театр «Карамельки». Нарисовали декорации, афиши, приглашения, билеты, подписали места, выбрали кассира, билетера, контролера, видеооператора и уже дети из других групп детского приходили на проводимые литературные гостиные, посвящённые какой-либо теме:
Наши пушистые любимцы ( все о кошках- стихи, игры, песни, танцы).
- Небольшой рассказ о любимцах с показом иллюстраций.
-Чтение стихотворений детьми: «Котята», «Кисонька» Л.Квитко, «Невероятное приключение» Е.Липатова, «Домик-дом» Л.Кузьмин.

- Игра со зрителями « Кот и мыши» Б.Самойлов.
Литературная гостиная по стихам Льва Квитко.( чтение, инсценировки стихотворений)
- Рассказ о детстве поэта.
-Чтение стихотворений «Бабушкины руки», « Кисонька».
-Инсценировка стихотворений « Анна-Ванна»

и « Лемеле хозяйничает».

Любимый сказочник – Самуил Маршак.
- Рассказ о поэте.
- Инсценировка сказок: «Старуха дверь закрой»,


«Король и солдат».

Детский сказочник и поэт - Корней Чуковский.
- Показ сказки «Телефон»

Спектакль- сказка "Король Ли" ср.гр.

Спектакль-сказка « Слоненок – турист»- в ст. гр.


Спектакль-сказка « Слоненок пошел в школу» - в подг.гр. Для этого спектакля мы пригласили на роль Слонихи, Верблюжонка и Слоненка выпускников нашего детского сада. Сказку дети решили и показали не только в своем детском саду, но и в школе, в которую они пойдут и в соседнем детском саду. ( Во время выступления дети чувствовали себя свободно и расковано, как дома, а зрители пели песни вместе с артистами).

Спектакль-сказка "Красная шапочка".


Спектакль-сказка « У Слоненка день рождения» - в 1 классе. Этот спектакль особенный. Дети после выпускного вечера, решили не расставаться, а подготовить его и выступить с ним в своем любимом детском саду, в своей школе, на фестивале, в приюте. Слово они сдержали. Самостоятельно выучили роль, подготовили спектакль и показали его.

Другое направление - работа с семьей - включало беседы; консультации;, создание театра «Карамельки», помощь родителей в сопровождении детей на репетиции и выступления; организации посещения театральных спектаклей в нашем городе и в областном центре, экскурсий в музей театра; изготовление силами родителей театральных костюмов и мягких игрушек, подготовка сладких подарков.
И ещё одно направление - работа с социумом. В рамках его прошло выступление театра «Карамельки» на фестивале детских театральных коллективов, в общеобразовательной школе, в приюте, в детском саду «Крепыш».
Подводя итог проделанной работе, можно сказать, что занятия театральной деятельностью, помогли детям научиться свободно и легко выражать свои эмоции, желания, чувства, сняли внутреннее напряжение, помогли почувствовать себя свободно, поддержали уверенность в себе, повысили самооценку, и самое главное, помогли грамматически правильно и интонационно и выразительно оформлять свою речь. У них улучшилась память, они легко могли сыграть любую роль, заменить заболевшего ребенка, и сыграть так неповторимо, так интересно, что зрители не замечали замены артиста, а с удовольствием апплодировали в конце выступления и спрашивали, когда их пригласят снова. У детей появилась масса положительных эмоций, порог удачи для дальнейшей жизни повысился, они лучше стали воспринимать окружающую действительность. Динамику своего развития дети видят сами, просматривая видио записи выступлений, радуются не только своему успеху, но и успеху своих товарищей, сочувствуют и переживают им, чувствуют себя уверенно и комфортно.
Во время наблюдения за детьми, на занятиях, в играх, любых других мероприятиях, в повседневной жизни педагоги отмечают их доброжелательность в общении как друг с другом, так и с ними. Умение общаться с малознакомыми людьми, отвечать на вопросы, поддерживать беседу, показывая прекрасные знания, вежливое отношение как со сверстниками, так и со взрослыми, умение прийти на помощь – не это ли и есть основа духовно-нравственного воспитания.
Какими бы не были виды, формы, способы развития творческих способностей ребенка, главное, чтобы ребенок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны родителей, научился мыслить свободно и смело. Только от нас зависит, будет ли жизнь ребенка удивительной и интересной.

Список литературы:
• «Интонационная выразительность речи» Т.Попова – учитель-логопед/Д.В. № 1,2007.
• Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушением зрения.
• « Рекомендации к организации театрализованных игр» Сигуткина Р./ Д.В. №8,1998.
• «Театрально-игровая деятельность» Экки Л./Д.В.№ 7,1991.
Презентация на тему: Театрализованная игра - как средство духовно-нравственного развития детей с ОВЗ

Рекомендуем посмотреть:

Осеннее развлечение в подготовительной группе. Игра инсценировка «Дудочка» Театрализованное представление по сказке Чуковского «Муха – Цокотуха» для детей старшей - подготовит Театрализованная деятельность в детском саду. Пьеса для кукольного театра Театрализация по стихотворению Михалкова «А что у вас?» в детском саду для детей подготовительной г
Участник №106 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2016 года по 20 января 2017 года
Конспект НОД в подготовительной группе детского сада с использованием ИКТ «Пушкин в Болдино» | Нетрадиционное рисование для детей 4-5 лет на тему: Весна. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 2668 дней назад (2 января 2017)
Просмотров: 2677
Рубрика: Статья
+7
Голосов: 7
Мария Анатольевна Блинова # 3 января 2017 в 06:44 +2
Вы полностью раскрыли цель:познакомить с опытом работы с использованием театрализованной игры, как средства духовно-нравственного развития детей с нарушением зрения.Проведена огромная работа,вложен огромный труд детей и взрослых.Голос.
Ирина Степановна Афанасьева # 6 января 2017 в 01:28 +2
Очень актуальная тема сегодняшнего времени - развитие таких качеств личности у детей как доброта, терпимость, эмпатия. smile Желаю Вам творческих успехов!Голос.
Марина Геннадьевна Шабанова # 6 января 2017 в 08:24 +2
Нина Николаевна, очень интересную тему Вы затронули. Опыт работы с использованием театрализованной игры, как средства духовно-нравственного у деток с ОВЗ заслуживает уважения и признания. А то, что Ваши детки так успешно себя реализуют, огромная Ваша заслуга. Голос №3.
С уважением М.Г.
Наталья Пекарская # 7 января 2017 в 13:19 +1
Вся работа с детьми ОВЗ очень актуальна и востребована. Спасибо за материал.Голос!
Олеся Ивановна Сидоренко # 7 января 2017 в 19:41 +1
Нина Николаевна,тема вашей работы очень актуальна. Работа с детьми с ОВЗ заслуживает уважения.Только поистине хороший и добрый педагог может передать деткам частицу своей доброты. Желаю Вам успехов в вашей важной и нужной работе!
Екатерина Николаевна Кирьян # 8 января 2017 в 10:30 +1
Здравствуйте, Нина Николаевна! Спасибо за приглашение. Очень достойная работа. Ваши детки прекрасно справляются с заданиями и реализуют себя в театрализованных играх. Работа проделана огромная как ваша так и детей. Вы сумели увлечь родителей и детей на совместные посещения спектаклей, экскурсий, изготовление декораций. Цели достигнуты. Творческих вам успехов! Голос!
Светлана Владимировна Марковская # 9 января 2017 в 15:25 +1
Добрый день, Нина Николаевна! Вы проделали огромную работу! Театр - действительно мощный инструмент воспитания и развития детской психики. Голос!