Конкурсы для педагогов и детей

Терра - коллаж своими руками

Мастерская "терра" - коллажа.
Создание "терра" - коллажа своими руками.
Автор: Седых Нина Павловна,воспитатель коррекционной группы МБДОУ "Детский сад №7" комбинированного типа, Пермский край, город Александровск.
Цель:Познакомить с техникой терра-"коллаж" на примере создания коллажей детьми старшего дошкольного возраста.
Назначение:Данный материал можно использовать в работе с детьми педагогам дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Одним из видов нетрадиционных способов изображения, который можно использовать в работе с детьми, является коллаж.

Коллаж — это изображение на бумаге, не только рисованное (кистью, пером, палочкой, мелом, воском и т.п.), но созданное также с помощью монтажа кусочков различных цветных и черно-белых материалов.Коллаж - (от французского collage, буквально - наклеивание) технический прием в искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; также произведение, выполненное этим приемом. Применяется главным образом в графике ради усиления эмоциональной выразительности фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов.
Один из первых и самых известных мастеров коллажа – Пабло Пикассо. Его «Натюрморт с плетёным стулом» и «Бутылка аперитива» вдохновили многих других художников заниматься, в сущности, детской игрой: вырезать и наклеивать, на первый взгляд, несоединимые вещи. Коллаж Анри Матисса «Улитка» вообще похож на творчество пятилетнего ребёнка: обычные вырезки бумаги, залитой цветной краской. Самое интересное в коллаже то, что в процессе не всегда понятно, какой будет полная картина.
Пик популярности в нашей стране, и за рубежом переживает такое направление в искусстве коллажа, как флористический коллаж. Наиболее известным представителем этого вида творчества является немецкий флорист Фридхельм Раффел.

Великолепным декоративным украшением любого интерьера служат картины, выполненные в технике флористический коллаж. Еще в древнем Китае были распространены композиции из цветной бумаги и сухих листьев и цветов
Разнообразие используемых материалов, как природных, так и неорганических, в сочетании с уникальными техниками позволяют раскрыть индивидуальность и воплотить самые фантастические замыслы в настоящие произведения искусства. Коллажные техники, помимо абстракции, также дают возможность обратиться к жанрам натюрморта, пейзажа, графике или архитектурным мотивам. Процесс создания таких картин можно с уверенностью назвать сеансом арт-терапии, во время которого задействуются механизмы бессознательного и стимулируется раскрытие внутренней гармонии человека-творца.

Ваши чувства и переживания навсегда сохранятся в картине, созданной своими руками, сердцем и душой. Создание коллажа — процесс трудоемкий, но доступный даже начинающему художнику и чрезвычайно увлекательный. В умелых руках разные по цветам, фактуре, объему материалы образуют удивительные панно и картины. Коллаж снискал славу не только среди ценителей современного искусства, но и имеет множество последователей и поклонников дошкольного возраста.
В чем причина? Все очень просто: маленьким художникам эта техника очень близка по духу, ведь дети без конца фонтанируют идеями, не боятся смелых сочетаний и всегда готовы к самым невероятным экспериментам. Не стоит стремиться к совершенству, к созданию шедевров, сосредотачиваться на том, как выполнить работу, а не на том, что вам важно выразить. Приступая к созданию коллажа, часто бывает достаточно трудно предугадать, каким окажется результат: это всегда импровизация, работа фантазии, ассоциаций. Этим объясняется особое обаяние коллажной техники, безусловно, требующей творческих усилий и в то же время доступной всем.
С чего же начать? Какие первые шаги в своем творчестве должен сделать коллажист, чтобы его не постигло разочарование? Начинать надо с поиска темы. Оглянитесь вокруг — идеи для ваших будущих коллажей находятся рядом, нужно только разглядеть их. Поняв, что будет основой вашего сюжета, решите, как вы хотите преподнести его: реалистично или фантазийно?

Так как я работаю с «особенными» детишками, то мы решили в нашей мастерской сделать акцент не на изображение формы предмета, а почувствовать красоту природы, создать красивую композицию. Ведь это не сложно. Дети всегда готовы к экспериментам. Они с удовольствием участвуют в процессе создания коллажа. Ведь надо не много фантазии, воображения, а самое главное желания.
Дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия. Осваивать технику создания коллажей, мы стали при помощи необычных «красок» — цветов, веточек, листьев и других материалов.

На первом этапе делали отпечатки коры, листьев и других предметов. Как просто сделан коллаж «Наступила весна». Сначала сделали отпечатки коры, а затем, покрасив поверхность листика зеленой гуашью, отпечатали его на бумаге. Потом приклеили настоящий листик, и получилась весенняя композиция.

Детям очень понравилась техника «Монотипия». С каким удовольствием они рисовали на стекле разноцветные пятна.

Сами придумывали сюжет, а потом с удивлением рассматривали полученный отпечаток.

Здесь и пригодилась коллекция засушенных цветов, листьев, шишек, косточек. Они сами составляли композиции.

А потом приклеивали листья к фону.

Вместе подбирали кусочки ниток, а потом придумывали названия своим работам.

"Осенний дождь"

"Разноцветные клубочки"
Следующей работой в нашей мастерской было создание коллажа с помощью техники «декупаж». Сначала приклеивается салфетка, которая служит фоном для картины. Мы выбрали зеленые салфетки. С помощью клея ПВА аккуратно наклеиваем салфетки на картон.

Затем продумываем композицию, раскладывая листочки в определенном порядке.

Здесь обычно требуется помощь воспитателя.

Затем листья приклеиваются с помощью клея ПВА и кладется под гнет. Работа готова.

Наиболее популярной среди флористов является техника «терра». Композиции в стиле «терра» выполняются в коллажной технике. Многому, что в обыденной жизни воспринимается как сор, в коллажах находится место. Многое связывает коллаж «терра» с живописью. На высохший раствор накладывается колористический тон. Тон - это основной цвет всей композиции или какой-либо ее части.
В качестве основы для коллажа «терра» используется пластичная отвердевающая масса, например, строительная шпатлёвка или гипс с добавками красителей и различных наполнителей (ракушки, мелкие камушки и т. п.). Особенность распределения материала в коллажах "терра" заключается в том, что он не наклеивается, не закрепляется специальными приспособлениями, а "вмазывается" в раствор, вводится в фон.
Для изготовления нашего коллажа в технике «терра» мы использовали различные материалы и инструменты. Материал для коллажа: ракушки, камешки, веточки от различных деревьев, засушенные травки, орешки.
2. Шпатлевка.
3. Лист картона.
4. Емкость для замеса раствора.
5. Резиновый шпатель для нанесения раствора.
6. Краски, колера различных цветов.
7. Клей ПВА
8. Песок.
9. Бронзовую и серебряную краску, разведенную лаком.
Последовательность изготовления коллажа «Крымская весна».
1. Подобрать материал, соответствующий заданной теме
2. Основу (лист картона или ДВП) покрыть слоем клея ПВА (для лучшего сцепления раствора с основой), оставить на 15 минут для впитывания.

3. Замесить раствор: в строительную шпатлевку добавить клей ПВА, песок с мелкими камешками, колер синего цвета. Все тщательно перемешать. Цвет раствора должен быть нежно-голубым.


4. Создаем примерную композицию нашей картины, располагая элементы в определенных местах.

5.Полученный раствор нанести на основу с помощью шпателя, равномерно распределяя его по всей поверхности. Толщина слоя должна быть приблизительно 0,5см. Можно с помощь шпателя создать волны.
6. Пока раствор не высох, стараемся быстро ввести все элементы коллажа.

7. Сначала декорируем работу ракушками, создавая определенное движение.
8. Затем в произвольном порядке располагаем на картине камешки.
9. Затем украшаем работу веточками, орешками, засушенными растениями.
10. Покрываем полученную композицию смесью шпаклевки и клея ПВА, разбавленного до консистенции густой сметаны.
11. Оставляем нашу картину для просушки на 1-2 дня. Можно использовать фен, тогда работа ускорится.
12. Следующим этапом нашей работы было нанесение акцентов. Это тени под ракушками песочного цвета. Наши веточки мы покрасили темным цветом. Для работы мы использовали гуашь.

13. На завершающем этапе мы покрасили выступающие элементы серебряной и бронзовой краской и вставили работу в рамку. Ее тоже можно украсить ракушками, стеклышками, стразами.

Вторую картину мы назвали «Маяк». Она выполнена в той же технике, но с использованием других природных материалов.

Пригодились нам и шишки, кусочки коры, собранные осенью детьми. В создании коллажа «Голос леса» нам пригодилось брошенное осиное гнездо.

И опять же в ход пошли веточки полыни, косточки от фиников, даже кусочки мха. Все это покрасили сначала коричневым тоном, а потом сухой кисточкой с белой гуашью был нанесен «иней».
Казалось бы, из простых обыденных предметов получаются целые произведения искусств. Я, надеюсь, что наша мастерская не прекратит свое существование. У меня есть новые задумки поработать с воском. В этой технике работы получаются воздушными и красивыми.

Букет для мамы (цветной песок).
Создание коллажей дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность наших детей.

Рекомендуем посмотреть:

Рождественсая сказка. Мастер-класс по флористике Флористическая композиция на бересте своими руками Поделки для детей из природного материала своими рукам. Муравей Пейзаж из осенних листьев. Мастер-класс с фото

Похожие статьи:

Картина из засушенных растений. Мастер-класс

Организация практического взаимодействия с окружающим миром у дошкольников с ОВЗ | Рисование к 9 мая в детском саду «Салют Победы над Москвой». Подготовительная группа
Опубликовано: 625 дней назад (24 марта 2015)
Просмотров: 6098
+4
Голосов: 4
Елена Михайловна Попова # 24 марта 2015 в 07:47 +1
Здравствуйте.Какие замечательные работы вы делаете со своими детками! МОЛОДЕЦ! У меня осталось очень приятное впечатления от МК.МК доступный, подробный, красочный.Захотелось повторить и поработать с детьми в технике "коллаж" .Спасибо.
Юлия Ивановна Шарова # 24 марта 2015 в 11:59 +1
Здравствуйте, Нина Павловна! Случайно увидела Вашу разработку! Так совпала, что в выходные создавала фото-коллаж для работы! А тут такая красота! Постараюсь воплотить Ваши идеи в своей непосредственной работе (с детьми с ОВЗ). Мы в некотором роде коллеги, поскольку работаем с "особыми детками". Удачи Вам!
Елена Николаевна Галенко # 24 марта 2015 в 17:12 +1
Нина Павловна, здравствуйте! Интересные работы! Необычное сочетание разных материалов.. Смогут стать украшением интерьера любого помещения. Если вы не будете возражать, то мы вашими идеями мы обязательно воспользуемся с ребятами. Спасибо за интересные идеи и дальнейших вам творческих успехов.
Мария Аркадьевна Шишатова # 24 марта 2015 в 18:03 +1
Нина Павловна просто наслаждаюсь вашим материалом!Прекрасно дана теоретическая часть, подкреплено замечательными фотографиями. И казалось бы, уже столько сказано про коллаж, но я для себя нашла новое в вашем МК и возьму его на заметку.Коллаж для детей - это такая техника, которая практически не вызывает ощущение неудачи. Здесь даже больше важен сам процесс: наклеивания, вырезания, вдавливания и т.д. И детки на фото просто вызывают умиление. Так и хочется сказать: творчеству все возрасты покорны! Спасибо! Примите голос!
Наталья Александровна Шпакова # 25 марта 2015 в 15:35 +1
Оригинально и доступно для выполнения. Ценность такой поделки заключается не только для развития творчества и воображения у детей, а и для развития мелкой мускулатуры рук, что важно для развития ребенка. Кропотливость работы важна для развития усидчивости и желания довести работу до конца
Татьяна Геннадьевна Салтовская # 28 марта 2015 в 09:59 +1
Интересная работа. Дети любят клеить и вообще работать в смешанной технике.Развивает чувство композиции и мелкую моторику рук и, конечно, будит фантазию.