Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Организация практического взаимодействия с окружающим миром у дошкольников с ОВЗ

Опыт организации практического взаимодействия с окружающим миром у дошкольников с ОВЗ.
Проект "Огород на окне"
Автор:Седых Нина Павловна, воспитатель коррекционной группы МБДОУ "Детский сад №7" комбинированного типа, Пермский край, город Александровск.
Назначение: данный опыт по организации практического взаимодействия с окружающим миром у дошкольников с ОВЗ может быть интересен не только педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, но воспитателям дошкольных учреждений для организации проекта "Огород на окне".
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.
Иногда возникает ощущение, что и дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут безумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия. Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья.
Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры поведения детей в природе является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей.
Заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин. Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

В нашем детском саду обучаются дети с особыми возможностями здоровья.
В процессе коррекционной деятельности они усваивают определенный объем знаний, но представления и понятия о природе в целом формируется у них медленно. Их представления примитивны и характеризуются однородностью и нечеткостью.

Существенное влияние на формирование представлений у детей с особыми возможностями здоровья о растительном и животном мире оказывает частота контакта с объектами природы в повседневной жизни, предметно-практическая деятельность с ними и наглядно-чувственный способ познания предметов ближайшего окружения. В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции.
Поэтому в нашей группе мы стараемся познакомить дошкольников с явлениями природы, различными видами растений, животных, используя различные формы и методы работы с детьми. Это интегрированные занятия, экологические экскурсии, уроки доброты, трудовой десант, экологические походы, праздники, дидактические игры, инсценировки.
В работе с детьми при проведении ежедневных прогулок, экскурсий, наблюдений, бесед особый акцент делается на воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Воспитатель знакомит детей со способами общения с природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит использовать радость от осознанного взаимодействия с растительном миром который находится рядом, воспитывает потребность в творчестве.

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей, особенно в коррекционной работе. Поэтому воспитатель, используя самые различные ситуации, продолжает его накапливать и расширять - уточняет с дошкольниками форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности растительного мира. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, а особенно ребенок-дошкольник.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней, поэтому с приходом весны возникла идея создания огорода на подоконнике, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду. Познавательно – исследовательский проект «Огород на окне» направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях Пермского края, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

Цель проекта - это создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений Пермского края.
Задачи:
• Учить правильно ухаживать за растениями.
• Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
• Развивать познавательные и творческие способности детей., Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
• Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Участниками проекта стали дети коррекционной группы МБДОУ «Детский сад №7», родители и педагогический коллектив учреждения. В ходе подготовительного этапа с помощью родителей собрана коллекция семян. Мною была сделана подборка дидактических игр «Назови овощ», «Что можно приготовить из овощей», «Определи овощ или фрукт», «Что растет в огороде», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Укрась полянку». Мы вместе с детьми подготовили почву и оформили коробочки для посадки, изготовили «ежиков» из носочков, высадив в них зерна пшеницы, овса, кошачьей травки.

Посеяли семена базилика , мелиссы, различных видов салата, укропа, петрушки в коробочки и в кашпо.

Посадили семена помидора в контейнер. С помощью родителей сшили муляжи овощей, растущих в нашем крае. Изготовили мини-огородик для проращивания семян.
Изготовили формочки в виде геометрических фигур для проращивания кресс салата на подложках.


Посадили лук, для использования зелени в пищу.
Второй этап исследовательский.
Были проведены опыты.
Мы наблюдали за ростом зерен пшеницы, овса, кошачьей травки, находили различия между ними.

Наблюдали за ростом рассады маргариток, настурции, астр.

Наблюдали за ростом зелени у лука в земле, в воде, в темноте (изменение цвета). Вели наблюдения за ростом корневой системы лука в воде. Находили отличия, наблюдения за ростом лука и чеснока. Наблюдали за проращиванием семян кресс салата в жестяных геометрических формах.
Прорастив семена фасоли и бобов, мы посадили их в прозрачные емкости. После сравнили, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

Мы наблюдали за ростом рассады помидоров, затем рассадили их в поддоны.

В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему. Проводились коррекционно – развивающие занятия, беседы по данной теме.
Третьим был эстетический этап.
Мы оформили сказочный дворик с домиком, дорожками, домашними животными.

Обогатили знания детей о быте в нашем регионе и труде деревенских жителей. Создали огородик из кашпо в виде различных видов овощей.

Сделали грядки из соленого теста с различными овощами и ягодами с огородов Пермского края. Из соленого теста слепили овощи и украсили ими огород.

На заключительном этапе проекта мы собрали урожай лука, салата, укропа, базилика. Дети с большим удовольствием попробовали зелень выращенные своими руками. Создана презентация «Огород на подоконнике». Прошла выставка «Овощи с нашей грядки», проведен конкурс «Угадай название овоща». Провели праздник «Веселые овощи» с совместным чаепитием детей, родителей и воспитателей. Но на этом наш «Огород на окне» не прекратил свое существование. Мы с удовольствием будем ждать урожай наших помидоров.

А рассаду цветом предполагаем, высадить в разбитые в прошлом учебном году клумбы на нашем участке. И будем вести наблюдения за ростом цветов на открытом воздухе.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье. Родители всегда с радостью откликались на наши просьбы, участвовали в выставках о временах года, о животных, участвовали в создании поделок из природного материала. Ими были изготовлены дидактические игры, в которые наши дети с удовольствием играют. Это летняя полянка, которую надо украсить цветочками, прикрутить середину цветку и позаниматься с мягкой книгой. Все игры эстетически оформлены и очень нравятся нашим детям.
Родители оказывали посильную помощь в организации проекта. Собрали семена, приобрели необходимое оборудование для огорода. Провели дома свой эксперимент, прорастив луковку вместе с ребенком. Результаты опыта мы увидели на родительском собрании. Самое главное, что родители заметили, как их дети изменились. Теперь они с удовольствием ухаживают дома за комнатными цветами. Собираются летом обязательно помогать родителям в саду. Дети знают, что делать с растениями, чтобы они не завяли, чтобы получить хороший урожай. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.
Огород на окне стал хорошим подспорьем и помощником в воспитании у детей экологической культуры, создание правильного отношения к живой природе. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. У детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Рекомендуем посмотреть:

Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке» Образовательный проект в детском саду Игра - викторина «Счастливый случай» в подготовительной группе Огород на подоконнике в детском саду

Похожие статьи:

Эко театр в детском саду

Подкова из солёного теста своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото | Терра - коллаж своими руками
Опубликовано: 3315 дней назад (23 марта 2015)
Просмотров: 4780
+4
Голосов: 4
Светлана Анатольевна Реуцой # 23 марта 2015 в 23:59 +1
Нина Павловна! Мне очень понравилась Ваша работа! С большой любовью и интересом проделан огромный труд. Вы смогли заинтересовать детей, смогли создать красочный мир живой природы, очень разнообразный и очень полезный огород на подоконнике. Всё сделано с фантазией и вкусом. Столько полезного и важного смогли получить детки от таких занятий! Спасибо за интересное описание Вашей работы! Мне лично есть, что позаимствовать для себя. Удачи Вам! ГОЛОС!
Юлия Олеговна Теплищева # 18 апреля 2015 в 07:46 +1
Здравствуйте, Нина Павловна! У вас очень интересный опыт работы. Статья оформлена замечательно. От вас эти дети идут к нам в школу. Поделитесь, пожалуйста, какие проблемы подразумеваются под ОВЗ. Я в школе работаю не только как логопед, но и как учитель , работающий с надомником с ОВЗ. У девочки умственная отсталость. Работать с ней нелегко. Поделитесь своим опытом общения с этими детьми. Примите мой голос. Удачи!.