Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе.
Цели:познакомить со звуками [б], [б’]; буквами их обозначающими Б, б. Задачи:
- научить читать слоги, слова и предложения с буквой Б, б; формировать навыки осознанного чтения, обогащать словарный запас учащихся.
- развивающие: развивать фонематический слух детей, развивать речь детей, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
- воспитательные: формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе. Формирование УУД: Личностные УУД:
- формирование индивидуального стиля деятельности;
- желание и стремление хорошо учиться. Познавательные УУД:
- осмысление алгоритма фонематического анализа звука; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Регулятивные УУД:
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.Коммуникативные УУД:
- формирование умения слушать и слышать;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- владение монологической и диалогической формами речи. Тип урока
- освоение нового знания и способов действия Формы работы учащихся
-фронтальная работа
- работа в парах
- самостоятельная работа Необходимое техническое оборудование
- ПК (1), мультимедийный комплекс с ИД
Структура и ход урока
Организационный момент Учитель:Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой.
-Ребята, посмотрите, выберите и покажите, у кого из вас какое настроение? (На партах изображение солнышка и тучки). Повернитесь друг к другу. Подарим друг другу свои улыбки, ведь улыбки располагают нас к приятному общению. Положите свои ладошки на ладошки друга. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу». Ученики:Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, проговаривают, выполняют упражнение. Работа над дикцией Учитель:-Произнесите друг другу скороговорку несколько раз, меняя интонацию:
«Белые бараны били в барабаны». Ученики:Работают в паре. Произносят
скороговорку несколько раз друг другу. Актуализация знаний.Проблемная ситуация №1. Учитель:Показывает слайд, предлагает разгадать слово по первым буквам: кольцо, роза, арбуз, бегемот и «ы». Ученики:Разгадывают ребус, выполняют звуко-буквенный анализ слова «крабы». Учитель:Просит подписать звуки буквами. Ученики:Все буквы подписать не могут, так как появился новый звук. Обозначать его не умеют. Учитель:-Какой звук повторялся в скороговорке? Ученики:-Звук «б». Учитель:Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? Ученики:-Наверное, о новом звуке и новой букве.
-Научимся этот звук обозначать буквой, читать слова с этой буквой. Учитель:Предлагает выполнить и сравнить звуко-буквенный анализ слов «бант», «бинт», сформулировать вывод. Ученики:Выполняют в тетради самостоятельно звуко-буквенный анализ слов.
Сравнивают с эталоном на слайде. Учитель:Показывает на слайде выполненные схемы слов. Просит сравнить, исправить ошибки, если они есть.Ученики:Исправляют ошибки. Учитель:Просит произнести и охарактеризовать звук «б». Ученики:Произносят его, дают ему характеристику:
-Согласный, звонкий, может быть твёрдым и может быть мягким. Проблемная ситуация №2 Учитель:Просит составить звуковую схему слова «краб». Ученики:Составляют схему слов, рассказывают о последнем звуке. Учитель:Просит обратить внимание на последний звук, рассказать про него. Ученики:«П» - согласный ,твёрд. Сравнивают с написанием, находят несоответствие. Учитель:Показывает слайд со словом «крабы». Ученики:Устанавливают, что за согласным звуком стоит гласный. Учитель:Просит ответить на вопросы:Как называется дерево-долгожитель в нашей стране? Ученики:Дуб.Дубы. Учитель:Каким словом можно заменить словосочетание кучки снега зимой? Ученики:Сугроб. Сугробы. Учитель:Почему произносим звук «п», а пишем букву «б»? Ученики:При произношении этих слов происходит оглушение звука[б]. Учитель:Просит закрыть уши и произнести звуки [б], [п]. Ученики:Закрывают ушки, произносят звуки. При произношении звука [б] голос раздаётся в ушах, а при произношении звука [п] голоса не слышно. Учитель:Сформулируйте вывод о согласных звуках. Ученики:Согласные звуки [б]-[п],[б’]-[п’] парные по глухости-звонкости.
Звук [б], [б’] согласный, парный, звонкий, может быть твёрдым и мягким. Образует пару со звуком [п]. Учитель:Знакомит с буквами «Б», «б».
Показывает образец печатных букв, включает электронное приложение письма букв «Б», «б».
Ученики:Рассматривают букву, сравнивают с другими, находят знакомые элементы.
Смотрят написание буквы в электронном приложении, смотрят образец учителя на доске, печатают на доске заглавные и строчные буквы. Учитель:Предлагает напечатать первые буквы слов: Борис, белка, бобы, Барсик. Бегемот. Ученики:Объясняют, какие буквы напечатали. Первичное закрепление Учитель:1) Работаем по электронному приложению к учебнику Л. Ф. Климановой «Азбука»
а) выделение звуков [ б ], [ б' ]в словах
- Найдите слова со звуками [ б ] или [ б' ]: белка, волк, баран, слон, жираф, верблюд. Ученики:Объясняют, в каких словах есть звуки [б], [б'] показывают картинку. Учитель:Как назвать одним словом? Ученики:Животные. Учитель:На какие группы их можно разделить? Ученики:Домашние и дикие животные. Учитель:Составьте звуковые схемы слов
Банан, батон, кубики, баран. Ученики:Составляют звуковые схемы в тетради и на доске. Проверяют написанное. Учитель:Прочитайте предложения, запомните, о чём говорится в тексте, выберите соответствующую картинку. У нас был пёс Барбос. Он спал в конуре. У Барбоса в миске колбаса и кость. Барбос выбирает колбасу. У Барбоса есть работа – он ловит воров. Ученики:Читают текст. Выбирают картинку на экране. Учитель:Просит ответить на вопросы:
1.Как звали пса?
2.Где он спал?
3.Что лежало в миске?
4.Что выбрал Барбос?
5.Какая работа у Барбоса? Ученики:Отвечают на вопросы учителя. Учитель:Просит пересказать текст. Ученики:Пересказывают текст. Физкультминутка Учитель:Гуси-лебеди летели,
На лужайку тихо сели.
Походили, походили,
Поклевали, поклевали, а потом все побежали. Ученики:Выполняют движения. Включение нового знания в систему заданий и повторения.Работа по «Азбуке». Учитель:Просит объяснить , по какому принципу поделены слоги на 2 столбика. Ученики:Слоги с мягким согласным и слоги с твёрдым согласным звуком. Учитель:Рассмотреть, что в руках у Ани и Вани. Исследовать первые звуки. Ученики:Петрушка и Буратино. Сравнивают первые звуки. Рассказывают о них. Учитель:Просит прочитать пары слогов и слов; понаблюдать над произношение: ба-па; бо-по ;бе-пе; бу-пу..
Бил-пил ;бочки-почки; банка-палка; сбор-спор. Ученики:Читают слоги и слова. Наблюдают над произношением согласных звуков. Формулируют вывод: согласные звуки [б]-[п],[б’]-[п’] парные по глухости-звонкости; твёрдости-мягкости. Учитель:Просит прочитать пары слогов и слов; понаблюдать над произношение: ба-па; бо-по ;бе-пе; бу-пу..
Бил-пил ;бочки-почки; банка-палка; сбор-спор. Ученики:Читают слова: столб-столбы; краб-крабы; карп-карпы; сноп-снопы.Формулируют вывод: согласные звуки [б]-[п],[б’]-[п’] парные по глухости-звонкости; твёрдости-мягкости. Учитель:Задаёт вопросы по рисунку учебника:
-Кто такая Тортила?
-Из какой она сказки?
-Где она живёт?
-Какие слоги говорит Тортила? Прочитайте их. Ученики:Отвечают на вопросы учителя. Учитель:-Тортила бормочет какие-то слова. Что значит «бормотать»?
Поставьте слоги на свои места и отгадайте слова, которые бормотала старая черепаха. Ученики:говорить непонятно, говорить невнятно. Учитель:-Просит прочитать текст, продолжить диалог. Ученики:Работают в паре. Соединяют слоги, читают получившиеся слова.
Читают текст. Работают в группе. Составляют диалог. Инсценируют его. Учитель:Прочтите название текста. Предположите по названию текста и картинке в учебнике, о чём идёт речь в тексте? Ученики:Читают название «Баран и барабан».
Работают в паре. Предполагают, о чём идёт речь в тексте. Учитель:Прочтите текст и продолжите его. Ученики:Работают в паре. Читают и предполагают, о чём идёт речь в тексте.
Некоторые пары озвучивают свои прогнозы. Учитель:Просит прочесть текст и пересказать. Ученики:Читают текст по цепочке 3 раза. Пересказывают его. Учитель:Просит прочесть скороговорку. Рассказать друг другу. Ученики:Читают и рассказывают друг другу скороговорку. Рефлексия. Учитель:-Почему звуки «б»-«п» называют парными?
-Как определить, какую букву писать на месте этих звуков?
-Назовите звук, который издаёт лопнувший барабан.
-Назовите звук, который издаёт целый барабан. Ученики:Ответы детей. Учитель:Кому нужна помощь учителя? Ученики:Показывают карточки. Учитель:Оцените свою работу на уроке. Ученики:Показывают карточки. Самооценка. Учитель:Выскажите, пожалуйста, своё отношение к проделанной работе, подняв солнышко, если на уроке было интересно, тучку – если было скучно.
Солнышко – хотел отвечать всегда, тучку – не всегда или не хотел совсем отвечать.
Работая в паре: солнышко – договорились, тучку – не договорились. Ученики:Показывают карточки. Итог урока. Учитель:-Закончите предложения.
Работать на уроке мне понравилось, потому что…
Наиболее трудным мне показалось…
Самым интересным было… Ученики:Ответы детей.
Презентация на тему: Звуки [б], [б’]; буквы «Б», «б»
Здравствуйте, Нина Владимировна! Мне понравился ваш урок! Хорошо, интересно, со всех сторон до самых глубин проработанная тема на высоком уровне. Хотелось бы ещё и физминутку со звуком Б- П, про тех же крабов, баранов и барабаны.. Примите мой голос.
Нина Владимировна, здравствуйте! Конспект урока интересный. Моё мнение: презентацию бы оформить понаряднее, всё- таки малыши. А так ход урока продуман.
Здравствуйте, Надежда Николаевна! Спасибо вам за ваше мнение об уроке и замечание о презентации.
Наталья Александровна Клепова #23 января 2016 в 18:480
Здравствуйте, Нина Владимировна! Проанализировала ваш урок. Мне он очень понравился. Обязательно воспользуюсь им в следующем году по изучению этой темы.
Здравствуйте, Нина Владимировна! Поздравляю с первой публикацией на сайте! Очень интересное и грамотно построенное занятие, думаю Ваш конспект многим коллегам пригодится в работе!С удовольствием голосую, голос №2