Конкурсы для педагогов и детей

Открытый урок по обучению грамоте с презентацией, 1 класс. Буква Б,б. Звук [Б], [Б']

Звуки [б], [б’]; буквы «Б», «б»
Автор: Шуралева Нина Владимировна, учитель начальных МБОУ «СОШ №39» «Центр физико-математического развития» г. Рязани
Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе.
Цели:познакомить со звуками [б], [б’]; буквами их обозначающими Б, б.
Задачи:
- научить читать слоги, слова и предложения с буквой Б, б; формировать навыки осознанного чтения, обогащать словарный запас учащихся.
- развивающие: развивать фонематический слух детей, развивать речь детей, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
- воспитательные: формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
- формирование индивидуального стиля деятельности;
- желание и стремление хорошо учиться.
Познавательные УУД:
- осмысление алгоритма фонематического анализа звука; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Регулятивные УУД:
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения слушать и слышать;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Тип урока
- освоение нового знания и способов действия
Формы работы учащихся
-фронтальная работа
- работа в парах
- самостоятельная работа
Необходимое техническое оборудование
- ПК (1), мультимедийный комплекс с ИД
Структура и ход урока
Организационный момент
Учитель:Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой.
-Ребята, посмотрите, выберите и покажите, у кого из вас какое настроение? (На партах изображение солнышка и тучки). Повернитесь друг к другу. Подарим друг другу свои улыбки, ведь улыбки располагают нас к приятному общению. Положите свои ладошки на ладошки друга. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу».
Ученики:Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, проговаривают, выполняют упражнение.
Работа над дикцией
Учитель:-Произнесите друг другу скороговорку несколько раз, меняя интонацию:
«Белые бараны били в барабаны».
Ученики:Работают в паре. Произносят
скороговорку несколько раз друг другу.
Актуализация знаний.Проблемная ситуация №1.
Учитель:Показывает слайд, предлагает разгадать слово по первым буквам: кольцо, роза, арбуз, бегемот и «ы».
Ученики:Разгадывают ребус, выполняют звуко-буквенный анализ слова «крабы».
Учитель:Просит подписать звуки буквами.
Ученики:Все буквы подписать не могут, так как появился новый звук. Обозначать его не умеют.
Учитель:-Какой звук повторялся в скороговорке?
Ученики:-Звук «б».
Учитель:Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
Ученики:-Наверное, о новом звуке и новой букве.
-Научимся этот звук обозначать буквой, читать слова с этой буквой.
Учитель:Предлагает выполнить и сравнить звуко-буквенный анализ слов «бант», «бинт», сформулировать вывод.
Ученики:Выполняют в тетради самостоятельно звуко-буквенный анализ слов.
Сравнивают с эталоном на слайде.
Учитель:Показывает на слайде выполненные схемы слов. Просит сравнить, исправить ошибки, если они есть.Ученики:Исправляют ошибки.
Учитель:Просит произнести и охарактеризовать звук «б».
Ученики:Произносят его, дают ему характеристику:
-Согласный, звонкий, может быть твёрдым и может быть мягким.
Проблемная ситуация №2
Учитель:Просит составить звуковую схему слова «краб».
Ученики:Составляют схему слов, рассказывают о последнем звуке.
Учитель:Просит обратить внимание на последний звук, рассказать про него.
Ученики:«П» - согласный ,твёрд. Сравнивают с написанием, находят несоответствие.
Учитель:Показывает слайд со словом «крабы».
Ученики:Устанавливают, что за согласным звуком стоит гласный.
Учитель:Просит ответить на вопросы:Как называется дерево-долгожитель в нашей стране?
Ученики:Дуб.Дубы.
Учитель:Каким словом можно заменить словосочетание кучки снега зимой?
Ученики:Сугроб. Сугробы.
Учитель:Почему произносим звук «п», а пишем букву «б»?
Ученики:При произношении этих слов происходит оглушение звука[б].
Учитель:Просит закрыть уши и произнести звуки [б], [п].
Ученики:Закрывают ушки, произносят звуки. При произношении звука [б] голос раздаётся в ушах, а при произношении звука [п] голоса не слышно.
Учитель:Сформулируйте вывод о согласных звуках.
Ученики:Согласные звуки [б]-[п],[б’]-[п’] парные по глухости-звонкости.
Звук [б], [б’] согласный, парный, звонкий, может быть твёрдым и мягким. Образует пару со звуком [п].
Учитель:Знакомит с буквами «Б», «б».
Показывает образец печатных букв, включает электронное приложение письма букв «Б», «б».


Ученики:Рассматривают букву, сравнивают с другими, находят знакомые элементы.
Смотрят написание буквы в электронном приложении, смотрят образец учителя на доске, печатают на доске заглавные и строчные буквы.
Учитель:Предлагает напечатать первые буквы слов: Борис, белка, бобы, Барсик. Бегемот.
Ученики:Объясняют, какие буквы напечатали.
Первичное закрепление
Учитель:1) Работаем по электронному приложению к учебнику Л. Ф. Климановой «Азбука»
а) выделение звуков [ б ], [ б' ]в словах
- Найдите слова со звуками [ б ] или [ б' ]: белка, волк, баран, слон, жираф, верблюд.
Ученики:Объясняют, в каких словах есть звуки [б], [б'] показывают картинку.
Учитель:Как назвать одним словом?
Ученики:Животные.
Учитель:На какие группы их можно разделить?
Ученики:Домашние и дикие животные.
Учитель:Составьте звуковые схемы слов
Банан, батон, кубики, баран.
Ученики:Составляют звуковые схемы в тетради и на доске. Проверяют написанное.
Учитель:Прочитайте предложения, запомните, о чём говорится в тексте, выберите соответствующую картинку.
У нас был пёс Барбос. Он спал в конуре. У Барбоса в миске колбаса и кость. Барбос выбирает колбасу. У Барбоса есть работа – он ловит воров.
Ученики:Читают текст. Выбирают картинку на экране.
Учитель:Просит ответить на вопросы:
1.Как звали пса?
2.Где он спал?
3.Что лежало в миске?
4.Что выбрал Барбос?
5.Какая работа у Барбоса?
Ученики:Отвечают на вопросы учителя.
Учитель:Просит пересказать текст.
Ученики:Пересказывают текст.
Физкультминутка
Учитель:Гуси-лебеди летели,
На лужайку тихо сели.
Походили, походили,
Поклевали, поклевали, а потом все побежали.
Ученики:Выполняют движения.
Включение нового знания в систему заданий и повторения.Работа по «Азбуке».
Учитель:Просит объяснить , по какому принципу поделены слоги на 2 столбика.
Ученики:Слоги с мягким согласным и слоги с твёрдым согласным звуком.
Учитель:Рассмотреть, что в руках у Ани и Вани. Исследовать первые звуки.
Ученики:Петрушка и Буратино. Сравнивают первые звуки. Рассказывают о них.
Учитель:Просит прочитать пары слогов и слов; понаблюдать над произношение: ба-па; бо-по ;бе-пе; бу-пу..
Бил-пил ;бочки-почки; банка-палка; сбор-спор.
Ученики:Читают слоги и слова. Наблюдают над произношением согласных звуков. Формулируют вывод: согласные звуки [б]-[п],[б’]-[п’] парные по глухости-звонкости; твёрдости-мягкости.
Учитель:Просит прочитать пары слогов и слов; понаблюдать над произношение: ба-па; бо-по ;бе-пе; бу-пу..
Бил-пил ;бочки-почки; банка-палка; сбор-спор.
Ученики:Читают слова: столб-столбы; краб-крабы; карп-карпы; сноп-снопы.Формулируют вывод: согласные звуки [б]-[п],[б’]-[п’] парные по глухости-звонкости; твёрдости-мягкости.
Учитель:Задаёт вопросы по рисунку учебника:
-Кто такая Тортила?
-Из какой она сказки?
-Где она живёт?
-Какие слоги говорит Тортила? Прочитайте их.
Ученики:Отвечают на вопросы учителя.
Учитель:-Тортила бормочет какие-то слова. Что значит «бормотать»?
Поставьте слоги на свои места и отгадайте слова, которые бормотала старая черепаха.
Ученики:говорить непонятно, говорить невнятно.
Учитель:-Просит прочитать текст, продолжить диалог.
Ученики:Работают в паре. Соединяют слоги, читают получившиеся слова.
Читают текст. Работают в группе. Составляют диалог. Инсценируют его.
Учитель:Прочтите название текста. Предположите по названию текста и картинке в учебнике, о чём идёт речь в тексте?
Ученики:Читают название «Баран и барабан».
Работают в паре. Предполагают, о чём идёт речь в тексте.
Учитель:Прочтите текст и продолжите его.
Ученики:Работают в паре. Читают и предполагают, о чём идёт речь в тексте.
Некоторые пары озвучивают свои прогнозы.
Учитель:Просит прочесть текст и пересказать.
Ученики:Читают текст по цепочке 3 раза. Пересказывают его.
Учитель:Просит прочесть скороговорку. Рассказать друг другу.
Ученики:Читают и рассказывают друг другу скороговорку.
Рефлексия.
Учитель:-Почему звуки «б»-«п» называют парными?
-Как определить, какую букву писать на месте этих звуков?
-Назовите звук, который издаёт лопнувший барабан.
-Назовите звук, который издаёт целый барабан.
Ученики:Ответы детей.
Учитель:Кому нужна помощь учителя?
Ученики:Показывают карточки.
Учитель:Оцените свою работу на уроке.
Ученики:Показывают карточки.
Самооценка.
Учитель:Выскажите, пожалуйста, своё отношение к проделанной работе, подняв солнышко, если на уроке было интересно, тучку – если было скучно.
Солнышко – хотел отвечать всегда, тучку – не всегда или не хотел совсем отвечать.
Работая в паре: солнышко – договорились, тучку – не договорились.
Ученики:Показывают карточки.
Итог урока.
Учитель:-Закончите предложения.
Работать на уроке мне понравилось, потому что…
Наиболее трудным мне показалось…
Самым интересным было…
Ученики:Ответы детей.
Презентация на тему: Звуки [б], [б’]; буквы «Б», «б»

Рекомендуем посмотреть:

Викторина по русскому языку для 1 класса Занимательный русский язык Контрольная работа по русскому языку, 1 класс Конспект урока русского языка в послебукварный период, 1 класс

Похожие статьи:

Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе

Опубликовано: 326 дней назад (17 января 2016)
Просмотров: 1978
+3
Голосов: 3
Валерий Григорьевич Вершинин # 18 января 2016 в 02:00 +1
Здравствуйте, Нина Владимировна! Мне понравился ваш урок! Хорошо, интересно, со всех сторон до самых глубин проработанная тема на высоком уровне. Хотелось бы ещё и физминутку со звуком Б- П, про тех же крабов, баранов и барабаны.. Примите мой голос.
Нина Владимировна Шуралева # 24 января 2016 в 10:24 0
Валерий Григорьевич,здравствуйте! Большое спасибо вам за совет и ваш голос.
Надежда Николаевна Бартенева # 22 января 2016 в 20:35 +1
Нина Владимировна, здравствуйте! Конспект урока интересный. Моё мнение: презентацию бы оформить понаряднее, всё- таки малыши. А так ход урока продуман.
Нина Владимировна Шуралева # 24 января 2016 в 10:27 0
Здравствуйте, Надежда Николаевна! Спасибо вам за ваше мнение об уроке и замечание о презентации.
Наталья Александровна Клепова # 23 января 2016 в 18:48 0
Здравствуйте, Нина Владимировна! Проанализировала ваш урок. Мне он очень понравился. Обязательно воспользуюсь им в следующем году по изучению этой темы.
Нина Владимировна Шуралева # 7 февраля 2016 в 01:15 0
Шуралева Н. В. Наталья Александровна, большое вам спасибо за отзыв.
Наталья Александровна Ермакова # 14 февраля 2016 в 18:06 0
Здравствуйте, Нина Владимировна! Поздравляю с первой публикацией на сайте! Очень интересное и грамотно построенное занятие, думаю Ваш конспект многим коллегам пригодится в работе!С удовольствием голосую, голос №2
Елена Александровна Шашенко # 12 марта 2016 в 09:03 0
Конспект урока интересный. Моё мнение: презентацию бы оформить понаряднее, всё- таки малыши. А так ход урока продуман.Спасибо ВАМ!!!! большое ,удачи !