Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок изучения швейной машины в 5-6 классе. Раздел-машиноведение

Дидактические игры, как элемент урока технологии
Автор: Одегова Елена Викторовна, учитель технологии МБОУ Вахтанской средней общеобразовательной школы.
В основе ряда игровых ситуаций лежат самодельные дидактические игры, имеющие конкретное учебно–информационное содержание.
Описание работы. При изучении нового материала у обучающихся 5 - 6 классов, как правило, возникает ряд трудностей с запоминанием. Для них слишком сложно запомнить тот объём материала, который предлагается учителем. Поэтому я часто использую в своих уроках элемент игры.
Для более эффективного запоминания нового материала во время урока, при изучении подраздела «Машиноведения» я применяю следующие дидактические игры: «Ассоциативную игру», «Поиграем в учителя», «Дидактические кубики».
Назначение игры: Дидактические игры могут быть использованы для организации учебного процесса в 5-6-х классах образовательного учреждения различного типа при изучении подраздела «Машиноведение», факультативного курса в базовой школе или в кружковой работе.
Дидактические игры направлены на развитие ассоциативного мышления, способствуют интеллектуальному развитию, они помогают запоминать и вспоминать информацию. Для запоминая, достаточно соединить различные факты жизненного опыта с новой информацией в одно целое, тем самым создав ассоциативную цепочку (для «Ассоциативной игры»). Ассоциацию как процесс активного воображения рассматривал в своих трудах Т. Рибо. Предложенный ещё Дж. Локком термин «ассоциация» стал главным в целом ряде концепций и школ, объединивших труды философов (Т. Гоббс, Р. Декарт) и психологов (А. Бен, Г. Спенсер, З. Фрейд, Г. Эббингауз). Р. С. Немов описывает ассоциацию как основу памяти и рассматривает приёмы запоминания, которые основаны на ассоциациях.
Эти игры приучает учениц к самоконтролю, взаимоконтролю, с другой стороны – проводится профориентация. Может быть, такая форма игры поможет выбрать профессию учителя (игра « Поиграем в учителя»)
Задачи игр:
1. Образовательные: создать условия для более легкого запоминания нового материала; для развития памяти ребенка.
2. Развивающие: создать условия для проявления у учащихся познавательной активности, коммуникативных и общеучебных умений; для развития интереса к профессии Учитель. Развивать логическое мышление, умение наблюдать, запоминать, работать в группе в нужном темпе.
3. Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся личностных качеств, обеспечивающие успешность творческой деятельности, как индивидуальной, так и групповой; создать условия для формирования у учащихся навыков культурного межличностного общения, эстетического вкуса.
I. При изучении подраздела «Машиноведение», чтобы облегчить процесс запоминания я использую «Ассоциативную игру». Что на что похоже.
Учитель: « На чем я стою? Посмотрите, я стою на полу, а теперь посмотрите на швейную машину

Она стоит на платформе, пол – платформа, я – стойка. Попробуйте найдите стойку на машине. ( Если ассоциация была верная, девочки сами показывают стойку машины).
Затем я вытягиваю вперед руку, сгибая запястье. Учитель: «Посмотрите на меня и на машину, что вам она напоминает? Моя левая рука напоминает рукав машины (Девочки находят сами рукав машины). Согнутая рука в запястье может быть сжата в кулак. А теперь какую часть детали швейной машины напоминает моя ладонь? Это головка рукава машины. Найдите ее на швейной машине. (Девочки находят нужную деталь и показывают ее)»
Учитель: «Правой рукой давайте покрутим все вместе, наши действия похожи на работу махового колеса» .
Учитель: «Под головкой машин расположен игловодитель с иглодержателем и иглой. На что он похож?» ( Похож на то, что мама за руку ведет дочку)
А теперь подведем итог и запишем найденные детали. Часто девочки сами говорят: «Швейная машина имеет рукав, который изогнутой частью – стойкой опирается на платформу, с правой стороны рукава находится маховое колесо с ручным приводом». Если они не могут составить предложение, учитель помогает.
При таком сопоставлении девочки сами находят детали швейной машины, легче запоминают новый материал.
Эта игра напоминает игру–диалог, которая обеспечивает полноценное включение учащихся в процесс познания. Данные познавательной деятельности отразили на рис

I. Следующий элемент - закрепления материала, очень эффективно проводить с помощью игры «Поиграем в учителя». Игра очень динамичная и увлекательная, захватывает внимание всех учениц.
Учитель: « А теперь вы станете учителями и проведете опрос в классе. Выходим по очереди к доске с первой парты и, показывая по три детали, спрашиваем любую ученицу название этой детали.» Девочки с удовольствием играют в эту игру, сменяя друг друга и наблюдая за тем, что бы детали не повторялись. Когда все сходили к доске, можно немного изменить условия. Учитель: « А теперь задаём вопрос «учителю» (тому, кто стоит у доски). Если «учитель» затрудняется с ответом, то выходит и показывает спрашивающий. Тоже по три детали.» Я слушаю ответы, помогаю в случае заминки. И выставляю оценки. Хотя часто дети сами ставят себе и своим ученицам оценки по количеству правильных ответов. В эту игру девочки играют с удовольствием, она не занимает много времени. Эта игра приучает учениц к самоконтролю, взаимоконтролю, с другой стороны – проводится профориентация. Может быть, такая форма игры поможет выбрать профессию учителя.
Для повторения материала очень хорошо подходят «Дидактические кубики». «Кубик – экзаменатор»

I. предназначен для проверки знаний, относящихся к одной теме. На каждой грани кубика – вопрос или картинка детали швейной машины.
Кубики можно использовать старые детские

приклеив на их грани вопросы

или склеить из двух спичечных коробков, обклеив грани вопросами. Варианты вопросов предложены в рисунках 6-8.
Ученица, вызванная к доске, подбрасывает кубик и отвечает на «выпавший» ей вопрос. Применение дидактических кубиков при повторении изученного материала позволяет развивать и тренировать память, обостряет сообразительность, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять. При этом зафиксировали следующие показатели познавательной активности: участвовало 20% учеников, из них ответило на «5»-«4» – 78%.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра по технологии для девочек 5-6 классов Конспект урока по СБО в 5 классе. Виды транспортных средств Конспект урока технологии - 5 класс. Защита творческих проектов Коллективный проект в 5 классе
Классный час в 5 классе
Опубликовано: 3783 дня назад (18 ноября 2013)
Просмотров: 10374
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!