Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия в объединении по интересам экологического профиля для учащихся 4-7 класса

Конспект занятия в объединении по интересам экологического профиля по теме «Синантропные виды животных»
Описание: Рядом с человеком обитают дикие животные. Те, кого мы видим каждый день и те, кого мы даже не замечаем. Многие из них приносят нам пользу, часть – вред. Людям необходимо научиться жить с животными вместе не уничтожая их и не нанося вреда себе. Для этого необходимо знать животных, встречающихся в населенных пунктах. Работа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей биологии, начальной школы и учащихся 4-7 классов. Автор проводил занятие по теме «Синантропные виды животных» при изучении животного мира Республики Беларусь в объединениях по интересам «Эврика» и «Занимательная биология»
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», г.Слуцк, Республика Беларусь.
Цель занятия: способствовать формированию знаний о животных, обитающих в населенных пунктах.
Задачи:
- познакомить с видами животных обитающих рядом с человеком;
- способствовать воспитанию любви к природе;
- способствовать развитию диалогической формы речи;
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа, лекция);
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций);
- игровой (викторина, конкурсы кроссвордов, загадки)
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, иллюстрации животных, магнитная доска, магниты; подборка загадок, четверостиший, викторина «Синантропы нашего города».
Состав учебной группы: возраст детей: 10 -14 лет
Структура занятия:
1. Организационный этап
Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Чтение четверостиший о синантропных животных.
3.Операционно-познавательный этап
3.1. Беседа «Синантропные животные»
3.2. Физкультминутка «Еж»
3.4. Конкурс загадок «Синантропные виды животных»
4. Контрольно-коррекционный этап
4.1.Викторина «Синантропы нашего города»
5. Рефлексия.
Подведение итогов занятия.
Содержание занятия.
1. Организационный этап
Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Чтение четверостиший о синантропных животных.
Учащиеся внимательно слушают и по окончанию говорят, что этих животных объединяет.

1. Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки - бисер, лапки - врозь,
Лапки - боком, лапки - вкось...
(С. Чёрный)
2. Милая певунья,
Ласточка родная
К нам домой вернулась
Из чужого края.
(И. Белоусов)
3. К нам в окно стучится птичка –
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: "У вас тепло…
(С. Богдан)
4. Рыться крот в земле любил,
Часто клады находил.
Зарабатывал неплохо,
Жил себе и не тужил.
(А.Бехтерев)
5. Как у мышки, у полёвки
Целых тридцать три кладовки.
В каждой семечки лежат
Для мышат, для малышат.
(В. Степанов)
6.В сетке весь его улов,
Только он не рыболов.
Прикрепив её на сук,
Ловко ловит мух паук.
(Г. Косаревский)
7. Маленькая муха,
Жужжала возле уха,
Чуть присела и опять,
Принялась летать, летать.
(А. Тесленко)
8.Полагаясь на удачу,
К нам комар влетел на дачу.
Дать сумел нахалу сдачи
И с позором выгнал с дачи!
(С. Островский)
9. Заглянул в одежный шкаф:
Моль на шубе ест рукав!
Подмигнула мне она:
«Летом шуба не нужна!»
(В. Сибирцев)
3.Операционно-познавательный этап
3.1. Беседа «Синантропные животные»
Педагог: Синантропные животные – это те виды животных, которые регулярно обитают на территории населенных пунктов рядом с человеком независимо от его желания.
- Каких птиц вы встречаете на улицах нашего города?
Ответы учащихся:
- Это грач, ворона серая, галка, воробьи, ласточки, стриж, синицы и другие.
Педагог:
Эти птицы обитают рядом с человеком и поэтому относятся к синантропным животным.
Сизый голубь распространился по городам Беларуси в связи с фестивалями молодежи и студентов в Москве в 20 веке, на которых он был признан птицей мира (всячески охранялся и разводился). В результате этого голуби повсеместно размножились и в крупных городах они способны сбиваться в стаи до 500 особей.
Своеобразный синантроп – белый аист. Птица обитает только рядом с человеком и если населенный пункт приходит в запустение, то белые аисты улетают.
- Какую пользу. или возможно вред, приносят птицы в городах и деревнях?
Ответы учащихся:
- Загрязняют город экскрементами, представляют угрозу в распространении опасных заболеваний.
- Круглый год истребляют вредителей-беспозвоночных и украшают наши города и деревни своим пением и видом.
Педагог:
-Как вы думаете, каких зверей можно встретить в населенных пунктах?
Ответы учащихся:
- Крот, ёж, мышь, крыса и другие
Педагог:
В той или иной степени синантропными можно считать очень многие виды беспозвоночных. Самый очевидный пример – тараканы. Черный таракан, прусак, американский таракан – все они представляют разные виды и территориально живут в разных местах, однако, в любом случае, их место обитания ограничено исключительно жилыми домами, где они питаются продуктами, объедками и другими органическими остатками. Обычно тараканы ведут скрытный образ жизни, но иногда, при большой заселенности жилища и в условиях голода, могут нападать даже на людей (в основном на маленьких детей), объедая с кожи частички эпидермиса, заползая в нос и уши. Кроме тараканов можно встретить в домах мух, муравьев, моль.
- Каких синантропных беспозвоночных вы можете назвать?
Ответы учащихся:
- Моль, паук, вши, мухи.
Педагог:
Различают следующие формы синантропии:
1. Абсолютная (или облигатная) синантропия. Животные обитают только в человеческих жилищах и конструкциях. Нигде не отмечено и видимо уже невозможно их существование в природных биотопах. У позвоночных эта форма синантропии отсутствует. Она свойственна специфическим паразитам человека (например, головным вшам) и некоторым членистоногим – обитателям его жилищ (например, постельным клопам).
2. Настоящая (или преимущественная) синантропия. Животные обитают во всех типах зданий, включая каменные многоэтажные дома, и настолько приспособились к жизни в населенных пунктах, что, следуя за человеком, расселились по всему миру.
Число видов, для которых характерна эта форма синантропии, невелико: домовая мышь, серая и черная крысы и некоторые другие виды животных.
3. Географически ограниченная синантропия. Животные хорошо приспособлены к обитанию в населенных пунктах и в постройках человека, но они заселяют их только в пределах своего естественного ареала. Они могут жить во всех типах построек, включая современные многоэтажные дома. Например, синица большая, ласточка городская, некоторые виды летучих мышей.
В наши дни появляются новые виды животных, которые поселяются в городах и селах. Это барсуки в Копенгагене, лисицы - в Лондоне, кряква – в Слуцке.
Как и десятки тысяч лет тому назад, так и сейчас жизнь человека тесно связана с жизнью животных. Поэтому знать особенности биологии и поведения синантропов, - значит обогатить себя знанием многих законов природы, полнее изучить пользу или вред, приносимые животными для человека. А это, в свою очередь, поможет лучше и более умело строить свои отношения с окружающим нас миром.
3.2. Физкультминутка «Еж»
3.3. Конкурс загадок «Синантропные виды животных» (Приложение1)
4. Контрольно-коррекционный этап
Викторина «Синантропы нашего города»
1.Синантропные виды животных – это
А) виды, живущие рядом с человеком, независимо от его желания;
Б) домашние виды животных;
В) виды, живущие в зоопарках и живых уголках.
2. Какого дикого зверка можно встретить в сельских населенных пунктах?
А) беляк;
Б) русак;
В) кролик.
3. Что делают ежи зимой?
А) спят;
Б) охотятся;
В) мигрируют.
4.Какие синантропные птицы гнездятся колониями?
А) ворона серая;
Б) грач;
В) голубь сизый.
5.Почему нельзя трогать руками больного сизого голубя?
А) можно заразиться от него;
Б) можно испачкать руки;
В) можно испугать птицу.
6. Самый назойливый спутник человека – это
А) таракан;
Б) муха;
В) муравей.
7. Моль – это
А) разновидность жуков;
Б) небольшая муха;
В) мелкая бабочка.
5. Рефлексия
Подведение итогов занятия.
Приложение1
Конкурс загадок «Синантропные виды животных»

Ребята отгадывают загадки. Педагог демонстрирует иллюстрации животных, которые являются отгадкой.
1. Прилетела за медком
Пожужжала над цветком.
Два ведёрка набрала
Полосатая…
(пчела)
2. А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
И лишь животик гладить можно,
Его узнать совсем не сложно.
(ёжик)

3.Есть зверек один
Под землей живет в норе
Ест личинки и жуков
Мышку скушает лягушку
Чтоб зимою долго спать
Надо кушать много летом.
(барсук)
4.В парке нашем новоселье,
Птичье звонкое веселье:
Клёкот, щебет и рулады.
Мы весенним птицам рады!
Приготовили дворцы.
Поселились в них…
(скворцы)
5. Утром плюх на весь день в
пруд,
Только сверху хвост да лапки,
Крякнут деткам для порядка.
Им в воде чудесно тут.
(утки)

6. С ветки прыгает на ветку,
Но на землю сходит редко.
Тельце маленькое хрупко,
Постоянно носит шубку.
Коготки на лапках Остры:
По стволу взбежать не просто!
По ветвям летит, как стрелка,
Эта рыженькая…
(белка)

7. Кто на дереве сидит,
Зорко с высоты глядит?
Обнаружив мышь с вершины,
Сокращает род мышиный.
Так подвижна голова!
Это мудрая …
(сова)

8. Она в пещере проживает,
Вниз головой спит, отдыхает,
Насекомыми питается,
Млекопитающим является.
(летучая мышь)

9. Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только ...
(стриж)

10. Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков,
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …
(воробей)

11. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(синица)

12. Во дворе я - королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна.
(ворона)

13. В их колониях галдеж,
Ничего не разберешь.
Зерна ест, клопов, жуков.
Мышевидных грызунов.
От вредителей как врач
Сад спасает черный ...
(грач)

14. Она летом мошек ловит,
Гнёздышко из глины строит.
Коль летает высоко,
Значит дождик далеко,
Если же летает низко,
Это значит дождик близко
(ласточка)

15. Меньше вороны,
Меньше грача,
Хоть и похожа осанкой.
Сизая шея,
Живет сообща,
Что за птица такая?
(галка)

16. Кто в глубокой норочке
Прячет хлеба корочки,
Серенькая с хвостиком
Маленького ростика?
(мышка)

17. Любит пакостить в шкафу.
Кружится, летает.
Где присядет, незадолго,
Дырку оставляет!
Шерсть ей, будто шоколад,
Сладкий, для ребенка!
В доме ей никто не рад -
Маленькой плутовке!
(моль)

18. Музыкальный кроха очень!
Всё надкрыльями стрекочет.
И не только на опушке,
Но за печкою в избушке.
(сверчок)

19. Кровосос и паразит,
В мягкой мебели сидит.
Выжидает, подползает
И, конечно же, кусает.
(клоп-постельный)

20. Где летит – там жужжит,
Над едою кружит.
Паучок ёё заметил,
Заманил злодейку в сети.
Уловило звук тот ухо.
А жужжала… Верно!
(муха)

21. Гигиены враг бескрылый
Этот паразит,
Позабывшим воду, мыло
Кровосос грозит.
(вошь)

22. Всеядная особа
Всегда на всё готова,
На стол залезть
Борщ похлебать,
Иль в мусорном
Ведре поспать!
(таракан)

23. А эта родственница мыши –
И толще, и умней, и выше.
Она любить все погрызть,
Что ей попадается,
Сыр, конфеты, книга, рис -
Все в момент сгрызается.
(крыса)

24. У кошки есть, у собаки есть,
А сколько есть -
Никогда не счесть.
(блоха)

25. Все изрыл – и луг, и сад –
Землеройный аппарат.
В темноте в часы прогулки
Рыл под полем переулки.
(крот)

26. Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрекот-крик.
(сорока)

27. Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно!
(голубь)

28. В темном уголке живет,
Шелковую нить плетет,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
(паук)

29. Пришли мужики без топоров,
Срубили избы без углов.
(муравьи)

30. Враг полёвок, птиц и белок,
Не упустит всех, кто мелок.
Цвет каштановый, лоснится.
Это шустрая… (куница)

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая игра для 4 класса Внеклассное занятие по экологии, 4 класс Экологическая викторина-путешествие для 3-4 класса ко Дню воды Экологическая игра по станциям для школьников 4-5 класса. В мире птиц

Похожие статьи:

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Внеклассное мероприятие «Земля - наш общий дом», 4 класс

Участник №73 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 августа 2016 года
Сценарий игровой программы для учащихся начальной школы. Легенды о цветах | Внеклассное мероприятие по экологии для 2-5 класса. Экологическая экскурсия
Опубликовано: 161 день назад (2 июля 2016)
Просмотров: 670
+15
Голосов: 15
Александра Андреевна # 4 июля 2016 в 22:04 +3
Отлично подготовленное занятие, которое позволяет ученикам не только продемонстрировать свои знания но и узнать нечто новое. Спасибо вам, Оксана Анатольевна, за проделанную работу и за возможность ознакомиться с вашим занятием.
Елена Александровна Шашенко # 28 июля 2016 в 01:59 +3
Доброе утро !!!Большое спасибо за приглашение .Оксана Анатольевна !!! Ваше занятие мне очень понравилось ,желаю ВАМ творческих успехов .Удачи ! Примите голос !!!
Ольга Ивановна Кабанова # 28 июля 2016 в 13:11 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за интересный, познавательный конспект занятия в объединении по интересам экологического профиля по теме «Синантропные виды животных». Вами была проведена большая предварительная работа, материал методически грамотно оформлен. Цель и задачи сформулированы с учётом особенностей материала. Все этапы занятия логичны и последовательны. Вы используете разнообразные викторину, конкурсы, кроссворды, загадки, которые стимулируют мыслительную деятельность, вызывают интерес детей. материал адаптирован соответственно возрасту детей. Замысел занятия реализован в полной мере. Желаю успеха в конкурсе. Примите мой голос!
Мира Симеунович # 28 июля 2016 в 16:51 +1
Оксана Анатольевна, здравствуйте! Я с удовольствием ознакомилась с Вашим занятием о синантропных животных. Очень интересное! Экология является важной наукой в наше время, необходимо с самого детства формировать у детей знания об окружающем мире. Именно этому способствует Ваше занятие: интересным способом Вы воспитываете у детей любовь к природе. Познавательная сторона Вашего занятия – ценная, так как учащиеся могут узнать (и проверить знание) о разных животных (птицы, мыши, насекомые), живущих «вместе» с человеком. С удовольствием голосую! Успехов Вам!
Елена Викторовна Багрова # 28 июля 2016 в 17:02 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за объемный интересный, познавательный конспект занятия в объединении по интересам экологического профиля по теме «Синантропные виды животных».
Материал методически грамотно представлен.
Цель и задачи сформулированы с учётом особенностей материала и достигаются в процессе работы над темой.
Спасибо! Примите голос! Успехов!
С уважением!!!
Светлана Михайловна Киселёва # 28 июля 2016 в 17:13 +1
Оксана Анатольевна здравствуйте! Спасибо большое за приглашение в объединение по интересам. Это по всей видимости клуб или кружок с углубленным изучением темы?Вами были созданы условия для эффективного педагогического управления процессом усвоения экологических знаний по теме.Самой было интересно вспомнить, что рядом с нами обитают животные образ жизни которых связан с человеком, но в то же время они не являются одомашненными.И нахождение их рядом с нами оказывает определенное воздействие на нас. Использованный Вами занимательный материал развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, снимает утомление детей. Вы используете различные Формы занимательных упражнений:кроссворд, викторина,конкурсы, загадки. С большим удовольствием проголосую!
Наталья Ильинична Андриевская # 28 июля 2016 в 17:29 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. С большим интересом познакомилась с Вашей разработкой и узнала, что такое синантропные животные. Ваш материал имеет большую методическую ценность, ведь в нём интересно и познавательно знакомите детей с животными, которые обитают рядом с человеком, иногда без его желания. Учите детей, как жить с такими животными вместе, не уничтожая их и не нанося вреда себе. Для достижения задач занятия используются разнообразные методы обучения. Удачно используете стихи, загадки,викторину, физминутку. На таком занятии развивается кругозор учащихся, развивается диалогическая форма речи учащихся и воспитывается бережное отношение к природе. Спасибо за приглашение. Мой голос!
Сидорова Зоя Григорьевна # 28 июля 2016 в 20:58 +1
Оксана Анатольевна!
Конспект занятия по теме «Синантропные виды животных» прочитала с интересом. По конспекту видно, что учитель Вы грамотный, творческий. Материал преподносите, используя разнообразные формы и методы. Это, естественно, должно приводить к тому, что дети любят предмет, интересуются дополнительным материалом, развиваются в данном направлении.
Успехов в профессиональной деятельности!
Голос!
Зоя.
Оксана Анатольевна Данильченко # 28 июля 2016 в 21:07 +2
Большое спасибо Всем за теплые слова!
Алевтина Николаевна Чукреева # 29 июля 2016 в 08:29 +1
Очень интересный и познавательный материал! Проделана огромная работа, грамотно выстроен ход занятия, цели и задачи выполнены и решены, детишки наверняка с удовольствием и активно участвуют в решении поставленных задач! Вам голос
Нина Магомедовна Белозерова # 29 июля 2016 в 09:17 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. «Синантропные виды животных» - очень интересный, познавательный материал. Спасибо!
Наталья Ивановна Мурашова # 29 июля 2016 в 15:48 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. С большим интересом сама усваивала новые знания, новое понятие "синантропные". Какие широкие познания у ваших детей. Замечательно, что учите жить с разными животными: и вредными, и полезными, не причиняя никому вреда. У вас богатая подборка стихов, загадок,вопросов викторины, физкультминутка. Успехов Вам! + 1
Оксана Анатольевна Данильченко # 29 июля 2016 в 21:12 +2
Спасибо всем!
Варвара Георгиевна Золотухина # 29 июля 2016 в 22:21 +1
Оксана Анатольевна, большое вам спасибо за приглашение! Мне очень понравилась ваша работа. Замечательный конспект. А значит, замечательный урок. Детям наверное очень нравятся ваши занятия. Это так увлекательно познавать мир , окружающий нас. Совершенно необходимо учить детей заботиться об экологии, думать о своих поступках, нести ответственность за экологию не только своего города, но и мира.
Очень ценно, что вы рассматриваете не только негативные факторы присутствия наших городах некоторых животных, но и позитивные моменты.
Спасибо вам за ваш труд! Мой голос вам!
Светлана Геннадьевна Ботвенко # 30 июля 2016 в 07:31 +1
Доброе утро!Большое спасибо за приглашение!Грамотный, интересный урок! Счастливые ученики,потому что у них есть такой ПЕДАГОГ!Голос! Удачи! Заходите ко мне в гости и оставьте свои комментарии!
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 августа 2016 в 17:47 +2
Спасибо Всем большое!
Алла Ивановна Ефимова # 31 июля 2016 в 00:34 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Очень интересная и познавательная задумка. Я думаю, что любой педагог может взять себе на вооружение столь интересный материал. Я обязательно, с Вашего разрешения воспользуюсь. Мой голос Вам!!!!
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 августа 2016 в 17:46 +2
Буду рада если воспользуетесь материалом! Чем больше людей, будет изучать окружающий нас мир, тем лучше!
Лариса Анатольевна Маслиенко # 31 июля 2016 в 20:21 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. С большим интересом познакомилась с Вашей разработкой. Какие широкие познания у ваших детей. Замечательно, что . Вы воспитываете у детей любовь к природе, учите их добру .
Творческих Вам успехов и голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 августа 2016 в 17:46 +2
Спасибо!
Марина Сергеевна Долгих # 8 августа 2016 в 14:20 +1
С удовольствием голосую за Вашу интересную публикацию. Поставленные задачи и цель реализованы. Творческих успехов!
Татьяна Михайловна Кравченко # 8 августа 2016 в 17:05 +1
Очень интересное занятие
Любовь Владимировна Лычангина # 13 августа 2016 в 06:24 +2
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Не стыдно чего-то не знать, стыдно не учиться.
Вот и я узнала, кто такие синантропные животные – это те виды животных, которые регулярно обитают на территории населенных пунктов рядом с человеком независимо от его желания.
Структура занятия чёткая и последовательная; подача научных сведений чередуется с загадками, стихотворениями, что исключает переутомление учеников.
В целом конспект имеет высокую педагогическую ценность.
Голосую за экологическое направление!
Ольга Васильевна Яковлева # 15 августа 2016 в 18:17 +2
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Спасибо за интересный, познавательный конспект занятия в объединении по интересам экологического профиля по теме «Синантропные виды животных». Вами была проведена большая предварительная работа, материал методически грамотно оформлен. Используются разнообразные викторины, конкурсы, загадки, которые стимулируют мыслительную деятельность, вызывают интерес детей. Дальнейших творческих успехов! голос
Оксана Анатольевна Данильченко # 17 августа 2016 в 15:14 +1
Всем спасибо за комментарии!